Примечание
По сути, доебалась до термина.
Я уже писала ранее, что у меня огромное желание расписать Ло Бинхэ в качестве психопата, вдохновившись парой фанфиков, в частности фанфиком «Ящерка». Это произведение крайне прочно зацепило меня еще около года назад, я прочитала его прошлым летом и все еще под впечатлением.
Там нет разжевывания эмоций и поступков Ло Бинхэ, только его действия и наблюдения за тем, как он без каких-либо предпосылок голыми руками расчленяет ящерку, забравшуюся ему на плечо во время медитации. Фанфик не ведет к какой-то идее, единственный вывод сделан самим Ло Бинхэ в конце главы про то, что Цинцю позволяет приблизиться, если «дать ему отдохнуть». Мне тяжело описать это, лучше прочитать самому. Конечно, фик не дописан, и вероятно что аккаунт автора заброшен, что крайне печально, но и эта единственная глава впечатлила меня.
Многие вешают на ЛБХ ярлык абьюзера, другие их опровергают: его поведение вызывает много споров, это правда. И один из попадающихся ярлыков: психопат. Не могу вспомнить точно, где именно видела, но точно видела, и меня зацепило это мнение, оно нашло во мне отклик. Не отрицаю, что это из-за некоторых моих личных заблуждений, что, как выяснилось, правда.
Психопатия как термин: психопатологический синдром, проявляющийся в виде сочетания таких черт, как бессердечность по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций (выдержка из Википедии). Простым языком я понимаю это так: огромный эгоизм; отсутствие сильных эмоций и следующее за этим желание эти эмоции добыть любыми путями; отсутствие моральных норм и лишь поверхностное их соблюдение для облегчения жизни. Так же отмечу, что это все проявляется с самого детства. Как и в «Ящерке», дети с синдромом психопатии могут и зачастую проявляют жестокость, в основном это касается животных. И по ним достаточно легко понять, что что-то с психикой не так. Некоторые оправдывают детскую жестокость незнанием того, что делать нельзя, и чрезмерным любопытством. Это мнение имеет право на жизнь. Возьмем условный пример: обычный ребенок, если его отругать за жестокое убийство того же котенка будет испытывать сильное давление, и за этим последует его эмоциональная реакция в виде слез, злости, раскаяния.
Юному психопату будет крайне сложно показать эти эмоции, так как он их просто не испытывает в должной мере, в особенности раскаяние. Да, ему было любопытно, да, он решил это сделать. А почему нет? И почему он должен испытывать жалость к какому-то животному? Ребенок не может испытывать сочувствие и скорее он будет зол из-за того, что у него отобрали право развлекаться так, как ему того хочется. Обостренный эгоизм же пробудит злость, но та окажется направлена не на него самого, поступившего не правильно, а на окружающих и даже самого котенка, посмевшего вызвать такой переполох у окружающих.
Так и в «Ящерке»: Бинхэ просто расчленяет ящерицу, проявляя минимальное любопытство. Со стороны кажется, будто он убивает время до возвращения и встречи с Шень Цинцю: «Тельце ящерки в его ладони конвульсивно дернулось, но вновь затихло. Ло Бинхе с сожалением опустил трупик на землю, — следующий абзац без пары не содержащих смысла предложений с погребением трупика. — Посмотрев на солнце, он определил время. Период, который обычно ученикам было положено провести за медитацией, почти закончился. Приближалась пора готовить ужин для учителя.» На протяжении всего описания его действий нет ни единого объяснения, почему именно он это делал и что могло сподвигнуть на это. Так же прелюбопытнейший момент, от которого сразу же бросает в дрожь: «В отсутствие учителя лицо мальчика неуловимо изменилось. Он больше не был похож на игривого питомца. Красивое незрелой мальчишеской красотой лицо было спокойно, как поверхность пруда в ясный день, — и его возвращение к Цинцю. — Приближаясь к бамбуковому домику, отрешенное выражение покидало лицо Ло Бинхе. Открывший дверь мальчик, вновь был похож на соскучившегося вымаливающего ласки питомца.» Две абсолютно разные линии поведения, и с учетом предполагаемого синдрома его поведение при Цинцю не более чем фикция для достижения собственной, читателям так и не раскрытой, цели.
Психопатия в данном фанфике очевидна. Красиво ли это подано? Да. Хочется ли понять, что там происходит? Абсолютно да! Если кто-то сможет достучаться до автора, я лично буду счастлива. Еще одной из причин, почему этот образ цепляет: следование канонам «Системы» и «ПГБД», причем одновременно. Если вспомнить описание романа Самолета и проанализировать поступки Бинхэ и события «канона», то становится очевидно, что Ло Бин-гэ определенно имеет некоторые трабблы, и психопатия идеально вписывается в список того, что могло скопиться в его искореженном и изломанном сознании. От «Системы» же тут любовь к Цинцю — Юаню и поведение невинного ребенка, жаждущего внимания, которые вызывают так или иначе снисхождение к Ло Бин-мею. Бин-гэ и Бин-мей, условно являясь разными людьми с одним первоисточником, здесь сплелись в одно по нераскрытой причине.
А вот является кто-либо из них психопатом на самом деле? В обоих канонах, имеется в виду?
Хах, нет, практически абсолютно нет, а если и да, то лишь на четверть.
Начнем с того, что вспомним: психопатия — это врожденный синдром, проявляющийся с самого детства. Признаки психопатии: чрезмерное эго, отсутствие ярких эмоций и рамок морали. Даже того же Цинцю вполне реально притянуть за уши к этому синдрому, пусть это и будет откровенно натянуто. Детство Ло Бинхэ одинаково, он является светлым и добрым ребенком, живущим в непригодных для него условиях и сыплющимися на голову проблемами, с которыми и многие взрослые не справятся. Опустим то, что это была другая страна и другой век, ведь оказываемое на психику давление это не убавит. Держащийся за свою веру в лучшее будущее до конца, Ло Бинхэ цепляется за шанс на хорошую жизнь и поступает в Цанцюн. А вот дальше идет развилка на два канона.
Сначала возьму канон «Системы», как более легкий. Ло Бинхэ не испытывает давления Шень Цзю, наоборот, Юань всячески поощряет его и оказывает необходимую для опекуна по меркам двадцать первого века поддержку. Не важно, что изначально он действует из собственных побуждений, мы рассматриваем точку зрения Ло Бинхэ. Травмирующее раннее детство никто не отменил, но юношество у него проходит весьма благополучно, пусть и не без редких взрывов вроде Кожедела и нападения Ша Хуалин. Бинхэ растет здоровым человеком без отклонений до Бездны, где сумма факторов частично разъебали ему менталку.
Но-но-но, он все еще не психопат! Даже после выхода из Бездны, пусть и его ментальное здоровье нарушено. Его зависимость от Шень Цинцю и приемной матери заслуживает отдельного разбора, так как является весьма объемной темой. И пусть уровень людей, которым Бинхэ проявляет эмпатию теперь весьма мал — что объяснимо — он все еще испытывает эмоции, причем довольно насыщенные. То, что его менталка искажена, из-за чего он совершает череду глупых действий, все еще не значит, что он психопат. Нет. Он не следует буквально ни одному из признаков психопатии, причем это выражено так, будто показано как противовес. Высокое эго — крайне заниженная самооценка («Выбирают каждого, но не меня», — и не важно, что это было брошено в сторону Цинцю. Меня тоже коробит, ведь буквально каждая девушка готова пасть к его ногам, стоит ему попытаться, но его они не интересуют. Это выглядит высокомерно с его стороны, но на самом деле Бинхэ плевать на них, что высокомерием не является. Он не считает себя достойным Цинцю, вот что имеется в виду, и добивает его мнительная уверенность в том, что Цинцю готов принять любого, но не грязного демонического полукровку. Он обвиняет свою кровь и недостаточно почтительный характер в том, что из-за зависимости не чувствует достатка внимания учителя.), отсутствие эмоций — их чрезмерный избыток (мне лень описывать каждый пример, но стоит почитать «Систему», чтобы увидеть, как Бинхэ светится от любого знака внимания, как взрывается из-за даже собственных мыслей, его эмоциональное выгорание перед самопожертвованием Цинцю и последствия затяжной депрессии через пять лет), отсутствие моральных норм — их соблюдение и готовность отречься от них (клятва ученичества, удержанная до конца несмотря ни на что; готовность уничтожить бывший дом с осознанием последствий и их причин, но ментальный слом, позволяющий это (Я не оправдываю ни коим образом: позволяющий — в смысле осознанная эмоциональная сломленность!)).
В общем, Бин-мей несомненно обладатель кучи проблем с головой, но психопатия в этот список не входит.
Ло Бин-гэ же тоже изначально не подходит под пример этого синдрома, но наполовину. Детство у Бин-гэ и Бин-мея одно, юношество разнится. Жизнь под гнетом такого человека, как Шень Цзю, весьма тяжела, причем во всех смыслах. Это постоянное физическое давление от избытка заданий (колка дров, ношение воды по любым надобностям адептов, стирка, неправильная культивация), а так же давление ментальное (регулярные унижения, разочарование от неоправданных ожиданий, внушение в собственную несостоятельность, а после открытия правды своей природы — сложность самоопределения на грани, и впоследствии жизнь на грани моральных рамок, одиночество). Последнее добавлено не случайно, ведь оно имеет огромную власть над Бинхэ. Это один из его самых больших страхов, который бросается в глаза. Нин Инъин весьма сложно принимать за полноценную компанию, так как она: во-первых, весьма легкомысленная особа; во-вторых, карикатурная дама в беде, которую ему приходится спасать; в-третьих причина обострения вражды между ним и старшими адептами пика, а в частности главным учеником и лордом пика; в-четвертых, девушка — не равная компания, начиная от отличия интересов и способностей, до разных статусов в обществе. Он не абсолютно, но все же весьма одинок: его единственный родной человек умер на его детских руках, а тот, кого он идеализировал с первой встречи, оказался ублюдком, за что-то его возненавидевшим. Окончательно его ломает Бездна, и отсюда идет изменение личности.
Приму во внимание тот факт, что Самолет навряд ли углублялся в какие-то тонкости психологии, так как работа и, соответственно, заработок требовали от него другого. Со слов Шень Юаня, весьма дотошного читателя (он не так уж всеведущ, как выставляет себя, но его критика имеет право на жизнь, что и доказало его попадание в роман), известно, что максимум, где Самолет мог проявить мастерство знатока душ: при объяснении сближения Бинхэ с очередной дамой. Каждая была покорена каким-то талантом Бинхэ, чем-то он их цеплял, но долго он с ними не оставался и, добившись одну, отправлялся на поиски следующей или же приключений. Ло Бин-гэ можно приписать психопатию, но приобретенную, что невозможно по природным причинам, но можно оправдать неумением Самолета описать взросление и путь героя чем-то большим, чем страданием в детстве и покорением различных вершин в будущем без углубления в ментальную сторону вопроса. Взрослый Ло Бин-гэ — жестокий манипулятор, заинтересованный исключительно собственными целями. Он жестоко, порой чрезмерно и бессмысленно жестоко, расправляется с обидчиками (уничтожение Цанцюн, пытки Шень Цзю, убийство Юэ Цинъюаня), ему свойственна лживость (очарование Хуаньхуа и прочих, перед кем держал маску белого лотоса), он считает себя достойным не одного мира, а целых трех, и он их добивается (объединение миров, титул императора трех царств), уничтожая то, что не смог получить (экстры с попаданием в параллельный мир; расправа над Шень Цзю в какой-то степени). Бин-мей прекрасно осознавал, что делает, пусть и его мерилом в основном было мнение Юаня; Бин-гэ нацелен лишь на собственное удовлетворение. Он этого заслуживает; он может это сделать, так почему нет?
Опять же, даже его мировоззрение ломается, как и утверждение, что Бин-гэ — психопат, при встрече с тем, что он по идее мог бы иметь при иных обстоятельствах. Это я говорю про экстру о попадании в другой мир, где Бин-мей с Цинцю счастлив. Бин-гэ словно медленно выплывает со дна той ямы, в которую погрузил себя, и это для него болезненно. Почему не он? Почему кто-то другой смог получить счастье, а он — нет? Зависть, разочарование, боль, ярость — эти эмоции сильно бьют по истощенному разуму — и именно поэтому он уходит так просто. Он проигрывает даже не Бинцю, а себе самому, не готовый к тому, какие чувства вызовет в его душе картина счастья с ублюдком-учителем. И то, что он испытывает это, доказывает, что не психопатия у Бин-гэ после Бездны, а совокупность других ментальных проблем, описывать которые я пока не могу, так как не углубилась в его разбор.
Подводя итог скажу, что видение Бинхэ-психопата чисто фанонное, пусть и интересное.
Но это было очень интересно, спасибо за статью