Послесловие

История о таинственной магической материи, о големах, ангелах, о дружбе и любви благополучно завершилась. Благополучно, даже несмотря на то, что не всем удалось успешно добраться до финиша. Что побудило меня построить именно такой сюжет — достаточно нетипичный для поттерианских фанфиков? В первую очередь — острое нежелание противоречить канону. Мне хотелось не столько переписать какую-то часть Поттерианы на собственный лад, сколько дополнить ее, не создав конфликтов с основной сюжетной линией. Однако практически невозможно втиснуть сколько-нибудь значимые события в годы обучения Золотого Трио в Хогвартсе. Не могут же мои герои раздвоиться, в самом деле? А что, если смогут? Раскинув мозгами, я решил сделать эту идею основополагающей для всего последующего сюжета.

Дальше было легче. Мне всегда нравилась атмосфера учебного заведения на протяжении всех книг Поттерианы, и я предпочел бы сохранить ее хотя бы отчасти. А это значит, что мне требовалось новая школа магии: не одна из тех, которые на слуху (будь это Дурмстранг, Шармбатон или даже Колдовстворец), а что-нибудь сравнительно изолированное от всего остального мира и при этом не дублирующая одну из канонных.

Германия — крупная европейская страна, однако ее отчего-то обошли вниманием, несмотря на мощные оккультные традиции и развитую мифологию. Так возникло решение расположить место будущего обучения Гарри именно в Германии. Выбор города тоже не был сложным: Ингольштадт — один из самых загадочных, богатых на легенды, немецких городов, где обучался знаменитый Виктор Франкенштейн, чья история подозрительно напоминает мифы о големах. И, конечно, Ингольштадтский университет — место, где было основано то самое братство Иллюминатов.

В свою очередь иллюминаты заставили меня вспомнить прекрасный роман Дэна Брауна «Ангелы и демоны» и обратиться к жанру криптоистории. Многое в «Глине» является аллюзией на это произведение, включая образ аугментированного Адама Вейсгаупта. Хватает и любимых мною библейских аллюзий. Сцена, где Гарри и Гермиона пробуждаются после копирования — практически вторая глава Бытия, в которой описывается сотворение человека. Появление Квиррелла, предлагающего плод с Древа Познания — поступление в Айзентурм, лишь дополняет эту сцену.

Как и во многих ранних моих работах, здесь я не отступал от реальной истории, если сюжет этого настоятельно не требовал, поэтому большинство упоминавшихся людей и организаций прошлого существовали в реальности. Как правило, соответствуют действительности (или как минимум известным мифам) и факты их биографии. Рассказанное о жизни Иоганна Кеплера и Тихо Браге — правда. Бен Бецалель, он же Махараль из Праги — не менее исторический персонаж, которому действительно приписывается создание голема — персонажа главного пражского мифа. Среди ортодоксальных иудеев немало тех, кто верит, что эта история — чистая правда.

Иллюминаты, общество Туле, Аненербе, — реально существовавшие организации, которые, впрочем, и так на слуху. Символика Черного Солнца действительно распространена в германском оккультизме и действительно использовалась нацистами. Мозаика в зале обергруппенфюреров в Вевельсбурге действительно изображает этот символ, и помещение под ним действительно носит название Валгаллы, а планы расширения замка в самом деле содержат топографическое изображение копья. Чистой правдой является также история о кольцах «Мертвая голова», сыгравших роль в сюжете. Сцена допроса и самоубийства рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера — практически полностью исторична. За исключением всего, что относится к визиту министра магии, конечно.

Красной нитью через все произведение проходит «Фауст» Иоганна фон Гёте, и тому есть веские причины. Во-первых, сама эта поэма несет в себе мощный гностический символизм, во многом перекликающийся с сюжетной линией «Глины». Во-вторых, Гёте, как полагают многие историки, действительно входил в братство Баварских иллюминатов. В-третьих, он действительно оказал влияние на ряд оккультных и философских традиций, включая и возникновение антропософского движения. Гётеанум в Дорнахе — именно такой, как здесь описан.

Несколько слов об именах. В большинстве случаев выбранные мной имена для оригинальных персонажей не несут на себе никакой выраженной смысловой нагрузки, отражая разве что национальность своего носителя. Однако есть и несколько исключений. Марселин, сестра профессора Квиррелла, имеет имя, которое переводится как «посвященная Марсу» — древнеримскому богу войны. Тем самым оно перекликается с именем Квиринус, которое относится к другому воинственному богу того же пантеона. В каноне значение этого имени явным образом не раскрыто, но должность профессора боевой магии мне показалась наиболее для него подходящей, не говоря уже о явной параллели со знаменитым фанфиком Элиезера Юдковски «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Эльза Фриз — прозрачный намек на персонажа известного диснеевского мультфильма, королеву, которая также была вынуждена скрывать от всех свои магические способности. Эрше Ширман — имя вполне реального человека, если конкретно — пра-прадеда моей жены, от которой я и узнал о нем, и даже видел оставленный им в наследство серебряный предмет с загадочными символами на поверхности. Есть и парочка других пасхалок, но о них я предпочту умолчать.

Буду ли я писать продолжение этой истории? В ближайшее время — определенно нет: я не ценитель сериалов. Новая идея должна быть не менее сильной и глубокой, нежели послужившая основой цикла. В то же время не исключено, что какие-то из моих последующих работ могут иметь точки пересечения с миром Айзентурма. И, конечно, я не имею ничего против, если кто-то из моих читателей напишет продолжение или приквел самостоятельно.

Благодарю всех, кто ждал завершения «Глины», кто поддерживал меня ободряющими комментариями и способствовал улучшению качества конструктивной критикой.

Аватар пользователяШунс
Шунс 29.05.23, 08:47 • 352 зн.

Это восхитительная работа! Настолько объёмная и продуманная, что её даже фанфиком сложно назвать - это сложное атмосферное произведение, полностью захватившее моё внимание почти на неделю! Честно, я с трудом вспоминала, что нужно хоть немного поспать)

Спасибо вам огромное, это было потрясающе! Это одна из книг, которые я буду не единожды п...