— Почему ты плачешь?
Кавех поднимает глаза и видит перед собой существо, похожее на гриб. Сначала мальчику кажется, что это плесенник… Но плесенники же не разговаривают? В любом случае, Кавеху не до него.
— Ты потерялся, малыш нара?
Существо не отстаёт. Кавех лишь вытирает с глаз слёзы и мотает головой, а затем снова утыкается лицом в колени. Он молчит.
— Арабака хочет помочь маленькому наре. Маленький нара, расскажи, что случилось?
— Папа… — только и смог выдавить мальчик, прежде чем снова разрыдаться.
Арабака осматривает Кавеха, проверяя, не ранен ли он. Затем малыш чувствует, будто его по голове гладят капустным листом. Почему-то от этого становится легче. Арабака больше ничего не говорит, только терпеливо ждёт, пока Кавех успокоится.
— Всё хорошо, маленький нара в безопасности. Арабака защитит.
Несколько минут проходят в молчании. Слышны только всхлипывания. Затем Кавех поднимает голову и смотрит на неизвестное существо.
— А…Ты кто?
— Меня зовут Арабака, я — аранара. Арабака шёл набрать воды для супа и встретил маленького нару. Арабака хочет помочь.
Кавех трёт покрасневшие глаза. Плакать больше не хочется.
— Я никогда не слышал про аранар…
— Взрослые нары не помнят нас, а маленькие нары хранят тайну о дружбе с нами. Но раньше аранары дружили даже со взрослыми, большими нарами. Маленький нара, ты хочешь есть? Арабака приготовит для тебя суп. Идём, а то здесь ходят плохие грибы.
Кавех кивает и встаёт. Они идут медленно, аранара парит рядом с его головой, держа кувшин весьма странной формы, полный воды.
— Маленький нара, ты так и не назвал своё имя.
— Я Кавех.
— Нара Кавех, ты хочешь пить?
— Нет. И это ведь вода для твоего супа…
— Если ты хочешь пить — попей, Арабака может набрать ещё воды.
Кавех всё равно отказывается. Через какое-то время они приходят на поляну, скрытую от посторонних глаз кустами. Арабака выливает воду в котелок и ставит его на кострище. Затем аранара берёт в руки (в листья?) два камушка и разжигает костёр.
— Нара Кавех, почему ты так сильно грустишь?
Пока аранара возится с супом, мальчик собирается с духом, чтобы рассказать. Арабака его не торопит. Наконец, Кавех решается заговорить.
— Мой папа, он… поехал в пустыню… И… И… Не вернулся…
На глазах снова появляются слёзы, но мальчик упрямо их убирает краешком рукава.
— Понимаешь, он… заснул… Навсегда…
Аранара какое-то время молчит, лишь мешая суп веткой.
— Арабака понимает. И Арабаке жаль. Аранары иногда тоже засыпают и не могут проснуться, а затем проходит время, и они превращаются в семечки, из которых вырастают большие и сильные деревья. А затем дерево может погибнуть, и тогда оно превращается в землю, и питает другие растения… Но зато у других аранар остаются совместные воспоминания, а пока существуют эти воспоминания — существуют и аранары. Маленький нара, у тебя же остались воспоминания о твоём папе?
— Ну… Да…
— Значит, он всё ещё существует. И ты будешь встречаться с ним в своих снах. А ещё о нём помнишь не только ты, но и лес. Лес помнит всё.
Слова Арабаки не лишены смысла, хоть и слегка непонятны. Но от них у Кавеха становится легче на сердце, и он слабо улыбается.
— Ой-ой! Суп!
Аранара, кажется, налил слишком много воды, и суп при закипании чуть не сбегает, благо, Кавех быстро снимает котелок с костра.
— Спасибо, маленький нара! Арабака не так хорош в готовке, как, например, Аралаки… Вот, держи.
Арабака дает мальчику ветку. Видимо, эти существа понятия не имеют о ложках… Тем не менее, Кавех протыкает кусочек капусты и сует в рот. Немного солёно… Аранара терпеливо ждёт вердикт.
— Вкусно!
Арабака радостно крутится вокруг своей оси, чуть не опрокидывая котелок. Затем быстро извиняется и начинает есть вместе с Кавехом.
— Ух-ух… Арабака случайно насыпал сюда белый песок….
— Какой белый песок?
— Вот этот, — аранара сунул в руки Кавеха тарелку с “белым песком”.
— Так это же соль. Без неё блюдо будет пресным.
— “Соль”? Но она же щипет рот…
— Если не класть много — будет вкусно.
Арабака издает многозначительное “О!”.
— Тогда Арабака не будет класть много.
Пока они доедают овощи, котелок и бульон успевают остыть, и Кавех с Арабакой спокойно всё выпивают.
— Арабака помог наре Кавеху? Как маленький нара себя чувствует?
— Мне уже лучше, спасибо, — в подтверждение мальчик широко улыбается. Ему стало действительно легче. Аранара хлопает в ладоши и снова крутится вокруг себя.
— Нара Кавех обязательно ещё встретит своего папу во снах. Если тебе снова будет очень сильно грустно, Арабака сварит для тебя суп ещё раз. А ещё Арабака может научить тебя своей песне. И тогда маленький нара сможет позвать Арабаки на помощь.
После этих слов аранара начинает петь. Это чистая, успокаивающая мелодия, похожая на колыбельную. Арабака поет, а Кавех слушает, прислонившись спиной к небольшому камню. Через какое-то время он начинает засыпать…
Просыпается Кавех уже у себя дома, бережно укутанный в одеяло. Рядом, на столе, лежит цветок.