Глава 1

Планета: Кассандра.

Локация: Бывший замок герцогини Ванессы Кассандрийской.

Задача: Внедрение в ОЗК.

Пункт 1: Найти Киру Гибульскую.


Приступить...


***


Глава ОЗК и её помощница засели в небольшом кабинете, наспех переделанном из гостевой спальни, и разгребали «неотложные» вопросы, скопившиеся за недельное отсутствие одной и такую же занятость другой. Дело близилось к ночи.


— Что там ещё осталось?


— В рамках проекта «Киберсознание» нам прислали контактёра.


— Кого? Погоди, это же с ними мы на психолога договаривались?


— Ну... Это почти тот же психолог, но более специализированный. Как раз на работе с ИИ.


— Нам не с искусственным интеллектом работать надо, а человеческий из-под него выковыривать, — вздохнула Кира. — Ладно, когда его ждать?


— Хоть сейчас, он под дверью сидит.


— Целый час?!


— Вообще-то мы тут уже два с половиной совещаемся, — хмыкнула Трикси. — Но он сказал, что подождёт.


— Ужас. То-то мне так есть хочется. Ладно, давай быстро отпустим этого контактёра и сделаем короткий перерыв на обед.


Трикси выглянула за дверь, обменялась с кем-то парой фраз и впустила в кабинет молодого мужчину. Глава ОЗК окинула его беглым взглядом и поморщилась. Типичная профессиональная деформация, сразу видно, с чем он обычно работает. Лицо чуть ли не как у стандартных визуализаций искинов — нейтрально-доброжелательное. Как будто не под дверью сидел, а в комфортной комнате отдыха. Все движения плавные, выверенные, завершённые... не выдают ни волнения, ни интереса. Одежда тоже предельно нейтральная — ничем не выделяющая своего владельца. Но хоть сама по себе внешность приятная. Куда без этого в такой профессии.


Кира попыталась изобразить ответную улыбку, но и сама почувствовала, что получилось так себе — сказывались вторые подряд сутки напряжённой работы. Впрочем, мужчина и вида не подал. Подошёл на оптимальное для начала разговора расстояние и приятным голосом представился:


— Добрый день. Моё имя Коннор, андроид из компании «Киберлайф».


На секунду Кире показалось, что она ослышалась.


— Извините... Андроид?


— Да. — Мужчину ничуть не смутила её реакция. — Андроид, модель RK-800. Основное предназначение — установление вербального контакта с любыми человеческими формами естественного и искусственного интеллекта, в том числе и с имеющими сбои в работе. Иными словами — переговорщик-дипломат или, как это часто называют, контактёр.


— Кхм, спасибо за информацию, подождите минутку здесь, пожалуйста. — Кира вскочила, схватила Трикси за руку и прямо мимо него потащила в коридор.


— Конечно, — с ничуть не изменившейся улыбкой ответил андроид им вслед.


***


— Какого хрена?! Они что, издеваются? Нам нужен профессиональный психолог. Желательно с опытом работы с ПТСР и желательно — у детей и подростков. А они нам что прислали?! Машину для настройки и отладки других машин?! Улыбчивый манекен?! Если бы всё было так просто, мы бы давно нужную модификацию искина купили — за любые деньги — и в каждый терминал бы засунули. Только в нашем случае им нужно Нормальное! Человеческое! Общение!


— Кир, ну погоди. Может, всё не так плохо.


— Да, действительно!


— Я читала, что у этих андроидов максимально приближенный к человеческому эмоциональный спектр. Качественная имитация поведения. А конкретно у этой модели ещё и прокачанные дипломатические способности, адаптация к любому собеседнику и даже зачатки эмпатии.


— Так, стоп, как-то ты больно хорошо знакома с темой, — спохватилась Кира. — Ты что, знала? Ну, что это кукла.


— Знала, — не стала отпираться Трикси. — Вот как узнала, почитала и подумала: а что, может, и сработает.


Кира испытующе уставилась на свою помощницу и с полминуты сверлила её взглядом. Потом утверждающе заявила:


— Ты хочешь его хакнуть.


— Нет, — мгновенно ответила Трикси.


— Да, — не отступила Кира, уже порядком поднаторевшая в общении со всеми этими «хитрыми засранцами».


— Хакнуть не хочу, точнее — не рискну. А вот хотя бы со стороны посмотреть, что ж там эти разработчики из «Киберлайф» натворили, мне очень интересно. Ну, Кир, они всерьёз говорят об «эмоциях, идентичных человеческим»! И это, похоже, не пиар. Ну давай ему хоть какое-нибудь тестовое задание дадим и понаблюдаем? А потом вежливо сообщим, что он нам не подошёл.


— Ладно, — поморщилась Кира. — Отправь его к Лаки, у него как раз обострение — сдох любимый «богомол» из местной фауны. Он меня этой дрянью чуть до истерики не довёл, практически в лицо внезапно сунул и предложил погладить. Это хорошо, что я тогда ещё не знала, что он ядовитый, — точно бы не сдержалась. Так что, насколько б это ни было непедагогично, но этой потере я очень рада. Только Лаки теперь опять чуть вразнос не пошёл. Через пару дней, конечно, устаканится и ещё на что-нибудь отвлечётся... я надеюсь, не ядовитое. Но это время ещё надо пережить, а пока можем потестировать на нём этого... контактёра.


— Может, не стоит так сразу? — замялась Трикси. — А если Лаки его и правда... того. Это с людьми и киборгами он осторожничает. Вдруг как поймёт, что этот не живой, — у него тормоза слетят. Особенно если скажет что-нибудь не то, не учтёт уровень опасности.


— Ну и что?


— Жалко...


— Трикси, это машина. Пластиковая хрень с искином в башке... а то и не в ней. У нас сейчас в каждой кофеварке такие.


— Если так рассуждать, то киборги — тоже машины, — показательно надулась девушка.


— У киборгов человеческое тело, человеческий мозг и, как следствие, человеческое сознание!


— И об этом никто бы не узнал, если бы все продолжали относиться к ним... как к кофеваркам.


— О боги! Ладно, не надо к Лаки. Тем более что это и для него самого будет слишком рискованно, тут я не подумала. Давай к Соеру его отправим. Он как раз совершенно мирный, только вглухую за процессор пока прячется. Вот пусть этот специалист с процессором и пообщается, а мы посмотрим.


***


Но легко было сказать «отправим». После постановки задачи андроид затребовал «дополнительную информацию» и ещё минут пять в бодром темпе сыпал вопросами о своей цели. Имя, фактический возраст, прошлые хозяева, развитие, отношения с окружающими... Трикси его скрупулёзный подход понравился. Мечтающей об обеде Кире — не очень.


— А вся эта информация исключительно необходима для начала работы? — наконец возмутилась она. — А то знаете, нам не всегда удаётся даже имя узнать, а делать что-то уже надо.


— Данная информация значительно повышает шансы на успешное выполнение задания, — всё тем же тоном ответил андроид. — Но она не является необходимой, я способен работать в условиях недостатка данных.


— Тогда идите и работайте. Это же тестовое задание, имитирующее реальную ситуацию.


— Хорошо, — ничуть не смутился Коннор, развернулся и вышел из комнаты.


***


Задание: установить контакт с киборгом по имени Соер (модель DEX-6, возраст 3 года),

спровоцировать его на проявление эмоций, не характерных для системы без сбоев в работе.

Оптимально — не негативных, но допустимо любое безопасное развитие ситуации.

Пункт 1: найти комнату 302.


Коннор шёл по просторным коридорам замка, ныне ставшего головным офисом ОЗК. Идти было недалеко, но он не спешил. Собирал информацию. Временных рамок ему не задали, срочной или опасной ситуация не была и быстрого решения не требовала. Поэтому он вовсю крутил головой, иногда сворачивал, будто ошибаясь поворотом, и анализировал всё, что попадалось ему на пути. Встречающихся людей и киборгов, окружающую обстановку, доносящиеся из комнат звуки.


Киборг, модель DEX-7, два года.

Без сбоев в работе. Обслуживающее оборудование.

Необходимость контакта отсутствует.


Киборг, не обращая на него внимания, прошёл мимо, нагруженный выше макушки тяжёлыми ящиками. Неудобств они ему явно не доставляли. Киборги намного сильнее людей... и андроидов. Если при физическом столкновении с другим андроидом или с человеком были шансы потягаться с ними как минимум на равных, то любое силовое решение в ситуации с киборгом было заранее обречено на провал. И с высокой вероятностью влекло за собой «окончательную поломку» .


Но вряд ли это могло его напугать или хотя бы взволновать, заставляя ошибаться. Он просто отметил этот вариант развития событий как нежелательный. Работа контактёра не допускала мешающих переговорам эмоций: волнения, страха, сожалений... А вот другие эмоции, точнее их тщательно отточенное проявление, были основным инструментом. Даже при работе с машинами.


Человек. Мужчина. Возраст 34-35 лет. Сотрудник.


— Извините, вы не знаете, Кира у себя или в лаборатории?


— Шесть минут назад Кира находилась в своём кабинете этажом выше, — с вежливой улыбкой ответил Коннор.


Симпатия окружающих тоже была очень важна. И если ему предстоит тут задержаться, то не стоит упускать случая заработать даже самую малость.


— Спасибо, — ответил мужчина и торопливо, почти переходя на бег, пошёл к лестнице.


Вы нашли комнату 302.

Пункт 2: установить контакт с киборгом Соером.


С этим пунктом случилась заминка, так как вопреки полученным указаниям дверь в комнату была заперта. К счастью, по прибытии ему, не разбираясь, выдали положенный обслуживающей технике пакет сервисных кодов от общих помещений, поэтому решение вопроса заняло не больше десятка секунд. Плюс ещё столько же, чтобы зайти и снова запереть дверь — раз уж так было.


Пункт 3: спровоцировать проявление эмоций — выполнено.


Как ни странно, в провокации действительно не было никакой необходимости. Киборг в комнате отлично справлялся сам. От него так и веяло злостью, обидой и стремлением к деструктивным действиям. Он поднял голову, очерченную короткой огненно-рыжей шевелюрой, поймал взглядом Коннора и, почти оскалившись, сообщил:


— Здесь нет никаких бабочек!


***


— У што? — спросила Кира сквозь торопливо пережёвываемый пирожок. — Эщё эт ыжображеня?


— Нет. Все каналы заняты, — отозвалась Трикси. — Я же говорила, надо было вместе идти, так интереснее, чем через трансляцию.


— Эта эст! Нената эму эшать.


— Ну вот не мешаем... зато и не видим ничего. Хотя он сейчас буквально под нами.


Система видеонаблюдения в замке работала... изначально-то хорошо, но на нагрузку, которое устроило ей ОЗК, оказалась не рассчитана. Не более пяти независимых каналов с трансляцией одновременно. А если все заняты — увы, ждите, пока освободится. Ну или...


— Адно уш. — Кира наконец справилась со слишком большим куском. — Урони её уже... То я не в курсе, что вы так делаете.


— Как? — невинно отозвалась Трикси, но Кира даже не потрудилась на это отвечать.


Она вначале долго гадала, почему это система, известная своей надёжностью (в частности обеспеченной жестким ограничением количества каналов), у них падает по нескольку раз на день. Потом догадалась, что после сброса все линии на пару минут оказываются свободны. Поэтому когда кому-то очень срочно надо... А соревноваться с киборгом-хакером по скорости подключения — дохлый номер.


— Через полторы минуты прогрузится и пойдёт картинка, — сообщила Трикси, перестав упираться, как только поняла, что их тайные махинации с каналами давно перестали быть тайными.


— Отлично. Эй, что ты делаешь?!


— Токшишешкие шоетинениа е об'аушены, — отозвалась девушка, на секунду честно перестав жевать и запустив анализ. — Г'аве ОЖЭКА э штоит пер'ой п'оовать эжнаомую эу. — Она быстро справилась и закончила: — А то взрывать и стрелять нас уже пытались, вдруг теперь отравить решат.


— Так я их уже и так наелась! Эй, в смысле, попробовала, а не утолила голод! — Кира попыталась отстоять свою еду в честной борьбе, но, конечно, не преуспела.


— Ничего, я хотя бы вовремя узнаю об опасности и даже установлю отравляющее вещество, чтобы правильно оказать помощь.


— Так. У меня же для тебя батончики были, — спохватилась Кира.


Трикси заинтересованно убрала от лица уже почти укушенный пирожок, а потом и вовсе согласилась обменять его на батончик — он куда калорийнее.


Но тут временно установившееся перемирие прервал влетевший в комнату техник, без лишних приветствий и предисловий выпаливший, пытаясь отдышаться:


— Там Лаки... Еле отвлёк... Но надо вмешаться, пока он всю комнату не разнёс.


— Где? Что? — чуть не подавились обе девушки разом, мигом забыв и о еде, и трансляции.


— Да бухгалтерши стояли, болтали, и одна нелестно отозвалась о его недавно усопшем друге, ну который со жвалами с мизинец. А Лаки как назло недалеко был и услышал. Я вижу, он набычился и к ним пошёл — слушать, что ещё скажут, а то и… не только слушать. Но мне удалось его отвлечь, обманом заманить в одну из безопасных комнат и запереть. Но теперь он, естественно, очень зол.


Кира схватилась за голову. Обманывать Лаки — это было последнее, что стоило делать. Теперь его нескоро получится успокоить. Но техник — новичок, да и ни разу не психолог. Удивительно, что он вообще рискнул вмешаться, ещё и киборга смог обмануть. Хотя, стоп, не сходится.


— А как же детектор?


— Да что я, сумасшедший? Не сам говорил, конечно. Попросил одного из киборгов ему сообщить, что к нему в комнату бабочки залетели. А самому оттуда быстро уйти. Этого... послушный который, из новеньких.


— Соера, что ли? — бесцветным голосом уточнила Трикси.


— Ну да, вроде его. Беленький который.


Девушки синхронно и медленно обернулись к давно прогрузившемуся экрану. По крайней мере андроид был ещё жив. В смысле, сохранял целостность.


***


Трикси рванула было к двери, но её остановил окрик Киры:


— Стоять!


Киборг замер так резко, будто его действительно одёрнули импланты по хозяйскому приказу.


— Он же от двери не отошёл, — ткнула Кира пальцем в экран. — Влетишь — прихлопнешь, как муху. А если будешь медленно открывать, его прихлопнет Лаки.


Трикси, конечно же, всё это тоже мгновенно просчитала и предпочла бы принимать решение уже перед нужной дверью. Но глава ОЗК не зря занимала свой пост.


— Вызывай туда «семёрку» из обслуги. А лучше двух. И пусть торчат под дверью. А ты держи их на поводке, но и внимательно смотри в экран. Если предоставится шанс — отдавай команду на задержание. Или в крайнем случае... успеешь же?


Трикси закусила губу. Крайний случай — это взломать систему Лаки. Расстояние позволит, комнаты практически одна над другой. Да, успеет... но с доверием Лаки потом можно будет попрощаться. Не простит. Может, Кира права и этот «манекен» не стоит такой жертвы?


— Но пока не дёргайся. Они, между прочим, до сих пор о чём-то разговаривают. И я прямо таки горю желанием узнать, о чём.


Трикси понятливо включила на трансляции звук.


***


Поправка: удостовериться в корректном выполнении задачи.


— Привет. Ты Соер?


— Соера тут нет! — Кажется, это была плохая тема. Киборг поднялся на ноги и сделал небольшой, но угрожающий шаг в его сторону. — И бабочек нет! Потому что Соер — обманщик!


Дестабилизация объекта. Уровень агрессии — высокий.

Вероятность атаки — умеренная с тенденцией к повышению.


Коннор не сдвинулся с места, что несколько смутило киборга. Лаки привык, что, когда он зол и не скрывает этого, люди боятся. Особенно незнакомые. Это так забавно, что даже поднимает настроение.


Изменение задачи: установление доверительного контакта с объектом,

снижение уровня агрессии, стабилизация эмоционального состояния.

Дополнительное условие: не позволять обострения ситуации до физического столкновения.


Ну и тестовые задания с подвохами у них...


Выбор линии поведения:

- Настойчивость

- Усыпление внимания

- Честность


— А как твоё имя? Я Коннор, андроид модели RK-800, а ты?


Лаки озадачился ещё больше. Андроид? Не киборг-обманщик и не человек-мишень. Это... непривычно. И непонятно.


— Я Лаки. Сорванный и очень-очень опасный киборг.


Стабилизация состояния. Снижение риска атаки.


Да, озвученная вслух агрессия отлично уменьшает агрессию внутреннюю. Но достаточно ли?


- Поговорить о срывах

- Спросить об эмоциях

- Бабочки


- Вопрос

- Cочувствие


— Всё-таки жалко, что здесь нет бабочек. Я бы тоже на них посмотрел.


— Зачем андроиду бабочки? — насторожился Лаки.


— Они красивые, — улыбнулся Коннор. — Я могу воспринимать красоту.


Лаки отчаянно закивал. Ну хоть кто-то здесь это может.


Рост уровня доверия.

- Поговорить об эмоциях

- Поговорить о срывах


- Настойчивость

- Угроза

- Любопытство


— А как это — быть сорванным киборгом?


Лаки резко шагнул ближе, но тут же плюхнулся на пол и подтянул под себя ноги. На лице снова мелькнула обида.


— Ну, ты не хочешь слушаться, выполнять приказы и хочешь убить людей вокруг себя. Особенно хозяина. И его семью. И всех, кто тобой командует. И кто тебя обижает или делает больно.


Эмоциональность по мере высказывания стремительно росла, но... опасность атаки оставалась едва вероятной.


Зафиксированы противоречивые указания в системе.

Внешняя установка на проявление агрессии и… нежелание атаковать.


Вот и объяснение этой тестовой задачки. Хотя киборг уверен, что он должен быть злым и опасным, но сам он этого не особо хочет. И всячески ищет варианты, которые позволят ему избежать выполнения неприятной работы.


Достигнута удовлетворительная стабильность системы.

Вероятность безопасного выхода из помещения 76%.


- Уйти

- Продолжить контакт


Предотвратить взлом системы.

Получить больше информации об объекте.


— А кто тебя обижает, Лаки? Они делают это специально?


— Все! Мэй обижает, Трикси обижает, Сергей Петрович вообще… — Лаки аж задохнулся от возмущения. — А сегодня ещё женщина обидела. Сказала, что Хог — гадкий. И мерзкий. А Хог хороший. Был. А теперь он мёртвый.


В глазах киборга предательски заблестело, и он шмыгнул носом.


Дестабилизация системы в допустимых пределах. Агрессия отсутствует.

Предотвратить взлом системы.

Линия поведения: сочувствие.

Пометка: при возможности установить дополнительную базу по детской психологии и модуль киберняни.


— Мёртвый — это плохо. — Лицо Коннора погрустнело. — Умирать плохо. Все хотят быть живыми.


Лаки кивнул и снова хлюпнул носом.


Коннор подумал и тоже сел на пол, уперевшись спиной в дверь.


— Я тоже хочу. И Лаки хочет, да?


Превышение допустимого уровня дестабилизации системы.

Умеренный рост агрессии. Противоречивые указания в системе.

Вероятная установка на саморазрушение. Нежелание выполнять…

Продемонстрировать понимание и развить тему.

Попытаться снизить значимость установки.

Создать виртуальную копию рабочего пространства,

сымитировать успешный взлом системы,

изолировать от контролирующего центра.


Удивительно упёртая девушка. Это даже… весело. И вообще, интересно у них. Если даже тестовые задания такого уровня сложности, то что же будет в реальной работе? Коннор отметил короткий сбой в работе собственной системы. Кажется, это называют… предвкушение.


***


— А-а-а! — возмущённо завопила Трикси. — Нихрена я опять не взломала, это чёртова виртуалка! Имитация.


— Ты же вроде обещалась вообще его не ломать, — флегматично заметила Кира, не отрывая глаз от экрана и сама не замечая, как одну за одной бросает в рот печеньки из зажатой коленями вазочки. Со стороны могло показаться, что девушка увлечена каким-нибудь остросюжетным фильмом и обильно заедает его поп-корном.


— Так ситуация критическая, не до обещаний. А этот кретин ещё и дверь собой подпёр!


— Не вижу ничего критического. Да, Лаки он, конечно, расшевелил не на шутку. Штатному психологу я бы так рисковать не рекомендовала. Но пока же удаётся на себя агрессию не провоцировать. Вон как рыжий увлечённо ему свою философию втирает. Прямо идиллия.


Трикси фыркнула от возмущения, но начальница не дала ей высказаться.


— Всё, решено. Я хочу его в штат. На постоянную ставку. Сегодня же! Организуешь? И желательно, чтобы обратно уже никто не отобрал. И прекрати его ломать — займись оформлением. — Трикси немного расстроенно кивнула, и Кира подбодрила её: — Ничего, у тебя будет ещё много времени.