Примечание
Некоторые термины мира Академии:
- Неодерит - местный метеоритный металл. Из него делают чернила, украшения, указатели, глазные маски и вышивку на форме.
- Глаза студентов и профессоров закрывают неодеритовые маски, полностью лишая зрения и защищая от опасных иллюзий. "Видят" и читают они посредством вибраций масок. В этом им помогают особые колокольчики, которые все носят при себе и звонят в них при необходимости. Звон каждой маски уникален. Так обитатели Академии различают друг друга.
- Из-за вибраций удар маски о маску (как и любого предмета по маске) весьма неприятен.
- Реплики - иллюзорные копии людей, посмотревших на зеркальную луну (полную и особенно яркую) без маски. Они состоят из неодеритовой пыли и рассыпаются в нее при смерти.
- В Академии есть химические фонари, наполненные токсичным эфиром. Они призваны разгонять такие иллюзии.
- Форма в Академии - синяя. Пурпурную просят те, кому скоро суждено умереть.
What is the color of the end?
I see it now as I descend
I walk alone in this eternal night
What is the meaning of this life?
Mors Principium Est — The Everlong Night
— Хора! Хора, да где же ты? Послушай, я все понял, тот метеорит… — профессор Бальмаш влетел в лабораторию и тут же замер.
Только что Хоры не было нигде, а теперь — вот он. Сидел на полу, в узком закутке между шкафами с препаратами, и — перебирал какие-то записи. Вид у него нечитаемо-странным — не то мечтательным, не то мрачным, не то — словно тоскующим.
— Эй, ты чего? Что это? — Бальмаш уселся рядом. Теперь в закутке не осталось места, зато Хора наконец обратил на него внимание.
Он почти улыбался.
— Ты столько всего помнишь — того, чего не помню я. Но… ты помнишь доказательства иллюзорности?
— Доказательства Фортуны?
— Нет. Иллюзорности.
Бальмаш с интересом потянулся к нему, а Хора — протянул записи.
— Вспоминай.
***
О Литературе
— …таким образом, Я неизбежно противопоставляется не-Я. Представьте…
— Бессмыслица какая-то! Нет, ты подумай! Ты понимаешь, что это значит? — Бальмаш заерзал на жесткой скамье и пребольно ткнул Хору локтем в бок.
— Что? — Тот нехотя покосился на друга.
Вступать в открытую конфронтацию с профессором Бальмашу явно не хотелось — тот бы все равно не понял и не принял, как не понимал и не принимал его сам Бальмаш, но — держать этот яд в себе он все равно не мог. Осознание неправильности всего сказанного жгло изнутри — Хора слышал это в хрусте его пальцев и в нервном дыхании, чувствовал в звоне собственной маски…
Ну как можно так сильно злиться?
— Ты сам подумай! «Представьте», в рассвет его. Да как это вообще можно представить?
Хора устало вздохнул. Бальмаш заводился все сильнее и уже тихонько тряс его за плечо, — так, чтобы не заметил профессор и остальные студенты. Им двигало какое-то странное раздражение, которого Хора не разделял: в отличие от Бальмаша, подобные вопросы он любил, и против профессорских идей ничего не имел.
Но — за Бальмаша было просто больно: казалось, он вот-вот взорвется, если не выскажет свое возмущение хоть кому-нибудь.
— Ну что тебе так не нравится? Тезис, антитезис или синтез?
— Нарушение законов логики, конечно же! Вот скажи, — Бальмаш с силой развернул его к себе, чуть не вырвав из рук конспекты. — Откуда берется Я? Откуда?
Хора замешкался. Молчать — не в его правилах, но… но. Отвечать Бальмашу было бессмысленно — оставалось только слушать, пытаясь вторым ухом уловить обрывки лекции, а заодно — не уснуть. Несколько бессонных ночей кряду давали о себе знать: глаза под маской неумолимо слипались, а голову клонило к столу.
— Из этого бреда выходит, что Я создает само себя! Получается, что действие первично, а реальность — вторична. А раз так, ей просто не с чего было начаться. И…
— Это и есть доказательство Фортуны, — Хора возражал вяло, но настойчиво.
— Космос не мог создать сам себя из ничего, как ты этого не понимаешь? — Бальмаш вцепился ему в плечи с такой силой, что тот тихо охнул. Точно останутся синяки. — Выходит, что угодно может создать себя из ничего. Что угодно, как угодно. Выходит, в мире нет логики, в науке нет логики. Звезды картонные — если они себя таковыми представят!
— Не ничего, а Фортуна. К тому же…
— К тому же это похоже на глупый роман!
— Молодые люди.
Послышался звон профессорского колокольчика и Хора тут же зажал Бальмашу рот. Не хватало еще, чтобы им обоим влетело на ровном месте — они и так достаточно натворили даже за эту неделю. Оставалось только замереть и уткнуться в конспекты, словно это и не они в очередной раз срывали занятие.
— Я вас все равно слышал, — мастер укоризненно покачал головой, поворачиваясь в их сторону. — Все те же, все те же люди… Итак, мы остановились на…
— На том, что это бред! — Бальмаш уже вырвался из хватки и теперь сердито хрустел костями, явно собираясь разбить все контраргументы Хоры в пух и прах.
Хора только коротко зевнул и спрятал руки под пелерину.
Было зябко, концентрация, — спасибо Бальмашу, — безвозвратно исчезла, и сосредоточиться на лекции он уже не мог.
Все сильнее хотелось спать.
Он склонил голову на грудь.
— Эй, — в шепоте Бальмаша скользнула тревога. — Ты чего притих? Крыть нечем?
Пусть он издевался и бестактничал, как мог, Хора чувствовал — тот все равно волновался.
Странно, так странно.
Совсем не похоже на Бальмаша.
Или он просто не замечал?..
— Эй! — Тот снова ткнул его в бок. — Да что с тобой?
— Я думаю, — тихо признался Хора. — О том, что ты не прав.
Внутри что-то защекоталось: он не видел, но чувствовал, как округлились глаза Бальмаша под маской.
— Это еще в чем? — Тон у него стал каким-то обиженным.
— Романы не дурацкие. Нет ничего плохого в художественной литературе. Зря в Академии ее запретили, — Хора выдохнул и умолк. В голове неприятно гудело — так небо гудит глубоким предрассветно-синим, на грани пурпурного.
Наверное, это плохой признак.
Наверное, он сходил с ума.
Вот и все…
— И… почему? — Теперь вместо обиды в голосе Бальмаша звучал искренний интерес, и от этого интереса, — легкого, звонкого, — гул сразу куда-то пропал.
— Романы учат понимать вот такие вещи. Они не буквальны. Нет буквального Я, буквального не-Я. Ты, верно, лучше меня как ученый, но… — Хора говорил совсем тихо, то и дело замолкая: он чувствовал внимание профессора, обращенное в их сторону, а еще — едва шевелил языком от усталости. Его голова сама собой опустилась Бальмашу на плечо, смешно задев колпаком о колпак. — Но ты слишком конкретен. Потому ты такой химик. А тут нужна… абстракция… нет, не она. Иносказание… И ты понимаешь одно, понимая иное…
— Ты предлагаешь познавать реальность через иллюзию? А не безумен ли ты? Хора, серьезно, ты не болен?
Если бы у Хоры еще остались силы, он бы ответил, что все — в полном порядке, что он просто смертельно устал и хочет спать, и что Бальмаш иногда — ужасно прямолинейный и ужасно дурацкий.
Что не надо кидаться на любую теорию с кулаками, не дослушав до конца.
Что тот слишком громко думает и переживает — настолько, что это отдается цветным гулом у Хоры в голове, в крови, в костях, и ему кажется — он и в самом деле сходит с ума.
Он бы сказал, что Бальмаша слишком много даже для него, Хоры, и что Бальмашу не помешало бы поучиться держать себя в руках. Художественная литература была бы весьма кстати.
Но Хора ничего не сказал. Даже не почувствовал, как его лба коснулась тощая ладонь, и как маска ударилась о маску.
Хора уже спал у Бальмаша на плече, и эта вибрация удара не разбудила его.
Она обратилась в гул, — огненный и синий, пахнущий метеоритным железом и космической бездной. Космос раскрылся над ним, и тут же — утопил в себе, глядя тысячами пурпурных звезд.
Прямо в душу.
Хора во сне рассмеялся. Бальмаш был бы рад узнать, что в них нет ничего картонного.
Но Бальмаш не видел звезд. Мягко приобнимая Хору за плечи, чтобы тот не упал, он вынужденно вслушивался в заключительные слова профессора:
— …и это — доказательство Фортуны. О других мы поговорим в следующий раз, а пока что — все свободны.
Колокольчик зазвенел зеленым.
Пурпурные звезды — погасли.
***
О Звёздах
— И как ты это делаешь? — Со своим заданием по астрономии Бальмаш давно разобрался, и теперь вертелся вокруг Хоры, — не то пытаясь помочь, не то просто отвлекая.
Несколько раз Хора даже тянулся к трости, чтобы хорошенько вмазать лучшему другу по маске: казалось, Бальмаш делал это нарочно.
Ну почему, почему именно сегодня, когда глаза слипались прямо на ходу, а учеба давалась совсем уж с трудом?
Хотя, ему-то не сложно.
Ему никогда не сложно.
Будущий профессор…
Хора помотал головой и перевернул звездные карты.
Что-то не сходилось.
— О чем ты?
Он с трудом боролся с желанием положить голову на стол и уснуть прямо так — не снимая маски, двух метров не дойдя до кровати.
Кошмары Лорана оказались заразительны — как и всякого рода безумие. Спал он все хуже.
— О звуке звезд, конечно же! — Бальмаш уселся на край стола. — А ты о чем? При чем тут кошмары?
— Совершенно ни при чем, — печально согласился Хора. Ну вот. Он уже и не знал, когда говорил, а когда молчал. Пора было заканчивать с астрономией. — А что со звуком звезд? Ты только вчера говорил, что в него не веришь.
— Я его не слышал, — тот развел руками. — Может, его и нет вовсе. Может, это твое личное помешательство. Но… — Бальмаш изящно склонился над картами. — Возможно, он и есть. Как от чернил, но не от чернил. Вот эта звезда — как звучит?
— Я не могу понять это по чернилам! — Хора почти возмутился и закинул ногу на ногу. Сразу стало больно. — Надо смотреть и слушать Космос, а не какие-то бумажки. Смотреть!
Прежде, чем Бальмаш успел возразить, он сорвал маску. Одной рукой потянулся к шторам, а другой — зарылся в чужие волосы, пытаясь нащупать бархатные ленты.
Те словно расплелись сами — маска Бальмаша со звоном упала на пол.
— Ты что творишь? Ты не помнишь, что…
— Готов?
Сонливости как не бывало. Сейчас, за закрытыми дверями их комнаты дормитория, в кромешной темноте, с недоделанным заданием по астрономии и пересохшими глазами, Хора чувствовал: он наконец-то был в шаге от чего-то важного.
Доказать Бальмашу существование звездного звука — чем не открытие?
Докажет ему — докажет и остальным, а там…
— Ты забыл зеркальную луну?Зеркальная луна рождает опасные иллюзии, если на нее посмотреть. Ты…
Бальмаш испуганно дернул его за рукав, но было поздно — шторы распахнулись. Только вышитые звезды сверкнули в лунном свете.
Хора поморщился — глаза слезились, луна жгла их, как солнце, и ее холодный свет застил все небо.
Половины звезд не было видно вовсе — в том числе и той, которая так заинтересовала Бальмаша на несчастной карте.
— Ее нет! Пропала. Новая звезда.
— Карты рисовали недавно, — Бальмаш стоял спиной к окну, изо всех сил стараясь не смотреть на луну. Обзаводиться вредными репликами ему явно не хотелось. — Может, ты просто не видишь? Ну, знаешь, глаза потерял. В кошмарах Лорана… — Тон у него был таким едким, что можно было растворять алмазы.
— Да прекрати ты! Лучше идем на крышу.
— Это еще зачем? Вниз меня скинуть хочешь? На мне пурпурной формы нет, учти!
Бальмаш попятился, но — безуспешно. Хватка у Хоры — цепкая, жесткая, а настойчивости ему было не занимать. К тому же, он уже опирался на трость, и…
— Бери маску и пойдем. И карты прихвати. Когда-нибудь потом мной покомандуешь, — угрозы в голосе как не бывало: Хора весело шагал к двери, почти не хромая.
— Только если обещаешь, — Бальмаш нервно усмехнулся и, приложив маску к лицу, все-таки отправился следом.
***
На крыше было холодно. Еще холоднее, чем утром в лектории. Мало того, что солнце давно перестало всходить, так еще и осень проявляла себя все настойчивее. За одежду цеплялись жухлые садовые листья.
Хора стоял у самого края.
Полы его мантии хлопали на ветру, — громко, тяжело, угрожающе, — а каблук отбивал какой-то тревожный ритм. Трость вторила звонким металлом.
— Подойди, не бойся, — Хора старался говорить так ласково, как только мог, но чувствовал — выходило жутко.
Впрочем, Бальмаш осторожно шагнул ближе, — словно загипнотизированный.
— Где там твоя звезда?
Будь сознание Хоры чуть яснее, он уловил бы в словах друга недоверие, тревогу и страх, вспомнил бы, как тот не любил громкие звуки, но — ясным оно не было уже давно. И сейчас, перед лицом Космоса, ему было все равно.
Он поднял руки к небу, словно в молитве.
— Вон там. Снимай маску! И слушай тишину.
Стук прекратился.
Теперь над ними обоими раскинулся Космос — совершенно безмолвный и беззвучный, глядящий тысячами разноцветных глаз. Совсем как в его утренних снах.
— А может, это не звезды? Может ведь быть, что это — глаза первородных чудовищ, и все совсем не так? Может статься, что Космос не сломался, и все лишь встало на свои места? — Хора незаметно встал у Бальмаша за спиной, зажав его между собой и тростью, будто в клетке, и шептал — в самое ухо.
А Бальмаш — смотрел вверх.
Пурпурная звезда — такой она была.
Потерянная на карте и волею Фортуны найденная вновь, она звенела.
Не где-то снаружи, не в вышине, но — внутри головы. Она звенела в черепе и на кончиках пальцев, ее звон колол ладони, слезами тек из глаз.
Она была громкой.
Режущей.
Высокой.
Она искрами жгла сердце, и казалось — ее звон заполнял изнутри.
Звучала каждая звезда.
Каждая.
На свой манер.
Своей нотой.
Своим ритмом — или же без него.
И Космос — тоже звучал. Цветом неба, его глубиной, высотой, до которой не дотянуться.
Космос затекал в зрачки.
— О великая Фортуна, ускользающее счастье…
Бальмаш пошатнулся. Хора не знал, от чего — то ли от удивления, то ли от осознания, то ли от того, что все-таки проиграл в их вчерашнем споре. А может — лишь потому, что звук оглушил его, и ему снова стало плохо — как от пения нерадивых первокурсников.
Но Хора его поймал.
Обнял поперек груди, — так, что сердце прижалось к сердцу, — и уперся тростью в край крыши, отталкиваясь от него — подальше.
Бальмаш повис у него на руке.
Он нервно дышал и вертел головой, ища дорогу назад: музыки Космоса ему явно хватило по горло.
— Нет, ты точно меня угробишь… надеюсь, это все просто дурацкий сон.
Голос у Бальмаша дрожал.
Хора снова не нашелся, что ответить — слишком пусто было в голове от бессонницы и от космического звона.
Он лишь молча протянул другу маску.
***
По возвращении в дормиторий Бальмаш и правда уснул — отключился, едва его несчастная голова коснулась подушки.
А Хора снова не спал всю ночь: небо менялось слишком быстро, и кошмары Лорана рыскали по теням.
Астрономия на листах более не имела никакого смысла.
***
О Смерти
— Вот что творится у них в голове? — Бальмаш изо всех сил старался не бежать и не размахивать руками: все же, они шли вместе с Хорой, а тому, — после очередного забега рассвет знает за чем, — снова было больно ходить.
Виду он не подавал, но шаги у него были тяжелые, неровные, и, — Бальмаш слышал, — тот слишком часто опирался на трость.
А потому — он держал друга под локоть, почти не бежал, и размахивал только свободной рукой.
— Ты о ком? — Хора явно думал о чем-то своем и теперь, верно, пытался поймать ход его мыслей.
— О…
«О Мер».
— О тех, кто носит пурпурную форму. Что может такого случиться, чтобы человек захотел покинуть Академию, да и вообще — весь мир? — Бальмаш говорил с привычной беззаботностью, но что-то скребло его изнутри. Тревога?
Тоска?
Ускользающее нечто?
Ускользающая Мер.
О ней он старался не думать.
— Не знаю, — Хора пожал плечами. — Я… ой! — Ступеньки подвернулись как-то слишком неожиданно и каблук заскользил по гладкой плитке. Он чуть было не упал, но Бальмаш ловко схватил его за шиворот и расхохотался.
— Ты как первокурсник. Спотыкаешься и головой вертишь, будто сова с недосыпом…
— Идем за метеоритами?
— Лишь бы не к твоей возлюбленной. А то, знаешь…
— А вот не знаю, — тон у Хоры стал деланно-обиженным. — Вита меня боится!
— Вита, Вита… меня волнует пурпурная форма! — Бальмаш аккуратно завернул за угол и пошел в сторону ворот.
Кажется, дорожки начали покрываться изморозью, и ходить нужно было с особой осторожностью. Не хватало еще, чтобы Хора расшибся насмерть. Или надулся по-настоящему.
Не то что бы Бальмаш замечал, когда его слова кого-то ранили, но — в случае с Хорой что-то внутри нехорошо шевелилось. Словно тот мог исчезнуть в любую минуту, как очередная иллюзия…
— Говорю же, не знаю, — тот выдернул его из размышлений. — С чего ты решил, что я вообще думаю о смерти?
— Да ты вечно хочешь меня убить! То с лезвием лезешь, то на крышу тащишь — слушать пурпурные звезды, между прочим. Да и глядеть на луну — чистое самоубийство. Как ты с крыши-то упал, что до сих пор хромаешь? — Бальмаш по привычке загибал пальцы. — Ты точно думаешь о смерти!
— Не думаю. Я вообще не знаю, — Хора остановился, снова опершись на трость. Прогулка за метеоритами становилась перспективой все менее реальной. — Лоран бы сказал, они трусы. Но Мер ведь не страшно. Она не боится ни смерти, ни Космоса, ни жизни… — Он задрал голову к небу, будто снова пытался что-то разглядеть или услышать.
Ага. В маске.
— А ты, значит, боишься? — Бальмаш хохотнул. — Кто может бояться жизни?
— Те, кому тут не место. Вот ты точно профессором станешь. А я? А другие? Кому-то дорога за ворота. Кто-то тут останется. А остальные?
Об остальных Бальмаш тоже старался не думать. Разговоры с Хорой последнее время постоянно сворачивали куда-то не туда, и вещей, о которых не хотелось думать, день ото дня становилось все больше.
Совершенно недостойно ученого…
— Ты что, туда же собрался? — Он уселся на траву, под корни дерева, и потянул Хору за собой. — Не стой давай, не то к земле прирастешь.
Сидеть было холодно, а трава странно хрустела и кололась. Она точно покрылась инеем, но снимать маску и проверять Бальмаш не стал: в этой части сада слишком часто ходили слишком бдительные личности.
— Никуда я не собрался. Переводчиком буду. А может статься, Фортуна смилостивится, и я останусь здесь, — судя по шороху, Хора улегся на траву и вытянул руки за головой.
Бальмаш последовал его примеру и закинул ногу на ногу.
Теперь они лежали голова к голове, маска к маске, с ледяной травой и острой тростью между ними.
— Будешь мной командовать, пока-не-профессор, — он хихикнул, но тут же сник. — Не знаю, что могло бы заставить меня надеть пурпурную форму. Вот может… если бы я понял, что моему познанию есть предел? Не всему познанию, но моему. Все могут — но я не могу. Не потому, что мне лень, а потому… хотя нет, не то! Не знаю. А ты? — Хора повернул голову, и маска тихонько стукнулась о маску.
Бальмаш зашипел и поморщился.
— Садист ты… может, это вообще не ты, а реплика… — Он вздохнул и сложил руки на груди, словно мертвец. Представлять себя на месте Мер или любого другого обреченного отчего-то казалось ужасно неправильным. — Если меня выгонят — то лучше пурпурная форма, чем уйти. Но меня не выгонят! Никогда. Это же я! — Он оскалился в улыбке и сжал ладони Хоры в своих. Те были совсем холодным. — Тебя тоже не выгонят. А то мне командовать будет некем.
Хора рассмеялся.
— Опять ты за свое. Вот лишь бы тебе… — Внезапно он посерьезнел. — Но если ты наденешь пурпурную форму, я с тобой пойду.
«Провожать или на тот свет?»
Отчего-то вместо колкости Бальмаш промолчал. Он сам не знал, почему. Может, потому что Хора тоже был каким-то исчезающим?
Из-за Вальтера и танцев.
Из-за одержимости тайным обществом и Витой.
Из-за всего.
Казалось, еще немного — и он растворится в неодеритовую пыль, как одна из его реплик…
— Проверим твои цветы? Просто цветы, не Виту!
— Проверим. Я совсем забыл!
Убегая вслед за Хорой, — который внезапно почти перестал хромать, — Бальмаш подумал, что историю с танцами он просто обязан исправить.
Во имя звона пурпурных звезд и ускользающего счастья.
***
О Танце
— Вот так… да чего ты жмешься, никто же не смотрит! — Бальмаш хихикал совсем негромко, но был уверен: Хора его прекрасно слышал.
— Да не жмусь я! Ты обещал помочь, а не издеваться. Вот как знал, что тебе доверять нельзя!
Тот — правда слышал. И громко возмущался, то и дело оступаясь, спотыкаясь, сбиваясь с ритма. Слова Хоры глушили музыку, мешались с ней, но — Бальмашу было совершенно все равно.
Он слушал ее не ушами и не маской, но телом, и позволял танцу вести его — пока сам он вел Хору.
Они танцевали втроем: Бальмаш, Хора и железная трость.
Почему Хора все-таки согласился на его авантюру — для Бальмаша было загадкой.
Тот то старался вызнать что-то интересное, то пытался доспорить спор, безжалостно путая его своими безумными теологическими теориями, то — просто возмущался заданию мастера Йозефа. И не важно, что задание было сделано, а спорить с Бальмашем — совершенно невозможно.
Хору швыряло от темы к теме, он говорил обо всем на свете, и — изо всех сил пытался танцевать — несмотря на боль и неумело потаенную растерянность.
Но почему, почему?
Не потому ли, что Бальмаш назвал его трусом, в ответ на то, что Хора назвал его растением?
Да нет. Это же просто шутка…
А может потому, что Бальмаш снова ему предложил?
Попросил потанцевать с ним, пообещав как-нибудь с чем-нибудь помочь?
Да, наверное.
Хотя, он вроде ничего и не предлагал…
Поглощенный танцем, — шорохом мантий и пелерин, стуком каблуков, звоном музыки в масках, — Бальмаш действительно не мог вспомнить, как так получилось.
Отчего-то он совершенно не мог поверить в тот факт, что Хора, — хромой и иногда ужасно стеснительный, — просто принял его приглашение.
И даже попросил помочь — словно речь шла о списывании, а не о чем-то настолько… личном.
Но теперь тот позволял вести себя — держась за Бальмаша лишь одной рукой, чуть пошатываясь и стуча тростью об пол. Будь Хора без нее, он, верно, двигался бы намного легче. В нем было природное чувство музыки, ритма, формы, он считывал любое движение, не видя его глазами, и…
Бальмашу было просто жаль, что тот не танцевал.
Хора, который чувствовал Фортуну как-то по-особенному, вынужденно отказывался от такого единения с ней.
Это просто неправильно.
Несправедливо!
И даже сейчас, танцуя, он этого единения отчего-то не находил: Бальмаш даже сквозь маски чувствовал его взгляд, сосредоточенный и болезненный, и — странную гримасу на лице.
Словно тому и стоять было тяжело.
Каблук царапнул пол.
Звякнула трость.
Пальцы Хоры до боли впились в плечи.
Музыка, — величественная, отдающая тяжелым звоном, — все набирала и набирала мощь, а Хора все хуже за ней поспевал.
От этого в груди что-то мучительно сжималось.
И — с этим надо было что-то делать.
— Не торопись ты так. Куда? — Развернувшись, Бальмаш сменил руки. Теперь он держал Хору за талию, а другая его ладонь тоже сжимала трость — так, что их пальцы переплелись на рукояти. — Теперь мы оба хромые. Так получше будет. Давай!
Шаг вперед.
Хора кивнул и чуть пошатнулся, но не упал — ловко развернулся на каблуке.
Шаг назад — Бальмаш дернул его на себя, снова не давая свалиться на пол.
Поворот — они синхронно обернулись вокруг трости.
Снова стукнули каблуки.
И — в сторону, будто в полете.
И — снова вперед.
И снова.
И снова.
И снова.
Снова…
— Чувствуешь? Чувствуешь это?
Бальмаш и не замечал, что смеялся: всеобщее движение несло его все дальше, вибрация — почти что отрывала от гулкого пола, и Хора отрывался от пола вместе с ним. Этот ритм, навеянный самой Фортуной, через Бальмаша передался и ему, связал их единой нитью. Теперь ни боль, ни трость не мешали вовсе — двигаясь по-своему, хаотично, они с Бальмашем все равно были частью общего порядка.
Так работает жизнь.
Так работает Космос.
Верно, то нечто, что соединило их, тоже работает так — два хаоса объединяя в систему.
Гармония — ускользающий момент.
Странное благословение.
Музыка сгустила воздух, затопила бархатом, гулом отдавалась в масках — так, что кружилась голова.
— Да!
Хора откинулся назад, повиснув у Бальмаша на руке, и запрокинул голову — колпак коснулся пола.
А Бальмаш — поднял его в воздух. С последним ударом музыки.
— О, Великая Фортуна…
Когда его ноги снова коснулись пола, Хора еле дышал, захлебываясь беззвучным смехом. Он все еще держал Бальмаша за плечо.
— Давай дальше! Давай? — Сбившееся дыхание все никак не возвращалось, а он — совсем не мог остановиться, постукивая тростью по полу. — Сейчас ведь начнется второй танец. Нужно быстрее, нужно… эй, куда мы?
Скрепя сердце, Бальмаш направился к выходу, почти волоча Хору за собой.
Лица окутал теплый воздух, древесный запах академических коридоров, и тот разочарованно вздохнул.
— Ну… ты мог бы остаться. Вообще-то.
— Еще останусь. Как-нибудь. Потом, — Бальмаш делано-безразлично пожал плечами. — А то ты прямо там к Космосу отправишься… Почему ты вообще согласился?
— То есть ты сам предложил, а теперь против? Хороши дела, — Хора тут же отпустил его и сложил руки на груди, мгновенно включившись в игру.
— Нет. Как ты мог такое подумать? Я же не ты! Просто… ты не хотел. Почему пошел?
— Потому что захотел! — Тот всплеснул руками. — Как же я мог отказать дорогому другу? Ведь… — Хора снова взял ладони Бальмаша в свои и почти пропел, наклонившись к самому уху. — Ты не отказался слушать мои пурпурные звезды. Спасибо.
Маска прижалась к маске.
***
Об Иллюзиях
— Но что же, если все совсем не так? Если ничего и не было вовсе? Не существовало?
Хора нервно ходил по комнате, размахивая руками. Он то запирал дверь, то снова отворял, то занавешивал окно, то вновь распахивал занавески, впуская в комнату лунный свет, и — все время порывался выглянуть наружу. Передумывал. Чувство времени терялось все больше, и он не знал, что могло бы его вернуть.
Голова кружилась.
Фонарь коптил. Запах, странно-приятный, но удушливый, казалось, только мутил сознание.
— Сам посуди! — В очередной раз заперев дверь и задернув шторы, Хора плюхнулся к Бальмашу на кровать. Как был — в форме и сапогах, с мантией, повисшей на одном плече.
Лоран бы точно сказал что-то издевательское, а Юнона — отругала за нарушение одной ей ведомой дисциплины.
Но — ни Лорана, ни Юноны здесь не было.
Был только разбуженный Бальмаш. Ему, верно, почти удалось уснуть, и теперь он возмущенно смотрел на Хору из-под одеял.
Хора — взъерошенный, странный, и темные глаза его едва заметно блестели во мраке.
— Ты чего?..
Голос у Бальмаша был сонным и растерянным. Не буди он Хору по ночам целую неделю кряду, можно было бы возмутиться и силой уложить того спать, прочитав лекцию о вреде бессонницы, но — аргументов у Бальмаша, при всем его упрямстве, не было.
Нет, наверное, были.
Днем.
Когда он не был таким потерянным и не хотел просто продолжить спать.
— А того! — Хора не унимался, раз за разом обводя взглядом комнату. — Вдруг все — не настоящее? Вот Вита — Вальтер был прав! Я видел в ней что-то, и это было реальностью, я строил теории о цветах, но — это все не то. Я не скучаю. А разве не должен я скучать по любимой?.. — Кое-как отстегнув сапоги, он с ногами забрался на одеяло. — Я сам наполнил ее смыслом, которого не было. Смысл был иллюзией! Далее. Допустим, Мер…
— Что — Мер? — Бальмаш резко сел, чуть не сбросив Хору на пол. Сонливости — как не бывало. — Хочешь сказать, я тоже ее забуду? Так вот нет. Ты знаешь, что случилось, и…
— Нет, что ты! — Хора замахал руками. — Наоборот. Я не об этом… вдруг никто не умирал? Ни Гудвин, ни Мер. Вдруг это реплики? Против них не помог и фонарь. Никто не мог отличить реплик от меня. Но тогда… — Он умолк и прикусил губу, подбирая слова.
Бальмаш — не перебивал.
Молчал.
Слушал, сжав в руках одеяло.
Впервые в жизни он не воспользовался паузой оппонента, чтобы поскорее разбить его аргументы и поставить на место.
— Или не реплики, нет… иллюзия. Любая иллюзия. Понимаешь?
— Но тогда… — Бальмаш осторожно положил ладони ему на плечи. Его руки дрожали. — Ты понимаешь, что мы не найдем грань? Что угодно может оказаться иллюзией, помешательством. Даже сами открытия. Сама Академия. Вся история. И что тогда? Как проверить? Предлагай метод. Мы поставим эксперимент.
— А если ты тоже иллюзия? — Хора осторожно накрыл его ладони своими. — Тогда твой метод будет иллюзорным.
— А если — ты? — Бальмаш прищурился. — А если и осознание…
— …себя — иллюзия?
Повисла звенящая тишина.
Будь они в масках — и те бы молчали.
О, лучше звон от удара маски о маску, чем это.
Эта пытка.
Хора медленно выдохнул.
Бальмаш — вдохнул.
— Давай проверим.
— Давай. А как?
Снова стало тихо.
Лицо у Бальмаша было ясным, сосредоточенным и очень серьезным.
Лицо Хоры — совсем потерянным и нервным.
Сейчас, сидя напротив лучшего друга, выложив ему все то, что мучило и тяготило его так долго, он слишком хорошо понимал: ответов здесь не найти.
Не было ничего, что доказало бы, что он прав.
И ничего, что доказало бы — он не прав.
Привычная реальность могла развалиться в любой момент. Прямо сейчас она могла оказаться чем угодно — бредовым сном на лекции по теологии, галлюцинацией от подмешанного в чай гематения, мимолетной мыслью, которой кто-то из них слишком увлекся, или — сном помешавшегося.
Клубок возможных иллюзий можно было распутывать бесконечно, а принцип бритвы Оккама — невозможно применить.
Ни один из вариантов не казался самым простым или достоверным.
Это был тупик.
Вероятно, Бальмаш пришел к такому же выводу — его брови недовольно дернулись.
— Звучит как бред. Но мне нечем доказать его бредовость, — он развел руками. — Ты, конечно же, не прав. Но, если ты прав… в рассвет тебя! Твои идеи — кратчайший путь к помешательству!
— Но, если я прав, — то что? — Напомнил Хора. Он говорил совсем тихо.
— То реальность может исчезнуть в любой момент. Мы можем проснуться, — ты или я, — Космос рухнуть, все — отмениться. Сама жизнь может отмениться. С твой дурацкой, ужасной, отвратительной теорией, — Бальмаш почти злился. — Каждый день — как последний. С ней каждый из нас носит пурпурную форму и ходит с бритвой в кармане. Я. Так. Не. Хочу! — Он откинулся на подушку и сложил руки на груди.
Хора мешкал.
Сжимал и разжимал пальцы, вертел головой, стараясь не смотреть на Бальмаша. Но — взгляд непременно возвращался к нему.
Идиотская, смешная челка.
Может, она потому такая дурацкая, что и вовсе не настоящая?..
— Что бы ты сделал, если бы знал, что это — конец? Что иллюзия скоро растворится?
— Не знаю! Я не могу все успеть, просто не могу. Сколько? Пять минут? Одна минуты? Тридцать лет? Я не знаю, я… эй!
Теперь уже Хора держал его за плечи — нависнув над ним, глядя прямо в глаза. Если бы он знал, каким сейчас был его взгляд, — спокойно-безумным, режущим, — он бы отвернулся и прекратил весь этот разговор. Но — он не видел, не думал и не знал. Иное затопило его разум.
Из-за эфира было душно и пьяно, а от стен тянуло холодом.
Бальмаш испуганно моргал.
— Опять ты со своими выходками… за тебя уже страшно, даже если это не ты. И за себя мне страшно. И вообще. Не хочу, чтобы ты оказался иллюзией и куда-нибудь испарился. Так станет не интересно. И…
— Вот и я не хочу.
Прижимаясь лбом к чужому лбу, Хора закрыл глаза.
Наверное, это должен был сделать Бальмаш — с его наглостью, насмешливостью, странными шутками и жаждой к экспериментам. Но почему-то это делал сам Хора — касался губами губ, не глядя, не настаивая.
Будто и не поцелуй вовсе — лишь мягкое скольжение, тихий шорох кожи о кожу. Его собственные губы отчего-то были совсем сухими.
Сам он — дрожал, но, казалось, и дрожь была не его.
Так вибрируют маски от музыки, от пения, так звенят пурпурные звезды, так пробирается под кожу шепот и безумные идеи.
То, что Бальмаш ответил ему, — тоже безумная идея.
Он ничего не говорил и не открывал глаз, — Хора чувствовал, как дрожали его ресницы, а мыслей в чужой голове не ощущал совсем. Может, их там и не было вовсе?
Если бы они были, Бальмаш бы их озвучил.
Но он молчал, и отвечал Хоре его же движениями — мягким скольжением, шуршанием кожи о кожу. Пальцами, впившимися в плечи.
В книжках, которые когда-то читал Хора, в шутках его реплик о Юноне все это было совсем не так.
Но так, как было в книжках — неправильно.
Сейчас, с Бальмашем — правильно.
Тепло.
Легко.
Освобождающе.
Когда Хора отстранился, тот едва заметно потянулся следом — вытянув шею, приподнявшись на локтях.
Казалось, ему хотелось что-то сказать, но он только моргал, принимая случившееся.
— Это… доказательство реальности или иллюзорности?
Хора пожал плечами и лег рядом, кое-как просочившись под одеяло.
— Неразрушающаяся иллюзорность — доказательство Фортуны.
Тревога наконец-то отпустила его. Он закрыл глаза.
И тут же — снова открыл.
Бальмаш пребольно ткнул его в плечо, опять.
— В одежде, да? С фонарем, да? Ты помнишь, что он ядовитый?
— Совсем как ты.
Взгляд — глаза в глаза. Без масок. Против правил.
Глаза в глаза.
— Ну ты и…
Оба они расхохотались.
Каким бы ядовитым ни был Бальмаш, Хора все равно уснул у него на плече.
Там, во сне, в глаза било солнце.
Там падали пурпурные звезды.
***
— Получается, мы ничего не доказали. Десять лет прошло. А доказательств — все нет, — Бальмаш вздохнул. — Твои сны после второй вспышки открытий — не в счет.
— Иллюзорность мы не доказали. Но мир не закончился, Космос — не доломался, челка у тебя — все еще дурацкая, видишь? Не это ли — доказательство Фортуны? — Хора пожал плечами.
— Эта ваша теология! Это просто!..
Когда Хора запустил пальцы Бальмашу в волосы, тот послушно умолк.
Крыть было нечем.
Челка — все еще дурацкая.
O varium fortune!
Corvus Corax - O Varium Fortune
Примечание
Герман, тебе!
С Годом Осьминога и Праздником Зимней Звезды.
Искренне твой,
Миколаш