Одиннадцатый и Двенадцатый Доктор

Одиннадцатый Доктор

Очень стереотипный СДВГ и аутичный персонаж. Неуклюжий, не обращающий внимания на социальные нормы и очевидно странный. Эти черты его характера явно проявляются, но усиливаются К-ПТСР и проблемами с самоидентификацией, бывшими ещё у Десятого.


Всегда вертится и прыгает, управляя ТАРДИС, или возится внизу из-за постоянного желания быть чем-то занятым (ТВ: Жена Доктора, ТВ: Невозможный космонавт, ТВ: Вампиры Венеции, ТВ: Динозавры на космическом корабле и т.д.).


Импульсивный — очень правдивое описание этого Доктора. Он зовёт атракси обратно, не обдумав последствия; хотя в данном случае всё сработало как надо, потому что он был настолько пугающим, насколько хотел (ТВ: Одиннадцатый час). Он выбегает из ТАРДИС к маленькой девочке из-за сиюминутного порыва, не проверив, где находится (ТВ: Зверь внизу). Убегает следить за вампирами, не предупредив остальных (ТВ: Вампиры Венеции). Материализуется внутри корабля, просто потому что захотелось (ТВ: Проклятье чёрной метки). Садится на стол Президента в Овальном кабинете (ТВ: Невозможный космонавт). Впустую тратит время и переодевается в ситуации, когда нужно сосредоточиться на том, чтоб остаться в живых (ТВ: Давай убьём Гитлера).


Как и другие Доктора, Одиннадцатый быстро разговаривает и скачет с темы на тему; в конце концов он разговаривает в основном сам с собой (ТВ: Время ангелов, ТВ: Проклятье чёрной метки). Он и сам понимает, что такое происходит, но с трудом может предотвращать подобные ситуации.


— Божечки, Чарли, ты посмотри! Ооо, я знаю кое-кого, кому бы это понравилось. И Пондов. Не надо забывать Пондов, Неффи. Я их сто лет не видел. Меня заносит. Меня обычно останавливают, когда меня заносит, либо продолжают без меня. Это тоже вариант.

(ТВ: Динозавры на космическом корабле)


Разговаривает сам с собой, когда пытается в чём-то разобраться (ТВ: Винсент и Доктор).


Не может сидеть спокойно, не отдыхает (ТВ: Невозможный космонавт, ТВ: Сила трёх, ТВ: Квартирант, ТВ: Винсент и Доктор).


Иногда уходит с головой во что-то и не слышит, что говорят окружающие (ТВ: Время ангелов).


Гиперфокус на чём-то одном раздражает окружающих и не даёт Доктору понять, что происходит вокруг (ТВ: Винсент и Доктор). Настолько сконцентрирован на одной теме, что Эми приходится напоминать ему о необходимости бежать (ТВ: Динозавры на космическом корабле).


Бывает настолько отвлечён, что не замечает смену спутницы (ТВ: Кольца Акатена).


Пытается быть эмпатичным и помогать, но иногда делает только хуже, потому что не понимает реакции других.


Сенсорные проблемы из-за вкуса и/или текстуры еды. Яблоки, бекон, яйца, йогурт, фасоль (ТВ: Одиннадцатый час).


Диспраксия. Спотыкается и скользит во время бега (ТВ: Динозавры на космическом корабле).


Обсессивное поведение и гиперфиксация на Невозможной Девушке. Одержим этой темой настолько, что больше ни о чём не может думать (ТВ: Колокола Святого Иоанна).


Не понимает, как должны работать социальные взаимодействия. Испытывает сложности с регулированием громкости голоса, его часто считают странным (ТВ: Квартирант). Разговаривает с Кларой о случайных вещах, будучи одетым в монаха (ТВ: Колокола Святого Иоанна).


Отсутствует ощущение времени (ТВ: Квартирант).



Двенадцатый Доктор

Чаще всего аутичность хэдканонят Двенадцатому. И я сама вижу много схожести с ним относительно аутичных и СДВГ черт.


Много разговаривает (ТВ: Внутрь далека, ТВ: Мумия в Восточном экспрессе).


Может быть импульсивным (ТВ: Слушай, ТВ: Смотритель, ТВ: Тонкий лёд, ТВ: Убить Луну).


Двенадцатый даже говорит: "[Клара] постоянно повторяет, что у меня внимание... проблемы... что-то из этого" (Миниэпизод: Медитация Доктора).


Периодически испытывает эхолалию. "Заткнись" (ТВ: Ограбление во времени), "Тик-так, тик-так" (ТВ: Перед потопом), "Огонь в воде" (ТВ: Девочка, которая умерла).


Клара называет себя его нянькой. Это характеризует как сложности Доктора с проявлениями эмпатии, так и в принципе её помощь в фокусировании внимания, принятии решений, когда он в тупике, и так далее (ТВ: Внутрь далека).


Избегает прикосновений (ТВ: Глубокий вдох, ТВ: Смотритель, ТВ: Слушай, ТВ: Смерть на Небесах) за исключением ситуаций, в которых чувствует сильную привязанность (ТВ: Девочка, которая умерла, ТВ: Мужья Ривер Сонг, ТВ: Инверсия зайгонов, ТВ: Дважды во времени).


В принципе проблемы с эмпатией. Иногда это просто её недостаток, а иногда — выражение необычным способом (ТВ: Внутрь далека, ТВ: Убить Луну, ТВ: В лесу ночном, ТВ: Мумия в Восточном экспрессе, ТВ: Девочка, которая умерла, ТВ: Пилот, ТВ: Тонкий лёд).


Шутит, сохраняя серьёзное лицо (ТВ: Внутрь далека).


Ведёт полноценную беседу с самим собой (ТВ: Слушай, ТВ: Мумия в Восточном экспрессе).


Записывает обсуждения (ТВ: Слушай, ТВ: Ученик чародея). Также показано, что он использует карточки с подсказками (ТВ: Под озером, ТВ: Узри ворона). Ещё это видно, когда люди впервые заходят в ТАРДИС. У Доктора есть шаблон, и он обеспокоен, когда происходящее ему не соответствует и не звучит фраза "она больше внутри, чем снаружи" (ТВ: В лесу ночном, ТВ: Пилот).


Гиперфокусируется на существе с идеальной маскировкой (ТВ: Слушай); гиперфиксируется на идее доказать ненастоящесть Робин Гуда, здесь также видно его склонность к непоколебимости (ТВ: Роботы Шервуда). Зацикленность на одной идее проявляется сильнее в стрессовых ситуациях: "Теперь-то я могу поговорить о планетах?" (ТВ: Мумия в Восточном экспрессе). Подобное наблюдается и в серии Тук-тук.


Из-за гиперфокуса Доктор упускает всё остальное, что происходит вокруг него. Как когда он был настолько сосредоточен на поиске нужного ему предмета, что не заметил грабежа (ТВ: Женщина, которая выжила).


Имеет странные интересы и неправильно понимает социальные вещи из-за своего интереса к книгам "Где Валли?" (ТВ: Слушай).


Не понимает человеческие концепты, например, шутки (ТВ: Ученик чародея, ТВ: Женщина, которая выжила). Ещё можно заметить, что иногда Доктор упускает суть поговорок (ТВ: Женщина, которая выжила).


Также не понимает, как правильно вести себя с детьми (ТВ: Смотритель, ТВ: Убить Луну, ТВ: В лесу ночном, ТВ: Инверсия зайгонов).


То, что окружающие и так понимают, всё равно дополнительно объясняет, стараясь скорректировать их восприятие так, как ему нужно. К примеру:


— Мне нравятся приключения настолько же, насколько и любому другому, если любому другому они тоже нравятся.

(ТВ: Под озером)


— Когда я скажу прыгать, ты спросишь, насколько высоко, если, конечно, это не какая-нибудь пропасть; в таком случае ты прыгнешь горизонтально.

(ТВ: Девочка, которая умерла)


Или другой пример. Обсуждая сжимающуюся ТАРДИС, он говорит:


— Она громадная! Ну, не совсем громандая, немного меньше своего обычного громадного размера.

(ТВ: Плоскость)


Испытывает проблемы с тем, чтобы показывать эмпатию (ТВ: Убить Луну, ТВ: Слушай, ТВ: Смотритель, ТВ: Мумия в Восточном экспрессе, ТВ: Узри ворона, ТВ: Пилот).


Испытывает проблемы с тем, чтобы показывать эмоции в принципе.


Не может понять выражение лица Клары: "Ты как будто работаешь неправильно" (ТВ: Мумия в Восточном экспрессе).


Мелтдауны (ТВ: Смерть на Небесах, ТВ: Девочка, которая умерла).


Шатдауны (ТВ: Убить Луну, ТВ: Плоскость, ТВ: Благими намереньями).


Испытывает трудности с обработкой информации. Например, повторяет "не мертвы" снова и снова, пытаясь это осознать (ТВ: Ограбление во времени). "Нет, я не могу это сохранить, я пытался, оно просто не входит" (ТВ: Смотритель).


Ненавидит различные звуки, например, смех (ТВ: Роботы Шервуда). Подобно Десятому, испытывает отвращение к грушам.


В серии "В лесу ночном" чувствует схожесть с Мэйв. Она явно кодирована как нейроотличная, и Двенадцатый даже заступается за неё, когда остальные не хотят её слушать.


Возможная прозопагнозия (ТВ: Смотритель, ТВ: Слушай, ТВ: Тук-тук).


Из-за ПТСР и аутизма Доктор сбегает с Луны, когда сталкивается с невозможным выбором. Он маскирует своё решение, придумывает отговорки, но в действительности просто напуган (ТВ: Убить Луну).


Может быть несобранным, его мысли скачут туда-сюда, и то, как это выражается, вызывает недоумение у окружающих. Это видно в Ограблении во времени, когда Доктора озаряет и он начинает болтать и суетиться. То же самое можно заметить в сериях "В лесу ночном", "Глубокий вдох", "Смерть на Небесах" и "Возвращение Доктора Мистерио".


Этот Доктор, как и Одиннадцатый, живёт с определёнными моральными установками (ТВ: Смерть на Небесах, ТВ: Девочка, которая умерла, ТВ: Инверсия зайгонов, ТВ: Возвращение Доктора Мистерио, ТВ: Экстремис, ТВ: Пирамида на краю мира, ТВ: Падение Доктора), которые перестают действовать, когда он теряет близких (ТВ: С дьявольским упорством).


Что вообще такое социальные нормы? И как мне их сломать? Я думаю, примером может служить то, что Доктор взялся обучать Билл, хотя это не было разрешено (ТВ: Пилот).


Имеет нестандартное мышление, но считает, будто такой мыслительный процесс очевиден:


— Как вы можете преподавать все?

— Всё рифмуется.

(ТВ: Пилот)


Демонстрирует импульсивное поведение ("У меня детское желание всё тут взорвать!"), особенно, если решит, что это поможет (ТВ: Улыбнись, ТВ: Кислород, ТВ: Императрица Марса).


Странная координация: бегает "как пингвин с горящей задницей" (ТВ: Пилот).


Стиммит руками, заламывает и трясёт ими. Стиммит языком.


Поведение Двенадцатого зависит в том числе и от ПТСР, приобретённого в течение жизни, также на его действия значительно влияет депрессия; действие этих факторов со временем только усиливается. Двенадцатый — тот Доктор, которого многие охотно считают аутичным, и он — хороший пример личности, у которой есть и СДВГ, и аутизм.