Русалочий костёр

Яблони тихо шелестели на ветру, который разносил чудесный запах спелых фруктов. Между деревьями притаился старенький покосившийся домик, в который я поспешила войти. На кухне меня встретила обитательница этой избушки, как всегда хлопочущая у печи, заменявшей ей плиту (старушка наотрез отказывалась проводить газ, говоря, что не пристало менять привычки и жизненный уклад на старость лет). Мария Фёдоровна давно схоронила мужа, дети её уехали в город и создали свои семьи, поэтому некому было помогать ей по хозяйству. А хозяйство было большое: свиньи, куры, гуси даже корова по прозвищу Мурка. Женщина часто присматривала за мной в детстве, когда родители были на работе, а теперь я старалась помогать ей во всём. А по вечерам мы неизменно сидели на лавочке в саду и пили душистый чай из малиновых листьев. Мария Фёдоровна в такие моменты любила вспоминать интересные случаи из своей молодости.

 Так и в этот раз, сидя под ярким солнцем, мы разговаривали на различные темы, когда Мария Фёдоровна неожиданно задала вопрос:

— А знаешь ли ты, какой сегодня праздник?

 Вопрос был странным, так как гуляние устраивалось в деревне не первый год, поэтому я чуть удивлённо ответила: 

— Конечно. Сегодня ночью Иван Купала; мы с моими подругами на речку пойдём гадать и через костёр прыгать. 

— Да, когда-то и я в этот день к речке ходила судьбу свою узнать, — голос Марии Фёдоровны наполнился ностальгическими нотками, да и сама она была уже будто не здесь, — пока однажды не довелось мне увидеть русалок.

— Русалок? — в моём голосе явственно слышалось сомнение, — разве же они существуют? 

— Разумеется. И не надо так смотреть, будто я сказала какую-то глупость! — рассмеялась старушка, — на Ивана Купалу они выходят из воды танцуют возле костра да песни поют. Я ведь сперва и не поняла, кого повстречала. Думала, что наткнулась на девушек из другой деревни, но когда я услышала их пение... Нет, не может человек так петь! Голоса их, словно лесной ручей, звенели в воздухе, весенней капелью разносились на всю округу. И манили меня к ним жар костра и разлетающиеся от него кометами золотые искры. Звали песней присоединиться к весёлому танцу коварные русалки, обещали сделать своей сестрой. Уже сделала я было шаг в их сторону, как прозвучал в голове наказ матери: «Ты, Манька, коли встретишь русалок — беги и не оглядывайся, потому как если с нечистью в пляс пуститься — так вечность танцевать будешь!» Пересилив это странное желание, побежала скорее домой, да ток больше не ходила к речке гадать, хотя подруги и смеялись надо мной. Ты тоже будь осторожна и близко к костру русалочьему не подходи, если увидишь. 

 Женщина завершила свой рассказ, явно довольная произведённым впечатлением.

 А ночью в свете луны, плетя венок в кругу подруг, я время от времени поглядывала на тихую гладь воды, отражающую проплывающие мимо облака. И казалось, что слышится мне сквозь стрёкот сверчков тихая песня, и видятся отблески костра, зовущего к себе.

Примечание

Русалки – в славянском фольклоре духи, связанные с водоёмами. Считалось, что русалками становятся девы, обычно самоубийцы, утопившиеся в водоёмах от несчастной, неразделённой любви.