I

Примечание

lux aeterna это официальное название реквиема по мечте (дада фильм про наркоманов)

впервые Юра видит этого парня в подземном переходе проморзглым октябрьским вечером. 

он идёт домой с тяжёлой смены, смотря себе под ноги и пряча заледеневшие пальцы в карманах. виски монотонно пульсируют, и хочется лишь одного — скорее прийти домой и отогреться. а ещё больше никогда не выходить на улицу. ну, или по крайней мере до теплого мая.

в подземке чуть теплее, чем на улице. хотя, может Юре так кажется из-за отсутствия холодного сырого ветра. в любом случае, к кончикам пальцев потихоньку возвращается чувствительность, а глаза перестают слезиться от ветра. 

сквозь патоку мыслей пробивается ненавязчивая мелодия и сначала Юра не понимает, то ли какой-то шкет решил проигнорировать чужое личное пространство и включить свое музло на всю громкость, то ли это его мозг решил прикольнуться. в конце концов, думает Юра, шкет бы скорее включил Инстасамку, чем чертов концерт для скрипки и фортепиано, а крыша поехала недостаточно, для того, чтоб слышать то, чего нет. 

загадка решается сразу, как Юра отрывает глаза от земли и немного оглядывается — молодой парень с виолончелью, возле которого стоят несколько человек, играет что-то из Linkin Park. его руки в перчатках без пальцев даже в этом холоде двигаются плавно и как-то нежно, что-ли. 

завораживает.

парень доигрывает "in the end" и делает небольшую остановку. две девушки начинают негромко хлопать и он им слегка улыбается, а у Юры от этой улыбки замирает сердце. незнакомый парень переводит взгляд на него и Юра чувствует, как его щеки и уши теплеют. чёрт, главное не покраснеть. хотя, судя по хитрому взгляду парня, щеки всё-таки розовеют. Юра переводит взгляд и старается не смотреть на чужие пальцы, бегающие по грифу. ему это даже вполне удается. 

следующую мелодию парень сразу узнает. она вроде была в том старом фильме про наркоманов, название которого начисто вылетело из головы. 

реквием-реквием-реквием..?

по мечте?

спокойная мелодия окутывает все пространство, но Юре интересно не это — он ждет свою любимую часть.

началась.

Юра прикрывает глаза и растворяется в музыке. 

соль-ми бас, соль-ми соль-ми бас бас.

виолончелист знает свое дело и не фальшивит даже в быстрой сложной части. 

когда он заканчивает играть, Юра открывает глаза и замечает, что парень смотрит прямо на него. 

щеки остаются чуть тёплыми даже когда Юра выходит из подземки и идет домой.

десять минут спустя он уже дома сверлит взглядом чехол в углу комнаты.

когда-нибудь он возьмёт его в руки, но не сегодня. сегодня он устал.

ночью ему снится виолончелист с грустными глазами.

***

темноволосый парень, судя по всему, в этой подземке решил прописаться надолго. теперь Юра видит его каждый раз, когда вечером идёт домой с работы или учебы. когда у него есть время (а оно есть всегда) и он не совсем выжат (а выжат он тоже примерно всегда) (но для этого музыканта он всегда найдёт в себе силы, чтоб немного постоять), он останавливатся и слушает протяжный плач виолончели. то ли дело в аранжировках, то ли на виолончели в принципе сложно сыграть что-то веселое, то ли все дело в парне и его грустном взгляде, но каждый раз уходя оттуда, Юра чувствует влагу на глазах. 

со временем он запоминает примерный репертуар незнакомца. тот часто играет аранжировки на Linkin Park, Rammstein, иногда мелькает Лампабикт (Юра удивлен, когда слышит в подземке "крылья" в первый раз). и каждый раз, когда он останавливается у незнакомца, тот обязательно играет "lux aeterna".

в один из таких вечеров он спрашивает у Юры: "понравилось?", и тот может лишь кивнуть.

дома Юра достает скрипку из чехла и настраивает ее впервые за долгие месяцы.

***

вопреки ожиданиям, пальцы помнят гриф, а смычок удобно ложится в руку. Юре казалось, что он совсем разучился играть за месяцы простоя, но руки сами делают что надо. 

волосы приходится собрать, чтобы они не мешались. он мысленно извиняется перед соседями и начинает разминку с учебного этюда. первые разы он дико мажет мимо нот, но спустя несколько попыток он уже может сыграть этюд чисто, постепенно наращивая темп.

шея затекает от непривычки и Юра идёт заваривать себе чай, попутно гугля ноты для реквиема. 

***

второй контакт Юры и виолончелиста случается, когда он приносит незнакомцу латте из кофейни, где он работает. Юра дожидается пока парень не доиграет "mein herz brennt" и подходит к нему, держа в руках стакан с кофе. парень удивлённо приподнимает брови и принимает стакан. Юра случайно касается чужих пальцев — они еле теплые.

он уже хочет уйти, когда парень окликает его и просит остаться.

Юра узнает, что парня зовут Никита, что он бросил музыкалку после третьего класса, потому что "сольфеджио заебало" и дальше учился играть сам, что он любит черный чай и котов.

Никита узнает о Юре, что тот закончил музыкалку с отличием, любит зелёный чай больше черного и обожает собак, но завести пока не может.

люди проходят мимо, не обращая внимания на теплые взгляды и мягкие улыбки — у них свои проблемы.

когда Юре пора идти, он пожимает Никитину руку и чувствует, что чужие пальцы немного потеплели.

уходя, он слышит как Никита за спиной начинает играть "солдата удачи".

Никита знает о Юре почти все.

Юра не знает о Никите главного.

***

спустя несколько вечеров, проведенных за разучиванием реквиема, Юра наконец доволен результатом. пальцы больше не ощущаются деревянными, а в мелодии нет ни ноты фальши. 

с тех пор, как Никита узнал о том, что Юра играет на скрипке, он несколько раз предлагал сыграть вместе, но Юра неловко отказывал. виолончелист лишь мягко улыбался, слушая чужие оправдывания и говорил, что будет ждать столько, сколько понадобится, чтоб скрипач снова начал играть. 

может, прийти со скрипкой завтра? можно взять ее с утра на работу и оставить в комнате для персонала до вечера. можно сделать проще и после работы забежать домой за инструментом, но этот маневр отнимет минут двадцать. ладно, решает Юра, об этом можно подумать утром.

***

утром Юра скрипку забывает. вполне ожидаемо, но все-равно обидно. 

всю смену он думает о сегодняшнем вечере и волнение потихоньку нарастает. 

после работы он впервые за несколько недель проходит мимо Никиты не останавливаясь и чувствуя спиной чужой недоуменный взгляд. дома он даже не разуваясь хватает чехол и быстрым шагом идёт обратно. 

когда он снова заходит в подземку Никита играет "heavydirtysoul" и Юра дожидается конца песни. он подходит ближе и видит, как виолончелист расплывается в улыбке.

— решился всё-таки? — спрашивает он, и Юра кивает.

из-за погоды строй инструмента изменился и скрипку приходится настраивать.

— что играем? — уточняет Никита.

— Реквием, — отвечает Юра, укладывая скрипку на плечо. — на счёт три?

Ник кивает, и он начинает отсчёт.

струнные звучат в унисон, а у Юры в груди что-то теплеет.

***

— прийдёшь завтра со скрипкой?

— да.

— лакримозу играть умеешь?

— ага.

— тогда я до завтра подучу.

***

встречи становятся регулярными. теперь Юра почти каждый вечер забегает домой за скрипкой и бежит обратно в подземку. не то чтобы он сильно стремился снова начать играть, но ради того, чтобы провести лишний час-два с Никитой, он готов тратить немногочисленный отдых на повторение старого материала и учебу нового. и создание аранжировок.

репертуар потихоньку обрастает "порнофильмами" и "queen", а аранжировки становятся все более интересными. хоть где-то красный диплом музыкалки пригодился, улыбается Никите Юра.

идиллия рушится внезапно.

просто в один из вечеров у Никиты начинает течь кровь из носа пока он играет "one more light". Юра тут же начинает крутиться вокруг, пока Никита прислоняет виолончель к стене за спиной и аккуратно ставит смычок рядом. его движения спокойные и четкие, в них нет и капли юриной дерганности. скрипач наконец достает начатую упаковку бумажных платочков из кармана джинсовки и протягивает их другу.

Никита молча вытирает нос и подбородок.

вопросов много.

люди проходят мимо. 

им плевать.

Юре не нравится спокойствие, с каким Никита вытирает кровь.

— это не первый раз? — тихо спрашивает он.

— нет, — слегка качает головой Никита. — обычно кровь идёт с утра.

Юре кажется, что он ранен.

— слабые сосуды? — (надежда тоже слабая).

— острый лейкоз.

Юра точно знает, что он убит.

***

— почему ты не в больнице?

— я отказался от лечения.

— почему?!

— потому что лечение не поможет. — (господи как он равнодушно пожимает плечами господигосподигосподи) — это рецидив, терминальная стадия. терапия ненадолго мне жизнь продлит, больше мучаться буду.

— о боже, — вдохнуть. — и какие прогнозы?

задержать дыхание.

— ещё около месяца, может. потом хоспис. не хочу туда, если честно, лучше остаться дома.

выдох застревает в горле.

***

дома Юра много думает. 

думает-думает-думает.

как можно было не обратить внимание на излишнюю бледность, постоянную усталость и сбивающееся дыхание?

легко, отвечает он сам себе. нехватка витаминов, работа, недосып, плохая форма — списать это можно было на что угодно.

месяц.

это тридцать дней.

четыре недели.

двенадцатая часть года.

а за ним следует целая жизнь без Никиты и его улыбки.

Юра плачет впервые за многие годы.

***

встречи не прекращаются.

просто теперь Юра замечает чужую бледность. 

теперь он замечает синяки под никитиными глазами. 

теперь он помогает нести ему чехол с виолончелью до дома.

теперь он ценит каждое мгновение рядом с Никитой.

времени так мало.

одним вечером Никита говорит: "я дал твой номер маме, она напишет когда все.. закончится". 

Юра говорит: "хорошо" и чувствует ком в горле и дрожь в ладонях.

***

в субботу утром Юра получает СМС с номера Никиты.

"привет. сегодня не прийду, открылось внутреннее кровотечение. извини, что соврал про месяц."

а затем ещё одно.

"прости, что так получилось. 

уходить не страшно, страшно оставлять тебя, ёбика, одного, опять перестанешь играть)

звучит банально, но я рад, что провел последние недели с тобой. 

будь счастлив и не забрасывай скрипку, у тебя классно получается"

Юру рвет на куски.

***

вечером воскресенья приходит сообщение с неизвестного номера.

"Юра, здравствуй, это мама Никиты.

он ушел сегодня в пол пятого."

Юра чувствует себя так, будто лишился куска сердца.

***

вечером он выходит из дома со скрипкой в руках и медленно идёт в сторону подземки.

погода на удивление теплая и безветренная. 

непохоже, что кто-то умер.

не кто-то. Никита.

пройдя, Юра достает скрипку, настраивает и начинает играть Реквием.

он не знает зачем он это делает. 

может, отдает последнюю дань?

***

в переходе звучит одинокая скрипка. высокие ноты отражаются от стен, изрисованных граффити. рядом не переливается мягкий баритон виолончели, а на глазах (почему-то) скапливаются слезы.

дома Юра забрасывает чехол со скрипкой на шкаф. больше он к ней никогда не прикасается.