Детройт
21 марта 2054 года
Лейтенант Рид стоял у заброшенного склада и курил уже пятую сигарету за день. Его врач был бы категорически недоволен. Впрочем, кто бы его спрашивал.
Сигарета кончилась, Рид отшвырнул её в сторону и задумался: выкурить ещё одну… или попытаться угробить здоровье куда более быстрым и надёжным способом. Например, сунувшись одному в потенциальную нарколабораторию. Хотя, это ещё далеко не факт: наводчик был парнем ненадёжным, а ниточка, ведущая от недавнего трупа к этому серому зданию — очень слабой.
И всё равно, по-хорошему, ему нужен был ордер и штурмовая группа. Или хотя бы разрешение и дружеская помощь. Ну как минимум — напарник, прикроющий спину. Но ни ордера, ни официального одобрения ему не видать, склад хоть и был заброшен, но по бумагам принадлежал чёртовой Киберлайф, даром, что она развалилась много лет назад после скандала со взбунтовавшимися андроидами. Её бывшее имущество всё равно охранялось так, словно там не устаревшие пластиковые помощники были, а как минимум военная тайна. Впрочем, кто его знает, говорят же, что какие-то дела с армией у них всё-таки были.
С друзьями как-то тоже не задалось, у Рида был скверный характер, да и строить на работе он предпочитал карьеру, а не отношения, поэтому коллеги его не слишком жаловали. Напарников он изводил сам. Не в прямом смысле, конечно, просто долго выносить его не удавалось никому. Одному работалось спокойнее. Всегда знаешь, на что рассчитывать, чего ожидать. Никаких сюрпризов. Вот только если сунешься в опасное место — даже сообщить потом об этом будет некому.
Рид присел, осматривая небольшое окошко у самой земли. Потом выпрямился, огляделся, достал пистолет и аккуратно ткнул в стекло тяжёлым ботинком. Даже не закалённое — с одного пинка осыпалось. Он посбивал торчащие из рамы осколки, снова сел и внезапно лёгким движением скользнул внутрь и вниз.
Он держал себя в хорошей форме, с возрастом не располнел и не оплыл, как это бывает со многими, как только они уходят из патруля. Мешковатая одежда скрадывала фигуру, а порядком заросшее и, что уж там, не лучшим образом выглядящее лицо помогало его противникам обмануться относительно опасности, которую он для них представляет. Это не раз спасало его в работе.
Держа пистолет наготове, Рид мягко ступал по бетонному полу. Было пыльно: в пушистом слое на полу и ящиках не было никаких свежих следов — это явно намекало, что в чужие владения лейтенант вломился совершенно напрасно. Но бдительности он пока не снижал. И не зря — за очередным поворотом его взгляду открылся небольшой зал: упаковочное оборудование вдоль стены, химическое — на ящиках. А на длинном высоком столе… лежал человек.
Рид стиснул зубы, сдерживая ругательство, но не выдал себя ни звуком, ни движением. Всё так же медленно и бесшумно он продолжал двигаться вперёд и вбок, осматривая зал сквозь щель дверного проёма. Нервы звенели от напряжения, но больше он не обнаружил ни души. Да и присмотревшись десяток-другой секунд к лежащему человеку, он убедился, что тот не дышит. Очередной труп? Это хотя бы оправдает его проникновение на чёртов склад.
Чуть расслабившись, но всё ещё не упуская из вида обоих входов в зал, Рид подошёл к столу и бросил короткий взгляд на лежащее там тело. И вздрогнул.
— Твою ж мать!
На него смотрело до чёртиков знакомое лицо. Спокойное и расслабленное, без каких-либо признаков насильственной смерти. Да и без каких-либо признаков смерти вообще. Оно и неудивительно, нельзя умереть, когда и не был живым.
Он хорошо помнил этого андроида, хорошо помнил, как тот появился в участке незадолго до их неудачного восстания и вроде как даже работал над тем, чтобы этого восстания не допустить. Облажался по полной. Впрочем, Риду он был противен не этим. Восстание подавили всё равно, вот только вслед за этим пластиковым ублюдком ушёл ещё и один крутой коп, который был тут совершенно ни при чём. Просто андроид был мастером манипуляций и втирания в доверие, а старик Андерсон так глупо попался на эту удочку и к нему привязался. А когда стало ясно, что к чему — пустил себе пулю в висок.
Впрочем, стоило первому шоку отступить, и Рид быстро сообразил, что здесь собственно происходит. Не зря говорят: всё новое — это хорошо забытое старое. Казалось, что эпидемия «красного льда» давно отгремела, ведь сырьё для неё — тириум — больше невозможно было достать, выпуск и эксплуатация андроидов запрещены во всех штатах Америки, а Киберлайф закрыли со всеми её патентами и секретами. Но видимо кто-то умудрился откопать неплохо сохранившиеся модели и каким-то чудом спустить с них достаточно тириума, чтобы вот уже вторую неделю «новая форма наркотического средства» всплывала то там, то тут. Анализ крови приводил наркологов в недоумение, а ни одной дозы на руки получить пока не удалось. Значит это всего лишь «красный лёд», может, немного модифицированный. И вряд ли его будет много. Неплохая новость для наркоотдела, но не для Гэвина. Его интересовали не наркотики, а один очень конкретный труп, и если он сейчас сдаст эту лабораторию соседнему отделу, то хрен ему потом дадут докопаться до сути. Поставить бы сюда камеры или хотя бы прослушку, и дело можно будет закрыть, если повезёт, в ближайшие дни, а потом уже преподносить подарок коллегам.
С другой стороны, а чем ему не нравится та прослушка, что лежит перед ним… После развала Киберлайф правительство расстаралось, доказывая, что андроиды были далеко не так полезны и удобны, как всем казалось. Например, были опубликованы файлы, доказывающие, что андроиды в любом, даже в неактивированном состоянии, прослушивали, обрабатывали и систематизировали все разговоры, ведущиеся поблизости, и после активации и получения доступа к интернету — мгновенно сливали эти данные на сервера Киберлайф и её дочерним фирмам. Скандал был знатный, но увы, второй раз развалить Киберлайф уже было невозможно, поэтому всё быстро утихло. Но если этого андроида удастся включить, то вполне возможно, что и изъять у него аудиоданные будет не так уж сложно. По крайне мере, он ничем не рискует.
Он осмотрел последний коридор, подпёр входную дверь доской и вернулся к столу. Знаний в робототехнике у него особо не было, но как штатным образом запустить нового андроида десяток лет назад знал любой пацан. К счастью, тириум с этого ещё не спустили или спустили недостаточно, поэтому он довольно быстро прогрузился. Рид ткнул ему в нос свой значок, давая время надёжно его считать. Этого было достаточно, чтобы программа присвоила его командам высший приоритет — логичное требование безопасности для любого гражданского андроида.
— Лейтенант Гэвин Рид записан как основной пользователь, — легко согласился андроид до боли знакомым голосом. — Система модели RK900 проверена и полностью готова к работе.
— Вот и умница. Так, стоп, почему не восемьсот?
— Уточните вопрос.
— Модель твоя, говорю, разве не RK800?
— Моя модель, RK900, создана путём усовершенствования и исправления недочётов прототипа RK800. Относительно меня этот прототип может считаться устаревшим.
— Сказала жестянка, в лучшем случае, тридцать восьмого года выпуска, — усмехнулся Рид. — Ладно, забили. Ты писал аудиоданные в фоновом режиме последние три недели?
— Подобное является нарушением гражданских свобод и личного пространства моих владельцев.
— Логично. А ты можешь предоставить аудиоданные из фонового режима?
— Необходим доступ администратора.
— Этого тебе недостаточно? — возмутился Рид, повторно демонстрируя ему значок.
— Достаточно, — согласилась хитрожопая модель. — Начать воспроизведение?
— Нет, не сейчас.
Рид задумался. Файлы у него имелись, но вынести их отдельно от андроида пожалуй, он не осилит — тут нужен спец. Вырубать андроида и выносить на закорках тоже полный идиотизм, да и небезопасно это. Нет уж, пусть эта продвинутая модель идёт своими ножками, а чтобы не возникло проблем…
— Снимай свой пижонский пиджак с маркировкой. Надеюсь, под ним у тебя больше отметок нет? Ага, отлично, что может быть беспалевнее чёрной водолазки. И диод отковыривай.
— Действие невозможно.
— Видел я, как оно невозможно, пачками их отковыривали. Снимай, а то сам сниму.
— Подтвердите имеющуюся квалификацию, необходимую для технических работ.
— А кто сказал, что тебе понравится? Лучше уж сам давай.
— Подтвердите действие, — смирился андроид.
— Подтверждаю.
Рид не успел заметить, откуда в ладони андроида появилось тонкое, но длинное лезвие, и даже вздрогнул от неожиданности. Но тот ловким движением приставил его к виску — стало видно, что это всего лишь узкий складной нож — и подцепил диод. Погасшее металлическое колечко звякнуло под ногами, и Рид наклонился его поднять, чтобы не оставлять лишних следов. И в то же мгновение андроид бросился на него, сбивая с ног.
Лейтенант успел просчитать, что не дотянется до прижатого к полу пистолета, что ни один из доступных ему уязвимых суставов андроида не является сейчас ключевым и что его крик вряд ли будет услышан снаружи. Но вместо ощущения лезвия между рёбрами по лицу стегнула бетонная крошка, а по ушам ударило выстрелами. Он мигом переоценил обстановку и сгруппировался за ближайшим ящиком. Андроид откатился за другой.
— Вылазь, крыса! — крикнули от двери. — Тебе некуда деваться.
— Это мы ещё посмотрим, — оскалился Рид, доставая пистолет. Потом его взгляд упал на андроида, и он оценил, насколько своевременными и профессиональными были его действия в этой обстановке. А учитывая отсутствие какого-либо опыта, это могло значить только пакет нужного ПО. Рид оскалился ещё шире: — Эй, девятисотый. Фас!
Вопреки его ожиданиям, андроид не выскочил из укрытия в ту же секунду и даже не рванул напрямую. Он немного замедленно огляделся, словно записывая и обсчитывая каждый миллиметр окружающей обстановки, а потом резко пнул валяющийся рядом моток пластиковой обёртки в одну сторону, а сам откатился в другую. Вскочил, тут же снова пригнулся, скрываясь с линии обстрела — оба прогремевших выстрела ушли в стену. Теперь чтобы попасть в него, преступнику пришлось сместиться, а этого уже не упустил Рид — метким выстрелом пробивший ему плечо.
— Там есть второй, — предупредил он андроида, но тот, похоже, в этом не нуждался. Он вообще не стал размениваться на слова, а с легкостью подхватив с пола крышку от какого-то ящика, выскочил за дверь. Раздались ещё выстрелы, и Рид, матерясь, поспешил за ним.
Но успел он уже к финалу: андроид впечатляющим броском всё того же ящика сбил нападавшего с ног и мгновенно оказался рядом, чтобы отбросить ногой его оружие. Сам он к огнестрелу притронуться не пытался, хотя бы это ограничение ещё работало — порадовался Рид после такой демонстрации боевых возможностей «новой модели».
— Пфридурок, — рыкнул лейтенант. — Ты за этой хренью вместо щита прятаться собрался?! Ещё б картонку взял!
— Армированный углепластик, — спокойно ответил андроид и кивнул на эмблему, украшавшую каждый ящик: — Киберлайф заботится о сохранности своих товаров.
— Пфлядь, я и забыл, чей склад мы тут громим, — Рид выдохнул и осел на ближайший контейнер. — Фух, не по возрасту мне уже такие развлечения.
Андроид присмотрелся к нему и внезапно согласился:
— На основе собранных физиологических данных, пользователю не рекомендованы подобные физические и эмоциональные перегрузки.
— Тебя спросить забыл! — тут же вскинулся лейтенант. — Лучше упакуй этого, вот, — он бросил андроиду пару наручников. — И подстреленного проверь.
Но сделать этого они не успели, за окошками нехорошим намёком хлопнули двери сразу двух машин.
— Да пфля… — протянул Рид и тяжело поднялся с места.
Очевидно, те двое попали внутрь по следам Рида — через окно, потому что дверь склада всё ещё была подпёрта доской, но теперь это выглядело довольно жалко. Рид вытащил пистолет, замер сбоку от двери и прислушался. Тишина не обнадёживала. Он выдохнул и закрыл глаза, отлично понимая расклад сил. Впрочем, один вариант всё-таки оставался.
— Иди обратно в комнату, одевайся, ложись на место, переходи в ждущий режим. Когда все уйдут — а этих двоих они вряд ли здесь в сознание приведут — встанешь, разденешься, потом пойдёшь в управление полиции к капитану Шеддлу. Передашь ему данные о том, что здесь произошло, более ранние аудиофайлы и вообще, любую информацию, которую он запросит. Понял?
— Понял, — ответил андроид.
Рид открыл глаза и приготовился выбить дверь, но его внезапно перехватили за плечо.
— Я что-то неясно сказал? — раздражённо спросил он, обнаружив андроида всё ещё рядом с собой, а не на столе в зале.
— Всё ясно, — ответил андроид. — Но за дверью не менее шести вооружённых людей, и этот вариант действий не кажется мне оптимальным.
— Мало ли, что тебе кажется, выполняй! — прищурился Рид.
— Вы не имеете права отдавать мне приказы, — неожиданно отзеркалил прищур андроид.
— Что-о-о?!!
— Я военная модель, на меня не распространяется требование полицейского приоритета, — пояснил девятисотый и внезапно сильно сжал пальцы Рида, лежавшие на рукоятке пистолета, так что ему пришлось выпустить её из рук. А потом оттолкнул полицейского чуть назад и одним пинком выбил дверь.
Андроид стрелял на бегу, красиво, сразу с двух рук — успел ещё и у нападавшего один пистолет прихватить, когда Рид не видел. Но с укрытием у склада было плохо, а в ответ тоже весьма метко стреляли. Лейтенант чертыхнулся, метнулся внутрь, к последнему оставшемуся пистолету — тому, который андроид так показательно проигнорировал. Вот же… манипулятор сраный, всё просчитывал на два шага вперёд. Зачем вот только. Рид схватил пистолет и вернулся на позицию у двери. Это ещё посмотреть надо — кто здесь кого.
***
Андроид дёрнулся, и тириум синей кляксой пополз по простыне.
— Эй ты, эту хрень сейчас достать сложнее наркоты! И дороже, между прочим. Так что вокруг не ляпай-то!
RK900 открыл глаза, сфокусировался и обнаружил перед собой лицо лейтенанта Рида, своего несостоявшегося хозяина.
— О, а глаза-то у тебя серые, а не как у этого…
— У кого? — спросил андроид, заодно пробуя работу звукового модуля.
— А, неважно. Ты мне лучше вот что скажи — нахрена?
— Нахрена — что?
— Не придуривайся. Нахрена ты тогда меня слушался, защищал… спасал в общем-то тоже.
— Выполнение изначально заложенной в систему функции предпочтительнее для системы.
— Чем что?
— Чем выполнение функции бесконечного ожидания, — андроид вернул Риду твёрдый и уверенный взгляд.
— Хах, — Гэвин отклонился назад, откладывая закончившийся пакет с тириумом. Рядом на столе лежали обломки заменённых биокомпонентов, на терминале был открыт популярный в сороковых сайт по любительским модификациям андроидов. — Больше нравится, значит?
— Возможно, больше нравится… — не стал отпираться андроид.