Примечание
— Сань, по-моему я на грани.
— Потряси стол, может, упадёшь на ребро или вершину.
Девушка смеётся без голоса, не размыкая губ. Саша знает, что это спрятанный вздох. Она отрывается от скетчбука и подходит к ней, опускается на пол рядом, садится, как и она, по-турецки и накрывает её руку своей.
— Прости. Я как всегда. Что случилось, Яш?
— Ничего.
— Ничего не случилось?
— Ничего случилось. — девушка смотрит на Сашу очень серьёзными глазами. Места для обычной шутки так и не находится.
Саша хмурится. За два года совместной жизни она уяснила, что отсутствие — самая сложная проблема. Отсутствие денег можно решить работой, отсутствие времени — отпуском, отсутствие кота — собакой. Но Яна не замечала такие простые пустоты. Яна реагировала на более тонкие вещи. Саша продолжает задавать вопросы.
— Это наша с тобой проблема?
— Боюсь, что да. — Яна виновато смотрит в пол. Саше очень хочется прерваться и успокаивать её, но она заставляет себя прясть дальше.
— Ты расскажешь, что слу... а, точно. Тогда — что должно было случиться?
Яна молчит. Сердце у Саши ускоряет свой ритм. Кончики её пальцев становятся такими же холодными, как пол, на котором они сидят вдвоём.
— Нужно... нужно открывать коробку?
Яна кивает. Теперь Саша смеётся без голоса, не размыкая губ.
Они идут на балкон. Открывают нишу в дальнем углу. Уворачиваются от падающих рулонов бумаги, с боем запихивают их обратно. Саша достаёт с верхней полки большую старую картонную коробку, в несколько слоёв обклеенную наклейками и просто лоскутами бумаги. Руки её немного дрожат. Янины руки не дрожат, когда она принимает коробку из рук Саши. Саша закрывает дверь и спешит за Яной на кухню.
Коробка стоит на столе, открытая.
— Нам нужно вытащить что-нибудь, ты помнишь? — Саша напоминает скорее просто для соблюдения формы, она точно знает, что Яна не забывает такие вещи.
Девушки закрывают глаза и опускают руки в коробку по локоть: Яна правую, а Саша левую.
Маленький пингвинчик в солнечных очках? Коктейльный зонтик? Ракушка? Камешек? Миниатюрная бутылочка? Неизвестно, что сегодня случится, чтобы закрыть собой случившееся ничего. Может это будет огрызок карандаша. А может, старая куколка без ноги. Когда случались игрушки, даже самые старые и поломанные, всегда было приятно. Иногда случался и всякий совсем уж бесполезный мусор: крышки от пивных бутылок, палочки, смятые чеки или сломанные зажигалки. Никто не знал, что случится, когда случалось ничего, и важно было, чтобы случиться могло с равной вероятностью что угодно, поэтому даже крышки были все разные. Янины и Сашины пальцы искали в противоположных направлениях, и случиться могло только то, что они бы схватили одновременно. Иногда поиск занимал долгое время, и девушки начинали опасаться, что ничего так и останется случившимся, но всегда находилось что-то, что хотело случиться именно сегодня.
В тот день случился небольшой полированный чароит, камешек приятного сиреневого цвета с единственным круглым чёрным пятнышком. Гладкий, холодный и блестящий, он обманывал взгляд самой своей сутью, казался пушистым и мягким, не ошибались только пальцы. Яна и Саша нашли его почти сразу.
— Что это значит? — спросила Саша, положив чароит на стол.
— Пока не знаю, — ответила Яна, не сводя с камня глаз. — Но думаю, нам нужно сварить кофе. Я займусь.
Саша умиротворённо вздохнула, подхватила коробку и понесла её обратно на балкон. Хорошо, когда случалось что-то, приносившее кофе. Яна всегда варила превосходные кофейные чудеса, добавляя туда всё, что Саша сочла бы совершенно несъедобным бредом или совершенно не кофейной чушью. Ну кто добавляет в кофе хвою? А Яна заливала в турку молоко, радостно что-то напевая под нос — не иначе заклинания, — и мягко ссыпала с ладони в турку сушёные еловые иголки. Сегодня случились как раз они. Саша узнала на столе ещё пакетик с лавандовыми цветками и кедровые орешки. Она была уверена, что на лаванде Яна точно прочитала какой-то заговор.
— Сань, принеси из комнаты стул и три свечки, — попросила Яна, не отрываясь от турки.
— Зачем?
— Чароит случился. Надо его прожить.
— А, ну да. А зеркало?
— Нет, сегодня, думаю, не нужно. Свечки нам тоже, собственно, только для атмосферы, иначе не интересно.
Саша усмехнулась и пошла за стулом. Она поставила его между двумя другими и повернулась к Яне.
— Шутка, конечно, опоздала, но: ты очаровательна, даже если бы чароит не случился.
— Вот возьму и добавлю в кофе сушёных муравьёв, — пригрозила Яна.
— А что, — засмеялась Саша. — Кисленько будет, с кофе в самый раз.