Общество — сложная структура. Сотни людей каждый день работают, разделяя обязанности, чтобы у нас с вами была горячая вода, электричество и выход в Сеть. Дворники подметают дороги, курьеры везут заказы, работники складов сортируют товары. Разумеется, когда вы описываете свою вселенную, вам не надо до мелочей продумывать такие вещи, но важно понимать, что там, в том мире, тоже есть какая-то повседневная жизнь.
Как начинается утро в вашем городе? Может, на улицы выходят фонарщики, чтобы погасить огни в свете занимающегося утра? Им компанию составляют дворники, которые сметают нападавшие за ночь на улицу осенние листья? Начинается ли утро со звона колокола в церкви?
О том, как важно прочувствовать сцену, в которой находится ваш персонаж, не писал только ленивый, и я не буду повторяться. Я скажу лишь одно: вы можете не описывать все эти детали, но вы должны о них знать. Тогда они появятся в вашем тексте сами, не в виде нагромождения «красивостей», а тонким мазком, который, тем не менее, оживит всю картину. Может, вашего персонажа, погружённого в свои размышления, напугает неожиданный крик глашатаего или извозчика, или свисток полицейского. Мимо могут носиться с криками дети, ехать повозки, машины или какой-то экзотический транспорт будущего. Опять же, персонаж не должен концентрироваться на этом. Он не должен рассматривать этих детей или вслушиваться в то, о чём они кричат. Но вы должны знать. Пусть его слух зацепится за эти выкрики без вникания в смысл, пусть он удивится, какой невнимательный родитель позволил им играть в этом месте или наоборот подумает о том, что да, он же зашёл в тихий двор, где детей всегда много. Персонаж пойдёт дальше, поглощённый своими раздумьями, но у читателя будет такой важный для погружения фон.
Фон — это хорошо. Однако что насчёт основного действия? Тут нам предстоит немного вознестись над повседневностью и рутиной и подумать о более абстрактных и высоких материях — общественной структуре.
Даже в рамках существующих вселенных эта структура нам не всегда понятна. Возьмём, например, Гарри Поттера. Вселенная прописана достаточно хорошо, помимо Хогвартца, мы знаем кое-что о структуре Министерства Магии. Хотя я не являюсь ярым фанатом Поттерианы, я могу сходу назвать минимум три отдела. Скорее всего, на Pottermore можно найти ещё больше информации и вообще довольно подробное описание этой структуры. Однако это всё касается только и исключительно Министерства Великобритании. Мы понятия не имеем, как устроено магическое сообщество в других странах и, тем более, на других континентах. Однако определённые структуры в любом обществе всегда должны быть.
1) Служители правопорядка: полицейские, инспекторы, судьи из «судьи Дредда» — все эти товарищи попадают под данную категорию. При этом область ответственности должностных лиц может отличаться очень сильно. Так, например, в том же «Дредде» главный герой и его коллеги — одновременно полицейский, судья и палач, у него на руках абсолютно все карты, чтобы поддерживать на улицах хоть какое-то подобие порядка. В нашем мире в государствах исполнительная и судебная власть формально разделены, ни один полицейский, детектив или агент ФБР не обладает полномочиями выносить официальный приговор. Стражники, охранники, наёмники, защищающие замок своего нанимателя — это всё, в принципе, входит сюда же.
Итого, первый вопрос, на который мы отвечаем: кто следит за порядком? Как он это делает? Одна структура или несколько? Если опуститься немного ниже, скажем, на уровень очень большой семьи, состоящей этак из тридцати существ, то там тоже будут свои правила, обязательные к исполнению, и скорее всего старшие будут следить за младшими. Допустим, патриарх семейства может играть роль этакого судьи, его сыновья — следить друг за другом и собственными «малыми» семьями. На уровне города или государства за соблюдением законов, скорее всего, будут следить специальные структуры, а вот охрана мелких объектов будет осуществляться частным порядком. Может быть и такое, что разные подразделения отвечают за разные правонарушения. В фэнтези, где не все повально владеют магией, к примеру, логично ожидать, что будет отдельное подразделение, занимающееся именно магическими правонарушениями. Американский кинематограф не раз и не два показывал нам конфликты между местными силами полиции и «федералами», которые часто выступают в роли этаких «плохих копов».
2) Чиновники бюрократического аппарата. Говоря откровенно, вам вряд ли понадобится подробное описание таких структур. Бюрократии достаточно много в повседневной жизни, и если вы не пишете что-то про монархов, про тех же самых чиновников или у вас не сатира, вам вряд ли понадобится подробно продумывать этот аспект. Да, когда герою в его миссии по спасению мира чинит препятствия дотошный клерк с бумажкой, в этом может быть своя изюминка, но всё же вряд ли вам подробно понадобятся все их чины, отношения и так далее. Но да, эти люди должны быть. Тут нам больше интересны чиновники «крупного звена» — то есть, те, кого можно назвать правителями. Кто главный в вашей структуре? Как происходит смена власти? Какими полномочиями обладают чиновники, с которыми будут сталкиваться ваши герои? Вот о таких вещах стоит подумать заранее.
3) Преступность. Ваши персонажи — хоббиты из Шира, живущие мирной пасторальной жизнью, где шоком станет даже исчезновение овцы? Или мордорские орки, где вполне обычным является убийство себе подобного?
Когда-то я читала статью, честно, уже не помню ни автора, ни ресурс, но это точно было ещё до того, как Фикбук возник как платформа. Так вот, статья эта касалась написания тёмного фэнтези. И было там такое, что реальная жуть тёмного фэнтези не в описании изнасилований, убийств и пыток на каждом углу прямо при свете дня. Реальная жуть — то, что для героев такие вещи являются обыденностью.
Мы с вами, как ни крути, судим со своей колокольни. Если почитать судебные практики, существовавшие сто, двести, триста лет назад, они многим покажутся чрезмерно жестокими. Например, в Европе в Средние века вполне нормальным считалось приговорить человека к нескольким смертным казням и осуществить все. Если человека запарывали насмерть кнутом, палач продолжал бить уже мёртвое тело — нужно было нанести отсчитанное количество ударов, и точка. Понятия о том, что считать преступлением и соразмерным наказанием за него, могут очень сильно отличаться, и сейчас я говорю не об этом аспекте, а о том, насколько часто происходит то, что преступлением признано.
Если давать максимально общее определение преступления, то это поступок, который рассогласуется с общественной нормой и влечёт за собой наказание. Если мы говорим о криминальной среде, то с точки зрения этих людей убийство чужака, что без спроса влез на их территорию — не преступление. А воровство у одного из своих, сдача этих «своих» властям — да. Отношение персонажа и его окружения к преступности, частота этих самых преступлений — важный фон для вашей работы. Можно так же подумать о том, существует ли какая-нибудь преступная организация, которая у всех на слуху. Если да, то говорят о ней вслух или предпочитают не упоминать? Она ещё действует, или теперь это просто истории, которыми родители пугают детей?
4) Моральные агенты. Священники, авторитетные лица вроде замполитов — все попадают под эту категорию. Это люди, которые следят за общественной моралью и поддерживают её. В некоторых случаях также могут выступать как чиновники или служители общественного порядка, но в ряде обществ эти понятия всё-таки различаются. Любые «инфлюенсеры» общественного мнения, в общем, относятся туда же. Писатель, произведение которого перевернуло общественное сознание, пророк, установивший новые религиозные законы — эти люди тоже являются моральными агентами с точки зрения общества.
Подведём краткий итог этой части. В любом обществе можно выделить четыре ключевых аспекта: кто и как поддерживает порядок, в чьих руках находится власть и распределение ресурсов, кто определяет общественную мораль, и какой в этом обществе уровень преступности, отношение к ней, есть ли крупные группировки, что у всех на слуху. Это, опять же, очень общие аспекты, которые вам не обязательно подробно расписывать, но хорошо хотя бы самому иметь о них примерное представление, чтобы по мере развития вашего мира у вас не возникло внутренних противоречий. В целом же каждый из этих пунктов заслуживает отдельного раздела статьи — и это мы с вами ещё не затронули сферу товаров и услуг! Однако фактически при создании своего мира нам даже не всегда нужно знать общественный строй. Вот, например, в первых нескольких книгах о Гарри Поттере нет особенной разницы, кто бы правил магической Британией — министр или король. Значение имеет только вертикаль власти в школе и нигде больше. Но упоминания всех этих министров, чиновников и прочих мелочей дают нам чувство, что на Хогвартце магический мир не заканчивается — там, за стенами школы, есть целая вселенная. А ведь именно этого эффекта мы и хотим добиться, верно?