Портрет Дориана Грея или Ты не можешь мне запретить
Утром, как говорится, в газете, вечером — в куплете. С очень далекого высока спустили на грешную землю список "запрещенки", который умные люди сразу определили как "обязательный к прочтению". Однако некоторые авторы уже два века назад все предвидели и подготовились: атмосфера в их книгах, может, и не скрепная, но ни к единому слову придраться не получится — все, как на подбор, из Оксфордского словаря.
Немного истории, только самые сочные и горячие факты, оставайтесь с нами!
В английском законодательстве в течение долгого времени за «содомию» полагалась смертная казнь. Но даже в довикторианскую эпоху она вовсе не была неизбежной. В 1772 году капитан Роберт Джонс, «светский лев», известный в обществе, был приговорен к смерти за секс с 13-летним Френсисом Генри Хеем. В итоге же, изучив все обстоятельства дела, в том числе факт обоюдного согласия партнеров, казнь Джонсу заменили на высылку из страны.
Смертная казнь за гомосексуальные связи в законодательстве Британской империи была заменена на пожизненное заключение или заключение на срок не менее десяти лет как раз в период правления королевы Виктории, в 1861 году. При этом фактически такие жесткие приговоры выносились редко, поскольку суду нужны были неопровержимые доказательства того, что обвиняемые находились в интимной связи. В итоге в 1885 году была принята так называемая «Поправка Лабушера», позволявшая судить не за секс как таковой, а за «грубую непристойность». Подозреваемых обвиняли в оскорблении морали и отправляли в тюрьму на два года. Интересно то, что закон касался исключительно мужчин — королева была счастлива в браке и мысли не допускала, что такое может произойти среди женщин. Ну не суть.
В 1890х для обозначения нескрепного явления было придумано несколько слов, которые вступили в конкурентную борьбу. К.М Кертбени, писатель из Австро-Венгрии, придумал термины "гомосексуальность" и "гетеросексуальность", которые как-то не прижились (его пример опять же подтверждает, что каждый автор найдет своего читателя. Ну и что, что через сто лет). В те времена было популярно словцо "уранианство" или "урнинг", отсылавшее образованную публику к греческим мифам о боге Уране, который потерял свои бубенцы в океане, и они наделали столько пены, что из нее родилась Афродита. Еще были "унисексуалы" /'unisexual' (тут уж по аналогии с единорогами или единороссами — решайте сами) и "инверты".
В 1890 году выходит скандальный роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Прототипом "чистейшей прелести чистейшего образца" стал малоизвестный, но очень смазливый поэтишка Джон Грей, типичный офисный планктон своего времени, ну разве что офис его носил громкое название Почтовое отделение Министерства иностранных дел. Пописывал господин Грей декадентские стишки, налегая на гомоэротическое вожделение, цветистый вокабуляр (тут уж Оксфордский словарь пришёлся как нельзя кстати) и ботанические метафоры. То ли эти "души прекрасные порывы", то ли выдающиеся внешние данные (кто знает, кто знает) привели двадцатипятилетнего человека с лицом пятнадцатилетнего мальчика в круг, где вращались все основные светила лондонской интеллектуальной элиты. И стал он спутником самого Уайльда до 1892 года, когда основатель эстетизма сменил старую модель на новую (новый и последний любовник писателя, Альфред Дуглас, гори он вечно в адском пламени, был очень похож на Грея внешне). Мистер Грей что-то там еще по инерции немного потворил, а через пять лет поступил в католическую семинарию в Риме и до самой своей смерти в 1934 году носил имя патер Грей.
Так что великие книги, они наставляют на путь истинный. Даже тех грешников, которые подписали единственное сохранившееся письмо, адресованное человеку, обессмертившему его имя, "Дориан", а не "Джон". А все потому, что дориец — это древний грек, а Древняя Греция это мифы и легенды не только о подвигах, но и любви Олимпийцев к прекрасным юношам. Однако ни к одному слову в книге придраться нельзя. Умели же люди писать!
P.S. Автор не мог отказать себе в любезности и на первое место тиснул афишку с мистером Барнсом в роли Дориана (личный фетиш на фамилию, что поделать), а уж потом свет наш Оскар доминирует над Фредиком.
Про бубенцы взоржала в голос, но логики названья все равно не понимаю. Афродита ведь появилась, а не Гиацинт)
Единороги — это превосходно.
Ооо, скоко сюжетов из Уайльда сотоварищи можно выжать!
А за что ты
Как обычно восхитительно!!!