— Здравствуйте, мне необходим выходной, пожалуйста.
В Мире Границ (жители этого мира предпочитают называть его «ограниченным», но мы, ради приличия, будем использовать официальное название) существовала всего одна страна, в которой выходные являлись товаром розничной торговли. Однажды правитель Кривы всерьёз озаботился вопросом безработицы и, в лучших традициях монарших особ, решил проблему просто и радикально: чтобы у людей всегда была работа, нужно просто квотировать выходные! Чиновники и придворные волшебники так удивились, что их правитель знает такое слово, как «квотировать», что не заметили, как претворили это решение в жизнь.
С тех пор в пределах Кривы все дети были обязаны получать начальное и среднее образование, после чего либо продолжать учёбу, либо становиться работниками государственных и частных предприятий. «Тунеядство» строго порицалось государственными медиа: они наперебой говорили, как безделье вредит обществу и каждому индивиду в частности, какое разрушающее действие лень оказывает на организм и какой вредной может быть скука. Для пущей убедительности (и обогащения казны, разумеется) министерство общественной морали ввело внушительные штрафы за празднолюбие.
Когда же все весомо заметили, что от работы, как говорится, и кони дохнут, государственный аппарат сжалился. Однако в его жалость вмешалось уже министерство финансов, и в Криве официально стало возможным покупать себе выходные.
— Разве это не вызовет эффект Матфея? — спросил один журналист, проводивший интервью с королём. — К тому же, наша страна уступает по смертности от переутомления только островному государству на Востоке! Мы занимаем второе место!
— Во-первых, кто такой Матфей? — спросил король, потому что в этом мире не существовало наднациональных религий. — Во-вторых, пока не первое. Не беспокойтесь, мы займёмся этим вопросом на следующем совете министерств.
С того момента имя журналиста больше не показывалось ни в одной из официальных публикаций, однако его вмешательство было не напрасным. После совета министерств государство, как и обещал король, приняло меры: на улицах и в торговых домах по всей стране появилась лавочки с вывеской «ВЫХОДНЫЕ», где каждый, каждая и каждые могли заполнить заявку, оплатить стоимость, пошлину и услуги почты, а затем (после того, как заявка пройдёт все круги бюрократического ада) получить в своё распоряжение один или несколько свободных дней.
У одной из таких лавочек стояла девушка в невзрачной канцелярской форме. Она передвигалась абсолютно бесшумно, голос её звучал устало и бесцветно — даже оборотням, с их чутким слухом, во время разговора с ней приходилось склоняться и переспрашивать. Под глазами у неё темнели крупные сине-серые круги, по которым те, кто называли их «поцелуями луны», могли предположить, что у этой девушки с ночным светилом был не иначе, как страстный роман. Ну или её начальство не соблюдало требования трудового кодекса.
— Приветствую! — оживилась кукла, стоящая за прилавком. — У нас имеются отпуска на любой вкус и для любой нужды. Вам кратковременный или долговременный?
— Кратковременный, на два дня, будьте добры.
Кукла опустилась под прилавок и стала копаться в множестве папок. Спустя пару минут она выглянула, кладя на столешницу несколько бланков.
— Вам необходимо будет заполнить заявку. В ней нужно отразить следующую информацию: серию и номер паспорта и трудового удостоверения, место работы с адресом, продолжительность предоставляемого дополнительного кратковременного трудового отпуска; дату начала и окончания дополнительного кратковременного трудового отпуска; дату начала и окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск; причину, по которой покупается отпуск, если она есть — к этому пункту необходимо будет прикрепить справки, подтверждающие причину, если они есть. Затем всё просто: подписываете отказ от претензий и трудовых выплат на время дополнительного кратковременного отпуска, согласие на обработку персональных данных и указываете почтовый адрес для обратной связи. Ниже нужно будет прикрепить чек, подтверждающий оплату, но это уже после оформления.
«Слава Великому Началу, они упростили заявку», — думала девушка, заполняя бланк там, куда указывали проворные шарнирные пальцы, двигающиеся от строчки к строчке по ходу объяснения.
— После, — продолжала кукла тем же тоном. — Мы пошлём Вашу заявку в министерство труда, и вам необходимо будет ждать подтверждение. Как оно придёт, можете спокойно выходить на выходные.
Девушка остановилась и подняла глаза.
— А можно оформить как-нибудь побыстрее?
— Можно через вынужденные. Но вам необходима будет справка из врачучреждения или службы безопасности.
— А что насчёт электронного? — она немного оживилась. — Я помню, раньше оформляли электронно.
«И гораздо быстрее», — добавила она про себя.
— Вы можете оформить заявку через сайт министерства труда, — механический голос осел. — Только сейчас у них неполадки с сервером. Из-за недавнего похищения Весны в Обраде были серьёзные перебои с электричеством, которые задели и нас...
Обрада находилась по соседству с Кривой и имела с ней, несмотря на Божественную Границу, общую сеть солнечных батарей. Во время нашумевшего похищения Весны ночь заслонила всё небо над Обрадой, и солнце не виднелось более недели даже в приграничных районах соседних государств.
— Поэтому быстрее будет послать физическое письмо, — закончила кукла.
Девушка устало вздохнула. Голос её стал едва различимым.
— А что есть из «вынужденных»?
Кукла внимательно осмотрела девушку, сделала несколько выводов, затем огляделась по сторонам. Время работы торгового дома подходило к концу, и вокруг них не осталось ни души. Понизив голос, она осторожно перечислила:
— Есть «простуда», «сильное отравление», «интоксикация сон-травой» — в побочных рвота и слёзовыделение, — кукла склонила голову на человеческий манер и присмотрелась. — Для Вас могу предложить ещё «болезненную менструацию».
В Криве существовал всего один способ получить «вынужденные» выходные быстро — быть на грани смерти или, по крайней мере, стремиться к этому. Сотрудники служб безопасности и скорой врачебной помощи обычно приезжали в тот же день, в который их вызвали, и имели право выписывать справки, предоставляющие пострадавшим право на пропуск рабочего дня или хотя бы избавляли их от необходимости выплачивать штрафы. Из-за этого симуляция недугов в Криве каралась так же, как празднолюбие или кража. Но местные волшебники нашли решение для «тунеядцев» при деньгах: они изготовили зелья, позволяющие не просто симулировать симптомы недуга или болезни, а по-настоящему прочувствовать их (для убедительности перед врачами и спасателями) без вреда для здоровья.
Девушка долго глядела на бланки, разложенные во всю ширину прилавка, поджала губы и, подняв глаза, спросила:
— Может, остались какие-нибудь праздники? Что-то вроде Дня работника магического миграционного департамента или Дня вампиро-оборотневой дружбы?
— Сейчас крупные кланы вампиров и оборотней выражают некоторое недовольство формулировкой праздника и формами его проведения: оборотней не устраивает первенство вампиров в названии, а вампиры протестуют против проведения гуляний и ярмарок в дневное время. Поэтому пока в честь него выходные не положены, — прочитала кукла. — Профессиональные праздники у нас тоже кончились. Но скоро наступит Радуница.
— И что нужно для Радуницы?..
— Нужно с утра позвать первый дождь, — тон куклы звучал немилосердно. — Умыться им, приготовить угощения, сходить на кладбище, оставить одну их часть для какого-нибудь вашего покойного родственника, а другой помянуть их. Весь процесс необходимо зафиксировать светописью и предоставить запись министерству труда на плёнке формата девять на двенадцать вместе с копией паспорта, трудового удостоверения и выписки с места работы не позднее двух дней с даты совершения записи. Можно письменно, но нужно будет подтверждение и подпись от головы вашего населённого пункта или домоуправа.
Кукла похлопала глазами и вспомнила:
— Можно послать светопись на электронную почту министерства труда, но её...
— Её будут долго рассматривать, я поняла, — мягко перебила девушка.
Она потрогала свой галстук, а затем спросила:
— Может, есть что-нибудь попроще?
— Это — всё, что я могу Вам предложить, — скрипнула плечами кукла и едва наклонилась вперёд. — Госпожа, у вас какое-то важное дело?
— Да мне бы... отоспаться.
Кукла немного помолчала, прикидывая значение слова «отоспаться». Затем её покрытый лаком рот снова открылся, и в механическом голосе как будто послышались сочувствующие нотки:
— Может, возьмёте «болезненную менструацию»?
— Давайте лучше «простуду».
Прелесть)
Весело и грустно одновременно :)