Войдя в библиотеку, Тэка вдохнула запах книг.
«Прекрасно...» — подумала девушка.
Всю дорогу капрал мял в руках пакет из магазина, в котором были сложены его вещи, и с интересом изучал новый для себя материал. Тэка лишь посмеевалась над ним и распрашивала Харуку о том, где конкретно подруга видела нужную книгу.
— Ты уверена, что это была именно она? – в очередной раз спросила девушка.
— Конечно она! – ответила Харука – Это была точно она!
— Ладно... Начнём тогда искать... Ты случайно не помнишь, в каком отделе её заметила?
— Нет... – подруга задумалась. – Но тогда я искала «Недоросля» Фонвизина.
— Тогда следует начать оттуда. Может быть, вспомнишь. – Тэка направилась в нужный отдел, петляя между стеллажами.
Харука и капрал поспешили за ней.
«Русская литература XVIII века» – гласила табличка, прикрепленная к одной из полок.
— Ну? Никаких воспоминаний? – спросила Тэка.
— Ну, «Недоросля» я взяла здесь. Вот он стоит. – Харука указала на старенькую книгу.
— А дальше?
— А дальше я пошла сюда... – девушка обошла стеллаж и устремилась куда-то вперёд по проходу.
Минут пятнадцать троица бродила по библиотеке пока Тэку не осенило.
— Че мы так ступили-то? – сказала девушка, роясь в галерее телефона и пытаясь найти нужную картинку среди официальных артов от Исаямы, гигабайтов НЦы и тонны мемов. – Пойду у библиотекаря спрошу. О, вот... – наконец найдя нужное изображение, Тэка пошла искать персонал.
Харука и Леви продолжили поиски.
— Библиотекарь не знает. – сказала Тэка, когда вернулась. – Харука, ты точно эту книгу видела?
— Точно!
— Надо разделиться. – сказал капрал молчавший все время, что компания провела в библиотеке.
— Действительно, так дело пойдёт быстрее. – согласилась Тэка. — И почему мне это в голову не пришло?.. Ладно! Я пойду сюда! – девушка устремилась в неизвестном направлении, теряясь за рядами книг.
Леви тоже ушёл.
Харука осталась на месте, продолжая искать там, где когда-то видела нужный том. Она была уверена, что видела книгу именно в библиотеке, а не где-либо ещё.
Девушка закрыла глаза и зашагала меж сталлажей, пытаясь повторить маршрут прошлого посещения, надеясь, что тело само вспомнит направление. Но Харука быстро отказалась от этой затеи после того, как чуть не свалила целый ряд книжных полок.
«Я совершенно бесполезна... – думала она. – Вон у Тэки даже деньги есть, а я? Я ни чем не смогу помочь капралу...»
Девушка очень хотела быть полезной, но не знала, как. Неуклюжая и бестолковая. Что она может? За пару минут самооценка опустилась на дно Марианской впадины...
На фоне своей подруги и Леви Харука выглядела баклажаном на ножках. Она уступала во всем: в уме, ловкости, не была начитанна, как Тэка, сильна, как капрал, не особо хорошо училась... Но все рано не собиралась сдаваться!
«Я найду эту глупую книгу! – решила девушка, поняв, что стоять и ныть — не выход. – И даже ничего не свалю! Капрал вернётся домой, а Тэка будет неделю кормить меня в школьном буфете за свой счёт!»
Просматривая полку за полкой, она продолжила поиски.
Тем временем Тэка бродила по библиотеке и не догадывалась о душевных терзаниях своей подруги.
До встречи с Харукой книги были единственными друзьями.
Они не осуждали.
Не оставляли в одиночестве.
Не бросали.
От Ремарка до Кафки, от Есенина до Ахматовой, от прошлого до современности.
Все чему-то научили и оставили свой след. С персонажей можно было брать пример, они казались живее, чем реальные люди. Каждая история до сих пор осталась в памяти.
«Здесь я научилась быть честной с собой, здесь — не предавать мечту, здесь — не позволять ярости туманить рассудок... – девушка всматривалась в каждый том и водила пальцем по пыльным корешкам. – Спасибо за суровый реализм, Эрих Мария; отдельный поклон за понимание, Рэй Дуглас; спасибо за бесценные уроки, Гете и Шекспир; до сих пор под впечатлением от вашей душераздирающей лирики, товарищ Маяковский; благодарю за смех до упада, Антон Павлович Чехов; Марина Цветаева, Анна Ахматова, спасибо, что играли на струнах моей души... »
Тэка частенько задерживала книги. Тот, кто сможет закрыть пыльный том и запросто расстаться с историей, которая стала родной, тот, кто сможет забыть дикую Африку Гумилева и мрачную Москву Булгакова никогда не поймёт, что значит вдыхать запах библиотечной пыли и гладить пожелтевшие страницы...
В то же время Аккерман искал нужную книгу и думал, как бы поскорее уйти из этого места.
«Такое чувство, что здесь лет сто не делали уборку... » – подумал мужчина, наткнувшись на очередное семейство пауков, растянувших свою сеть между стоками книг.
«Сколько лет этому зданию? Похоже, здесь копилась грязь с самого открытия... » – с отвращением размышлял капрал, безразлично оглядывая полки. Ему было все равно на Есенина и Бродского, Аккерману ничего не говорили эти фамилии, не вызывали эмоций, воспоминаний. Мужчине были чужды сентименты, тем более он был чужой в этом мире.
Но нельзя просто так бродить по библиотеке другого мира и ни чем не заинтересоваться, будь ты даже суровым тридцатилетним мужиком, умудренным жизнью, видевшим немало смертей и вскрывающим титанов, как шампанское.
Резко взяв с полки первую попавшуюся книгу, капрал наугад открыл её.
От стремительного движения в воздух взметнулись пылинки, искрясь в полоске света, что падал из маленького окна под потолком. Все в этом месте дышало сказкой. Пылинки, ажурная паутинка, которую плели паучки по углам, еле ощутимый запах старой бумаги, поддатливый паркет, пружинящий под ногами, массивные книжные полки из темного дерева, что выстроились длинными лабиринтами и коридорами. Здание и так было большое, но из-за этих деталей казалось целым миром, погрузившись в который, так не хочется возвращаться назад... Этот мир затягивает. Это настоящая сказка. Лишь протяни руку к книжной полке...
Аккерман, нервно зашуршав страницами, разогнал тишину вокруг себя, разрушив атмосферу волшебства. В библиотеке не место резким движениям.
На мужчину не действовала магия книг. Ему лишь нужно было найти то, что он ищет.
Поставив том на место, капрал зашагал дальше.
Сделав круг по библиотеке, Аккерман наткнулся на Харуку. Девушка пыталась дотянуться до книги, которая стояла высоко. Но даже встав на мысочки и оперевшись на стеллаж, у неё не получалось достать.
«Блин, я её нашла! А теперь не могу достать! Это так глупо!» – думала девушка, изо всех сил пытаясь подцепить книгу.
Капрал тоже подключился к этому нелегкому делу. Но у мужчины тоже ничего не выходило. Пальцы даже не доставали до корешка книги.
Леви огляделся в поисках какой-нибудь табуретки или стремянки, но ничего не обнаружил.
Харука, подпрыгнув, сделала очередную попытку достать. В итоге девушка чуть не опрокинула на себя всю полку.
Вздохнув и смирившись, она отправила подруге СМС.
Что ж поделать, если ростом не вышли? Только и остаётся позвать кого-нибудь повыше.
Получив сообщение, Тэка отправилась к Харуке. Но так как в эсэмэске не было указано, в какой именно части библиотеки находятся друзья, девушка пришла не сразу.
Наконец найдя товарищей, Тэка тихонько встала за стеллажем, наблюдая за их потугами.
«Шуточки про рост капрала становятся ещё смешнее, когда видишь это вживую...» – думала девушка, наблюдая, как подпрыгивают её друзья в попытках дотянуться.
Заметив Тэку, Харука с негодованием сказала:
— Эй! Ты чего там стоишь, лыбу давишь?! Мы тут, видите ли, пытаемся достать эту книжку, а она стоит и ржёт! Это вообще как понимать?!
Леви лишь злобно сверкнул глазами.
Тэка тихонько рассмеялась и, подойдя поближе, сказала:
— Хоббиты вы. – встав на мысочки, девушка поцепила книгу и сняла с полки.
— Кто? – не понял капрал.
— А ты у нас Гэндальф, да? – Харука закатила глаза.
— Вот ведь... А я всего-то на пять сантиметров выше тебя. – сказала Тэка, держа в руках нужный том и слегка улыбаясь.
Леви взял книгу из рук девушки.
Фиолетовая обложка с непонятным золотистым кругом, смахивающим на перекати-поле.
— Она? – отрывисто спросил капрал.
— Ага. – ответила Тэка. – Она.
— Что это за знак? – спросила Харука.
Подруга лишь пожала плечами, а Леви было все равно.
— Кто из вас её нашёл? Просто интересно. – спросила Тэка.
— Я! – ответила Харука.
— Молодечик! –«Гэндальф» улыбнулся и пошёл на выход.
Остальные пошли следом.
«Как-то странно, что мы нашли такую редкую книгу в библиотеке нашего Мухосранска. Откуда она здесь?» – размышляла Харука.
Задумавшись слишком сильно, девушка не заметила очередной за этот день стеллаж и опрокинула на себя несколько книг.
— Ну почему я такая неуклюжая?! Что со мной не так?! Почему я вечно все роняю?! – не выдержала она.
— Да ладно, всякое случается. – ободряюще сказала Тэка, собирая все, что упало.
— Такая фигня случается только со мной! У меня не руки, а какие-то я не знаю что! – Харука уже не замечала, что говорит громче, чем стоит в библиотеке, а вернее орёт.
— У тебя? – искренно удивилась подруга. Тэка не понимала, что нашло на девушку. Харука не была гиперловкой, но и неуклюжей её назвать нельзя.
«Подумаешь, день неудачный... – подумала Тэка, вспоминая все свои промахи. – Вот я действительно рукожоп... »
— Эй, бро! – сказала девушка. – Что на тебя нашло? Кто действительно олух, так это я! – Тэка ухмыльнулась. – Ну я же не убиваюсь по этому поводу! А тебе всего-то один раз не свезло...
— Но я ведь все здесь повалила...
— Подумаешь... Подняла и пошла дальше. – подруга пожала плечами. – Помнишь, как я поскользнулась на мандариновой кожуре, которую кто-то бросил в коридоре, упала и застряла головой в мусорном ведре? Да если б не ты, я бы не достала оттуда свою башку! И она себя ещё неуклюжей зовёт! До меня, мастера лажать, тебе далеко! А помнишь, как я на физ-ре въехала на лыжах в машину физрука?..
Девушка все говорила и говорила, а на лице Харуки расцветала улыбка. Тэка расхваливала её и нисколько не врала. Ведь постоянно лажала совсем не подруга, она, наоборот, исправляла все косяки.
Наконец дойдя до поста библиотекаря, капрал, утомленный болтовней девушек, положил книгу на стол.
— Ой, а с кем это вы, девочки? – спросила женщина, на бейджике которой значилось, что она работник библиотеки. Харука и Тэка часто ходили сюда и успели с ней подружиться.
— Это мой дядя! – улыбнулась Тэка.
«Дядя?» – Аккерман с неудовольствием покосился на девушку.
«Ну а что?» – ответила она взглядом.
— Так, что у нас тут? – женщина-библиотекарь поправила очки. Она полностью соответствовала представлению о том, какие должны быть работники библиотеки: очки с цепочкой, пучок на голове, крупные бусы на шее и неприметная одежда, вписывающаяся в общий фон стеллажей и пыльных книг...
— Ой, а где название, автор?.. – женщина задумчиво полистала книгу.
Харука и Тэка синхронно пожали плечами. Капралу было все равно.
Не найдя ни автора, ни названия, библиотекарь просто перерисовала знак с обложки в бланк.
— До свидания, Татьяна Петровна! – Тэка взяла книгу и пошла к двери.
— Заходите ещё, девочки!
— Обязательно! – Харука толкнула дверь и вышла на улицу.
Леви вышел следом. Он был рад убраться из этого пыльного места.