Примечание
Пролог, в котором Каспиан так себе ученик, историки как всегда, Эдмунду приходится отпустить такой привычный и удобный костыль, а автор торжественно обещает, что вскоре подтянет матчасть, и делится сомнительным опытом общения с белками.
p.s. ещё раз — тут у нас ненадолго существует замечательная ожп, и в случае наезда на неё вы рискуете навлечь на себя гнев всего нашего проклятого кружка. отгрызём лицо и не подавимся.
*от звёздочки и далее “вы” в её речи — это не наше нейтральное “вы”, а староанглийское “ты” — “thou” — которое сейчас используется только в постановках по произведениям Шекспира и религиозных текстах, потому что религиозные тексты в принципе очень тяжко поддаются каким бы то ни было правкам. “Thou” и соответствующий стиль речи правильно использовать при упоминаниях того, во что ты веришь, чтобы подчеркнуть Божественность этого и всё в таком духе.
Порывы ледяного ветра вгрызались в камень, но, будучи не в силах уничтожить великие стены, отступали, и с новыми силами врезались в замок, и их свист напоминал вой разъярённого зверя.
Витражи надрывно звенели, рассыпаясь хрустящими осколками, с полным боли скрипом ломались деревянные перекрытия, и оглушающий грохот, с которым рассыпались своды, отдавался тянущей ритмичной болью где-то по краю лёгких.
— …и тогда Ледяной Чародей разрушил Кэр-Параваль, символ величия Нарнии Золотого Века, — монотонный мягкий голос учителя плохо вязался с этой ослепляюще-яркой картинкой, от которой по коже бежали мурашки, но Каспиан всё равно старался удержать её перед глазами. — Вы же слушаете меня, мой принц?
Принц сосредоточенно кивнул, стараясь не вздрогнуть от неожиданности вопроса. Конечно, он слушал, — настолько серьёзно и внимательно, насколько вообще возможно слушать историю того периода времени, которым ты искренне восхищаешься.
— Вы можете не верить в описанное в сказаниях величие Золотого века, мой принц, но Ледяной Чародей до сих пор скрывается в северных горах Нарнии, и он очень опасен, — Доктор Корнелиус покачал головой, поправляя очки. — Да, довольно долгое время он не выходит за пределы своей твердыни, лишь посылая своих тварей за людьми с восточного побережья, однако кто знает, когда он решит вновь показаться и принести в земли Тельмара хаос и разрушение…
— В земли Тельмара? — недоумённо переспросил принц, от неожиданности мазнув пером по карте. — Но разве его… целью были не короли и королевы Золотого века? Не обитатели Нарнии, верующие в… Аслана?
— У хаоса и зла нет конкретных целей, мой принц, — в голосе старика проскользнули едва уловимые нотки разочарования, и Каспиан поспешно прикусил язык, чтобы не сболтнуть ещё какой-нибудь ерунды, по которой будет сразу ясно, что из всех нравоучений, привязанных к истории, он внимательно слушал только связанные с Великими Правителями. — Но у него множество личин и способов проникать в людские души и подчинять их себе. И потому лучше не подпускать его даже близко, и не иметь с ним никаких дел; в случае же, если другого выбора нет, необходимо быть крайне осторожным. В конце концов, Короли и Королевы, — учитель сделал мягкий акцент, снова приковывая внимание принца к своей речи, — сумели победить Колдунью и сдерживать Чародея, её преемника, всё время своего своего правления. Для этого была необходима поистине потрясающая воля и острый разум, не так ли?
Каспиан рвано кивнул, прикусив губу, и снова обратился в слух, — новые яркие образы былого величия маячили где-то на самой грани сознания, привлечённые неторопливым успокаивающим голосом.
Спросить об этом он сможет и как-нибудь потом.
***
— О чём задумался?
Нелли, по-хорошему, нельзя заходить в кабинет. Никому нельзя — кроме тех, кому чародей приказал явиться. Но она мышкой замирает на пороге, прежде чем пересечь комнату и затаиться за спинкой его кресла.
Заглядывает за плечо, кривится, натыкаясь взглядом на незнакомые непонятные ей символы, и совершенно бесстрашно присаживается на подлокотник резного кресла.
— Так что, это что-то очень важное? Ты сильно занят?
— Смотря что случилось? — вопросом на вопрос отвечает Эдмунд, но наконец-то отрывается от длинного вычурного договора и смотрит ей прямо в глаза.
Нелли мягко улыбается, скользит рукой по плечу, сосредоточенно выводит небрежные линии на бледной коже шеи, касается, завораживая лёгкой нежностью.
— Ничего особенного. Просто я не видела тебя несколько дней, и вот, теперь ты выглядишь отвратительно уставшим. Неужели мне нельзя соскучиться? Может, сходим покормить птиц, а потом прикажешь сварить горячий глинтвейн и попросишь кого-нибудь спеть для нас?
Чародей прикрывает глаза, откидываясь на спинку кресла и привычно раскладывая несложную уловку на составляющие.
Это — её “работа”. Не дать ему загнуться, не позволить сойти с ума, разрушив всё вокруг, и она с ней отлично справляется. Немного правды, немного участия, немного увлечённости, и никакой откровенной вязкой лжи; исключительно изящные недомолвки. Они действительно не виделись несколько дней, а Нелли не любит одиночество и потрясающе привязана к одичавшей мелкой живности, иногда забредающей в окрестности замка.
— Идём, — наконец негромко бросает он, и девушка расцветает дурной неправильной радостью, когда чародей почти галантно подаёт ей руку, подстраиваясь под небольшие шаги, звонко отдающиеся под покрытыми инеем арками.
У её обманчиво-лёгких одежд тёплый подклад из согревающих чар, но Эдмунд всё равно приказывает принести плащ. И пока фавны — дань старым королевским привычкам — выслушивают указания, которые необходимо исполнить к их возвращению, Нелли просит принести ещё один.
Чародей никогда не сознается, что прохладный воздух вымораживает его до костей, потому что это не то, с чем можно справиться простыми вещами, — это магия, и магия куда более древняя, чем сказки о Золотом веке; но такой простой в своей неприкрытой заботе жест делает своё дело, и Эдмунд послушно накидывает плащ на плечи, чувствуя, как начинают иллюзорно согреваться руки.
Это ложь, и ложь довольно очевидная, потому что лёд никак нельзя отогреть, — только разбить на мелкую пыль осколков; но ему нравится делать вид, что его это ничуть не цепляет, и баловать Нелли небольшими оттепелями.
В конце концов, согласно договору, у него тоже есть перед ней определённые обязательства. Например, осторожно придерживать за предплечье, разгоняя с тропинки лёгкую снежную дымку на несколько шагов вперёд и разбивая тонкий слой коварного льда прямо под ногами.
Нарнийская зима, лишённая колдовской подпитки, — там, где-то внизу, или далеко в его воспоминаниях о счастливом прошлом — всегда была мягкой и тёплой, но здесь, в горах, всё ещё сухой воздух, режущий горло, и рваные порывы своевольного ветра, который так и не получилось приручить.
Эдмунд не против, — у него больше нет совершенно никакого желания тратить свои силы на бессмысленную борьбу с природой, которая рано или поздно всё равно возьмёт верх. Ему достаточно обязанностей перед магией и теми остатками народа, которые ещё готовы признать в нём повелителя.
Эдмунд слегка согревает воздух вокруг, чувствуя, что птицы уже знают об их появлении: он слышит характерное шуршание лапок по коре, которое раздаётся всё ближе и ближе, пока какая-то обнаглевшая белка не спрыгивает с дерева, чтобы, быстро перебежав открытое пространство, забраться на накидку и раздражённо-кричаще заскрипеть.
Чародей не особенно любит этих рыжевато-серых пушистых крыс, совершенно не знающих, когда следует остановиться, но они легче всего идут на контакт и привыкают к людям намного быстрее птиц.
В любом случае, Нелли они нравятся, а ему полезно развеяться, и это достаточно веские причины, чтобы постоять на заснеженной тропинке в лесу, пока тебя окружают недовольно-выжидающие зверьки.
Вполне себе человеческое развлечение.
Главное — не замёрзнуть.
***
Онемевшие кисти потом долго приходится растирать, согревая едва тёплым дыханием, но это действительно намного лучше, чем тратить очередной вечер на бытовые расчёты, поэтому Эдмунд позволяет себе и дальше просто соглашаться.
Приказывает принести глинтвейн и тёплую шаль, в которую заворачивает расслабленные плечи; а пока разжигают камин, с помощью чар ищет кого-нибудь из наяд и зовёт наверх, в залу, оформленную специально для отдыха “лжецов”.
Оставшиеся с ним духи недолюбливают людей сильнее, чем прочие существа, но они как никто другой ценят внимательных вдумчивых слушателей, — ведь сейчас в замке им почти не с кем делиться своими песнями — и потому найти желающего спеть не так уж и сложно.
Нелли догадлива и опасно быстро находит уязвимые места; некоторые дети слишком хорошо умеют понимать настроение взрослых рядом, это бесценная интуиция, помогающая безошибочно определить, когда собираются гладить, а когда — бить. Дети вырастают, а привычка по жестам и интонациям определять состояние покровителя никуда не исчезает. Эдмунду отвратительно пусто и холодно, и это очевидно, если знать, куда смотреть.
Нелли подбирает ноги под себя и садится ближе, бок о бок, так, чтобы можно было прислониться и накинуть кончик немного колючей шали на чужие плечи, прежде чем едва-едва коснуться губами стекла в руках. Чтобы поделиться своим спокойствием и теплом, создав беззаботно-уютную атмосферу.
Но её выдаёт лёгкая дрожь рук. Чародей мог бы с лёгкостью закрыть на это глаза, потому что она… хороша, как бы тяжело не было это признавать. Убедительна. Чувствительна. Точна.
Но, к сожалению, в последнее время такие мелкие осечки повторяются всё чаще.
— Мёрзнешь? — чародей негромко намекает на самый удобный для них обоих вариант, невесомо касаясь губами запястья. В конце концов, в замке Ледяного чародея должно быть очень холодно, верно?
— Немного, — Нелли качает головой и неловко пытается придвинуться ближе, пристроив голову на плечо.
— И в чём же тогда проблема? — Эдмунд старается, чтобы это прозвучало скорее вкрадчиво, чем раздражённо, но поющая наяда сбивается с ноты, вскидывая нервно-неуверенный взгляд, и ему приходится успокаивающим жестом попросить её продолжить.
Но Нелли, кажется, это совсем не волнует, — она слегка потирается щекой о жестковатую ткань и не прикрывает глаза, вслушиваясь в мягкие журчащие звуки волшебной песни, которую уже давно нельзя услышать возле нарнийских рек.
— Возможно, во времени, — наконец-то подаёт она голос, — или в силах, или в терпении, или в усталости… я, если честно, и сама толком не знаю, как это описать. Но… сколько я здесь? Несколько недель, месяцев, лет? Пару десятилетий? Как давно я пришла к тебе… к вам* с этой отвратительной идеей и дурной уверенностью в своих силах?
Чародею то, к чему идёт их разговор, нравится ещё меньше, чем внезапный переход в обращениях, — его так давно не приравнивали к всемогущей стихии — но он отлично понимает, что не вправе сейчас перебивать.
— Люди вообще-то стареют. И имеют мерзкую привычку уставать, — она машинально разглаживает складки на рукавах, вряд ли осознавая это, — а иногда… очень неожиданно умирают, — тихий довольный смешок звучит ужасно искренне. — Но я сейчас не об этом; это так, лирическое отступление.
“Очень неожиданно умирают”, — не-шутка только для них двоих; у девушки с идеально-ласковым голосом, застывшей на пороге, были очень простые и ясные просьбы. Девушка с кристальной лестью всегда знала, чего хочет, — и знала, как это получить.
Не такой уж старый трактирщик умирает, случайно попав под лошадь. Уставшая от рутины женщина находит редкие камни на берегу. Вечно кашляющему мальчишке весной становится лучше. А она собирает самые сливки, — безопасность, привязанность, иллюзию доверительной ласки и удобные дорогие зачарованные вещи, которые легко можно забрать с собой, если вдруг захочется выпрыгнуть на заснеженную дорогу и убежать, зная, что погони не будет.
— Так маленькая храбрая леди совсем не боится старости и смерти? — вопрос, похожий на язвительно-нежное шипение, сопровождает едва заметная полуулыбка.
— С вами я не чувствую времени, — её ответ неожиданно серьёзен. — Не думаю, что вы позволите мне состариться или умереть раньше времени; по крайней мере, пока я вам не наскучу и не начну раздражать. А я знаю вас достаточно хорошо, чтобы это случилось очень нескоро. Я боюсь другого.
Нелли замолкает, собираясь с мыслями; чародей тянется к графину, чтобы снова наполнить бокалы. Эту тишину хочется растянуть до предела, до оглушающего треска, с которым она рассыплется по полу, — так, чтобы даже не пытаться собрать разбитое, а просто оставить всё как есть.
Но у Нелли другие планы; она собирается уйти, причём уйти по-хорошему, возможно, тепло обнявшись на прощание, даже если одобрение придётся вытаскивать клещами, давя на нервы и вынуждая уступить. Если Нелли собирается, — Нелли делает.
— Я боюсь того, что мне останется после. Год, два, десять, — их невозможно будет заметить, находясь здесь, рядом с вами, но это не значит, что они не пройдут. Это значит только то, что они не заденут меня. Но что потом? Рано или поздно мне придётся выйти, но выйти куда? В абсолютно новый чуждый мне мир, которому я не нужна? Сколько я пропущу, сидя здесь? — она поджимает губы и раздражённо прокручивает бокал в руках. — Мне нравится здесь, мне нравится чувствовать себя особенной, мне нравится с вами, но вы отлично знаете, что я просила защиты не только для себя. Что будет с ними, когда я решу вернуться? Что будет с теми возможностями, которые я упущу? Да, вы всё ещё можете дать мне многое, но для меня это не будет подъёмом. А я так… не могу.
“Я хочу забраться так высоко, как только смогу. Так, чтобы не долететь до дна, оступившись”, — почти забытые слова всплывают сами по себе. Эдмунд не уверен, что она помнит сказанное в их первую встречу, но это и не так уж важно.
Главное, что помнит он; помнит и умение улавливать неозвученные мысли, и потрясающую чуткость, и спокойную уверенность, и яркие цели, и понимание собственной цены — помнит слишком много для очередной страницы в своей книге жизни.
— Хорошо, — Эдмунд равнодушно кивает, мысленно оценивая последствия этого решения.
Кажется, она права. Неплохо было бы разойтись, сохранив приятное послевкусие от общих успехов, а не горчаще-кислое разочарование от чужого абсолютного провала и собственного раздражения.
Нелли счастливо сжимает его в объятьях, выдыхая на ухо едва слышное “спасибо тебе”.
Примечание
Как говорится, полетели.
Без какой бы то ни было обратной связи далеко мы не уползём, поэтому надеюсь на вашу помощь. Очень надеюсь.
ГДЕ ВСЕ КОММЕНТАТОРЫ?! *ВОЗМУЩЕННЫЙ ПИСК*
Фуф... Я сейчас свихнусь! Я так ждала, ТАК ЖДАЛА! Теперь страшно начинать...
Ну-с! Приступим. *впилась взглядом в текст и под барабанную дробь сердца начала читать*
...
Решив себя окончательно добить - перечитала три раза, записала на диктофон свой запинающийся го...