Вода под горой

Примечание

Мы не знаем наших истинных способностей, пока не очутимся в безысходности.

Когда со всех сторон загрохотало, заходило ходуном, обваливая громадные камни, Фа-Рид едва успел увернуться. Отпрыгнул в какой-то узкий отнорок, скорчился, прикрывая руками голову. Со свечи, которую так и не выпустил, на волосы текло горячим воском, поднявшаяся пыль лезла и нос и горло вызывая приступы удушающего кашля. Потом резко наступила тишина. 

Он никогда не боялся замкнутого пространства. Всю сознательную жизнь провёл в горном клане, где прятки в многочисленных мелких пещерах были любимым развлечением детворы. Но одно дело лазать по знакомым местам, прекрасно помня дорогу обратно, и совсем другое – пробираться почти наощупь, не представляя куда в итоге попадешь.

Попыток разобрать обвал Рид даже не предпринимал, дураку было ясно, что это бесполезно. Решил с умом использовать силы и время. Последнего оставалось не так много: пока горит свеча и есть вода в бурдюке. Системы особой не было, чтобы не блуждать кругами, если будет много вариантов, сворачивал только в правую сторону. Несколько раз ходы заводили его в тупик, в такой же завал или становились настолько узкими, что не протиснешься. Приходилось возвращаться.

Под ногами мельтешили крысы. Рид не видел их, но слышал попискивание и чувствовал прикосновение длинных хвостов к штанинам. Наличие грызунов радовало – с голоду не помрёт. Вызвериваясь и охотясь, можно было продержаться довольно долго. Так же эта беготня означала, что где-то должен быть источник воды. Маленький ключ, бьющий из-под камня и в него уходящий, или сочащаяся влагой стена – что угодно, способное утолить жажду. Нельзя было останавливаться, пока не найдёшь. 

Иногда пещера издавала странные звуки. Стонала, охала, кряхтела почти как человек, вводила в замешательство. Рид не один раз ломился в очередной проём, думая, что услышал другого запертого «счастливчика». Удивительно, что позже, ища, где устроиться отдохнуть, набрёл на такого именно в тишине. 

- Эй! – к нему метнулась фигура, узнать Шио было более чем неожиданно. 

Тот выглядел плачевно. Грязный, дрожащий, руки в крови – глупый пытался растащить завалившие проход камни. Так обрадовался его появлению, пока не разглядел, кто именно пришёл. На явно читающееся разочарование Рид внимания не обратил, слишком устал, чтобы реагировать на такую мелочь. Да и сам не был в восторге от встречи, судьба словно насмехалась, сводя его именно с этим омегой.

Водой пришлось поделиться. Два лишних глотка его не спасут, если так и не найдёт никакого источника. А спокойствия добавят – Шио такой же правильный как Ян, пока жажда не свела с ума, никаких бесчестных действий принимать не будет, значит, за бурдюк можно было не волноваться. И даже немного подремать.

Через пару часов условного отдыха Рид двинулся дальше, особой надежды выбраться не было, но сидеть в бездействии он не мог. Омега понуро шуршал позади. Его присутствие хоть особо приятным не было – последний с кем бы Рид хотел оказаться в таком положении – а успокаивало. Не один среди холодных давящих камнем стен. 

Неожиданно пламя последней свечи затрепетало, потянулось за свежим воздухом. 

- Не напирай, – зарычал Рид, когда Шио, поскуливая от нетерпения, прижался к его спине. 

Тот ненадолго отступил, но потом снова притёрся ближе, шепча над плечом:

- Ну что там? Видишь что-нибудь? Ты видишь свет? Есть выход?

Рид мог понять его состояние, самого подмывало ускорить шаг. Но всё-таки раздражался – неужели не понимал, нельзя сейчас торопиться. Ход, по которому они шли сузился, начал петлять поворотами, резкие порывы сквозняка могли запросто затушить свечу. 

- Нет! – он вообще мало что видел, глаза слезились от напряжения.

Постепенно темнота стала рассеиваться, теряя свою густоту, а стены пещеры потихоньку обретать контуры. Заметно посвежело. Воздух был уже живой, с примесями запахов. 

- Я чувствую кисличник! Чуешь? Чуешь?

Рид повёл носом:

- Нет, – обоняние подводило. 

Отчего-то казалось, что пахнет водосбором. Могло статься, это естественный запах омеги – вроде чувствовал и раньше, не обращая внимания. Задуматься об этом Рид не успел, очередной поворот вдруг вывел их в широкую залу с низким, ступенчатым сводом. Тоже тёмную, но гораздо меньше, чем ход, из которого они вышли. Над головами из расщелины доходил слабый свет, иногда пропадая на короткое время.

Шио задрал голову, заглядывая в неё.

- Я вижу небо. Высоко… – упавшим голосом сообщил он.

Сразу было ясно, выбраться через эту дыру не получится, слишком неудобно располагалась, слишком отвесные края и нависающие острые грани, а другого выхода не наблюдалось. Слабая ложная надежда на спасение пропала окончательно. Рид сплюнул и швырнул бесполезный огарок в стену – хватит не больше чем на полчаса, за это время даже не вернёшься к обвалу. Тот шлепнулся, покатился и, булькнув, скрылся. 

Шио подошёл, силясь рассмотреть, куда он задевался.

- Тут вода!

Из-под скалы беззвучно выходил родник. Наполняя практически ровную круглую чашу, вода тонким ручьём лениво пересекала залу и вновь пропадала в глубину. 

После того как Шио, фыркая и давясь от жадности, нахлебался, Рид прополоскал бурдюк и наполнил его. Освежившийся омега, почувствовавший прилив сил, что-то говорил, суетился, бегая и подпрыгивая под окошком наружу, он его не слушал. Рида, наоборот, охватила апатия. Нужно было возвращаться, выбрать какой-нибудь другой путь и искать дальше. Но он прекрасно понимал, что уйти от источника воды и света просто не сможет.

- Мы сдохнем здесь, – прервал омегу, не вникая, что тот пытается до него донести.

- Мы даже не пытались… – Шио посмотрел на него и, что-то про себя решив, сдёрнул с плеч свой мешок. – Вот, – достал из него колобок хлеба, протянул половину. – Отдохнём и обязательно попробуем. Хорошо?

Рид кивнул, лишь бы тот отстал. Вкуса хлеба не чувствовал, отщипывая крохотные кусочки, тщательно их разжёвывал. Возможно, это последняя в его жизни трапеза. Нельзя было так думать, но ничего другого в голове не крутилось. 

Шио копался у воды. Зачем-то оторвал от рубахи рукав, прополоскал его, выжал и, сложив в несколько раз, запихал в штаны. Эти действия Риду были непонятны.

- Уссался что ли?

- Дурак, – коротко ответил омега.

- Кто бы говорил, – наконец до него дошёл смысл манипуляций, – в течку шляется где попало. 

- Не зуди. Не увидел, и не понял бы ничего.

На самом деле – особого, присущего течным омегам поведения Рид не заметил. Это упрощало положение. Что делать с Шио, если бы у того не слабо припекло под хвостом, он не представлял. Нет, представлял, конечно, и обязательно бы воспользовался, встреться они при других обстоятельствах. А сейчас вообще не к месту – тратить время и силы на трах в их положении было самоубийством.

В расщелину задувал ветер, протяжно выл, уходя дальше по каменному коридору. С зашедшим солнцем стало совсем темно и ощутимо холоднее. Укрыться или спрятаться некуда. Риду в этом плане было легче, он мог хотя бы вызвериться и пережить ночь в шкуре, не сильно опасаясь застудиться. 

Что сыграло большую роль – страх остаться одному, если омега замёрзнет насмерть, или желание его разнюхать получше – Рид точно сказать не мог. Послушав, как тот возится у противоположной стены, предложил:

- Сюда иди. Здесь меньше дует. И вдвоём не замёрзнем.

Шио колебался не долго.

- Будешь руки распускать, отгрызу, – предупредил, подходя.

Это развеселило. Пустое предупреждение, с альфой он бы не справился.

- За собой следи, у меня лапы, – фыркнул Рид и морфнулся в-зверя.

Пума вытянулся на расстеленном мешке, позволяя омеге лечь рядом и запустить пальцы в густой мех. Демонстративно втянул носом воздух, а после отвернул морду. 

Вместе было действительно лучше. Шио пригрелся о бок, быстро обмяк, засыпая. Немного полежав, за ним последовал и Рид.

**** 

От альфы пахло чабрецом. Сильным стойким ароматом июньского цветения, от которого, если поглубже затянуться, свербело в носу. Мягкая шерсть щекотала, Шио потёрся об неё щекой и в ужасе откатился в сторону – сообразил, чем сейчас занимается. Притираться к спящему зверю, пускать слюни ему в мех, одновременно шаря у себя рукой в штанах, это было слишком. Даже течкой не мог оправдать себе такого поведения. 

- Дичь-то какая, – простонал он, отползая подальше.

Быстрое купание в холодном ручье решило проблему неуместного напряжения, в паху улеглось, будто ничего и не было. Шио вздохнул с облегчением, не хватало ещё чтобы Рид заметил, одними насмешками могло не обойтись. Зная его натуру, лишний раз провоцировать не стоило. 

Шио напился и принялся осматриваться. Это было очень красивое место – лучи поднявшегося солнца проникали в пещеру тонкими золотыми нитями, кусочки земли, иногда сваливающиеся из разлома, оставляли за собой танцующую в них пыль. Свет отражался от воды, раскидывая вокруг кучу блестящих пятнышек. Наблюдать за этим представлением можно было вечность, однако навсегда тут остаться Шио не хотел.

Живот урчал, требуя положить в него что-нибудь более существенное, чем вода.

- Рид! Вставай, – он толкнул свернувшегося клубком пуму. – Смотри, кажется, ручей шире стал, вчера был меньше.

Вода текла так же медленно и бесшумно, уходила куда-то под широкий плоский камень.

Альфа перекатился, потянулся, клацнув пастью, морфнулся в-человека и потянувшись за одеждой, цыкнул:

- Точно такой же. – Замер в каком-то недоумении, рассматривая себя. – Я просыпался ночью?

- Не знаю. 

Шио потоптался ещё немного у ручья, может, на самом деле показалось. Видно-то было плохо. И решив, что это не столь важно, встал под лучи света. Вчера он заметил что-то похожее на кривой толстый корень, торчащий с края расселины. До него можно было попытаться дотянуться, что он и пытался до Рида донести. Но тот, видимо, отупев от усталости, не понял.

- Видишь? Если до туда достать, можно подтянуться и вылезть. Подсади, я что-нибудь спущу тебе или приведу помощь.

Умывшийся Рид стал рядом, оценивая расстояние. 

- Ничего не выйдет. Тут выше нашего общего роста. Если бы на что-нибудь встать… Ищи что можно подставить.

Сказать было легче чем сделать. В каменной пещере камней подходящих не было. Мелочевки не набиралось на приличную горку, и те, какие удалось собрать в кучу, тут же рассыпались под весом котов. А что покрупнее сдвинуть с места было невозможно. Шио шипел, упираясь как мог, Рид рычал рядом, единственный валун, идеально подошедший бы им, даже не пошатнулся. За полдня они выдохлись, ни на сантиметр не приблизившись к свободе. 

От голода в животе начались рези, хлебать воду уже не помогало. Но возвращаться в тёмные ходы поохотиться на крыс желания не было. Перспектива потеряться в лабиринте пугала больше голодной смерти. 

- Если мы не выберемся в ближайшее время, потом просто не хватит сил, – сухо констатировал Рид во время одной из передышек.

Мог бы не говорить, Шио понимал, и от этого тоскливо щемило в груди. 

- Значит, нефиг рассиживать, надо больше маленьких натаскать. Этот всё равно не сдвинуть. 

Ещё несколько часов ушло на сбор всего, что можно было легко перетащить. Под ногами подозрительно хлюпало.

- Я говорю, ручей шире стал.

- Хрен с ним. Надо пробовать. Лезь. – Рид присел, подставил плечи и поднялся, придерживая. – Вставай.

С нескольких попыток Шио удалось кончиками пальцев коснуться внутреннего края расщелины. 

- Слишком высоко… Можешь поднять руки? Выпрямить?

- Ты вообще-то нифига не пушинка. Давай осторожнее. 

Попытка не удалась. Ни в первый, ни в последующие разы – у Рида дрожали руки от напряжения, насыпь обваливалась, Шио шатался и падал, отбивая бока. 

Начало быстро темнеть. Очередное падение оказалось особенно болезненным. Он не удержался, ободрал локти до крови и проехал вперёд лицом, неожиданно окунаясь в воду. 

- Живой?

- Вроде. – Шио поднялся, отплевываясь.

Пока они крутились на собранной куче камней, ручей вышел из своего русла, распространяясь почти на всю пещеру. Это было новой проблемой. Или неожиданным решением. 

- Рид. Вода прибывает. Если её наберётся много, нас просто вытолкнет наружу!

- Таким темпом? Околеем.

- Надо ускорить, может, пробить родник, что бы быстрее бежал.

- Вода уйдёт в ход, откуда мы пришли.

- Не уйдёт, он выше. Поднять нас успеет.

- Это пустое дело.

- Будешь на жопе сидеть и ждать когда сдохнешь?! – взвился Шио.

Рид говорил правильные вещи – скорее всего, так и будет – и это бесило. Но складывать лапки, смиренно ожидая своей участи, Шио не собирался. Он быстро нашёл то место, откуда шла вода. Ключ бил ощутимо сильнее, в ладони подскакивали песчинки и мелкие камушки. Этого было недостаточно. Шио принялся разрывать исток. Поддавался он плохо, какие-то осколки отламывались и тут же проваливались обратно. Было бы ещё чем ковыряться. 

Руки и ноги быстро замёрзли.

- Иди на кучу, – Рид оттеснил его, – по очереди роем. 

Вернуться Шио не успел. Уже знакомый гулкий звук, дополненный бульканьем, оглушил и поток ударил под колени, сбивая его с ног. Закрутил, протаскивая далеко в угол пещеры, ударил об стену. Если бы не резкий рывок за шиворот, Шио бы нахлебался воды.

- Вставай! – Рид, тоже отброшенный к камням, поднял его за рубаху. 

Он не смог встать, поскользнулся, ухватился в альфу, утягивая его за собой. Оба с головой ушли под стремительно пребывающую воду. Добраться к центру, под расщелину, в таком закружившемся водовороте не получалось. Едва удавалось глотнуть воздуха, перед тем, как окунало снова. Шио мотало как щепку, оторвало от Рида, потащило куда-то вниз, где только что была твёрдая порода. От ощущения падения загудело в ушах – его засосало во внезапно образовавшийся тоннель. Пронесло и выплюнуло, подкинув высоко вверх. 

Шио шлёпнулся плашмя на спину, зашёлся кашлем, таращась вокруг. Под ним была мягкая сухая трава, над головой звёздное небо с плывущими облаками. Рядом в нескольких метрах бурлила новорожденная речушка, клубилась, гремя, и обрывалась с крутого края куда-то вниз. Ещё немного и Шио мог бы улететь с этой кручи. 

Как такое могло случиться, что проваливаясь вглубь, оказался снаружи горы, он не понял. По большому счёту это было и неважно.

- Эй, Рид. Рид! – кажется, альфу раньше захватило водоворотом. – Ты здесь?

Хриплый стон он едва расслышал, метнулся к обрыву, где смутно угадывалось бледное пятно. Рид, тихо воя, висел на слабеющих руках.

- Держись!

Шио не думал о том, что может рухнуть вместе с ним, осыпься неустойчивый край. Что может не хватить сил на такого здорового альфу и тот утянет за собой своим весом. Он просто рычал, упирался и тащил за руки, за волосы, за трещащий ворот, пока извивающийся Рид не обрёл под ногами опору и сам отполз на безопасное расстояние. 

Разлёживаться, отходя от пережитого Шио долго не стал, не стесняясь, снял одежду, отжал её и напялил обратно. Мокрая, холодная противно липла к телу.

- Ты готов? Пошли быстрей.

Рид посмотрел на него удивлённо.

- Ку-у-да? – он ещё не пришёл в себя, дрожал и стучал зубами.

- Башкой ударился? Домой, конечно.

- Сейчас?

- А чего ждать? 

- Утром пойдём.

Взвинченному Шио не сиделось на месте. 

- Как хочешь. Я пойду.

- Не колготись… Ещё неизвестно как далеко нас отнесло.

- Я найду дорогу. 

- Твоё дело. – Судя по всему, идти он не собирался.

- Ну, тогда, пока. – Причин ждать Рида не было, другом тот ему не стал, лишь товарищем по несчастью. 

На волне адреналина Шио не чувствовал холод, не чувствовал попадавшийся колкий бодяк. Хотелось быстрее вернуться домой, обнять родителей, братьев, вымыться нормально, поесть, завернуться в тёплую шкуру на удобной кровати. Ещё Ни-Кану сказать, что с ним всё в порядке. Он летел в припрыжку, ловко лавируя между деревьями. Ночь, пусть и облачная, ни в какое сравнение не шла с темнотой подземелья. Он видел прекрасно. А когда впереди заметил огонёк, мяфкнул от восторга. 

То, что это оказался костёр, а не свет в окошке какого-нибудь дома, прыти немного поубавило. 

- Доброго вечера честным котам. Не подскажете, в какой стороне Ольховка? – бодро поздоровался Шио, спохватившись подумывая, а не поторопился ли он выходить. Вдруг на обдирал нарвался.

Но четвёрка ужинающих альф выглядела прилично. В добротной тёплой одежде, с плотно набитыми мешками, лежащими под навесом из еловых лап. Сами чистые, с обычными, внушающими доверие, мордами. Шио, конечно, обдирал не видел, чтобы сходу их опознать, но эти, как ему показалось, разбоем не промышляли.

Альфы были заметно удивлены его появлением. Деревянные ложки с варевом замерли, недонесённые до ртов. Один из них отставил миску, поднялся навстречу.

- Подскажем, – улыбнулся широко, – с какого ляда не подсказать-то?