Примечание
5 мая 2013
Я - последний из индейцев своего племени. Я расскажу вам свою историю.
Мы жили здесь всегда, и жизнь наша была светла. Мы охотились на бизонов, нам сопутствовал клёкот орла, мудрые вожди управляли нашими племенами. Так было, пока в благословенный край Маниту* не пришел белый человек.
Он пришел не с миром, но с обманом - у всех белых людей два языка и два сердца**. Они обещали одно, а делали совсем другое. Они убивали бизонов, дававших нам пищу - мы ели их мясо -, кров - из их шкур мы делали типи*** - и одежду - мы шили ее из их кожи. Убивали просто так, для забавы. Они отнимали у нас наши земли и сгоняли в резервации. Они заставляли нас, привыкших к свободе, жить на одном месте.
Мы жили здесь испокон веков. Мы любили свои земли и заботились о них. Они пришли и отобрали все. Они пришли с оружием, которого мы не знали, и мы оказались побежденными.
Это была не война, а неравный бой сынов Маниту с белыми людьми, проливавших реки крови, которыми они и записали эту страницу нашей истории.
Они гнали нас все дальше и дальше. Наши старые тропы стали для нас тропами слез. Они прогнали нас с тех земель, где мы жили с самого сотворения мира, с тех пор, как само время и сам Великий Дух подарили нам эти земли.
Мои братья и сестры умирали. Их души возвращались к природе - нашему дому и в мирные времена, и на тропе войны, и в смерти, которую принес белый человек.
Каждую ночь мне снятся волки, бегущие за оленем, мустанги, которые мчатся вдаль, их свобода... Мне снятся вершины гор, их склоны и ущелья - земли, которые вы отняли. Мне снится дым костерков, и наши дома, и круг близких, родных и друзей - счастье, которое вы отняли. Мне снится благословенная земля Маниту...
Я верю: я - карибу. Все мы - карибу, а вы - волки. Вы гнали нас, как волки гонят оленя.
Вы говорили, что мы должны отдать вам свои земли. Вы придумывали запутанные бумаги, которых не понять сыну прерий, и делали нас своими должниками. Но мы не должны вам ничего. Мы ничего не должны белым людям. Единственный наш долг - долг перед Матерью, что родила на на свет, и долг перед Маниту.
Сегодня - хороший день, чтобы спеть для них.
Великий дух был здесь задолго до вас. Задолго до нас. И будет через много лет после вас.
Белые люди слишком горды, чтобы считаться с природой, с нашими меньшими братьями. Они берут, что хотят, делают, что хотят, убивают для забавы, не спрашивая Маниту.
Как давно не слышал я славки, не слышал ее переливистого "Ми-ми-ми-и-и-но-но-но-но-но-та-ки-но-та-ки-но-та-кия-а!"****, не слышал этой ободряющей песенки. Она не даст одобрения вам и вашим делам.
Ваша гордость погубит вас. Она приведет вас к смерти. И тогда снова услышит благословенный край песню славки. Снова понесется ее "Минотакия!" над прериями, над горами, над сосновыми лесами и озерами, над всей землей Великого Духа.
Уже очень скоро меня здесь не будет. Я присоединюсь к своим братьям и сестрам. И тогда мою историю расскажут моя кровь, и кровь моего народа, и дух моего народа, и клекот орла, и журчанье ручья, названного Кровь Мэри, что протекает неподалеку от моей хижины. Кэгет*****! Я все сказал.
Примечание
* - Великий Дух Маниту - дух, который может быть во всем: в животных, растениях и даже механизмах, впоследствии под влиянием миссионеров стал восприниматься как Великий Дух-создатель.
** - индейское определение двуличности.
*** - типи - индейское жилище конусообразной формы, покрытое обработанными шкурами бизонов или оленей. Не следует путать с вигвамом.
**** - звукоподражание близко к песни славки (певчего воробья) по ритму и звукам. Песня славки воспринимается индейским слухом как ободряющая фраза "Это хорошо!" (Вэша Куоннезин)
***** «"кэгет", что значит "конечно", или "разумеется", или "в самом деле"; когда очень уверен в чем-нибудь, говорят "кэгет"»(Вэша Куоннезин)