Примечание
10 слов (терминов) из словаря: двухфакторная аутентификация, интерактивная информационная система, кристалл, лицензия, машинное обучение, разархивирование, текстовик, термоинтерфейс, упасть, формальный параметр. Также выделены в тексте.
«Доктор Аксель Эдгар.
ЦИНК, 13.185-29 N.I.O.
Дата T+2561.003
Персональный отчёт о внештатной ситуации 47-MI
(с комментариями)
Прим.: к редакции.
Версия: 1.02.
Дата T+2554.003
Обнаружена несанкционированная передача данных через серверный спутник Нова-Терра, выделенный для ЦИНК. Уведомлены ответственные в службе безопасности, а также старшие агенты проектов. Профильный анализ позволил выявить источник, но его точечная локализация потребовала временных затрат. Причина: данные маскировались среди остальных каналов ЦИНК, при этом использовалось архаичное шифрование. Позднее установлен тип шифрования: код Морзе-Вейла-Герке (далее МВГ). Данный код применялся в 20-21 земном столетии для радиопередач и различных шифровок. Первым предположением службы безопасности было наличие артефактов в потоковых данных. Продолжена работа по точечной локализации.
Дата T+2555.003
8.44 APM Система сообщила о невозможности идентификации источника сигнала, т.к. источник находится во внутреннем круге защиты. Таким образом, источником является один из терминалов службы безопасности. Запущены протоколы блокировки, передача данных прекращена, все находящиеся в здании ЦИНК агенты безопасности временно понижены в доступах. Аварийная самоизоляция системы привела к сбою, в связи с чем удалось перехватить часть шифрованной передачи.
8.47 APM Успешно завершена идентификация источника сигнала: им объявлен терминал K2-IH (идентификатор ####), принадлежащий агенту безопасности Айвану Герда.
Справка:
Айван Герда, со-Гражданин, 29, агент безопасности ЦИНК, доступ Альфа, принадлежит проекту Прозрение (далее Проект).
8:49 APM Завершено разархивирование перехваченного сообщения. Подтверждено использование МВГ, данные дешифрованы. Передача содержит сведения по Проекту, в т.ч. данные уровня Терра, а именно: «…стабильность системы более не зависит от параметров калибровки SST-301.67». Лица с правом доступа уровня Терра: доктор Аксель Эдгар и вице-глава Проекта Марин Элейн.
Справка:
Марин Элейн, Гражданин, 29, вице-глава проекта Прозрение, инженер с правом принятия решений, доступ Терра.
Связь с Айваном Герда: заключён брак по уставу Нова-Терра, совместное проживание. Длительность подтверждённого контакта: 12 лет.
8:56 APM Мною как главой Проекта принято решение немедленно направиться к Айвану Герда. Скомпрометированный терминал передан под контроль ДО, двое сотрудников выделены мне для сопровождения.
9:07 APM По прибытии не обнаружено причин для проявления подозрительности. Виртуальный дворецкий сообщила, что хозяева завтракают и впустила меня. Айван Герда появился почти сразу. Эмоциональное состояние — стабильное, без признаков настороженности и тревоги. Ему были заданы наводящие вопросы: знаком ли он с шифрованием, в т.ч. архаичными кодами, может ли определять его лично, может ли использовать механический способ. На все вопросы Герда ответил утвердительно. Я показал ему перехваченную часть сообщения в зашифрованном виде, и он безошибочно определил код МВГ. В это же время спустилась Марин Элейн: её вид соответствовал домашней обстановке, однако она насторожилась из-за присутствия агентов ДО и сразу предположила внештатную ситуацию. Я спросил, знает ли Герда, что написано в сообщении, и он безошибочно декодировал его как ранее указанное: «…стабильность системы более не зависит от параметров калибровки SST-301.67». Отдан приказ о задержании.
Несмотря на понятную заинтересованность, Марин Элейн переданы только общие сведения: что обнаружена утечка данных в Эдем и что расшифрованное сообщение является одним из доказательств для обвинения Айвана Герда в шпионаже.
9:43 APM Конфиденциальный допрос Айвана Герда дознавателем Нова-Терра.
Тем временем обнаружено, что терминал K2-IH имеет свой протокол безопасности, в связи с чем не сохранял логи. Однако поскольку интерактивная информационная система при каждой передаче не получала нужный ответ, агенты ДО смогли получить данные о частоте и длительности сеансов. В Эдеме знали всё! С самого первого прорыва Марин Элейн и решения проблемы формального параметра! (доклад ####) К сожалению, первые передачи зашифрованы куда сложнее, доступ к ним возможен через личный спутник с двухфакторной аутентификацией.
9:59 APM Известная информация передана прибывшей в лабораторию Марин Элейн.
11:03 APM Конфиденциальный допрос окончен. Дознаватель сообщил, что Герда отрицает какую-либо причастность к шпионажу, сотрудничеству с повстанцами и внесению изменений в протоколы безопасности. Знание кода объяснил тем, что изучал его (среди прочих) на Приме в Академии.
11:21 APM Начат разговор с Айваном Герда. Не могу характеризовать нас как друзей, более близкое определение «достаточные знакомые». В разговоре Герда так же отрицал любую причастность. Его заверения о верности Марин, «делу всей её жизни», а также Нова-Терра показались мне достоверно искренними. Герда также заявил, что ничего не знает о Проекте и расшифрованная фраза для него не несёт смысла. При этом он подтвердил, что, кроме него, никто не мог получить доступ к терминалу K2-IH.
12:18 APM Айвану Герда предъявлено обвинение в шпионаже, пособничестве группировке «Эдем» и в измене колонии. Марин Элейн восприняла данные обвинения с гневом, однозначно признала их ложными и потребовала расследования, согласно Уставу Свободы. Однако в этом было отказано, т.к. настолько большой объем утечки поставил под угрозу не только Проект, но и глобальную безопасность Нова-Терра. Айван Герда отказывался сотрудничать. Понимая, что годы разработок и неисчислимое количество энергии могут быть потрачены зря, я решился на отчаянную меру — использовать прототип STIBE («Кристалл»). В данной версии проверка стандартных чипов подавления посредством машинного обучения была заменена на интеллектуальную (доклад Марин Элейн ####). На момент событий тесты завершены на 83,71%; стабильность системы 92,238%, что давало мне надежду на успех и принуждение Герда к добровольному сотрудничеству. Ситуация могла обернуться в нашу пользу, мы могли получить от шпиона сведения об Эдеме (чего, к слову, не случалось с самого раскола!).
12:20 APM Ожидаемо Марин продемонстрировала гневное несогласие. Аргумент: «Айван Герда — Гражданин, и модернизацию подобного уровня к нему применять запрещено, тем более без его согласия». Руководствуясь Уставом Нова-Терра, я напомнил ей, что Герда обвиняется в преступлении высшей категории, а поскольку статус Гражданина присвоен ему косвенно, статус может быть аннулирован. Несмотря на демонстрируемое самообладание, Марин явно находилась на грани паники, при этом сознавая, что от неё требуется хладнокровие вице-главы Проекта.
12:37 APM С одобрения дознавателя, Марин начат конфиденциальный* разговор с Айваном Герда. В сущности, она спрашивала его то же самое, только в куда более эмоциональной форме, что оправдано, учитывая её двойную личную заинтересованность. Мне нетрудно было понять, что Марин выступает в первую очередь как научный сотрудник; её настойчивость и упорство в разговоре накалили обстановку, диалог шёл на повышенных тонах, однако даже это не принесло результата.
Последние реплики разговора получены посредством чтения с губ.
Марин: «Это дело всей моей жизни, пойми!»
Айван: «Я знаю, но я ничего этого не делал».
Марин: «Я тебе верю».
*Ситуация допускала одностороннее нарушение конфиденциальности.
12:42 APM Комиссару Нова-Терра отправлен запрос на лишение Айвана Герда статуса со-Гражданина.
12:44 APM Агентам ДО оказана помощь в лице Марин Элейн для извлечения максимального объема данных из терминала K2-IH. Предпринято несколько попыток взлома с использованием архаичного текстовика и интерпретатора.
12:54 APM Получено разрешение от Комиссара. Запущен Семичасовой протокол. Айван Герда отказывается сотрудничать. Становится ясно, что использование Кристалла неминуемо; я отправляюсь в лабораторию для подготовки процедуры и контроля стабильности чипа.
13:19 APM Айвану Герда предъявлен ордер. Марин Элейн знает о происходящем, неоднократно просит дать ещё время и предполагает получить сведения в терминале K2-IH. Я нахожусь в сложном положении: с одной стороны, у меня нет причин сомневаться в навыках и целеустремлённости Марин; с другой, меня не оставляют опасения, что прерванная передача могла спровоцировать Эдем.
Было бы намеренным искажением не признать, что меня целиком захватила мысль о возможности внедрения Кристалла в чистый организм. Мы неоднократно предполагали, что проблемы стабильности могут быть вызваны предшествующим действием чипа подавления на организм испытуемых.
13:33 APM Айван Герда лишен статуса Гражданина, чип Гражданина извлечен. Любопытно, что он будто и не почувствовал разницы, будто резкая перемена, возвращение в примитивный мир стало для него обычным пробуждением ото сна, хотя предполагалось, что как минимум его психоэмоциональные показатели должны упасть. Марин наблюдала за процедурой извлечения, но подготовку процедуры имплантации доверила мне и покинула лабораторию. Перед этим совместно с ней решено в качестве термоинтерфейса использовать гель на основе индия: это потребует большей точности при калибровке внедрителя, но снизит вероятность отторжения STIBE.
14:27 APM Запущен протокол живого эксперимента.
14:34 APM Марин вернулась в лабораторию. Хотела выгнать дознавателя, агентов ДО и представителя Комиссара. Затем сорвалась на меня из-за неточной калибровки Кристалла: не был учтён параметр изначальной предрасположенности испытуемого «против». Во имя Земли! Я вновь почувствовал себя выпускником Академии! Тот же страх, волнение, трепет (пришлось отключить кардиобраслет), нетерпение и желание отсрочить момент. Марин демонстрировала чрезмерное хладнокровие — полагаю, результат эмоционального перенапряжения. В последний миг Марин предложила провести внедрение самостоятельно.
Конечно, прежде она не участвовала в процедурах вживления STIBE и не наблюдала за ними, но она — лучший агент Проекта, она его сердце и мозг, она, мне стоит признать, больше меня желала сделать Кристалл покорным — и нам, и носителю одновременно. Достичь идеального симбиоза! При тестах в Академии она непредвзято определяла стремление к идеалу во всём — своим недостатком, но за все 12 лет я не увидел этому ни единого подтверждения. У меня не было сомнений в том, что столь значимое внедрение должна проводить именно она!
И я знаю, знаю, что в иных обстоятельствах она бы ни за что не позволила использовать чип до завершения всех испытаний.
14:39 APM Я остался в числе наблюдателей в контрольной комнате. Марин с профессиональным спокойствием вновь проверила инвентарь, сверила исходные данные (см. лог-файл) и перешла в лабораторию. Всё это время Айван Герда не предпринимал попыток сбежать, эмоционально повлиять на нас или Марин. Его состояние было близко к смирению, однако я подозревал, что он до последнего надеялся на более благоприятный для него исход. Войдя в лабораторию, Марин молча улыбнулась ему, при этом она скрывала внедритель в рукаве халата. Герда встал ей навстречу с некоторой растерянностью, полагаю, всё же из-за отсутствия чипа Гражданина. Он не мог знать, что его ждёт, не мог понять саму суть Кристалла и свою важную роль в происходящем! Марин выбрала неоднозначный способ вживления. Да, мы установили, что комфортное состояние/среда положительно влияют на стабильность, но испытуемый уже находился вне равновесия! Маловероятно, что при угрозе высшей меры объятья, которые предложила ему Марин, могли этому равновесию поспособствовать. Тем не менее Марин избрала такую тактику: обнять и в процессе произвести шот. Была решена проблема сопротивления.
14:42 APM Внедрение проведено.
14:43 APM Промежуточный статус: «Успешно».
14:45 APM Ожидание установки первичной стабильной связи.
14:46 APM Подтверждение стабильности s-импульсов.
14:59 APM Возможность установки контроля типа «Текущий».
15:03 APM По требованию Нова-Терра Марин отстранена от дальнейших процессов. Мы успеваем договориться, что Айвана Герда необходимо вернуть в комфортную среду для закрепления связей: агенты ДО отвозят его домой; Марин остаётся в ЦИНКе. Веду постоянное наблюдение, остался самый важный этап.
[Удалено ранее. Причина: упоминание деталей допуска Терра, излишняя эмоциональная оценка]
Дата T+2556.003
07:14 APM Стабилен! 99,21%! Кристалл полностью интегрирован. Когнитивных искажений не наблюдается. Симптомы непрограммируемой амнезии не обнаружены. Рано судить, удалось ли достичь эффекта истинного «внутреннего голоса», но после произошедших событий объект начинает своё утро так же, как в любой выходной день. Он расслаблен, ленив, возможно, испытывает чрезмерную сонливость. На первом этапе мы всё же использовали привычную объекту стимуляцию воспоминаний: Герда принимает записку Марин о том, что она якобы вызвана в ЦИНК, за истину, за привычное. Я с одержимостью наблюдаю за обыденными действиями человека, но каждое его движение приводит меня в искренний восторг, потому что, пусть пока неизвестно насколько, но в его движениях, в их причинах заложена воля другого человека! Моя воля! Воля Марин, переданная языком нескольких машин и электрическими импульсами.
07:59 APM Марин ловит меня на пути в комнату отдыха. Её глаза лихорадочно блестят, от неё даже пахнет потом. Она с жадностью глотает каждое моё слово, каждую цифру, каждый параметр. Её переполняет та же радость, что и меня! Последний раз я её видел такой в момент вручения лицензии на деятельность в ЦИНКе. Мы шепчемся за углом кафетерия, взахлёб делимся данными и строим дальнейшую стратегию. Она внимательна, видит, что мой азарт всё сильнее, и напоминает, что с запуском «Внутреннего голоса» нельзя торопиться (см. эксперимент ####: преждевременный запуск вызвал полное уничтожение личности объекта). Все её вопросы — о Кристалле, Айван — второстепенный объект.
09:42 APM Меня будит агент ДО. Мне сообщают, что объект пропал из зоны видимости камер. Предпринята попытка отследить по чипу — местонахождением обозначен дом. Дежурящие рядом агенты ДО отправлены на проверку. Чип отказывает в любых действиях, при этом идет стабильный обмен данным. Показатели естественные! Кристалл выполняет свои функции, но как будто подчиняется не мне.
10:01 APM Попытки найти Марин в ЦИНКе безуспешны; её чип Гражданина оффлайн.
10:14 APM Присутствие Айвана Герда в доме и поблизости не обнаружено; дворецкий сообщает, что он отправился на регулярную пробежку, — но это невозможно без чипа Гражданина.
10:28 APM Инициирован запуск «Внутреннего голоса». Риск уничтожить объект или его личность ничтожен в сравнении с опасностью его потерять или куда худшим исходом — возможностью того, что его получит Эдем. Агентов ДО слишком много, и они повсюду, как серокрылые бабочки. Абсолютные невежды.
10:51 APM Кристалл вернул статус «Отключен».
10:52 APM ЦИНК изолирован в связи с глобальной угрозой безопасности. Для проверки своих подозрений о том, что Марин провела неверную калибровку, пересматриваю записи камер с распознаванием данных. Предоперационная подготовка проведена корректно, но... Она его блокировала! Она потрясающая! Ей хватило двух секунд перехода из наблюдательной комнаты в лабораторию! И я готов отдать билет на Землю за то, чтобы узнать, как она это сделала! В забвенье «почему»! Но как?! Определённо, статус лучшей ей не выдали авансом. У меня нет выбора — её необходимо вернуть! Марин объявлена соучастницей, доступы аннулированы. Дроны теперь ищут и её тоже. Я одурачен, но всё ещё не утратил чувство объективного восторга. Хотя, признаюсь, то, что Марин, по всему, поставила личное выше всех своих прошлых и будущих достижений, разочаровывает меня куда больше её побега.
11:26 APM Машина Марин обнаружена во внешней черте города. Направляется за пределы Нова-Терра. Агентам ДО отдан приказ проявлять крайнюю осторожность при захвате (т.с. по объекту Айван Герда).
11:37 APM Аэромодуль пересекает границу, установлен визуальный контакт. Я тоже могу её наблюдать: машина стоит у подножья интрузива с остатками ландшафтного реликта, и я уверен, что остановилась она до появления патруля. Пространство по периметру уже оцеплено дронами. Очевидно, что ей некуда бежать, но у меня возникает вопрос, было ли вообще у неё такое намерение. Полёт занял восемь минут; за это время я успел принять мысль, что действия Марин были спровоцированы скорее не эмоциональной стороной их отношений с Айваном Герда. Шифрование с помощью МВГ было гениальной глупостью — его легко взломать, но его никто не будет искать. Всё определила случайность. Вскрыла то, что лежало на поверхности. Мотивы Марин также на самом виду. Айван прошёл все проверки не потому, что он хороший шпион, а потому что он в действительности не был виновен. Он мог искренне считать, что к его терминалу не имел доступ посторонний, потому что Марин за постороннюю не принимал. На данном этапе это лишь гипотеза, как никогда требующая доказательств.
11:39 APM Марин арестована. Доступная область просканирована. Признаков нахождения Айвана Герда не обнаружено.
Дата T+2559.003
Дознавателем озвучены подозрения по отношению к Марин, но он не может предоставить ни одного доказательства именно против неё. Она всё ещё Гражданин и статусный сотрудник и она это прекрасно сознаёт. Считаю неприемлемым заявлять известные мне факты как возможные доказательства и тем самым ставить под сомнение профессионализм дознавателя и агентов. Все их допросы и тесты Марин саботирует, это неминуемо. В конечном итоге будет применен чип подавления, что я считаю крайне непростительным расточительством! Уничтожать такой ценный ресурс намеренно даже с учетом обстоятельств совершенно нерационально. Я допускаю, что это может стать последствием, побочным эффектом, но не должно быть самоцелью. Даже зло можно обратить во благо, и сделать так, что Марин не только перестанет помогать Эдему, но раскроет все его секреты и положит все усилия на то, чтобы достичь нужного Проекту идеала.
Заключение: использовать чип подавления на Марин Элейн...».
Лазурные с серым глаза потемнели до темного сапфира; от вонзённого в него взгляда доктор Аксель Эдгар отпрянул к стене, как от клинка.
Рабочий планшет отлетел в дальний угол несбывшимся бумерангом и рухнул на голову бесчувственного охранника на полу. Голос, донёсшийся из-за плексигласа маски, шелестел пустошами и хрипел горячим песком каньонов, и будто одного его звука было достаточно, чтобы Эдгар начал задыхаться:
— Что ты сделал с Марин?..
Я НАСТОЛЬКО В ВОСТОРГЕ ЧТО ПРОСТО В ВОСТОРГЕ ЭТО ВОСТОРГ И ВИЗГ И МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ СПАСИБО
...могла бы написать я, если бы мне не нужно было написать прилизанный красивый отзыв для отчёта. Эх.
Это офигенно. Абсолютно потрясающе. Это точно ориджинал? Потому что если да, то я буду ручки вам целовать, это прекрасно.
С...
Привет с движа!
Присоединяюсь к чПх, это потрясающая работа, которая держит в напряжении, действующих лиц мало, но они все хорошо описаны и ты легко дорисовываешь их черты, если тебе чего-то не достаёт. Марин - моя любовь.
Понравилось, как Эдгар описывает всё как бы сухо, с терминами, но также и живо, когда речь идёт о его...
А продолжение будет, да?..
*ждет*