Глава 1

Отец, с высот проклятий и скорбей


Благослови всей яростью твоей:

Не уходи безропотно во тьму!


Не дай погаснуть свету своему! [1]


Общение со смертными. Теория и практика. Глава 97 «Подготовка к судебной тяжбе по вопросу спланированного и добровольно осуществлённого явления в смертный мир: общие положения»

Хорошо ли вы помните день своей смерти? Мы имеем в виду не её обстоятельства, а самый первый день здесь, в загробном мире. Помимо всего, что показалось вам удивительным, помните ли вы то странное ощущение, когда вы узнали, что Господь не интересуется вашими земными грехами? Ему хотелось бы, чтобы вы вели себя праведно здесь, в загробном мире.

В этой главе мы напомним вам об этом самым печальным образом из тех, какими бы нам хотелось. Надеемся, вы открыли эту главу лишь из праздного любопытства, а не по причине совершённого вами преступления. Итак, о подготовке к тяжбе.

Если вы когда-либо спланировано и добровольно явились в смертный мир и, того хуже, прямо предстали перед конкретным смертным, Суд предъявит вам обвинение по указанным статьям.

Давайте начнём с хорошего. Смягчающими обстоятельствами для вас будут являться:

1. Своевременное чистосердечное признание

2. Такие типы явлений смертным, при которых сохраняется возможность изменить им память

3. Стопроцентно чистые намерения явления в смертный мир

Отягощающими обстоятельствами являются:

1. Использование заговорённых демонами пентаграмм

2. Соучастие демонов

3. Сокрытие от Посмертных Правоохранительных Органов (далее ППО) факта последовавшего за перемещением в смертный мир перевоплощения в демона (поверьте, оно последует обязательно, если только ваши намерения не будут на 100% чисты и направлены на помощь и лишь на помощь смертному)

4. Запугивание смертного, манипулирование смертным, доведение смертного до самоубийства, а также заведение со смертным любовных отношений (особенно тогда, когда смертного подтолкнули к отношениям с умершим обманы и угрозы со стороны умершего)

5. Несообщение о факте перемещения Посмертному Отделу Оперативного Реагирования (далее ПООР)

6. Многократное проникновение в смертный мир

7. Явление более чем одному смертному

Помните! Господь всепрощающий, но всевидящий, но суровый, но справедливый.


Брайан старательно изображал на лице злость, но комично округлившиеся глаза выдавали изумление, овладевшее бессмертным настолько, что около минуты он попросту не мог произнести ни слова. За его спиной стояла Грета: бледная, словно свежее бумажное полотно. С ними было ещё двое бессмертных, имён и лиц которых Люк не знал.

— Молодец… Люк, — наконец, произнёс Брайан, и черты его лица смягчились. Теперь вместо злобы и изумления на нём чётко читалась усталость и смирение. — Перепрыгнул через собственную голову. Такого даже я от тебя не ожидал.

Грета издала нелепый звук, попытавшись что-то сказать. Заступиться за него. Брайан поднял руку, призывая её замолчать. Ему, конечно, было гораздо интереснее узнать, что в свою защиту скажет сам Люк.

А сам Люк молча и неподвижно стоял напротив бессмертных. Выражение его лица, да и вовсе вся его поза кричали о защите: он был хмур, зол, напряжён, на ногах он стоял крепко, будто готов был в любой момент ими воспользоваться, но бежать было некуда. За его спиной молчал и утрировано ровно дышал Сэм. Люк по его дыханию понял, что он переживает, но стремится сохранить спокойствие. Спенсер… Питер мрачно стоял в сторонке. Кайл, как и полагается демону, скучал, рассматривая свои ногти. Все ждали.

Люк не знал, что сказать, но произнести даже это у него не получалось: язык не поворачивался. К его удивлению, Брайан не стал давить на него тишиной. Бессмертный глубоко вздохнул, и его плечи опустились.

— Люк… Я вот тоже не знаю, что тебе сказать. Ты совершил преступление против жизни, вмешавшись в дела смертного. Я больше не знаю, что с тобой делать. Ты же… ты же осознаёшь, что тебе было достаточно просто сказать мне об этом, и я бы решил проблему Сэма? Зачем ты решил делать всё в одиночку? Даже не так, ты решил делать это в компании демонов. И я, блять, не представляю, как у тебя это получилось, но ты втянул во всё это Грету. Как… Почему? Что случилось?

Почему… Почему — очень неконкретный вопрос. На него не ответить вот так вот сразу. Он и сам не до конца понимал, почему всё так сложилось. И точно так же теперь, совершенно не понимая, почему, вместо ответа Люк обернулся, чтобы посмотреть на Сэма. Он немного жутковато улыбался, а в глазах у него было озорство вперемешку со страхом. Что-то вроде эмоции «ну и пиздец, вот это да». Люк снова посмотрел на Брайана.

— Я не могу вот так просто ответить на этот вопрос, — наконец, произнёс он. — Но самое главное: я это сделал потому, что вы бы не решили проблему Сэма.

Брайан удивлённо поднял бровь.

— Почему это вдруг?

Почему-почему. На этот раз ответ на вопрос у Люка был.

— Вы не одобряли его запросы, когда он пытался связаться с загробным миром. Ваша… магия, или я не знаю что, не сочла нужным это сделать, хотя причина связаться, как ты сам видишь, у Сэма была достаточно веская. А если бы запрос и одобрили, то ты или твои бессмертные коллеги сказали бы какую-нибудь мудрость о том, что смертные сами должны разбираться со своими делами. А демоны… На этот вопрос у меня тоже нет короткого ответа.

— Пусть так, — не стал спорить Брайан. — Но рано или поздно бессмертные заметили бы, что что-то не так. Питер стоял в очереди на реинкарнацию, так что вопрос всё равно решился бы.

— Брайан… Лоренс, верно? — вмешался Сэм, осторожно беря Люка за руку и крепко её сжимая. — Поинтересуйтесь у Спенсера, как он себя сейчас чувствует. Если сможете, потому что, как я понял, он едва ли живой. Потом, пожалуйста, вежливо поинтересуйтесь у Спенсера, как бы он себя чувствовал, не решись его проблема ещё пару месяцев. Люк не вовлёк в эту ситуацию десятки или сотни смертных. Он помог только мне и моему брату. Когда закончите опрашивать моего брата, конечно, если у вас получится с ним заговорить, ответьте на вопрос, в чём заключается тяжесть преступления Люка? Правильно ли я понимаю, что она заключается в том, что он помог мне без разрешения, которого бы никогда не получил? Поэтому он виноват?

Люк выдохнул. Всё было очень сложно, поэтому вот так сразу трудно было найти правильные слова, чтобы объяснить это группе обалдевших бессмертных, явившихся решать его судьбу. К счастью, с ним рядом был Сэм. Сэм поможет ему найти слова, если что-то пойдёт не так.

— Хорошо, — кивнул Брайан. Он выглядел уязвлённым и растерянным, но пока что возразить ему было нечего. Щёлкнув пальцами, он наколдовал кучу стульев, рухнувших в пространство перед ними. — Смертные, бессмертные, демоны… Разбирайте стульчики. У нас хватит времени. Люк. Расскажи мне всё с самого начала.

И вот какую историю Люк им рассказал:


***


If life ain't just a joke


Then why are we laughing?


If life ain't just a joke


Then why are we laughing?


If life ain't just a joke


Then why are we laughing?


If life ain't just a joke


Then why am I dead?


Dead! [2]


Всё началось с того, что он умер. Без этой важной детали не произошла бы и вся остальная история. Ну а более конкретное начало этой «остальной истории» случилось в тот день, когда Брайан наказал его за несостоявшуюся шутку.

Люк понимал, что совершил ошибку, ввязавшись в развлечения, в которые не следовало, так что теперь он за эту ошибку расплачивался не только наказанием, но и стыдом.

Дело в том, что, во-первых, Люк не мог внятно объяснить, зачем он это делал. У него у самого возникало чувство, что он не сделал бы такого никогда, просто не мог, но он же сделал, а значит, по всем признакам виноват. Во-вторых, закономерно, бессмертные слабо аргументированные доводы Люка проигнорировали, и вот он встал ни свет ни заря, чтобы отправиться на исправительные работы. Как какой-то демон. За шутку, которую им даже не удалось провернуть.

В кулаке он сжимал замызганную брошюру, на которую даже не удосужился взглянуть. Вчера, когда его отчитывали за неудавшуюся проделку, словно школьника, помочившегося под лестницей или покурившего, где не следует, Брайан сраный Лоренс вручил ему бумажку и таким тоном попросил с ней «ознакомиться, Люк, от корки до корки, и чтобы от зубов отскакивало», что стоило этому засранцу щёлкнуть своими волшебными пальцами и исчезнуть, как Люк тут же, злобно сопя, швырнул брошюру в угол, после чего обиженно гулял по микрорайону около двух часов, задаваясь одним единственным вопросом…

Как он на такое решился и что, блять, им владело?

Но самым обидным во всём этом было то, что ему не позволили даже сообщить коллегам о том, что он не придёт утром на работу. Ощути последствия, сказал Брайан сраный Лоренс, а потом пообещал самостоятельно передать его товарищам, по какой причине Люк не сможет появляться на работе в ближайшие бог знает сколько дней.

И вот Люк добрался до нужного здания за десять минут. Обычно его путь до работы занимал куда больше времени, и это разозлило его, особенно после того, как он вчера насмотрелся на Брайана со всеми его «щёлкну пальцами и окажусь где захочу»-фокусами. Фокусы эти раздражали Люка с тех самых пор, как он впервые их увидел, а сейчас ему казалось особенно несправедливым то, что он должен ходить пешком, а всяким засранцам вроде Брайана почему-то можно колдовать направо и налево даже в тех ситуациях, когда он мог бы, например, воспользоваться ногами и уйти чуть менее драматично, чем он обычно это делал.

Люк открыл дверь, пытаясь вспомнить, был ли вообще в его жизни хоть один день, когда он видел бы Брайана гуляющим пешком. В смысле, просто так. Люк пару раз встречал работающих в ППО, когда они просто отдыхали, ходили пешком, шутили и развлекались, как самые обычные ребята, но Брайана он всегда видел исключительно в ситуациях, когда оступался, и тот появлялся из воздуха со своим недовольным лицом и лекциями о хорошем поведении, Законах и привилегиях.

Может, Люк немного ему завидовал. Он не просил никакой власти или права решать чьи-нибудь судьбы, но он не понимал, как ему может повредить право проворачивать трюки с телепортацией. Или делать свой голос громоподобным и жутким. Это бы существенно обогатило его возможности для аргументации в спорах с бессмертными.

— Люк Салазар? То есть это же ты? — Люк закрыл за собой дверь и едва осмотрел помещение, прежде чем обратить внимание на высокую девушку с непослушными кудрявыми волосами. Она поднялась со стула, чтобы поздороваться с ним.

Он не ожидал, что кто-то бессмертный будет вставать со своего места, чтобы общаться с ним на равных. Это немного смягчило злость Люка, но потом он вспомнил, что эта девушка будет надзирать за ним, как за преступником, и быстро вернулся к своему первоначальному уровню злобы.

— Ага, да, — ответил он, продолжая отвлечённо комкать брошюру в руках. — Я думал, что тебе обо мне всё доложили.

Девушка протянула ему руку, и Люк переложил бумажку из одной руки в другую, чтобы ответить на рукопожатие.

— Грета Зец, — бессмертная дружелюбно улыбнулась ему. Потом она указала глазами на смятый клочок в руке Люка. — Ты же прочитал это?

— Да, — соврал Люк, расцепляя рукопожатие.

Враньё обожгло его легкой волной стыда. Обычно он был гораздо ответственнее и физически ощутил ненависть к себе за то, что с ним происходило последние пару месяцев. И вот ещё один человек втянут в круговорот его бессмысленного протеста. Грета терпеливо улыбнулась. Вообще-то не было похоже, что она поверила ему.

— Хорошо. Но прочитай, пожалуйста, ещё раз, чтобы это задержалось у тебя в голове.

Люк кивнул и постарался подавить новую волну стыда, когда разворачивал брошюру. Самые хорошие из его учителей тоже делали так: не спорили с ним, даже если знали, что он врёт, а просто осторожно давали ему шанс выйти сухим из воды. Это было вежливой формой предупреждения «подумай, точно ли ты хочешь быть мудаком», и в старшей школе Люк зверел, когда сталкивался с подобным. Сейчас он перерос того засранца, которым был, и потому не испытал ничего, кроме облегчения.


БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ ПОСМЕРТНОГО ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ СО СМЕРТНЫМИ

В связи с участившимися случаями недопустимых шуток, которые умершие (ТЫ, ЛЮК!!!) осуществляют над смертными, Посмертные Правоохранительные Органы (далее ППО) выпускают специальную брошюру, которую обязан прочитать каждый временный или постоянный сотрудник посмертного отдела по связям со смертными (или посмертного колл-центра, как его называют умершие сотрудники).

В данной брошюре представлен короткий перечень правил, которые обязаны соблюдать все сотрудники без исключения. Смертные могут связываться с вами разными способами, но не все из них подходят для того, чтобы установить надёжную связь. Независимо от того, удовлетворяет выбранный смертным способ необходимым требованиям или нет, вы обязаны немедленно сообщить Посмертному Отделу Оперативного Реагирования (далее ПООР) о любой попытке установить связь с загробным миром. Сделать это нужно, нажав на маленькую кнопку слева от вас. Если способ, выбранный смертным, удовлетворяет правилам, линия останется открытой. В таком случае обратите внимание на большую кнопку слева от вас.

Если она загорелась красным, сбросьте вызов сами. Для этого в микрофон, находящийся на вашем столе, необходимо произнести: «В связи с загробным миром отказано». Если кнопка слева от вас загорелась зелёным, нажмите на кнопку справа от вас. Будьте внимательны, она защищена от случайных нажатий защитным полем. Чтобы снять его, произнесите в микрофон: «Связь может быть установлена».

Внимательно выслушайте, что пытается донести до вас смертный. Если используется спиритическая доска, по возможности отвечайте только «Да», «Нет», «Имя» или используйте цифры. Не забудьте прочитать наше новейшее руководство по использованию доски Уиджи! Избегайте построения слов или предложений, чтобы не запутать смертного. Не реагируйте на открытые вопросы.

Если в ПООР допустили ошибку, и вы установили связь со смертными, использующими спиритическую доску не по назначению, а ради шуток или спекуляций, немедленно прекратите сеанс, нажав на маленькую кнопку слева от вас, и отправьте рапорт в ПООР, воспользовавшись своим телефоном.

Вам необходимо узнать имя, второе имя (или отчество, если есть) и фамилию умершего (если есть), с которым пытается связаться смертный. Как только необходимая информация будет получена, переведите смертного в ждущий режим, потянув вниз рычаг, находящийся левее самой левой кнопки на вашем рабочем столе. Отправьте рапорт в ПООР и ждите дальнейших инструкций.

Пожалуйста, держите эту брошюру в зоне вашей видимости, когда находитесь на рабочем месте. При необходимости вы можете попросить любого старшего сотрудника позволить вам ознакомиться с расширенной версией правил, опубликованной в книге «Общение со смертными. Теория и практика».

ППО напоминают! Связываться со смертными самостоятельно, откликаться на спиритический призыв или использовать спиритические практики, позволяющие явиться в смертный мир, категорически запрещено!

НАРУШИТЕЛИ БУДУТ НАКАЗАНЫ!


Люк закончил читать и снова смял брошюру в кулаке. Ещё вчера он настроил себя на то, что будет скучать на работе, и вся эта официальная писанина, разбавленная угрозами и запретами, нисколько не улучшила его самочувствие. Люк терпеть не мог офисную работу и всё это её дерьмо с неукоснительным следованием никому не нужным четким инструкциям, потому что начинал ощущать себя безмозглым придурком или роботом, а это ощущение было противно всему его существу. Конечно, Брайан дал ему именно такую работу в наказание. Теперь Люка будет тошнить от одного упоминания спиритических досок.

— Готов? — вежливо поинтересовалась Грета.

— Да.

— Хорошо.

Она снова протянула ему руку. Он только успел взяться за неё, как она щёлкнула пальцами, и Люка, судя по ощущениям, трижды вывернуло наизнанку. Он осознал себя снова на полу совершенно другого помещения: просторного и светлого. Там были только они двое, так что загнанное дыхание Люка громким эхом разносилось по всей комнате. Грета терпеливо ждала, пока он придёт в себя, и сочувственно мялась неподалёку. Это заставляло чувствовать себя ещё более жалким, поэтому, как только он отдышался, тут же встал и огрызнулся.

— Конечно, ёбаные бессмертные и их бессмертные фокусы. Спасибо тебе большое, Грета, что предупредила.

— Извини, пожалуйста, — искренне попросила прощения Грета. — Сюда нельзя попасть никаким другим способом. Я специально назначила тебе встречу в том помещении. Оно заговорено, так что это облегчает телепортацию. Я просто никогда раньше не делала этого! Может, я правда просто ошиблась…

Она выглядела так виновато, что Люку снова стало стыдно. Он предполагал, что Грета не принимала никакого участия в вынесении ему приговора, так что от назначения себе помощника-хулигана страдала ничуть не меньше Люка. А сам он, в свою очередь, ни капельки не облегчал ей задачу, скалясь по любому поводу.

— Прости, — остыл он. — Я веду себя, как мудак, потому что я зол на Брайана, потому что из-за меня у тебя теперь лишний геморрой, и потому, что за меня отдуваются на моей настоящей работе. Хотя во всём виноват я и этот демон… Мир?

— Я не была на тебя обижена, — улыбнулась Грета, но вопреки словам её плечи расслабленно опустились со следующим выдохом. — Я даже рада тебе. Тут обычно в тишине работают, так что… пусть хоть так будет кто-то ещё, с кем можно поболтать.

Она отошла к одному из столов и взяла ещё две брошюры, протянув их Люку. Одна из них была копией той, с которой кулак Люка беспощадно расправлялся со вчерашнего вечера, а другая была руководством к использованию спиритических досок. Люк бегло осмотрел лицевую сторону и опустил руку вдоль тела.

— Я не думаю, что тебе придётся общаться со смертными таким образом, потому что это происходит довольно редко, но я всё равно дам тебе инструкцию к доске Уиджи. Хотя, наверное, мне не стоит, потому что, ну… Эм.

— Без проблем, — кивнул Люк, уже невыносимо скучая. — Ты можешь говорить, что я сделал. Это было глупо, за что я теперь и расплачиваюсь.

— Окей! У тебя будет один перерыв сегодня и два завтра. Потом будет День мёртвых, День всех святых и День всех душ, поэтому… там у тебя перерывов не будет вообще. Если всё пройдёт хорошо, я попрошу Брайана отпустить тебя поскорее. Я понимаю, что у тебя работа, правда. Я была на одном из концертов в вашем баре, и я очень не хочу, чтобы ты тратил время, занимаясь тем, что тебе не нравится.

Люк слегка смущенно улыбнулся впервые за последние двенадцать часов. На самом деле он был просто менеджером бара, который организовывает концерты, и давно уже не воспринимал свою работу как невероятную заслугу перед обществом. В основном она состояла из звонков и встреч: он организовывал трансферы, помогал по всем делам, какие были связаны с едой, уборкой, немного помогал с рекламой, когда остальные зашивались. В общем, работа как работа. Потому, наверное, и было приятно получить за нее похвалу.

— Я наказан тут за плохое дело, ты же знаешь? — поинтересовался Люк лукаво. Грета улыбнулась в ответ.

— Ага. Правда, я не знаю, что ты натворил, но мне это не обязательно. Только что это было связано со смертными и «каким-то демоном», как ты сам и сказал. Не говори, если не хочешь. Для меня важна не ошибка, а стремление ее исправить, так что все хорошо, мы можем обо всяком поболтать.

Грета отошла к одному из рабочих столов. Люк прошёл за ней следом и без возражений занял место. К его счастью, она не стала ничего ему объяснять, наклоняясь через плечо и стоя над душой, как злой учитель, а подвинула стул с соседнего места и села рядом. Люк настолько высоко оценил этот жест, что из него вдруг вырвалось откровение:

— Да тут не о чем рассказывать. Я вышел попить чай в тишине во время перерыва, а на заднем дворе нашего бара какой-то умерший и демон. С доской Уиджи. Они пытались подшутить над женой умершего, говорили, что это не преступление, потому что парень при жизни был, блять, большой приколист, и ей, видите ли, будет приятно узнать, что он остался таким же и после смерти… Ещё и за два дня до этого Брайан проехался мне по мозгам лекцией о том, что мы не можем иметь статус бара со свободным входом и нам необходимо вести списки и проверять посетителей, если наши приглашенные группы поют в этом баре «злые песни», потому что это может привлечь в бар демонов, а без проверок и списков мы их не распознаем.

Люк сделал драматичную паузу, чтобы подчеркнуть, насколько нелепым он считает то, что совершил. В словах Брайана, хоть они и были выражены некорректно, была правда, и это уж точно никак не давало ему прав на беспредел. Дело было ещё и в том, что Брайану, как бессмертному, не нравилось, когда умершие организовывали бизнес в загробном мире. Люк точно это знал, просто у него не было достаточных доказательств, но это отлично чувствовалось в том количестве требований, которые он предъявлял им при любом удобном случае.

Это Брайан ещё не знает, что такое злые песни. Как только Люк выберется отсюда, он точно найдёт какую-нибудь наимерзотнейшую группу вроде «Казённого Унитаза» и напишет в соавторстве с ними сингл с длинным названием «Брайан Лоренс мудак и засранец». Ну или покороче: «Мудак и засранец».

— Он наказал тебя за злые песни? — не поняла Грета.

Конечно, невинная бессмертная и представить себе не могла, что Люк согласится прикалываться над смертными. Он и сам, вспоминая об этом, хочет выпороть себя, чего тут говорить о бессмертной, работающей в колл-центре.

— Нет, я взбесился на Брайана и решил показать ему, что такое настоящее нарушение правил, как полный имбецил. Я сам не знаю, почему так сделал. У меня есть стойкое ощущение, что я собой не владел. Так что я попытался помочь демону и маргиналу использовать спиритическую доску, но Брайан тут же появился из воздуха и отругал меня, как последнего мудака. Не их, меня. И прав был. Потому что я не сообщил ему немедленно о том, что видел на заднем дворе своего же бара, репутация которого и так очень и очень скользкая.

Люку стало легче. Он, как и Грета (или он так про неё только думал), был охочим до хорошей беседы, но… в целом, одиночкой. И потому он не очень любил и умел жаловаться, предпочитая выливать то, что его злило или обижало, в дневник, в прогулки, в спорт… но вчерашний двухчасовой сеанс наедине с обидой на самого себя и несправедливость загробного мира едва ли сделал ему легче. Грета вот сделала.

— Не осуждай меня, — предупредил Люк на всякий случай. — Я пока не готов.

— Я не буду, — искренне ответила Грета. — Но и поддержать тебя я не могу. Сам всё понимаешь.

— Я знаю. В смысле, знаю, что не можешь, но не понимаю, почему я так поступил. Блять, ну я же не настолько тупой, чтобы не понимать, что шутить над смертными нельзя, даже если тебя очень сильно бесит парень из Посмертных Правоохранительных Органов. Я полностью заслужил это дерьмо, а может, чего и похуже.

Грета сочувственно сжала его плечо, а потом подвинулась чуть ближе к столу и ещё раз объяснила Люку всё то, что он пятнадцать минут назад прочитал в брошюре. Рабочий стол был точно таким, как его описывала инструкция, а так как он был новеньким, он не должен был работать больше, чем на одной линии в одно и то же время, что сильно облегчало ему задачу и избавляло от нужды работать на пределе.

— Постарайся не отвлекаться. Попытки установить связь не будут особенно частым событием в первые пару дней, и я не настаиваю на том, чтобы ты ошалело глядел на стол. Тебе не разрешается отходить, но ты можешь читать или тихо слушать музыку, только делай это так, чтобы она не была громче, чем предупреждающий сигнал. Понял?

— Да, понял, — кивнул Люк, уставившись в ламинированную бумажку, прикрученную прямо перед его лицом.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СМЕРТНЫЙ ПЫТАЕТСЯ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ???

Внимание! Помните, что все умершие, принятые на работу в посмертный отдел по связям со смертными, обязаны соблюдать при работе со смертными два основополагающих принципа:

Вмешательство в смертную жизнь недопустимо: размывать границы смертного и загробного миров запрещено. Что бы ни пытался совершить смертный, это не ваше дело. Смертные должны искать помощи у смертных, поэтому никогда не отвечайте на подобные запросы!

Жизнь — наша величайшая ценность. Сообщите о подобном случае в Посмертный Отдел Оперативного Реагирования (далее ПООР), и бессмертные обязательно постараются сделать все возможное, чтобы смертный продолжил жить, даже если иногда для этого понадобится чуточку магии. Вы не владеете магией, так что, пожалуйста, не вмешивайтесь и доверьте это тем, чьё вмешательство останется незамеченным.

В связи с этим, если во время спиритического сеанса смертный пытается покончить с собой, ни в коем случае не связывайтесь с ним, если вам было запрещено выходить на связь. Если Вам было разрешено выходить на связь или суицидальная попытка была инициирована во время вашего общения, немедленно свяжитесь с ПООР и постарайтесь задержать смертного любой ценой. Возможно, вам необходимо будет осуществить иную спиритическую практику.

Если вы стали причиной, по которой смертный решил покончить с собой, немедленно сообщите об этом в ПООР. Ваше наказание будет смягчено, если жизнь смертного удастся сохранить.


Грета заметила, куда он смотрит, поэтому дождалась, пока Люк закончит читать, и сказала:

— Я правда надеюсь, что нам не придётся иметь с этим дело. Каждый раз это одинаково душераздирающе.

— У тебя такое бывало?

— Я не очень-то давно здесь работаю, — как-то скомкано ответила Грета, будто стеснялась об этом говорить.

Люк со скепсисом встретил её слова, но ничем, кроме выражения лица, не дал об этом понять. Он не знал, конечно, сколько времени она работает здесь, но она, во-первых, была бессмертной, что не являлось обыденным достижением, а во-вторых, она была хоть и единственным, но старшим сотрудником, инструктирующим новичков. С другой стороны, Люк уже не раз успел столкнуться с тем, насколько разные представления о понятиях «долго» или «давно» были у каждого отдельного умершего. Люк пробыл в загробном мире пять лет и ужасно сходил с ума от скуки, так что для него время тянулось, словно дешевая жвачка, прилипшая к пальцам. А кто-то считал и двадцать лет небольшим сроком.

— Но несколько раз это случалось. Это плохо, когда смертный настолько отчаялся, что просит помощи у умерших. Я имею в виду, не только в ситуациях, когда он собирается покончить с собой, вообще в любых. Живым должны помогать живые, умершим — умершие, поэтому это не самая весёлая работа, и каждый суицид в, скажем так, прямом эфире… для меня, как удар.

Люк несколько раз кивнул, выдержав тяжёлую паузу. В одном он был уверен точно: пока у него ещё была его жизнь, как бы сильно он время от времени ни ссорился с самим собой и как бы сильно иногда себя ни ненавидел, он мог рассматривать какие угодно варианты лишь для того, чтобы почувствовать себя живым. О том, чтобы быть мёртвым, никогда не было речи.

— Спрашивай меня, если что, о чём угодно. Если ты в чём-то не будешь уверен или запутаешься в последовательности, или тебе покажется, что ты неправильно выполнил инструкцию, просто позови меня. Я буду в соседнем ряду, чтобы не сидеть над душой.

— Спасибо, — искренне поблагодарил Люк, когда Грета начала подниматься с места. — В смысле, не обижайся, но эта работа — не событие моей мечты, и мне ужасно скучно уже заранее. Но я рад, что сотворённый мной беспредел столкнул нас.

— О. А, кстати, часто ты творишь беспредел? — Грета остановилась и любопытно посмотрела на Люка.

— Чаще, чем при жизни, — без веселья отшутился Люк.


***


Грета сказала ему, что он может читать или слушать музыку, но так как Люк ни в одном из сценариев не мог предположить, что у него будут такие привилегии, он не взял с собой ни книгу, ни наушники. Экран перед ним молчал, ламинированная инструкция отсвечивала, кнопки оставались бесцветными. По крайней мере, сегодня Грета отпустит его пораньше, а в следующий раз он подготовится лучше.

Всю смертную и посмертную жизнь Люк очень плохо переносил скуку. За следующие два часа работы он всего два раза отказал в связи и один раз наблюдал за тем, как связь оборвалась сама. Он догадывался, что смертные связывались с загробным миром гораздо чаще, чем ему приходилось отклонять их запросы, и понимал он также то, что, кроме этого филиала посмертного колл-центра, был ещё не один и не два. Но неужели Брайан считал, что Люк настолько тупой и никчёмный, что может обрабатывать только один запрос в полчаса?

К тому времени, как Грета разрешила ему выйти на перерыв, он успел известись. Его стул начал скрипеть, потому что он качался и крутился на нём почти без остановки.

К несчастью, под стать труду, перерыв не представлял из себя ничего особенного. Грета предложила Люку кофе и села за стол, откинувшись на спинку стула и расслабленно прикрыв глаза. Люк не стал садиться: прямо сейчас он ненавидел стулья всем своим существом. Поэтому он стоял. И иногда ходил.

— Здесь же попросту до крайности уныло, Грета.

— Нет, конечно нет, — ответила блаженно бессмертная, не меняя позы. Люк понял, что она наслаждалась сегодняшним днём, этой отупляющей скукой абсолютно искренне. Настолько, насколько ни одно живое и неживое существо не могло. — Для меня здесь так только на сегодня и завтра, потому что я должна помогать тебе. Обычно рабочие часы очень нагружены, да и умерших тут больше.

Люк хмыкнул, сообщая, что услышал ответ. Он не был уверен, что хочет говорить о работе ещё хоть одну секунду. Наслаждение Греты недвусмысленно сообщало ему о том, что нагруженные часы будут проходить намного хуже, чем свободное время, потому что тогда у Люка уже не будет возможности читать или слушать музыку: он должен будет сидеть, говорить две фразы и нажимать на две кнопки. Это заставило его ощутить невероятную тоску по своей нормальной работе. Его коллеги там наверняка хорошо проводят время, что бы им ни приходилось делать: обслуживать клиентов, готовить кофе и коктейли вместо невышедшего персонала, посещать встречи или страдать над отчётностью.

— И что ты делала на нашем концерте? — спросил он, решив, что раз об исправительной работе он говорить не хочет, значит, они обсудят другую. Люк не был трудоголиком, хотя работал он всегда очень ответственно. Он с удовольствием обсудил бы ещё что-нибудь, но не знал, о чем можно говорить с бессмертной временной коллегой так, чтобы это не было неловко или глупо.

Грета открыла один глаз и посмотрела на него, улыбнувшись. Люку нравилась её улыбка: она была доброй, располагающей и настоящей. Вообще не похожей на те морды, которые, улыбаясь, корчили ему все остальные бессмертные, с которыми он имел дело. Брайан, например.

— Я не живу на работе, ты знаешь? Я люблю свою работу, но и «злую музыку» я тоже люблю.

— Ты поёшь или играешь на чём-нибудь? — Люк закончил с кофе и поставил пустую кружку на стол. Ему стоило принести сюда свою, большую. И свой чай, он не любил кофе.

— На гитаре, — ответила Грета. — И пою, хотя у меня нет голоса. Но это ничего серьёзного, если ты вдруг меня в баре поиграть нанимаешь.

Люк рассмеялся после паузы. Грета была довольно скромной бессмертной, так что он сразу понял, что она шутит. Она открыла второй глаз и выпрямилась, посмотрев на Люка со смущением и удовольствием от того, что он понял шутку.

— Ты скучаешь по своей работе в баре? Хочешь, я принесу сюда завтра гитару и поиграю тебе?

Люк прищурился, вглядываясь Грете в глаза с наигранным вниманием. Она делала вид, что шутит, но на самом деле спрашивала разрешения.

— Носи на здоровье, — пожал плечами он. Она кивнула. — Но я не музыкант, а менеджер, так что, что если ты хочешь от меня оценки или совместного…эээ, джема, то я тебе тут не помощник. Но если ты хочешь играть и петь в перерыве, то это твоя работа, и ты тут бессмертная. Скажешь сидеть привязанным к стулу и слушать, я что, смогу тебе возразить?

— Сможешь! — искренне испугалась Грета. — Боже, Люк, почему у тебя о бессмертных такое мнение?

— Я общался только с Брайаном.

Грета недовольно фыркнула. Могло ли это значить, что Брайан и среди своего племени не пользовался большим уважением? Ну, в конце концов, чего бы ему быть злым только и исключительно с Люком? Он иногда попадал в неприятности, но эта была самая большая из всех неприятностей, что он учинял. А недовольным он был гораздо раньше, чем случилась шутка на заднем дворе. Им. Баром. И всем прочим, что видел и слышал. 

Он был доволен только тогда, когда кто-то крайне послушный и вежливый вставал в очередь на реинкарнацию, вот и всё, что могло его порадовать.

— А почему ты там работаешь, если не музыкант? Это же музыкальный бар. Прости, если я не в своё дело…

— Всё окей. Я просто подружился с Льюисом, когда он поселился по соседству. Он как раз музыку очень любит. Мне было нечего делать, потому что на своей… реальной, ну, смертной работе я был ветеринаром. А тут нет животных. Вообще. Ни котов, ни собак, ни даже, блять, коров. Мне было просто без разницы, что делать. Эта работа хорошая, занимает голову, она то рутинная, то позволяет подвигаться, но это, конечно, совсем не то.

Грета хотела у него что-то спросить, он видел это по тому, как она на мгновение напряглась, по огоньку в её глазах. Он даже представлял себе, что именно. Рассказать ему о том, что загробный мир не может быть таким же, как смертный, во всём. А потом предложить ему перерождение. Но Люк вовремя поймал это намерение за хвост и выстрелил в Грету таким многозначительным взглядом, что она без единого слова всё поняла.

— Прости, Люк, мне жаль, что так получилось. По тебе, кстати, трудно сказать, что ты любишь животных. Эм… я не хотела, чтобы это звучало обидно.

Люк кивнул. Он был мрачноватым и не самым общительным парнем на свете, но друзья у него водились, к тому же он горел общением с животными. И когда у него была эта возможность, Люк был вовсе не таким мрачным, каким стал после смерти.


***


На следующий день Люк мгновенно пожалел о своём вчерашнем желании работать побольше. Он принёс наушники и книгу, которую давно хотел начать читать, но всё не находил повода, и именно тогда, когда у него с собой было всё, чтобы отлично провести время, он отвлекался каждые пять-десять минут. Видимо, у его работы было только два полярных режима: имбецил и робот, и прямо сейчас Люк как никогда сильно мечтал взять назад свои вчерашние громкие слова. Он только и делал, что отказывал в установлении связи и пытался осмыслить четыре абзаца, пока, наконец, не разозлился и не отложил книгу в сторону. По крайней мере, методические отказы в связи никак не влияли на его возможность слушать на рабочем месте музыку.

К тому времени, как Грета разрешила ему уйти на перерыв, у Люка начала болеть голова, а в глазах появилась резь. Он не принадлежал к тому типу людей, которые могут часами сидеть на заднице и заниматься однообразной работой. Сейчас было только двенадцать часов, а он уже был одновременно сонным от монотонной работы и переполненным энергией, что заставляло его испытывать раздражение. Первые пятнадцать минут перерыва Люк потратил на то, чтобы бродить между пустыми рядами рабочих мест, бездумно глядя на одинаковые инструкции, кнопки и стулья.

Он провалился глубоко в свою голову и успел придумать несколько срифмованных строк для песни про Брайана, которую он закажет у какой-нибудь ублюдской злобной группы. Эти ужасные слова он записал в заметки, чтобы потом подумать над ними. И сделать ещё обиднее и злее. Он выяснит, где живёт Лоренс, и организует ему концерт в самой середине ночи. Плевать, если это будет означать новые исправительные работы.

— Ты в порядке? — Грета поймала его, когда он обошёл по кругу стол. Она положила ему руку на плечо, а другой протянула чай, который он приволок с собой утром.

— Привыкаю к работе. И думаю над песней.

— Какой? — изумилась Грета, отпуская его и кивком головы приглашая сесть на диван. — Ты же сказал, что не музыкант.

— Я это в шутку. Про Лоренса. Придумал пару ужасных слов, которые попрошу вставить в текст песни, которую закажу у ублюдской группы.

Грета подавилась кофе и закашлялась: из её чашки он небольшой волной вылился на диван. Люк тупо посмотрел на образовавшееся между ними пятно.

— Блять… Вы не очень-то ладите, да?

— Мы просто не ладим, — пожал плечами Люк. — Он только и делает, что пугающе появляется из ниоткуда и начинает цитировать мне Законы.

— Это его работа. Ты же знаешь? — улыбнулась Грета.

— Я знаю. Мне просто кажется, что этот мудила утруждает себя слишком сильно в моём отношении, потому что его бесит бар. Ну или я, потому что за бар он мог бы выговаривать Льюису, который является его владельцем. Я не знаю. Меня не бесит, что он наказывает меня за то, что я веду себя, как придурок, или то, что он объясняет мне, как обращаться с деньгами и документами, если я совершаю ошибки. Только его тон, неожиданные возникновения перед носом и всё такое.

— Ты думаешь, что он мудила? — удивилась Грета. Искренне. До того, что начала смотреть на него так изумлённо, будто он сморозил тупость.

— А ты что, так не думаешь? — спросил он, чувствуя физически, как его задевает этот взгляд. Он ощущал себя, как и множество, множество раз до этого: неуслышанным и непонятным до той степени, где ему начинает казаться, что ему стоит немедленно закрыть рот и никогда его не открывать перед бессмертными.

Грета покачала головой.

— Ты просто должен… ты же понимаешь, что это совсем не как в жизни? Что умершие не становятся бессмертными из-за того, что им нравится мучить других. И что никто не искал какого-нибудь мудака, чтобы дать ему полномочия. Брайан… Он просто много работает. Он не думает про тебя плохо, это не какое-то особое отношение, просто на работе ему так проще.

Это мало что меняло, но Люк кивнул просто, чтобы не продолжать. Проще так Брайану или не проще, Люку от этого совсем не было легче выносить его. Он ненавидел, когда с ним разговаривали, как с кретином. К счастью, Грета поняла его настроение, кивнула и вернулась к своему кофе. Люк машинально отзеркалил её движения.

— Я думаю, что понимаю, почему ты так считаешь. Просто… просто не делай, пожалуйста, ему ничего назло. Ну или постарайся. Поверь мне, он не считает тебя кретином или дураком, или преступником, но всё может легко стать именно таким, если ты будешь стараться изменить его мнение. Я просто его знаю, он одержим своей работой. И ему правда делает больно, что он получает в ответ всякое дерьмо. Поэтому он и общается с тобой так, чтобы у тебя не возникало желания, по крайней мере, высказать ему в лицо всё, что ты про него думаешь. Я сейчас не конкретно про тебя, просто, Люк, его работа — ругать и наказывать, указывать на ошибки. Многим, думаешь, нравится, когда им на них указывают? Ну вот в том-то и причина его… образа.

Люку это всё не нравилось. Ему было неловко из-за того, что Грета его отчитывала, и он разозлился на то, что не мог вернуть всё назад и объяснить ей, что он еще не принял решение о найме какой бы там ни было группы и, скорее всего, никогда бы этого и не сделал. Просто мечтал об этих гнусных намерениях, чтобы куда-то вылить обиду и накопившуюся усталость. Теперь он не знал, что с этим делать. Если он скажет, что и не собирался вовсе этого всего делать, то покажется инфантильным идиотом. Но у него просто не было сил выдумывать вдумчивую речь с богатым на средства художественной выразительности описанием своего внутреннего мира, причин и следствий того или иного поведения и всего прочего.

— Я понял, — Люк закончил с чаем и снова принялся бродить, но на этот раз гораздо мрачнее.

Он, в принципе, мог бы почитать сейчас, у него оставалось ещё около получаса, чем он и попробовал заняться, сев на своё рабочее место. Он настолько сопротивлялся тому, что с ним сейчас происходило, что почти ничего не мог поделать со слипающимися глазами.

Грета сделала себе ещё кофе в такой же мрачной тишине, в которой пребывал Люк, и, подойдя к нему, немного нерешительно помялась вокруг.

— Тебе совсем скучно тут?

Самое интересное, что сегодня с Люком произошло, — это какие-то засранцы, около пяти раз попытавшиеся связаться с ним с 666 линии. Но ему показалось, что вопрос Греты был немного не об этом.

— Да.

Примечание

[1] - Дилан Томас "Не уходи безропотно во тьму"

[2] - My Chemical Romance - "Dead!"