О тащере бедном замолвите слово

Начну я издалека.

Многие из нас хотя бы однажды читали или даже сами писали про суперкрутых персонажей, которым на голову сваливаются или уже свалились по праву рождения неведомые плюшки. И вот наш герой идёт геройствовать, и мы идём вместе с ним, побеждая всех чудовищ по пути, овладевая самыми красивыми дамами и мужиками (при желании – и теми, и другими, а можно ещё и мимо проходящими прочими существами, у кого на что фантазии и испорченности хватит), наслаждаясь своим могуществом и прочими привилегиями…

Мечты мечтами, а надоело уже до скрежета зубовного. Хватит это терпеть!

Будем честны, это проблема не только жанра попаданцев, хотя вот уж где счётчик Гейгера уже совсем беззастенчиво зашкаливает все разумные пределы. Вы можете встретить это везде в самых разных формах: в фэнтези и в фантастике; в ЛитРПГ и в киберпанке; в подростковой прозе и «типично мужском» чтиве по типу «пришёл, увидел, завалил». Насчёт «типично женской» прозы не знаю, ибо не читаю, но с того фронта периодически доносят вести не менее плачевные.

С большой вероятностью, вам это было интересно в детстве и даже в подростковом возрасте. Может быть, вы и сейчас не против почитать о том, как герои завоёвывают мир, почти не встретив достойного сопротивления. Ведь мы пришли сюда именно за этим: расслабиться и помечтать. Сбежать из серой реальности и пофантазировать о мирах, в которых мы – признанные герои, где всё даётся легко и сбывается каждое желание…

В смысле это автор не хочет играть по правилам? Сложно, сложно, непонятно. А что это у вас герой такой слабый, что его отпинали буквально с порога? Как это он не кидается нарезать легионы орков и заваливать мамонтов, не мужик что ли? А почему к ногам героини не кладутся мужики штабелями? Ну, нет мужиков, баб тоже можно! И вообще, мы хотим, чтобы герои побеждали!

Бесспорно, определённой прослойке населения интересно это и читать, и смотреть, и играть. Этим, наверное, и обусловлена бешеная популярность абсолютно плоского чтива, в котором всё идёт по пути восхождения. Вишенка на тортике – когда герой, обычный школьник / студент / неудачник / задрот / офисный планктон (нужное подчеркнуть) берёт и попадает в другой мир, становится Избранным™, получает вундервафлю, волшебные силы и гарем нужного пола в придачу.

Это так работать не будет. Возможно, я сейчас перечислю прописные истины, но у меня полное ощущение, что многие и их не знают.

Итак, поехали!


Пункт 1. Физическая подготовка. Да и психологическая тоже.


Уважаемые, простите, но задолбало! Причём тут нет принципиальной разницы между тем, свалился ли ваш герой в чужой мир или внезапно получил плюшки в своём.

Особо вопиющий пример. Персонаж, никогда ранее в руках меч не державший, внезапно легко им машет, отражает удары, знает, под каким углом бить и так далее. Серьёзно? Нет-нет-нет, вы серьёзно? Парень на физкультуру ходил последний раз в прошлой жизни и то лишь для того, чтобы справку принести, а тут вдруг становится виртуозом клинка и в лёгкую уничтожает профессионально подготовленных противников. Тех, кто всю жизнь учился сражаться, а не циферки считать.

Как бы, понимаете, но для этого понадобятся не только внезапно на пустом месте возникшие условные рефлексы, моторная память и т.п., но и психологическая подготовка, и умение применить эти навыки на деле, и способность быстро ориентироваться в критической ситуации. А любая стычка с применением летального оружия – это критическая, мать её, ситуация, в которой любое неверное движение и любой пропущенный удар приведёт к травме или смерти. Вы сами-то там как, сильно верите, что не пересрётесь, оказавшись в подобном положении не за экраном компьютера или телевизора?

Положим, у вас есть опыт «помахать розочкой от бутылки, ножом или куском арматуры». Или вы ходили, например, на секцию самообороны, где вам наверняка, помимо всего прочего, дали азы ножевого боя и способы обезоруживания противника. К слову, забудьте об этих способах. В лучшем случае они помогут против буйного мужа или озверевшей жены, схватившихся за кухонную утварь, т.е. против людей не сильно опытных, но никак не против подготовленного человека, который успеет за несколько секунд нанести вам больше ударов, чем в вас – литров крови. Но если вы в курсе, тогда не мне вам рассказывать всё это. Как и то, насколько отличается реальная драка ото всего того, чему вас учили на секциях.

Надеюсь, мне не придётся заодно объяснять, что большой меч весит побольше кухонного ножа; что разные типы лезвий предполагают разный стиль боя; что надо иметь опыт «предсказания» движения противника и так далее. Как и то, что бойцы с холодным оружием (и бойцы вообще) в реальных условиях на самом деле редко живут долго и счастливо, что бы там ни вещали кинематограф и героическое фентези.

Другой пример. Впервые держащий в руках пистолет очкарик делает хедшот за хедшотом, буквально не глядя, хотя на деле у него будут ходуном ходить руки, потому что это всё он видел только на экране. Попадёт он разве что в упор и в стоящую на месте цель. И уж точно ему придётся как минимум быть психологически готовым к тому, чтобы убивать (а заодно и к возможности быть самому убитым).

Нет, если герой изначально психопат или доведён до отчаяния и готов идти на крайние меры, то часть вопросов отпадёт. Часть, но не все. Я уж не говорю о том, что сложно достоверно описать психопата, не являясь оным; а ситуацию со срывом и последующим экстерминатусом окружающих вообще мало кто собирается правдоподобно расписывать с точки зрения творящего экстерминатус. Мало ли, вдруг Роскомнадзор придёт по вашу душу и решит, что вы к чему-то там призываете или оправдываете… а, нет, всё проще. Вы просто об этом не подумали.

А ещё ни у кого не бывает проблем ни с дыхалкой, ни с растяжкой, ни с равновесием. Герой моментально осваивает всё так, словно прощёлкивает начальный курс языка в Дуолинго. Вам самим-то не смешно?

Прим.: кстати, тот же Дуолинго даёт вам в лучшем случае A2 уровень языка при полном освоении курса (на что вы убьёте минимум полгода), причем говорить вслух вы так и не научитесь, и чувство собственной важности тут изрядно раздуто.

Что-что вы там говорите? Вы дали персонажу новое тело или спустили ему рефлексы с потолка? Да ради бога! Вы думаете, вы этим проблему решили? Хотите, я вам расскажу страшную тайну, почему это так работать не будет?

Мозг персонажа ещё не привык. Он убьёт чёртову прорву времени, прежде чем освоится со всем этим. Положим, вы внезапно дали ему идеальное чувство равновесия, которого ранее у него не было, и тут же загнали погулять по балкам на высоте нескольких этажей. Знаете, какая реакция будет? Да у него тупо от взгляда вниз начнёт кружиться голова, и думать он будет о том, как бы не упасть вот прямо сейчас, если вообще сообразит, что делать.

Или вы дали человеку навыки рукопашного боя, которому тот никогда ранее не учился. Даже если прямо вот в момент критической опасности ему каким-то чудом – помним про «ошибку выжившего»? – повезёт на адреналине и автопилоте ими воспользоваться «по наитию», то потом начнутся проблемы (в том числе и из-за того, что он может натворить по ходу пьесы, но это будет уже совсем другая история).

Ваш персонаж не имеет представления, как работают его навыки. Он будет действовать как новичок, которому дали инструменты разработки, но не сказали, как те устроены изнутри и почему они вообще работают. И если внезапно «всё упало», то он не сможет понять, почему это произошло. Вы дали ему огромный набор инструментов, в котором всё доступно. Но вот проблема – ваш герой не знает, что где лежит, что и когда надо использовать.

Если у персонажа есть хоть какая-то предшествующая подготовка, ему будет легче освоиться. Человек, участвовавший в драках в обычной жизни, с меньшей вероятностью растеряется в них снова. Человек, и раньше ходивший по грани, паясничая на краю крыши, как будто бессмертный, не так испугается снова полезть в экстремальную ситуацию (разве что он уже пару раз по башке получил и мозги на место встали). Адреналиновый маньяк сам будет искать или создавать себе опасную ситуацию. Бывший военный или спасатель снова же имеет достаточную физическую и психологическую подготовку (и то нередко им придётся переучиваться, но уже не с нуля). Вот только проблема-то в том, что мы обычно видим обычных офисных работников, которые ещё и в своём анамнезе навряд ли имеют какие-то предпосылки, чтобы себя так вести.

Нет, изменения тела и прочее – это всё прекрасные обоснования, и они имеют место быть, но проблема в другом. Никто что-то не торопится их обыгрывать серьёзно, а вводят в лучшем случае на отмахнуться очередным «потому что потому». Я могу, кстати, подсказать пару адресочков авторов, у которых это обыгрывалось хорошо, даже эталонно, я бы сказал. Но это всё – чуть ли не единичные экземпляры. Ну или я просто мало читаю.

Даже если вы дали персонажу новое тело, но оставили целиком собственный разум, психология-то с большой вероятностью никуда не делась. Человек, раньше боявшийся высоты, потому что с неё можно упасть и травмироваться на всю жизнь, а то и насмерть, внезапно спокойненько начинает разгуливать по канатам и карнизам на хрен знает какой высоте. С которой, кстати, и любители экстрима и прочего паркура периодически падают, как сосульки под Новый год. К сожалению, даже отточенные навыки – ещё не гарантия того, что вы не свернёте себе шею.

К слову о страхе…


Пункт 2. У героев пропадает страх. Зачастую вместе с мозгами.


Серьёзно, это просто не смешно. И не только с попаданцами и получателями внезапных финтифлюшек на голову, но и ещё много где.

Даже если ваш герой – трижды вояка или наёмный убийца со стажем, если у него заявлены мозги (если нет – то и суда нет), он ещё сто раз подумает, прежде чем кидаться на врага с шашкой наголо. Не хочу вас расстраивать, но даже ветерана военных действий, оставшегося в полной комплектации после пары горячих точек, всё ещё способна уложить дворовая гопота. Спортсмена-бегуна всё ещё могут догнать и отпинать, а чёрный пояс по карате ещё не обещает, что вы не нарвётесь на нож, биту, пистолет и так далее. Да и ножевая драка с большой вероятностью окончится одной или сразу двумя смертями или, как минимум, инвалидностями.

Если ваш герой не умеет скрываться и действовать осторожно, а бодро кидается в эпицентр событий прямо под перекрёстный огонь, то хрен ли он всё ещё живой? Нет, если у него суицидальные наклонности, адреналиновая зависимость и прочие подвыверты психики, то многие вопросы отметаются (выживаемость персонажа всё ещё остаётся под вопросом). Я сейчас не шучу, такое поведение в ряде случаев может быть оправдано, в том числе и психологией конкретного персонажа. И он может намеренно ходить по грани, и ему может даже везти – какое-то время.

Но двадцатки на кубиках не могут выпадать вечно. Ладно, теоретически могут, но шансы того, что в следующий раз выпадет тоже двадцать, с каждым броском будут падать в сами знаете какой прогрессии. Надеюсь, азы статистического анализа вам известны. В школе вам их точно должны были дать.

Разве что у вас кубик со смещённым центром тяжести, а именно так выглядят очень многие тексты про очередного нагибатора или кандидата в нагибаторы. Автор буквально вытаскивает героя из самых нереальных для выживания ситуаций, никак и ничем это не объясняя, кроме крутости главного героя. Да, в теории, и по минному полю можно пройти, не заметив, что там были мины, но шансы, прямо говоря, не очень большие. А герои всё ещё ведут себя так, будто знают, что автор их вытащит. Ну или как бесстрашные идиоты. Про пресловутую мета-осведомлённость поговорим чуть позже, а пока разговор про естественный страх. Большинство реальных людей всё-таки испытывают некоторые опасения за собственную комплектацию, особенно если им есть, что терять.

Да, можно сделать много чего в критической ситуации, не успев испугаться или пересравшись постфактум, когда метеорит уже мимо пролетел. Привет из Челябинска с вылетающими стёклами, до сих пор в ахрене.

Да, многие люди, видя цель, могут переть к ней напролом, не обращая внимание на то, что другие лемминги успешно дохнут прямо рядом и смачно хрустят под ногами, а шансы присоединиться к ним растут экспоненциально по мере приближения к цели. И некоторые получат желаемое, а некоторые помрут по пути, но такая мотивация тоже может иметь место.

Да, есть факторы вроде железных убеждений и так далее, которые заставят броситься в смертельно опасную ситуацию без раздумий. И либо умереть в ней, либо нет. Ваша храбрость, увы, ещё не залог вашего выживания.

Да, подростки и молодые люди любого пола могут не всегда осознавать опасность ситуации. Говорю по себе, потому что мне в своё время (не) хватало мозгов и по балкам над проезжающим поездом погулять, и на карьере по почти отвесной стенке без страховки попытаться спуститься, и чего только ни было. Как правило, осознавал опасность собственных действий я сильно так постфактум. Был молодой, глупый и обделённый префронтальной корой. Некоторые вон перед носом у проезжающего поезда бегают, дразнят судьбу. Требуются пояснения, что случается рано или поздно с такими испытателями, если у них мозги раньше не появятся?

Вообще говоря, страх за собственную жизнь и целостность начинается там, где человек осознаёт реальность опасности. Именно осознаёт, а не признаёт как нечто возможное. И саму опасность, и её возможные последствия и прочее, а не классическое «ну, есть шанс, что я упаду», когда говоришь это, но на самом деле не веришь. Как же это со мной может случиться-то, это же я, единственный и неповторимый… ой, меня убили, как же так?

Проблема в том, что у героев нашего времени зачастую чудесным образом улетучивается не только естественный страх, но и мозги. И вот наш бывший клерк, в жизни опасность видевший только от околачивавшего его в школе одноклассника Пети, от начальства, способного лишить премии, да от жены со скалкой, внезапно как ни в чём ни бывало машет мечом против толпы вооружённых орков. Чувак, чувак, оно так не работает, чувак! Тебе здесь башку с одного удара могут снести, стоит зазеваться! Только не говори, что ты этого не понимаешь, тебе ведь уже давно не пятнадцать лет. И полоски здоровья у тебя нет, кнопки сохранения тоже.

Ну ладно, допустим, полоска здоровья и сохранение могут быть в каком-нибудь ЛитРПГ (и то не обязательно). И даже исцеление, и даже возрождение могут быть в каком-нибудь фэнтези или в фантастике. Но боль и травмы-то никуда не делись, господа.

Между прочим, о боли.


Пункт 3. Боли.net


Вы себе ножиком подушечки пальцев резали? За разбитое стекло хватались? Ноги-руки ломали? Нос вам расквашивали? Ну как, больно? Больно, да. А это ещё самые лёгкие примеры, могло быть и хуже. А в описываемых вами ситуациях будет ещё больнее. На адреналине, конечно, боль несколько притупляется, но потом жахнет с полной силой. Почему вы в реальности об этом помните, а в текстах чудесным образом забываете – и никак своё забывание не обосновываете?

Тот же вопрос к некоторым читателям, которые не понимают, почему это герой не побежал срочно бросаться грудью на арматуру, простите, амбразуру (но и на арматуру тоже можно, красиво торчать из спины будет). Ребят, умирать страшно, прикиньте? Даже если в вашем сеттинге есть возрождение, если всё остальное всё так же реально, если ваш герой чувствует ветер, тепло, объекты, вкус еды, других персонажей может пощупать, то будет странно, если он не будет чувствовать боли. А вместе с ней и страха перед оной. Очень немногие люди могут привыкнуть к боли, тем более, к сильной.

Нет, мы не берём в расчёт сейчас адреналиновых джанков, мы не рассматриваем случаи патологического бесстрашия и случаи, если персонажу намеренно отрубили болевые ощущения (или наоборот – мазохистов, у нас сегодня про другое). Это как раз может быть неплохим обоснованием, если правильно подать, а не просто на отвяжись. Кстати, без боли, как без обратной связи, на самом деле будет туговато. А персонаж с патологическим бесстрашием может рано или поздно внезапно и бесславно сдохнуть, как и адреналиновый маньяк, и просто любитель экстрима.

Но мы сейчас не о них, а о тех, кто изначально «я не такая, я жду трамвая».

Кстати, даже знание о том, что за смертью последует возрождение, не сильно поможет большинству людей справиться со страхом «а что, если нет?». Я уж молчу про то, что исцеление исцелением, но ваш порубленный на куски персонаж на грани смерти будет чувствовать себя гораздо хуже, чем вы утром с бодуна.

Я не говорю о том, что нельзя этого писать. Можно. Нужно. Но будьте добры, пишите это так, чтобы читателям не пришлось включать Станиславского и говорить: «Не верю!»


Пункт 4. Википедия в голове. И записывающее устройство там же.


Про то, что человеческий мозг в принципе имеет ограничение на количество перевариваемой за раз входной информации, думаю, объяснять не требуется? Или откуда у вас возникают всезнающие и всёпомнящие персонажи, которые с порога запоминают всё им сказанное, все имена, фамилии, явки и способы применения новых способностей не по назначению?

Вспомните через пару суток дословно даже самую интересную лекцию в институте. А теперь представьте, что этих лекций был весь день, без остановки. Более того, они проходили в нестандартной обстановке, а у вас под руками не было тетради и никто не собирался вам ничего повторять. Новые впечатления, огромный поток информации, как фактической, так и эмоциональной, стрессовая ситуация, выход из зоны комфорта – всё это мозгу надо переварить. И тут мы натыкаемся на эффект бутылочного горлышка, причем горлышком в данном случае окажется ваш мозг. Мозг не сможет всё это запомнить за раз. Это как со зрением. Глаза и зрительный нерв передают в зрительную кору информации больше, чем та способна обработать.

Вспомните, как вы учите новый язык. Слова без повторения и постоянного использования – будут забываться. Вы можете выучить пятьдесят слов за день, но уже через два дня без повторений вспомните только десять, хорошо если.

Вспомните, как трудно вам было готовиться к экзаменам по предметам, требующим запоминания большого количества фактов, имён и цифр, а не выводимых друг из друга зависимостей.

Прочитайте подряд два десятка интернет-статей, посмотрите десяток видео и послушайте парочку подкастов. Как бы те ни были вам интересны, вы уже на следующий день не вспомните и четверти просмотренного и прослушанного, разве что у вас эйдетическая память. Если вы обсуждали это в процессе просмотра или после с кем-то ещё – шансы вспомнить некоторые детали повысятся, но ненамного. А ещё термины из них вы, скорее всего, не запомните, особенно если речь шла не про вашу область компетенции.

Работая над своим киберпанком, я перечитал уйму научно-популярных статей по нейрофизиологии, медицине, психологии и так далее. Термины я всё равно не вспомню, пока не открою статьи заново. И компетентным себя по этим областям не назову. Вообще говоря, я IT-шник до мозга костей и отдаю себе отчёт, что в других областях, мягко говоря, плаваю. Да и в своей не то чтобы гений.

Про то, что хранимый в памяти объём фактов и сопряжённых с ними знаний ограничен, полагаю, должно быть и так понятно. Или почему ваш герой будто знает всё наизусть, словно читает страничку Википедии? У него идеальная память, или что? Хорошо ещё, если он может процитировать по памяти пару высказываний, и то, если удачно наткнётся на нужные ассоциации.

Про сверхскоростные вычисления ситуации я вам поверю только в том случае, если ваш персонаж робот, у него в голове имплант или он не человек, а представитель расы, где это среднее по палате. Или же у него прописана конкретная способность ко скоростным вычислениям в уме, но вы, я смотрю, и так уже набрали багаж сверхспособностей, делающих из вашего героя супер-сьюху.

И да, даже у робота ограничены вычислительные мощности, а у органического мозга – тем более. И в условиях цейтнота, т.е. нехватки времени, скорее всего, будет принято первое попавшееся решение, а далеко не самое оптимальное. Плюс, чтобы что-то вообще решить, придётся оперировать имеющимися исходными данными, которые далеко не всегда бывают полными.

Кстати, нет, у меня всё равно вопросы. Если персонаж так быстро обсчитывает ситуацию, как вы малюете, тогда почему он не видит очевидно более безопасного и надёжного решения ситуации, а только то решение, которое придумал автор, просто потому что нужно вывести сюжет туда, куда нужно?

Здесь переходим на следующий пункт, а именно:


Пункт 5. Мета-осведомлённость a.k.a. «Ваши персонажи этого не знают»


Герой знает всё. Даже то, чего в принципе знать не может и не должен. И это почему-то не ограничивается тем, что герой ведёт себя так, будто знает, что автор его спасёт и на подпаленную жопку подует, дабы та остыла побыстрее.

Персонаж, мастерски оперируя заведомо ограниченным и неполным объёмом данных в переменчивой ситуации с кучей неизвестных (или наоборот с переизбытком данных и, как следствие, огромным информационным шумом), как-то выводит идеальное решение. Он всегда знает, куда ему идти и что делать, чтобы прийти к успеху. Он умнее всех, даже тех, кто в этом котле варится достаточно давно и знает больше. Из всех возможных предположений, которые можно сделать в ситуации, герой неизменно выбирает именно правильное. Или предположение, которое никаким образом не может быть выведено из этих исходных данных.

В неизвестной комнате он всегда знает, куда смотреть, пока остальные тупят. Его внимание из всех деталей привлечёт именно нужная. Он может с уверенностью пойти на сумасшедшую сделку, которая в реале была бы проверкой на лоха, потому что любой адекватный и хоть сколько-то соображающий человек бы перепроверил её раз сто и убедился бы, что ему не врут.

Но наш герой всегда знает, кому можно верить, а кому нельзя. Он буквально читает по лицам незнакомых людей, врут ему сейчас или нет, хотя в обычной жизни вряд ли бы отличил один покерфейс от другого. Его никогда не обмануть, он тонко чувствует и подмечает все эмоции окружающих, хотя что-то не помнится, чтобы в предшествующей жизни он отличался внимательностью к таким деталям. А если отличался, то что же он этим раньше-то не пользовался?

А ещё он лезет в опасные ситуации и делает откровенно самоубийственные мувы так, будто всегда знает, что выберется из того дерьма, в которое влез, и ничего ему за это не будет.

Ребят, серьёзно! Следите за тем, что ваш персонаж может знать и видеть, а что нет, и почему. Либо вы пишете этому хоть какой-то доверительный обоснуй, либо что это вообще сейчас было?

Это же относится и к читателям, на этот раз даже не своим. Было дело, читаю я один текст. Потом вижу под ним в комментах такое кулстори-бро, какой же персонаж глупый, что бросился куда не надо, где его и прижали. Поставьте себя на место персонажа и подумайте, сколько у персонажа было входной информации, какой части из неё можно верить, какой у него темперамент, как быстро ситуация требовала принятия решения, что могло бы быть в случае, если персонажу не врали, и так далее…

Что, уже не так весело? Это вам не сидеть с кофейком под пледиком, держа мобилку и читая текстик, потешаясь, какой же глупый герой-то, ей-богу, вот же тупой неудачник…


Пункт 6. И пару слов о неудачниках напоследок…


А что это у нас тут? Что такое чудесное внезапно приключилось с психологией нашего героя, автор?

Первые двадцать или сколько там лет жизни вашего персонажа, заявленного как бывший неудачник, так просто не пройдут и психология его не поменяется в одно мгновение ока. Даже в новом теле, с новым оружием и статусом Избранного™, он внутри всё ещё останется всё тем же неудачником, из которого ранее вбитые (иногда в прямом смысле) установки придётся выкорчёвывать, как арматуру из тушки вон того идиота, упомянутого несколькими пунктами выше. Долго и мучительно.

В лучшем случае, такой персонаж сможет отыгрываться на тех, кто внезапно оказался слабее него. Если, конечно, он предрасположен к вымещению злости на ещё более слабых и тех, кто не сможет дать сдачи. Хотя, ах да, в большинстве случаев мы по героям (а заодно и по авторам) различных «из грязи в князи» именно это на самом деле и видим: влажные мечты о том, как бы отыграться, и чтобы за это ничего не было. Молодец против овец, ага, да. Выглядит одновременно и смешно, и грустно, и страшно.

В мечтах мы можем быть кем угодно, но на деле такой человек скорее всего стушуется перед тем, кто одним своим видом и умением держаться покажет своё превосходство. А реальная угроза огрести или оказаться публично высмеянным может заставить быстро поджать хвост и зажаться в угол. Как и реальные трудности, которые такой человек попросту не научен преодолевать. Он скорее всего опустит руки, как только на его плечи ляжет реальная ответственность и необходимость что-то делать. Как так, ведь он привык, что от него ничего не зависит, а другим «просто повезло».

Человек, который никогда ранее не был лидером или организатором группы, а всегда был на роли всеми пинаемого аутсайдера, не сможет так просто взять и стать тем, кого все будут слушать и кому будут подчиняться. В лучшем случае, его вежливо подвинут или заткнут сразу же, как только почувствуют слабину.

Понимаете ли, людей выдаёт их походка, их манера держаться, их речь, их взгляд. Стереотипы, неуверенность в себе, комплексы, прочее дерьмо – никуда не денутся. Они дадут о себе знать при первом же провале, а порой и просто намёке на провал. И персонажи посильнее и увереннее в себе моментально почувствуют чужие неуверенность и страх. Возможно, неосознанно – точно так же, как неосознанно герой будет воспроизводить свои привычки.

Нет, персонаж может взять себя в руки и переступить через всё это. Через собственные комплексы, через страхи, через всё вот это вот. И, кстати, это было бы прекрасной темой для вашего произведения но этого мы, конечно же, не увидим, мы же не за психологией сюда пришли. Да, это будет тяжело. Искоренить это дерьмо и упадническую психологию, въевшиеся в мозг на практически органическом уровне, сложнее, чем научиться с покерфейсом выступать перед аудиторией. Это не то, что правится одномоментно, но я что-то не вижу тут ни профессионального психолога, ни просто того, кто вправит персонажу хребет на место и заставит уважать себя.

Человек, у которого в жизни шёл провал за провалом, не сразу поверит в собственные силы. Более того, он зачастую будет вести себя будто запрограммированный на провал, непроизвольно совершая вещи, приводящие к провалу. Да, его может метнуть в другую крайность, в убеждение, что надо только верить в себя, а всё остальное разрешится само собой, что активно проповедуют всякие курсы успешности, которым надо всего лишь срубить с лохов бабло по-быстрому, играя на желании «наконец-то стать успешным». Нет, одной веры в себя – недостаточно, она ничего кардинально сама по себе не решает, а зачастую самоуверенность на ровном месте может наоборот привести к катастрофической неудаче. Но и совсем сбрасывать со счетов её не стоит.

У многих сохраняется убеждённость, что другим «просто повезло». Видимо, отсюда такая страсть к падающим на голову вундервафлям и прочим роялям, которые, несомненно, решат все проблемы. Не решат. Это всё равно что человеку, с детства бедствовавшему, внезапно одномоментно дать всё, что ему надо. Ну он это «всё» и просрёт, потому что не знает, как этим пользоваться. Потому что видел это только со стороны, причём ещё и через призму своего восприятия, плюс ещё и не получая большей части информации «из-под капота».

Бывшая замарашка не сможет сразу научиться держаться как принцесса.

Пожизненный «третий всегда лишний» не станет сразу же альфа-самцом и не обзаведётся тут же идеально подвешенным языком.

Жертва травли не сразу научится не паниковать при первом же намёке на неприятие новым коллективом. Хорошо ещё если привыкнет держать спину прямо и не отводить глаза. Или придерживать своё желание тут же кинуться в драку – или наутёк.

Моральные травмы вообще не проходят одномоментно, а зачастую даже немного затянувшись и перестав болеть после долгого разрыва с травмирующей ситуацией, всё равно навсегда остаются рубцами на сознании – и рано или поздно дадут о себе знать.

Смотрите анамнез своих героев, пожалуйста, хоть иногда.


На этом всё, спасибо за внимание. Spiral out.

Содержание