Часть 1. Руины

Вы со смешанными чувствами наблюдаете за мини-историей в только что открытом файле игры, устало трёте глаза. На часах — около двух ночи, но ни это, ни сонливость не помешает вам сыграть в игру. Потому что та вроде бы — вроде бы — хороша настолько, что и не описать. Вы немного сомневаетесь, фыркаете, разглядывая пиксели, и зависаете над простым вопросом «Как же назвать упавшего человека».

Поздний час не располагает к фантазиям, и вы вводите своё имя, потому что думать над чем-то банально лень. Имя на экране трясётся; игра, словно не веря, переспрашивает, и вы закатываете глаза, бормоча себе под нос что-то вроде «Да-да, конечно, просто дайте мне немного поиграть».

Имя постепенно увеличивается в размере, экран белеет, вы откидываетесь на спинку стула, прикрываете глаза... и открываете их уже в совсем другом месте. Вы в какой-то полутёмной пещере, а в островке света на цветах валяется девочка в толстом свитере. Вы смотрите наверх и хмуритесь: по всей видимости, она упала оттуда, но как можно было выжить? Высота просто огромна. Вы вздыхаете, зеваете и решаете задуматься об этом позже.

В тот же момент вашу голову посещают другие мысли: а какого, вы извиняетесь перед собой за сквернословие, чёрта происходит? Ведь вы вроде как не засыпали, а если и заснули, то это явно будет самым быстрым и неожиданным погружением в сон в вашей жизни. Вы судорожно мотаете головой, ничего не понимая, и, кажется, к горлу подкатывает истерика.

Девочка ворочается, чуть приподнимается, и вы бросаетесь к ней, но вдруг понимаете, что не имеете материального тела. Девочка щурится и смотрит прямо на вас. Вам это кажется почти забавным. Девочке, по ощущениям, лет двенадцать-четырнадцать, стало быть подросток.

— Ты кто? — говорит она и кашляет — кажется, после падения дышать ей всё ещё трудно, а говорить — больно. Вы открываете рот, а потом только пожимаете плечами на её вопрос, понимая, что, кажется, утратили не только своё тело, но и голос.

Вы сидите рядом с девочкой, потому что, несмотря на возраст, назвать её по-другому не получается, и дожидаетесь, пока она придёт в норму, осмотрит небольшую пещерку и найдёт красивую, хоть и жуткую, арку, ведущую в неизвестность. Девочка — Фриск, поправляете вы себя — неуверенно смотрит на вас и задирает нос, шагает прямо. Буквально через несколько секунд она видит свет и невольно ускоряет шаг. Вы идёте — идёте? у вас нет тела — за ней и почти с умилением смотрите на появившийся из земли цветочек.

Он объясняет всё довольно понятно, и вы с интересом слушаете, и даже утвердительно киваете, когда рядом с цветком появляются «пилюльки дружбы», а Фриск смотрит на вас. Ведь, серьёзно, разве может это существо сделать что-то плохое?

Но вдруг Фриск вскрикивает, падает на колени, а из мест, куда прилетели «пилюли», начинает идти кровь. Цветок... цветок тоже резко преображается. Его лицо — хотя ещё несколько часов назад на наличие у цветка лица вы бы отреагировали очень бурно, сейчас это всего лишь сон — искривляется в какой-то жуткой гримасе.

— Ты идиотка, — говорит Флауи каким-то другим тоном. Более жестким, истеричным, и вы сжимаете зубы, жалея, что нематериальны. — В этом мире есть только одно правило: убей или будь убитым. Кто вообще откажется от такой возможности? Умри!

Вы растерянно стоите рядом с Фриск, не зная, что делать, но подсознательно готовясь сражаться, как резко всё прекращается, кровь исчезает с её тела, а огненный шар отбрасывает опешившего Флауи подальше. Пока вы отходите от всего этого, на ваши глаза попадается ещё более странное, чем говорящий цветок, существо, и вы окончательно выпадаете из реальности.

— ...Я прихожу сюда каждый день, чтобы проверить, не упадёт ли кто вниз. Ты первый человек, который появился здесь за долгое время. Идём же! Я помогу пройти тебе через руины.

Вы смотрите на Ториэль подозрительно, но она выглядит миролюбиво — и не так слащаво, как Флауи, так что, как вам кажется, на этот раз вы не обожжётесь. И вы опять киваете, когда Фриск вопросительно смотрит на вас. Вы не знаете, почему она спрашивает у вас совета, но вам, безусловно, лестно такое уважение. С другой стороны, она просто потерявшийся ребёнок, вы же по-странному уверены во всём, что происходит. Будто это уже было.

Через какое-то время вы видите мерцающую звезду и отчаянно жестикулируете, привлекая к ней внимание Фриск. Та замечает, улыбается, подходит ближе и осторожно вытягивает руку, трогая непонятный предмет. Вы улыбаетесь и говорите так, будто вас что-то толкает на произнесение этих слов:

— Тень от руин наполняет тебя решительностью.

Как вы ни стараетесь, больше ничего сказать не удаётся, и вы с разочарованием поджимаете губы. Фриск смотрит печально, но ничего не говорит. И вы, сказать по правде, благодарны ей за это молчание.

***

Вы с интересом наблюдаете за тем, как Ториэль объясняет про ловушки и загадки и беззвучно смеётесь над выделенным желтым рычагами. А вот когда приходит черёд повоевать с чучелом, вы уже не смеётесь. Потому что все ваши геймерско-задротские знания об играх буквально кричат: воюй, зарабатывай очки опыта, качай уровень! Но Ториэль смотрит так просительно, что вы просто не можете ей отказать — да и Фриск, которая на этот раз даже не спрашивает у вас ничего, тоже просто начинает говорить с чучелом. Тот, понятное дело, ничего не отвечает. Зато счастливый взгляд Ториэль того стоит.

По пути на девочку, чуть отставшую от Ториэль, возмутительно нагло проходя сквозь вас, напрыгивает какой-то огромный лягух, но Фриск не теряется и начинает о чём-то с ним говорить. Лягух явно ничего не понимает, а под тяжёлым взглядом вернувшейся Ториэль и вовсе почти мгновенно исчезает.

— Это Фроггит, — с неловким смешком объясняет женщина. — Их, на самом деле, много, но стоит только сказать им комплименты — сразу смущаются и уходят.

Вы киваете одновременно с Фриск. Раз много — значит, информация не лишняя.

Спустя какое-то время, стоя рядом с немного взволнованной Фриск, вы разглядываете телефон, который она получила и думаете, что на таком уж точно в игры не поиграешь. Но звонить можно — и ладно, ведь Фриск, кажется, рада и такой малости. А недолгий разговор с Фроггитом, который посоветовал миловать монстров, и вовсе поднимает её настроение до наивысшей точки. Вы улыбаетесь и шепчете девочке почти на ухо:

— Опавшие листья, с которыми можно поиграть, наполняют тебя решительностью.

Фриск смеётся и пинает листья так, чтобы они взвились в воздух.

Вам, кстати, очень даже нравится депрессивный Напстаблук. Вам кажется, что вы могли бы с ним подружиться, не уйди он так быстро после ваших попыток его сдвинуть и недолгой битвы, где Фриск слишком долго не могла понять, что нужно делать и говорить — Набстаблук плакал на любое её действие. Пришлось даже ещё раз сходить к той звезде, восстановить силы, ведь слёзы привидения обжигали не хуже кислоты.

Буквально через несколько шагов вы натыкаетесь на распродажу паучьей выпечки. Вы жалеете, что не имеете голоса: Фриск тут же бросается искать Фроггитов, которые оставляли по две монетки за удачный комплимент. Вам остаётся только смириться и думать, что, возможно, комплименты у Фриск не такие уж и удачные. Да и разболталась она что-то — неразговорчивая ведь чаще всего... или просто пытается соответствовать вашему безмолвию?

(Краткий проблеск идеи о том, что можно было бы просто силой забрать деньги у монстров, вы предпочли держать при себе. В конце концов, Фриск — ещё ребёнок, не стоит ей убивать, путь даже и Фроггитов с Молдсмолами.)

— Опрятный домик в руинах, выглядящий очень мило, наполняет тебя решительностью, — произносите вы, думая, что домик действительно выглядит неплохо. Но вот эти письмена вверху двери... Вы жалеете, что, потеряв тело, не можете взлететь и посмотреть, что там написано.

Пока Ториэль показывает Фриск её комнату, вы идёте дальше по коридору; всё почему-то кажется знакомым, но вы решаете не обращать на это внимания. В зеркале отражается светлый деревянный пол, а ещё — вы. В своём старом зелёно-желтом свитере, шортах, с почти нездоровым румянцем и растрёпанными волосами. Вы тут же отходите назад, потому что нельзя, чтобы Ториэль это видела.

Когда вы находите Фриск, она уже спит.

***

Ториэль всячески уходит от ответа на вопрос «Как же вернуться домой», но вы не отступаете и лишь решительно киваете Фриск: продолжай спрашивать. Но Ториэль почти сбегает, и вы с недовольным лицом идёте за ней. Фриск, тоскливо посмотрев на пирог, лежащий на кухне, топает следом. Не найдя Ториэль нигде в доме, вы с опаской спускаетесь по лестнице в подвал. Атмосфера там так себе, но и попасть домой, и выйти из руин хотелось невообразимо.

— Единственный выход из руин — дальше по коридору. Я уничтожу его. Никто больше не выйдет. А сейчас будь хорошим ребёнком и иди наверх, — Ториэль улыбается и уходит дальше, а вы, как и Фриск, застываете на месте. И если Фриск колеблется, то в вас плещется возмущение. Это с какой же стати?! Вы резко машете Фриск рукой, чтобы та шла за вами.

И пусть Ториэль рассказывает пугающие вещи, выглядя то недовольной, то сердитой, то подавленной, вы — как бы то ни было смешно — решительны. Вы смело заглядываете ей в глаза, чуть ли не с умилением замечая, что Фриск делает то же самое. Но вот к чему вы никак не готовы, так это к битве. Вы отлично понимаете, что Ториэль очень сильная — и проверка это подтверждает.

И Фриск умирает — умирает раз, второй, третий. У неё дрожат руки и слёзы в глазах, она слишком долго задерживается у золотой звезды, раз за разом прося вас повторять одни и те же слова; громче кричать уверения в том, что ещё не время сдаваться, когда красная душа разбивается на части. Вы стараетесь. И, кажется, она всё-таки наполняется решительностью.

Вы решаете не говорить ей, что каждый раз, когда девочка умирает, на лице Ториэль отображается настоящий ужас.

Фриск в очередной пытается заговорить, но в конце концов хватается за голову — у неё уже 11 HP и несколько смертей за плечами, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Тогда вы, не придумав ничего лучше, изображаете удар. Фриск смотрит с ужасом; вы разводите руками — что ещё делать?!

Фриск хмурится и, подумав, жалеет Ториэль — почти что просит пощады, учитывая неравенство в силах. После нескольких атак и недолгого гнетущего молчания, женщина не выдерживает:

— Что ты делаешь? Атакуй или убегай! Сражайся со мной или уходи!

Фриск упрямо молчит, вы кусаете губы, наблюдая, как бьётся перед телом её ярко-красная душа. У вас такой нет — вы просто бесплотный призрак. Когда остаётся всего 3 HP, все атаки Ториэль вдруг прекращают лететь в цель, а сама она отводит взгляд. Вы моргаете. Ториэль опускает руки.

— Я понимаю, что ты хочешь домой, но... но, пожалуйста, иди наверх. Я обещаю, я буду о тебе заботиться. У нас здесь может быть хорошая жизнь. Почему ты делаешь это таким сложным? Пожалуйста, иди наверх, — лицо у Ториэль, когда Фриск не ответила, стало совсем уж грустным. — Ха-ха... Забавно, не так ли? Я не могу защитить ни одного ребёнка... Нет, я понимаю. Руины станут довольно тесными для тебя, когда ты вырастешь и изучишь их.

Дальше вы не слушаете, просто не выдерживаете — передёргиваете плечами, засовываете руки в карманы и отходите к самой двери; та воистину огромна. Вы почему-то не можете сейчас смотреть на Ториэль, грудь стискивает странное чувство — сожаление? вина? Вы не знаете и не желаете знать.

Зато Фриск приходится всё услышать и выслушать, и выглядит она не лучшим образом. И эмоционально, и физически — кажется, еду она решает приберечь, и 3 HP так и не восстанавливаются. Вы мысленно с этим соглашаетесь. Возможно, где-то рядом есть та странная звезда, которая наполнит девочку решительностью.

За дверью оказывается длинный коридор, который выводит вас в темноту. К Флауи! Вы рассерженно щуритесь, не забыв ещё ту его попытку убийства. Но Флауи вас не видит, вы бестелесны, так что вам остаётся только обиженно сопеть. К сожалению, беззвучно.

— Отлично. Пр-р-росто отлично, — цветок выглядит... вы даже не можете описать выражение его лица. — Ты думаешь, что очень находчива, не так ли? В этом мире — убей или будь убитым. Так что ты очень умело играешь с правилами. Ты пощадила одну жизнь. Хе-хе-хе... Я готов поспорить, ты ощущаешь себя прекрасно. Никого не убила за это время. Но что будет, если ты встретишь того, кого нельзя пощадить? Ты будешь умирать, и умирать, и умирать. Пока не устанешь пытаться. Что будешь делать дальше?

Вы зло пыхтите, потому что Флауи говорит какую-то чушь, постоянно меняет выражение лица и тон голоса — в общем, выглядит просто отвратительно. Дойдя до высшей точки кипения, вы позволяете себе невиданный акт вандализма: пытаетесь пнуть оборзевший цветок. На ваше удивление, тот внезапно затыкается, оглядывается по сторонам и распахивает глаза.

— Чара? — лепечет он, мигом растеряв весь свой пафос.

Вы пихаете его ещё раз, и он поспешно втягивается в землю. Фриск смотрит на вас с недоумением, и вы только разводите руками. Да, непонятно, как этот цветок что-то почувствовал — ваша нога проходит сквозь его... тело, скажем так. А ещё непонятнее то, откуда он узнал ваше имя. Именно то, которым вы почему-то называете Фриск, когда она умирает.