Наши играют французскую жизнь, или судьба троянских женщин голосами корейского театра
На прошлой неделе судьба в лице моей дочери закинула нас в Эдинбург, который столица Шотландии. А в августе там не только день открытых дверей Университета, но и самый крупный в мире международный театральный фестиваль Fringe. Представления дают на каждой маломальски центральной улице, по которой зрители и сочувствующие шествуют с ворохом врученным им рекламных проспектов о платных и бесплатных перформансах. Играют волынки, кричат зазывалы, аплодируют зеваки, визжат карапузы, недовольно морщат нос подростки, которых вы тащите через готические кварталы-мыльные пузыри-воздушные змеи-толчею-посмотри-когда-еще-такое-увидишь , а они мечтают осесть в кофейне и высококультурно провести досуг за чашечкой кофЭ и "Великим Гэтсби". Все это гостеприимные эдинбуржцы стойко выносят с 1947 года, когда восемь театральных трупп, не получивших приглашения на официальный Фестиваль, взяли и устроили свой, улично-контрабандный. Со временем на Fringe стянули силы все любительские, в основном студенческие, театры — и понеслось. Из мировых звезд, которые начали здесь свою актерскую карьеру, можно упомянуть Стивена Фрая, Хью Лори (который доктор Хаус) и Эмму Томпсон.
Мы с истинно английским снобизмом презрели бесплатные комедийные площадки и прикоснулись к прекрасному в настоящем театре, за деньги. Выбор спектакля был тоже за пределами зоны комфорта, но после шестичасовой поездки на поезде мы и глазом не моргнули от перспективы интенсивного курса корейского языка с полным погружением в 13 век до нашей эры. Опера называется "Троянские женщины", исполняет Национальная Опера Кореи.
Пьеса "Троянские женщины" была написана небезызвестным Эврипидом в далеком 415 году до нашей эры и рассказывает о судьбах царицы Трои Гекубы, ее дочери Кассандры, невестки Андромахи и служанок. Судьбы, как вы понимаете, все женские и все нелегкие. Пьеса эта в древней Греции заняла на конкурсе второе место, но дожила до 2023 года и была переработана современными авторами, композитор — Jung Jae-il, тот самый, который написал музыку к оскароносному "Паразиту" и не гнушается K-pop.
На сцене сплошной минимализм, все белое: декорация, похожая на корабль/пещеру, одежды женщин (восемь служанок плюс Гекуба) и три музыкантши с народными инструментами (остальные работали из оркестровой ямы, но мы не заплатили столько, чтобы видеть еще и их). Актеры работают в традициях пхансори (Пхансори́ — жанр народной корейской музыки, который часто называют «корейской оперой». Обычно в представлении участвуют двое: певец, сорикку́н (кор. 소리꾼) и барабанщик, косу́ (кор. 고수), одетые в ханбок. Слово «пхансори» происходит от пхан, что значит «место, где собираются люди» и сори, что значит «песня» или «пение». Повествование сориккуна включает пение, речь и жестикуляцию, единственные аксессуары — носовой платок и веер. Аудитория также принимает участие в исполнении, комментируя происходящее и выкрикивая одобрительные возгласы.), и пение — гортанное, непривычное — очень напоминает утробное рычание попавшего в ловушку зверя, что полностью соответствует настроению повествования. Женщины лишились защитников и вынуждены покориться воле греков, которые намерены сделать их рабынями. Царица Гекуба отправится на кухню греметь древнегреческими амфорами. Красивым и молодым, вроде Андромахи, "улыбается" греть постель убийцам мужа. Чтобы заслужить такую честь, она, по законам львиного прайда, должна избавиться от своего ребенка, сына Гектора. Мужчина в сером любезен настолько, что обещает позволить матери и бабушке похоронить младенца, если его отдадут палачам добровольно. Гекуба призывает все кары небесные на головы мужчин, как троянцев, так и греков, выслушивает заслуженные обвинения в свой адрес и в конце восстает против богов, ну потому что сколько же можно так издеваться над людьми.
Вопросы "что делать" и "кто виноват" падают в вечность и остаются открытыми, а вот "женские проблемы" оказываются очень даже современными: тут и горе матери, и страдания вдовы, и ограничение женских прав, и отрицание свободы распоряжаться собственным телом. Классика, она на то и классика — ответов не дает, облегчения от того, что "так исторически сложилось", не приносит.
Монотонность декораций и заунывных речитативов греческого хора под руководством Гекубы регулярно нарушается появлением то Андромахи, то Кассандры, которые не остаются на сцене, то всполохами солнца, когда разговор идет о богах, а то "пещеру" захлестывают морские волны. В первой части спектакля актрисы держат в руках клубки красной шерсти — символ очень емкий, я восприняла его как способность женщин вершить судьбы (как мойры), но под конец клубки отбрасывают в сторону, то ли снимая с себя ответственность, то ли признавая тщетность индивидуальных усилий перед лицом безумной толпы= мужчин.
Мужчины приходят из зрительного зала, всегда в сером и всегда с нехорошими известиями, как вот об убийстве младенца, на надгробии которого бабка поклялась высечь "Здесь лежит маленький мальчик, сумевший напугать целую Грецию". Когда зрители понимают, что от мужчин ничего хорошего ждать не приходится, появляется еще одна фигура в сером. А вот тут внимание, потому что это — Елена, ну та самая, которая "язва, чума и порча здешних мест", и играет ее ДА ДА ДА парень, прямо кей-поповец во плоти. Она ходит такая вокруг Менелая (муж ее первый, от которого она с Парисом сбежала) и заливает ему уши чарующими мелодиями из серии "не виноватая я", а тетки в белом смотрят на нее как бабки с сиреневыми волосами на молодежь с зелеными и пирсингом в голом пупе. В этом месте я отвлеклась от чтения субтитров и начала размышлять про замысел режиссера. Решила, что Елена предала все хорошее, что есть в женщинах, и, явившись причиной войны, теперь изгнана из женского лагеря (за профнепригодность ). Поэтому она в сером и вообще мужик.
Кажущаяся скудость визуальных выразительных средств помогает сконцентрироваться на эмоциональном содержании, поэтому спектакль вонзается в душу и мозг рыболовным крючком, навечно. Как неохотно призналась юная феминистка, сидевшая в тот день на диете из гордости, отрицания и плохого настроения, "нормальная пьеса".
Кусочки из оперы для ознакомления:
С Еленой в серединке
"смотрят на нее как бабки с сиреневыми волосами на молодежь с зелеными" - восхохотала.
Жуть всякую показывали вам, у меня еще со школы от Антигоны травма, греки умеют...
Сразу хочу похлопать заголовку)))
Посмотрел отрывки. Интересно, но непривычно, конечно. Я бы без подготовки не оценил) Восток - дело тонкое.
А еще мне хочется всех девочек сраху обнять и успокоить, сердешко болит, ну вы их лица видели, это же кошмар какой-тоЧто юных феменисток приобщаешь к высокому - молодец) Кофейни никуда не денутся, а такое чудо посмотреть можно не ка...Про Елену что то аж смешно и обидно🤣 хотя, если серьезно, спектакль наверное очень серьезный. О вечных проблемах. Посмотрела бы я на это, но каст нг на роль Елены я все равно представляю и смеюсь)
Елена...
Разжалованная в мужики...
Лучше этого уже ничего не будет.
Прочитала пост с огромным удовольствием. Ты как всегда на высоте -- и посмеяться, и подумать, и красивостями насладиться. Ван лав.
Постскриптум: если где-то нет кофейни, можете меня туда не звать.