Никто не знает, что случилось в тот день. Земля полнится слухами, а из слухов вырастают легенды. Легенды передаются из уст в уста и становятся мифами, и у кого теперь уже узнаешь правду? Все свидетели давно стали прахом, развеянным со стен некогда великого Кэр-Параваля, ныне лежащего в руинах.
Вот, что нам известно точно: с рассветом четверо правителей выехали из Замка, с закатом не вернулось ни одного.
Нарния ждала вас и, не дождавшись, оплакивала. А когда пришло время, сражалась без вас, но за вас. И не переставала верить, даже когда поля покрывались кровью её поверженных жителей, когда дриады погружались в беспробудный сон, не желая видеть гибель лесов, а русалки уплывали так далеко и глубоко, как только могли, чтобы больше не вернуться.
И даже когда никого не осталось, когда враг одержал победу, ветер все еще продолжал уносить пыль из бальных залов и личных комнат, плющ стягивал крошащиеся плиты, а дождь омывал стены. Но вы так и не вернулись, пока Замок окончательно не превратился в руины, и даже птицы позабыли сюда дорогу.
Вы стали мифами, от которых не осталось ни картин, ни достоверных воспоминаний. Все книги были сожжены, все артефакты спрятаны, всех разговорчивых заставили молчать. И все же, вас помнили. Вас помнили те, кто верил в вас, и те, кто боялся вас. И на каждый рассвет находился кто-то, кто молился о вашем возвращении.
И вы вернулись. Четверо детей в иномирных одеждах и со слишком взрослым взглядом. Вечные, шепчется народ в палатках и у походных костров. Бессмертные. И еще через тысячу лет позови — вернутся, едва ли повзрослев на день.
Вы идете в битвы так, словно скучали по ним, словно меч в руке — давно не виденный друг. Вы идете в битвы так, словно Нарния все еще принадлежит вам, словно ваш дом не руины, а ваши латы не заржавели, и гномам не пришлось в спешке ковать вам новые. Словно сейчас все еще Золотой век, и вы не можете не победить.
Вы — живые легенды, а легенды не умирают.
Вы не знаете новых правил и новых законов, но никто не думает вам перечить, когда вы отдаете приказы, бесстрашно идя за вами в бой. И когда вы побеждаете, народ верит, что вы останетесь, что настанет второй Золотой век, и четыре трона вновь будут заняты.
Вы уходите. Но в этот раз по всем правилам. И тем же вечером новые легенды и новые песни начинают слагаться у магических костров, которых не жгли веками. Легенды разносятся дальше, и ветер несет их к Замку, рассказать камням, что все вскоре вернется, и птицы снова будут петь в его садах, а музыка играть в бальных залах.
Художники пишут картины и вытачивают скульптуры из камня. Новый Король лично следит за достоверностью, не желая, чтобы ваши имена вновь почти забылись.
Правда в том, что они не забудутся. И даже если снова придет беда, вы останетесь в легендах, ставших мифами, и будете жить в песнях и в памяти. Народ забудет ваши раны и ваши ошибки, забудет, что вы были детьми, когда вернулись домой больше тысячи лет спустя. Но даже если вы никогда не вернетесь, память о вас до последнего заката будет жить в Нарнии.
Ваш народ давно сделал вас бессмертными.