— А потом все умерли, — закончила Трикси свой рассказ.
— И он тоже? — уточнил Дэн.
— Что он?
— Умер.
— Слушай, не знаю… об этом я его не спросила. Думаешь, это важно?
Дэн пожал плечами. Он тоже не очень хорошо разбирался в кошмарах и не знал, важно ли было, выжил в конце своего сна подопечный Трикси или нет. О страшных снах он знал в основном со слов Ланса, и то тот не особо распространялся. Тем более что та история давно осталась позади.
— А во сне, выходит, можно умереть?.. — задумалась Трикси.
— Можно. Особенно, если на тебя сверху подушку положат. Ну или там бетонную плиту.
Девушка легко пихнула собеседника в бок. Тот увернулся, но поспешил добавить:
— Говорят, можно. Но потом просто просыпаешься, и всё. Разве что гормональный фон корректировать приходится. В смысле, заснуть сложно. Но о снах киборгов и связанных с этим реакциях ты больше меня должна знать. Вон у вас столько объектов для наблюдения.
— Это, конечно, да. Но на самом деле очень мало кто из них видит и помнит сны. Буквально единицы. Поэтому когда ты упомянул, что у Ланса были кошмары, я просто не могла пропустить эту информацию и не расспросить подробнее.
— Почему тогда меня, а не его?
Трикси только фыркнула в ответ. Да, можно не объяснять. Ланс и своим-то неохотно о них рассказывал. А с Трикси он до сих пор предпочитает некоторые темы стороной обходить. Да и зачем упускать такой хороший повод поболтать с Дэном о вроде ни к чему не обязывающих, но в то же время важных вещах.
— А ты, выходит, не видишь снов? — осторожно спросил Дэн.
— Ну да, как и большинство… Погоди, а ты что, видишь?! А почему не сказал?
— Ты про кошмары спрашивала. А их у меня ни разу не было. Да и вообще… — Дэн чуть запнулся, — не уверен, что меня стоит считать в общую статистику. Раньше я тоже долго без этого всего обходился. Да и теперь… мои сны немного другие.
— Это какие — другие? — удивилась Трикси.
— Так не объяснишь. Видеть надо. — Дэн задумался, а потом добавил: — Но кстати, не так уж это и невозможно. Если ты, конечно, захочешь увидеть мой сон.
— Ну и как ты хочешь это сделать? Их же система не фиксирует: ни записать, ни воспроизвести. Я, правда, слышала про одну центаврианскую разработку…
— Нет, — прервал её рыжий. — Я имею в виду не показать один из снов, которые я когда-то видел, а вместе посмотреть новый. Я почти уверен, что смогу это устроить. Не спрашивай, как, пока я и сам не знаю. Просто слышал, что так можно, и знаю, где достать инструкцию.
Трикси покосилась на него с любопытством, но расспрашивать не стала. Уже достаточно хорошо знала Дэна, чтобы понимать: сказал нет, значит, не расскажет. Вместо этого она задумалась, нужен ли ей такой опыт. Пока все её знания в этой области ограничивались сплошь неприятными примерами.
— То есть ты говоришь, что это не кошмары?.. — задумчиво спросила девушка.
— Не кошмары. Ничего страшного в них нет. Точнее, там может быть сколько угодно всего страшного, но вряд ли тебя это испугает.
— Это как?
— Просто у этих снов нет цели напугать. А во сне всё происходит по-другому, не так логично, как наяву. И зависит не от событий, а скорее… от тебя, что ли.
— Да, я читала, что в кошмарах зачастую люди боятся чего-то абсурдного или невозможного… Но не очень это поняла.
— Во сне может что угодно происходить. И очень странно и нелогично. И сама ты во сне можешь делать что угодно.
— Я свою программу подчинения ещё в младенчестве хакнула — и так могу что угодно делать. — Трикси фыркнула, сложив руки на груди.
Дэн серьёзно посмотрел на неё, пытаясь не рассмеяться, поднял одну бровь и спросил:
— Да? Тогда попробуй взлететь метров на десять вверх. Или хотя бы пустить искры, щёлкнув пальцами.
Теперь во взгляде девушки отчётливо читалось недоумение.
— Это же невозможно.
— Во сне — возможно. Вообще всё, что ты можешь представить. Вот ты же можешь представить тут искры? — Дэн сделал движение, будто собирается щёлкнуть пальцами, но в последний момент почему-то затормозил — так и не щёлкнул. Но искры Трикси представила очень хорошо.
— Могу… и что?
— Значит, в твоём сне такое вполне может быть. И вообще — всё.
Глаза у Трикси ожидаемо загорелись.
— Вот прям совсем, что хочу?
— Ну… нет. Чтобы делать именно что хочешь, это уметь надо. Вроде как заказывать сны, задавать их. Но происходить в них может действительно всё. Просто чаще всего не знаешь заранее, что именно тебе приснится.
— Хочу, — решилась Трикси. — Что надо делать?
— Узнаю — скажу, — ответил Дэн, спрыгивая с высокого подоконника, где они болтали.
— Вы здесь всего на три дня, — напомнила девушка, прыгая следом. — Надеюсь, узнаешь быстро?
— Ничего, мы же не в последний раз на Кассандре. Но я постараюсь.
***
И действительно, Дэн заглянул к ней в комнату в ночь перед вылетом.
— Я отпросился сегодня поспать у тебя, — заявил он, на что Трикси было подняла брови и сложила руки на груди, явно собираясь съязвить насчёт чьей-то излишней самоуверенности. Но Дэн быстро добавил: — Чтобы вместе посмотреть сон.
Девушка мгновенно сменила гнев на милость и кивнула — заходи.
— Что нам нужно?
— Кровать — одна штука, подушка — одна штука, головы на ней — две штуки.
— Чьи, не спрашивать?
Дэн улыбнулся краешком губ, догадываясь, что она нервничает, поэтому и пытается шутить. Сам он скорее немного волновался — очень хотелось, чтобы всё получилось так, как он планировал. Но увы, на это не было никаких гарантий, сны — область слишком непредсказуемая.
— Систему нейтрализации токсических веществ отключать?
— Что? — не понял он. — Зачем?
— А мы не будем ничего… употреблять?
— А ты хочешь? — немного удивился рыжий. Он знал, что люди нередко «употребляют», как раз когда нервничают. Но Трикси-то не человек. Если уж ей так надо успокоиться, то это проще сделать, снизив выработку соответствующих гормонов, а не травить себя чем-то дополнительно.
— В смысле, нам для дела это не нужно? Я просто читала литературу, там упоминается, что яркие сновидения можно вызвать с помощью приёма некоторых веществ, воздействующих на нужные области мозга.
— Обойдёмся, — снова улыбнулся рыжий. — Тебе надо просто лечь со мной на одну подушку и уснуть. Остальное я сам сделаю.
— Седацию запустить? — девушка замялась. — Боюсь, я сейчас довольно долго уснуть не смогу.
Дэн на секунду задумался, но потом покачал головой и вместо этого притянул её к себе, обнял и негромко заговорил:
— Мои сны — это такие удивительные и волшебные путешествия. В них никогда никто не умирает и вообще не случается ничего плохого. Зато обычно там очень красиво. И интересно. И можно узнать такие вещи, о которых раньше даже не догадывался. — Дэн на секунду замолчал, потом предложил: — А вообще представь, что я тебя в это волшебное место пригласил на свидание.
— Да уж, от тебя дождёшься, — хихикнула Трикси.
Дэн смутился.
— Ну как-то не к месту всё время было. Но это, пожалуй, лучший вариант. Такого ты точно не видела. И поэтому я хочу тебе его показать — целый сказочный, уютный, гостеприимный город.
Трикси успокоенно вздохнула. Дэн отметил замедлившийся пульс, но так и не понял, воспользовалась ли девушка помощью системы или нет.
— Вот уж не подумала бы, что ты умеешь такие красивые сказки рассказывать, — хмыкнула она. — Может, научишь? Мне часто приходится подопечных успокаивать.
— Просто нужный ритм речи. Думаю, ты легко найдёшь литературу на эту тему, а то и готовую программу. Ну что, пошли ложиться?
***
Трикси настороженно оглядывала невысокие домики, расположившиеся прямо на широком мосту через реку. Она успела побывать на разных планетах, но эту не узнавала. Незнакомая, ни на что не похожая архитектура, белёсое прозрачное небо, атмосфера…
Девушка вздрогнула, когда привычный запрос анализа ушёл в пустоту — системы будто и не было. Ни строчки на внутреннем экране, ни команды… Сердце забилось где-то в горле.
— Эй-эй, только не просыпайся вот так сразу! — Дэн, до этого отступивший на пару шагов назад, чтобы не мешать ей осматриваться, быстро вернулся и даже схватил её за руку. Будто она могла куда-нибудь убежать. — Что такое? У нас же всё отлично получилось. Прямо, как я хотел. Разве что время суток не учёл, похоже, сейчас совсем раннее утро. Но не так уж это важно.
— У меня система вылетела, — дрогнувшим голосом, на грани паники сообщила Трикси. — И обратно не подгружается.
— А, — улыбнулся Дэн. — Всё в порядке. Просто она тебе не приснилась. Мне тоже часто снится, что её нет. Что я просто человек.
— Такое может быть? — удивилась девушка.
— Конечно. Я же говорил, во сне может быть что угодно. Может присниться, что ты человек или животное, или какое-нибудь чудовище… или летящий сквозь космос корабль. Или вообще природное явление.
— Да, я не совсем так поняла твои слова про «всё, что можешь представить». Думала, что хотя бы я сама останусь… ну, собой.
Рыжий приподнял бровь и заявил:
— Может, и останешься. Но это далеко не так интересно. Пошли, прогуляемся?
***
Они прогулялись. По мосту, вдоль реки, по сонным утренним улицам и почти пустым площадям. Город медленно просыпался. Когда мимо них стрелой скользнул первый сверкающий дракон, Трикси сначала вздрогнула, потом восторженно посмотрела ему вслед.
— Голограмма?
— Вряд ли, — усмехнулся Дэн. — Скорее, детвора развлекается.
— М?
— Колдуют, — рыжий хитро покосился на неё. — Вот так.
Он поднял руку на уровень глаз и уверенно щёлкнул пальцами. Вниз посыпались мелкие зелёные искры. Трикси заворженно проводила их взглядом. Потом подняла свою руку. Секунду поколебалась, щелкнула… ничего. Ещё раз… Ещё…
— Вначале представь, — посоветовал Дэн, уже сомневаясь, не зря ли он это затеял.
Трикси поджала губы, но сделала паузу, сосредоточилась и…
Её искры были белыми, похожими на мелкие колючие снежинки. Девушка постояла, глядя на мостовую, где они только что растаяли, потом сказала:
— Так, ладно, пошли дальше. Я подумаю об этом как-нибудь потом…
Они пошли, но Трикси и забыла смотреть по сторонам, вопреки своим словам, о чём-то глубоко задумавшись.
— Знаешь, теоретически, я уже должна была испугаться, — внезапно сообщила она.
— Но…
— Но не боюсь. — Девушка пожала плечами. — Да, я помню, ты мне что-то такое и говорил. И извини, тогда это довольно глупо прозвучало.
— Правда иногда звучит глупо, — в свою очередь пожал плечами Дэн. — Менее правдивой она от этого не становится.
— А… — Трикси запнулась. — Ты ещё что-то там про взлететь говорил… Тоже можно, да? Я представляю, как это все сверху должно быть красиво.
— Взлететь теоретически тоже можно… — Дэн задумался. — Но давай лучше пока сделаем по-другому. Не пугайся.
Он взял Трикси за руку и потянул за собой. Всего один шаг в сторону — и без какого-либо перехода они оказались у края высокой крыши, с которой было видно немалую часть города.
— Ой, — пискнула Трикси, замирая.
— Я же сказал, не пугайся. Во сне это обычное дело, только отвлечёшься — и ты уже где-то совсем в другом месте.
— Нет, — выдавила девушка, по прежнему не сдвигаясь с места. — Тут высоко. А у меня система не работает.
Дэн очень постарался ответить спокойно и без улыбки.
— Это ничего. Ты и без системы отлично справишься. И даже если вдруг оступишься и упадёшь — не страшно. Вот и попробуешь тогда взлететь, как хотела.
Трикси ответила ему яростным взглядом, даже отсутствие улыбки не спасло. Дэн поднял руки в защитном жесте.
— Трикси, это сон. Самое страшное, что тут может случиться — ты проснёшься. — Убедившись, что девушка больше не сердится, он улыбнулся и добавил: — Но если что, лучше постарайся всё-таки взлететь. Тебе должно понравиться.
Трикси немного натянуто улыбнулась в ответ, но к нему подошла и оглядела раскинувшийся внизу город.
Через несколько минут она встряхнула головой и с вернувшимся любопытством сказала:
— Круто. А теперь куда?
Рыжий задумался, но не успел ничего ответить, как мир снова мгновенно изменился. Теперь вокруг был уютный сад, полный незнакомых цветов и деревьев. Дэн нахмурился — это перемещение не было запланировано. Во сне действительно легко отвлечься и мгновенно куда-то пропасть, но в этот раз он очень старался держать всё под контролем, чтобы не пугать лишний раз свою спутницу.
К счастью, Трикси уже привыкла и оглядывалась с беззаботным любопытством — настроение во сне тоже меняется мгновенно.
— И где мы теперь?
Рыжий успокоился, огляделся и тут же помрачнел снова, узнавая эти узкие тенистые дорожки.
— Там, куда нас не звали, — ответил он. — Давай-ка опять руку.
Но уйти они не успели.
— Это в прошлый раз тебя сюда не звали, — улыбнулась выходящая из-за дерева румяная старушка. — А сегодня, так уж и быть, можешь пройтись, осмотреться. А мы пока поболтаем, да, милая?
Дэн хотел было возразить, но был остановлен одним властным движением руки. Хозяйка сада посмотрела на него с прищуром, к чему-то прислушалась, а потом ласково сказала:
— За теми вон деревьями один неугомонный мальчик ищет своего внезапно сбежавшего лиса. Иди-ка ему помоги. Дай нам пошушукаться.
Рыжий смирился, кивнул Трикси, что всё в порядке, и ушёл в указанном направлении.
***
Проснулся он, на удивление, позже Трикси. Не так, как обещала одна из книг библиотеки Семилистника. Девушка уже сидела на краю кровати и задумчиво смотрела перед собой.
— Всё в порядке? — осторожно спросил он.
Трикси вздрогнула, выходя из задумчивости, и обернулась.
— Да, — ещё немного растерянно улыбнулась она. — Мне понравилось. Хотя и очень всё это странно.
— Странно… вообще всё или то, что она тебе сказала?
— Да нет, она вообще какую-то чепуху сказала, — встряхнула головой девушка. — А сон странный, но хороший. Я бы как-нибудь повторила.
— Хорошо, — успокоился Дэн и улыбнулся ей в ответ. — Я тебе в следующий раз свою любимую кофейню покажу. Ты не представляешь, какой кофе там готовят.
— А я бы… и снова сюда не отказалась, — смутилась Трикси.
Дэн прислушался к своим ощущениям и понял, как отчётливо от неё пахнет волшебным городом Ехо… И конечно, это была не информация с датчиков, а что-то совсем другое.
— А сюда, как мне что-то подсказывает, — усмехнулся он, — ты уже и сама отлично попадёшь.