Жил-был один зажиточный купец. Был он добрым и предприимчивым человеком. Были у него прекрасная жена и маленькая дочка. Но случилось несчастье — после тяжёлой хвори скончалась жена купца, и остался он один с дочерью на руках. Долго горевал купец, но ради своей дочери он вновь начал жить. Дочка росла умницей и красавицей, очень похожей на свою мать.
Шли годы и купец вновь влюбился. Его избранницей стала красивая, но злая женщина. Она вскружила голову купцу, и вскоре после свадьбы он умер от болезненной любви к ней. Молодая вдова стала хозяйкой большого состояния, оставленного купцом.
У неё было две дочери и они сразу невзлюбили дочку покойного купца. Они, пользуясь её добротой, начали посылать её по разным поручениям, накладывали на неё все задания. Словно в насмешку прозвали они её Простушкой. Когда Простушка выросла, вся ответственность за состояние дома лежала на ней.
Мачеха Простушки с дочерьми часто ходили на приёмы к знатным господам, и они никогда не брали Простушку с собой.
— Если ты хочешь пойти с нами, — сказала мачеха однажды, — ты должна будешь полить каждый цветок в нашем саду. На каждый из них — по четыреста капель, не больше, ни меньше. Ты слышала меня?
— Да, матушка, — со вздохом ответила Простушка.
Сёстры построили Простушке рожицы и гордые ушли вслед за матерью. Простушка очень хотела успеть на приём, поэтому она решила поскорее начать работу.
Она ходила за водой к колодцу, стоящему посреди прекрасного сада. Полив уже половину цветов, Простушка подошла к колодцу и устало положила руки на холодный камень.
— Ах, — сказала она, — если бы у меня была фея-крёстная, и она подарила бы мне прекрасное платье и помогла с моей работой! Ах, как славно это бы было!
— Здесь только я, — прогудел колодец, дыша тяжёлым болотистым воздухом. — Я не могу подарить тебе платья и освободить тебя от работы. Я могу лишь подарить тебе успокоение.
— Как жаль, — сказала Простушка. — Спасибо тебе за предложение.
Сказав это, Простушка вновь принялась за работу. Конечно же, она закончила только тогда, когда мачеха с дочерьми уже вернулись.
В следующий раз Простушка выполнила всю дневную работу и осторожно подошла к мачехе.
— Матушка, — сказала она мягким голосом, — позвольте мне пойти с вами в гости к герцогу. Обещаю, я буду вести себя достойно и совсем не буду мешать.
— Хочешь поехать с нами? — посмеялась мачеха. — Что ж, давай. Только перед этим ты должна выдраить весь дом. От чердака до подвала. Ни единой пылинки, ни единого пятнышка плесени не должно быть в доме.
— Хорошо, матушка, — вздохнула Простушка.
Как бы она не старалась, работа шла очень медленно. Желая набрать воды, Простушка вновь пришла к колодцу.
— Ах, как бы я хотела, чтобы моя работа не была такой тяжёлой. Вот бы пришёл отец и взял меня с собой к герцогу! Это было бы так славно!
— Здесь только я, — вновь прогудел колодец. — Прости, я не могу сделать твою работу легче, и не могу повести тебя к герцогу. Я лишь могу дать тебе успокоение.
Простушка грустно покачала головой и пошла дальше мыть дом. К приезду мачехи и её дочерей она не успела вымыть весь дом, из-за чего мачеха сильно разозлилась и ударила Простушку пару раз скалкой. Простушка поплакала у себя в коморке, да делать было нечего.
Однажды, в один прекрасный летний день, король объявил великий бал, который должен был пройти во дворце. Все девушки королевства были приглашены.
— Матушка, — обратилась Простушка к мачехе, — позвольте мне пойти с вами!
— Ты должна доделать свою работу. Ты должна…
— Нет! — сказала Простушка. — Приглашены все девушки королевства! И я тоже! Я приготовила платье и я пойду на бал!
— Ах, ты пойдёшь на бал?.. — медленно переспросила мачеха. — Конечно иди. И позволь своему дому утонуть в грязи и забытие. Веселье конечно же важнее обязательств. Ты можешь идти, и, возможно, лошади, которые простоят всю ночь без воды, не лягут на твою совесть.
Простушка замолчала.
— Я так не могу, — тихо сказала она.
— Я рада, что ты это понимаешь, — кивнула мачеха. — Наполни все корыта лошадей водой и сможешь пойти на бал.
Простушка принялась за дело. Она долго таскала воду в большие корыта для лошадей, но в них словно были крохотные дырки и они никак не заполнялись. Когда над королевским дворцом заискрились разноцветные огни, Простушка в изнеможении упала у колодца.
— Ах, — прошептала она, — как бы я хотела… Как бы я хотела быть счастливой. Вот бы пришёл кто-нибудь… И помог мне…
— Здесь только я, — тяжело дыхнул болотом колодец. — Я не могу сделать тебя счастливой. Я могу лишь дать тебе успокоение.
Простушка тяжело встала на ноги и посмотрела прямо на тёмное дно колодца.
— Я бы хотела этого, — сказала она.
На утро мачеха с дочерьми вернулись из дворца до одури счастливые. Простушку они нигде не нашли, ни в первый день, ни в последующие. Им пришлось нанять прислугу, чтобы держать дом и сад в хорошем состоянии. Только через некоторое время, когда лошади напрочь отказались пить воду из колодца, тело Простушки было наконец найдено.