Пересматриваю старые фильмы
Пересматриваю старые фильмы
Посмотрела я несколько старых антиутопий и чет больше всего меня зацепили Чужие среди нас и 1984 (старый фильм).
Напоминаю, что это сугубо мое мнение, чье-либо еще мнение и видение этих фильмов может быть иным и не таким, это совершенно нормально.
Чужие среди нас - это вообще нечто очень похожее на пособие в духе "как обнаружить шизофреника". Иначе я не могу его назвать. Меня привлек комент одного из зрителей, мол, наконец-то адекватная реакция героя. И я такая ок, покажите мне адекватную реакцию.
Адекватная реакция: герой эдакий американский Вася потерял работу на родине и приехал в какой-то городок. Не понятно, почему, не понятно зачем, но приехал. Что мешало найти работу дома так и не сказано, в фильме основной акцент на то, что бедные еще больше беднеют и остаются без работы, а богатые еще больше богатеют. Ну ок, приехал он в городок, пошел в центр занятости, а ему сказали - для вас работы нет. При этом перед Васей висит огромный список вакансий и там можно поискать что-то подходящее. Но Вася его игнорит и идет на стройку, где устраивается копать землю явно не за много деняк. Ладно, допустим, у него нет образования или прописки или еще чего-то, но неужели в родном городе строек не было? Зачем ради копеечной работы сваливать хрен знает куда? Потом Вася идет бомжевать за город с таким же приятелем, поскольку снять номер денег нет. Судя по фильму, он проработал один день, а дальше начал заниматься слежкой за местной церковью, в которой происходит что-то странное. Понятное дело, что ни один начальник такого работника не привечает, ну ладно. В итоге после погрома бомжарника и церкви Вася находит очки, надевает их и... видит мир черно-белым, а вместо некоторых людей что-то среднее между зомби и инопланетянином. И как порядочный человек вооружается, убивая двух полицейских, и начинает расстреливать зомбоинопланетян.
Как это выглядит на самом деле - приезжий безработный бомж неизвестно чем занимается вместе с остальными бомжами на улице, неизвестно что принимает (быть может, наркотики), убивает полицейских при исполнении, расстреливает мирных граждан в банке или на почте (я так и не поняла, что это за такое помпезное здание было), устраивает гонки по городу, с угрозами захватывает автомобиль с женщиной за рулем, едет с нею к ней домой, держит ее в заложниках. Женщина чудом спасается, вмазав ему бутылкой по башке и вызывает полицию (логично, кто ж захочет сидеть дома с неизвестным мужиком, который бредит про инопланетян). Потом он ударяется в бега. Естественно, о работе уже все забыли, этот красавец во всех полицейских сводках и в телевизоре. Его приятель пытается наставить его на путь истинный, но наш Вася требует, чтобы он надел очки. И когда приятель вполне логично отказывается, то устраивает с ним драку не на жизнь, а насмерть, упорствуя в своем видении инопланетян. На что это похоже? Очень смахивает на сцену из Мастера и Маргариты, мол, за мной черти гонятся, один высокий, а второй низкий и кот. После качественной драки Вася все же напяливает другу очки, друг проникается моментом и они вдвоем идут громить базу инопланетян на телевышке, откуда идет грозный сигнал, промывающий всем мозги. Жаль, что без шапочек из фольги.
Я не знаю, неужели расстрел народа и есть настоящей адекватной реакцией героя, а не все этим "может быть, я сошел с ума?", "надо сходить к врачу, что-то мне мерещится всякое дерьмо" и "надо меньше пить, а то белочка пришла". В общем, адекватной реакции я не увидела, зато увидела классическую картину шизофрении с увлечением в нее второго персонажа, расстрел народа - виноватого или нет, сопротивление полиции при исполнении, взятие в заложники и тд. Полный набор нарушений закона с бредовыми идеями. Конечно, концовка фильма о том, что без страшного сигнала из телевизора все люди разом прозрели и тут же увидели инопланетян, но... реально? Одна телевышка на всю планету? Хоспаде, я бы не была так самоуверенна на их месте. Тем более, таких Вась полным-полно.
1984 конечно намного круче вышел. И атмосферой, и сюжетом. Книгу я читала давно, еще в бытность студенткой и представляла себе все несколько не так мрачно. Фильм же нырнул на самое днище и показал самые мерзкие глубины ада. Что-то мне кажется, что если ад и существует, то это он - с разбитыми покореженными зданиями, выбитыми окнами, тотальной повальной нищетой, кошмарной едой, отсутствием средств гигиены (герой долго и нудно искал лезвия для бритвы) и всеми остальными прелестями.
Конечно, фильм не передал всего того, что творилось у героев в головах, но сама атмосфера... Очень сильно напомнило мне мои сны. Когда вокруг все такое мрачное, мерзкое, страшное, грязное и там еще надо выживать. Особенно добивает комната героя, где реально узкая койка как в тюряге, один стул без стола зато на всю стену этот телевизор с Большим Братом... Нигде не спрятаться и не скрыться. И даже хрен повесишься - приедут, снимут и отправят на перевоспитание. Фильм сделал больше акцент на любовные отношения героев, очень шикарно показал натуралистичность - небритые человеческие тела (да, даже там, где все орут, что надо брить ради гигиены), худые, изможденные лица. Люди, которые в 30 выглядят на 50, а в 40 на 60. Реалистично толстые усталые женщины. Реалистично задерганные изможденные мужчины. Курящие, пьющие, больные, загнанные и боящиеся. Тощие никому не нужные дети, болтающиеся на улице, поскольку им некуда себя девать. Постоянный промыв мозгов этим телевизором с Большим Братом, постоянная зачитка новостей о войне и о преступниках. Показ по телевизору казни... От такой атмосферы реально хочется вскрыться, благо там, в фильме, полно битых стекол. Но человек такая тварь, которая выживает почти в любом случае. И привыкает к ужасному питанию, дерьмовой водке и сигаретам, постоянной нагрузке на тело, принудительной физзарядке. Привыкает жить даже в таких условиях. Другое дело, что творится в мозгах такого человека.
Человек пытается сопротивляться. Быть может, исподволь, сначала сам не замечая процесса. Потому что знает, что может быть лучше. Надеется на лучшее. Это и называется мыслепреступление - когда человек еще ничего не сделал, но хочет сделать, размышляет об этом, планирует что-либо. Хотя там преступлением можно назвать абсолютно все - даже чих не с той стороны. Очень сложно понимать, как люди остаются людьми, когда из них вытравливают все человеческое. Превращают в идеальные покорные рабские машины. Без мыслей, без желаний, без воли. Пытают, чтобы истребить не то что инакомыслие - чтобы убрать даже идею инакомыслия, сами зачатки свободы воли. Ведь суть пыток даже не в том, чтобы человек признался в каких-то там грехах (да какие у него грехи? обычный мужик захотел обычную женщину, естественный половой инстинкт, как ты его ни крути). Но нельзя. Нельзя выбираться в другое жилье и жить там как семейная пара, потому что семья запрещена. Нельзя читать стихи. Нельзя любоваться картинами. Нельзя пользоваться старинными предметами... Много чего нельзя. Вся суть пыток заключалась в том, чтобы изжить в нем само понятие самостоятельности, уничтожить идею о том, что он человек. И заставить предать не себя, а кого-то другого. Заставить переступить через себя и стать просто очередным овощем.
Насчет пыточного аппарата с крысами - мне интересно, как они реализовывали другие страхи пытаемых. Например, страх высоты. Или страх заразиться какой-нибудь болезнью. Но тут еще можно предположить, что такому человеку приносили пробирку с какой-нибудь оспой или холерой и тыкали под нос, мол, не скажешь - выльем на тебя. Но остальные страхи... В принципе, при должной фантазии реализовать можно практически любой человеческий кошмар, хоть и в зеленых человечков переодеться. Придется постараться, но что им терять и куда спешить? Некуда. Уверена, они даже страх одиночества или толпы как-нибудь да реализовали бы.
В общем, фильм тяжелый лично для меня морально, больше пересматривать не буду, найду что-то полегче. Надеюсь, хоть кошмары не приснятся о нем, а то вполне может быть.