На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Роберт Рождественский
Примерно в 1830-40-х годах зародилось такое направление, как реализм. (Подробнее о нём — тут). Основной принцип реализма — типичный герой в типичных условиях. А значит, героем реалистических произведений не мог не стать маленький человек.
Но прежде чем говорить о нём подробно, разберёмся с определением, чтобы привести наши представления к общему знаменателю.
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
Из этого можно выделить основные признаки:
— занимает низкое положение в обществе,
— беден,
— оказывается под гнетом общественных несправедливостей, незащищенный,
— не имеет способности изменить сложившуюся ситуацию,
— трагичен,
— большинство «маленьких людей» умирают от несправедливости.
Когда это понятие только появилось, его трактовали довольно широко. Весь этот смысл, который освещён выше, будет закреплен за ним намного позже, уже в советское время. Тогда «маленький человек» стало означать мелкого петербургского чиновника, в первую очередь — николаевской эпохи. Затем представление о «маленьком человеке» расширилось, и его начали понимать как вообще человека бедного, занимающего низкие ступени в социальной иерархии.
«Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей)».
Первым «маленьким человеком» в литературе можно считать Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель». При этом, что важно, автор героя не осуждает, а напротив, стремится вызвать к нему сострадание и жалость.
«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Уже иначе, более остро и хлёстко, «маленького человека» изобразил Гоголь в пьесе «Ревизор». Хлестаков не просто маленький человек — он мелкий, даже ничтожный. Однако он сумел напугать значительных людей, больших чиновников, так, что они трепетали перед ним и ловили каждое его слово, каждый его вдох.
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Но в хрестоматийным стало другое воплощение «маленького человека» — это Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель». Уже позже Ф. М. Достоевский скажет: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Таково было её влияние на следующие поколения писателей. И на самого Фёдора Михайловича в том числе.
Правда, и в «Шинели» Гоголь не смог до конца отделаться от своей фирменной иронии, так что сначала Башмачкин кажется комическим персонажем. Буквально во всём, начиная с внешности:
«низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
Он настолько незначителен, что над ним посмеиваются молодые чиновники, его даже не замечают сторожи — «как будто бы через приемную пролетела простая муха». И поначалу его образ вызывает у читателя сочувственную улыбку.
Однако всё меняется, когда у него крадут новую шинель и он умирает. Тогда из комического персонажа он становится трагическим. И если в случае Хлестакова «маленький человек» побеждает при жизни, заставляя больших чиновников трепетать перед ним, то в случае Башмачкина это происходит после его смерти, когда он становится призраком и до того пугает «значительное лицо», что тот несколько умеряет свой пыл и теперь уже не сразу кричит на просителей и грозит им всеми карами, а всё же сначала выслушивает.
«Тварь я дрожащая или право имею?»
Продолжил галерею воплощений «маленького человека» Достоевский. Причём, уже в первом своем романе «Бедные люди» (1846). «Новый Гоголь явился!» — закричал Некрасов, войдя к Белинскому с рукописью этого романа.
Главный герой — Макар Девушкин — тоже, как и Башмачкин, бедный чиновник, подавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Но Достоевский смещает акцент на общественное положение, и герой становится не просто «маленьким», а «бедным».
Но от Башмачкина Девушкина отличает осознание и пусть внутренняя, но всё же защита человеческого достоинства, гордости. А ещё ему, в отличие от того же Башмачкина, свойственны самоанализ и рефлексия.
Раскольников становится следующей стадией развития этого образа. Он идёт дальше — его не устраивает быть маленьким, он хочет быть «немаленьким». И в конце концов этот «маленький человек», доведённый до предела, протестует
Так что, несмотря на то, что Достоевский во многом продолжил традицию Гоголя, а вместе с этим и Пушкина, он создал свой уникальный типаж «маленького человека».
«Как бы чего не вышло»
Во второй половине XIX века «маленький человек» становится одной из главных тем Чехова. Именно этот тип персонажей чаще прочих встречается в его рассказах. Однако у него, в отличие от предшественников, герои становятся «маленькими» из-за самих себя, они сами выбирают путь пресмыкания. Часто эти герои теряют душу ещё при жизни.
Эмоции они вызывают самые разные. Червяков, чихнувший на генерала и умерший из-за переживания по этому поводу, кажется смешным и ничтожным. Беликов — герой рассказа «Человек в футляре», одного из самых знаменитых у Чехова, — всего боится и от всего отгораживается. Петя Трофимов — «вечный студент» из «Вишневого сада» — добрый и честный неудачник.
Ко многим своим «маленьким» персонажам Чехов относится критично, даже осуждает. В представлении Чехова такие люди сами делают свою жизнь скучной и неинтересной. Они начинают жить мелкими заботами, угождают только себе и своим желаниям — и так становятся «маленькими».
Но Чехов может вызывать у читателя и искреннее сочувствие к персонажу. Это, несомненно, является продолжением традиций Достоевского, Гоголя и Пушкина. Чехову важно, чтобы человек не терял своего достоинства, не мельчал душой. Таков, например, персонаж рассказа «Тоска» кучер Иона. Он накануне потерял единственного сына и хочет выговориться, но пассажиры к нему равнодушны. И ему не остаётся ничего, кроме как рассказать о своей боли лошади.
Чехов не ограничивает «маленького человека» только его общественным положением. В его мировосприятии любой, какое бы высокое положение он ни занимал, может стать «маленьким». И напротив, «маленький человек» может стать человеком с большой буквы, если сохранит душу, связь с людьми, а не будет запираться в собственном футляре.
«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»
Максим Горький как ни один другой русский писатель, увидел в простых, задавленных жизнью людях и многогранный внутренний мир, и высокие мысли, и раздумья не только о куске хлеба, но и об устройстве мира. Всё это отражало медленный, но неуклонный рост народного сознания. Он от себя и от лица своих героев выступал против попыток унизить и оскорбить «маленького человека».
Горький не столько жалел «маленького человека», «униженного и оскорбленного», сколько требовал от него перестать быть «маленьким». Горький хотел, чтобы он стал Человеком с большой буквы, не позволял себя унижать и оскорблять.
«Человек — это звучит гордо».
Сатин, «На дне».
По-новому развил тему «маленького человека» Леонид Андреев. В центре его рассказов страх смерти и страх жизни, что не менее ужасно, чем смерть. Его «маленький человек» — в паническом ужасе перед мирозданием. В своих рассказах Андреев утверждает ценность каждой человеческой жизни. Он стремится осознать важность тех общечеловеческих ценностей, которые объединяют людей, роднят их, независимо от социальных факторов.
Тема «маленького человека» в творчестве Андреева эволюционировала. Если в начале это было сочувствие и сострадание к обездоленным, то вскоре вектор сменился на «маленького человека», угнетенного сознанием мелкости и обыденности своей личности.
«Приму её под руку и волочусь, что щука. И чего сказать — не знаю, и перед народом совестно».
После революции и в литературе настали иные времена, и «маленький человек» не вписывался в соцреализм. Но было бы неверно думать, что он совсем исчез.
Во-первых, он перекочевал в бытовую сатиру. Его можно встретить у М. Зощенко, М. Булгакова, В. Войновича. Но проблема маленького человека существовала и в советской литературе. Например, в рассказе Андрея Платонова «Юшка».
Маленький человек никуда не ушёл. Он всё ещё присутствует в современной литературе. Его устремления, мечты, желания — или их отсутствие — по-прежнему интересуют писателей. И, наверное, так будет ещё очень долго.
Примечание
Источники:
«Проблема «маленького человека» в русской литературе XIX века: эволюция и типология образа», Ночевка Е.И.