да-да, я уже запомнил, как сильно ты любишь эту цитату про зеркало ✦ [баннибела читает книжки]
чего не было обсуждено в сети, того и не существовало
отношения с книгой Станислава Лема "Солярис" у меня... интересные. она мне не особо нравится, но когда встал вопрос, какую книгу проиллюстрировать, я вспомнила о ней почти первой. я не могу её с чистой душой порекомендовать кому-то, но я заебу вас цитатой про зеркало.
Мы вовсе не хотим завоёвывать космос, хотим только расширить Землю до его границ <…> Не ищем мы никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Хватит с нас одного этого, и он нас угнетает. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша…
наверное, для меня проблема с “Солярисом” заключается в том, что всё, что автор хотел сказать, он вложил в эту цитату. а вокруг этой цитаты есть ещё целая книга. после прочтения которой ты смотришь в потолок и спрашиваешь себя “и что это только что было”.
какие-то сюжетные ветки просто забываются на полуслове. какие-то, наоборот, продолжаются дольше, чем оно того стоило бы. и в конце всё обрывается пространными рассуждениями ни о чём, и ты как читатель чувствуешь себя неудовлетворённым.
проблема — не с книгой, но с её восприятием — решается, если подходить к ней не как к художественному произведению со структурой, обычно присущей художественному произведению, а как к философскому рассуждению и критическому высказыванию в сторону остальной научной фантастики тех лет да и взглядов научного сообщества на проблему поиска внеземной жизни. насколько я понимаю, тогда научную фантастику заселяли фантазии (хаха) об инопланетянах, которые выглядели как азари из mass effect даже в самых смелых полётах мысли. и, как это достало Лавкрафта, когда он написал свой “Цвет из иных миров”, так и спустя почти столетие примитивные взгляды на инопланетян как на людей но с приколами достали Станислава Лема. в “Солярисе” не то, что непонятно, как контактировать с внеземной жизнью — непонятно, жизнь ли это вообще. и в дни, когда на заседании конгресса сша якобы подтвердилось, что американцы изучают обломки инопланетных кораблей, очень хотелось бы чётко определить, что вообще значит “внеземная разумная жизнь”, ведь из этих трёх слов единственное, которое однозначно понятно — это “внеземная”.
есть неплохие шансы того, что внеземную жизнь мы обнаружим ещё на этом веку, в довольно ближайшее по историческим меркам время. и я очень жду этого дня. ведь он может стать самым трагичным днём в истории не только человечества, но и жизни на земле как таковой.