6. «Разговор Лиссы и Василисы».
Как только Нортон Огнев скрылся в переходе, Лисса взяла руки дочери в свои и обеспокоенно посмотрела в ее глаза.
— Нам надо многое обсудить. Расскажи все, что было в твоем будущем по порядку. Мне надо знать, что тебе точно не угрожает никакая опасность.
Василиса чуть сжала ее пальцы и улыбнулась.
— Не волнуйся, не угрожает. Я постараюсь предотвратить все самое страшное. И… Разве ты не можешь сама увидеть будущее? Благодаря дару.
Лисса медленно покачала головой.
— Слишком много ветвей вероятностей. Такое не предсказать никому.
— Никому, кроме… — зрачки глаз девочка расширились.
— Кроме? — спросила та.
— Примаро. Ну конечно! Он мог бы стать неплохим союзником, особенно в такое время
Василиса решительно вскочила.
— Но как ты с ним свяжешься?
— Примаро Драгоций — кое-чей шпион в замке, — пояснила она. — Но для этого нужно связаться с тем, на кого он работает.
— У Астрагора есть шпионы? — удивленно спросила Лисса, тоже вставая.
Василиса ухмыльнулась.
— На данный момент, только один. В общем, я постараюсь через луночас встретиться с… Одним очень интересным человеком, который мне поможет.
— Ты умеешь находиться в луночасе? — Лисса улыбнулась, качнув головой. — Видимо, ты по-настоящему сильна в часодействе в будущем.
— Луночасу я научилась у Захарры еще в четырнадцать, — махнула девочка рукой. — Главное, чтобы получилось сейчас.
— Захарра… — задумчиво повторила фея. — Расскажи мне четко о своих друзьях и врагах, чтобы знать заранее, кому нам можно доверять.
Василиса кивнула, присаживаясь обратно.
— Сейчас я знакома с четырьмя из них — Ник, Фэш, Диана, Маар. В тот раз тайными наблюдателями были Рок и Захарра Драгоции, но сейчас я не знаю…
— По-прежнему они, — кивнула Лисса, серьезно глядя на нее.
— По этой причине я должна познакомиться с Захаррой, она тоже будет моей подругой. Еще есть Гроза, ученица из Чернолюта. Там же я познакомилась и с Риммой и Цзией…
— Ты жила в Чернолюте? У тебя много оттуда друзей.
— Да… После СветлоЧаса отец согласился переправить меня туда. Из Драгоциев я бы никому не доверяла сейчас, кроме Примаро и Фэша. Но позже в число моих друзей вошёл Рок, ну и ещё несколько, они не так важны. Так… — Василиса задумалась. — Ну, из взрослых я бы тоже пока не стала никому доверять. Что отец, что Чёрная Королёва, что Родион и Миракл — у всех есть свои цели и мотивы.
— Ты говоришь про Родиона Хардиуса? А Миракл — тот самый друг Нортона?
— Именно, — девочка щелкнула пальцами, не заметив, что переняла это движение и фразу от Фэша.
Лисса кивнула. Василиса вздохнула, откидываясь на спинку дивана.
— Главный наш враг — Астрагор. Только он обладает могуществом и способен окончить жизнь Эфлары и сотен часовщиков. Далее, я бы поставила Мортинову. Эта змея холодна и равнодушна почти не меньше, чем сам Астрагор. Именно Елена убила тебя и Марка, а затем предоставила его тело Астрагору.
Фея едва слышно вздохнула. Да, она знала, что Мортинова убьет ее, и все же… Слышать подтверждение от дочери, уже побывавшей в будущем, было жутко.
— После змеи идет Шакл.
— Шакл? — Лисса немало перепугалась. Она выпрямилась и в ее глазах появилось беспокойство. — Откуда его ты знаешь?
Василиса отвела взгляд, раздумывая, как бы уклониться от ответа. Но женщина поняла это и требовала ответа.
— Ну, — она нерешительно прервала себя. Да что уж там, мама все равно узнает правду! — Несколько месяцев я жила в Змиулане. Там я и узнала Шакла…
— Каким образом ты попала в Змиулан?! — воскликнула Лисса. — Что ты там делала?
— Я подписала договор с Астрогором, — начала торопливо пояснять Василиса, опуская глаза. — На год. Но нас похитили и несколько месяцев мы жили у Столеттов, а там пытались сбежать… У нас не вышло, но чуть позже нас снова похитили, на этот раз наши! В общем, это достаточно долгая история. Если рассказывать все, это растянется на долго…
— Кто это — мы? — чуть нахмурилась фея.
— Мы с Фэшем… — растерянно ответила Василиса.
— То есть, все время в Змиулане и у Столеттов вы были вместе?
— Ну, почти что.
— Хорошо, что хотя бы не одна, — вздохнула Лисса. — А зачем ты пошла к Астрагору?
Василиса не ответила, перебегая взглядом от одной вещи, лежащей в комнате, к другой.
— Василиса?
— Ладно! — сдалась девочка, поворачиваясь к ней. — Только не нужно злиться и кого-либо винить в этом, хорошо?
— Значит, ради кого-то, — Лисса кивнула. — И кого же?
Девочка села по-турецки и взволнованно начала загибать и пересчитывать пальцы.
— Некоторое время у нас были путешествия с Ключами. Мы искали Расколотый Замок, затем пытались вернуть ему Время, искали то, к чему приводил наш Ключ, и открывали комнаты… В одну из экспедиций отправились я, Резникова, Астрагор в теле Марка и Фэш. С нами были взрослые, но… Впрочем, это не важно. Хрустальная комната оказалась Пустотой. Золотая комната была наполнена золотом и часовой стрелой из того же материала, а Серебряная… Зеркала, борьба с самим собой. Я же присутствовала там не ради Черной комнаты, ее я уже давно открыла. Я воспользовалась своим даром — часовым флером…
— Дыханием Времени, — понимающе и в то же время с любопытством продолжила Лисса, внимательно ее слушая.
— Да. Я раскручивала тиккер, Ключи показывали дорогу к своим комнатам. Но… После того, как Фэш вышел из Серебряной комнаты, справившись с нею, его поджидал Астрогор и Маришка.
Лисса нахмурила свои светлые брови — начала догадываться, что начинается самое главное.
— Астрагор наплел Маришке, что это вовсе не Фэш, а его эррантия, что тот не победил в борьбе. Эта дура влюбленная полностью поверила и решила отправить якобы его эррантию на исправление в Пустоту, чтобы он стал нормальным. Она поверила, что скоро выпустит его и та эррантия заменит Фэша, — Василиса закатила глаза, не сдержавшись, и скрестила руки. Она ничего не могла поделать с собой — Резникову Василиса не выносила от слова совсем.
— Получается, — начала фея. — Маришка закрыла настоящего Драгоция в Пустоте.
— Именно, — хмуро кивнула девочка. — И долгое время никто из нас не мог его найти. Фэша объявили пропавшим, Маришка ни слова не сказала, Марк-Астрагор естественно молчал, а из нас больше никто не знал о произошедшем. В общем, тогда-то все и случилось.
Девочка нахмурилась. Лисса не поняла, пытается ли она вспомнить давнее, а может просто не решается говорить, но терпеливо молчала.
— В ту экспедицию… Я не могла узнать, что случилось с ключниками, потому что вы с Еленой затеяли крылатый бой… Я лишь успела сбежать за вами, потеряв часольбом Астрагора, и увидеть, как вы деретесь. Елена убила… В тот день, — Василиса не могла сказать матери «убила тебя» и просто замолчала. На глаза наворачивались слезы, но она не привыкла быть слабой, поэтому сразу взяла себя в руки. Все равно это было давно. — И тогда же пропал Фэш, — девочка вздохнула. — А когда меня вернули обратно, то я осталась одна, только с друзьями. На тот момент я уже увидела убийство Астрагором Яриса, знала, что Марк — на самом деле не он, а все тот же Дух. Мне сказали, что Фэш пропал. Отца до этого похитили, его держал Шакл в подвалах Змиулана. Совсем недавно я пережила смерть мамы… Что мне оставалось? — Василиса поджала губы, будто пытаясь не расплакаться, но тут же продолжила ровным голосом. — Вот тогда и пришел Рок с посланием от Астрагора. Тот угрожал жизнью Захарры, а я желала узнать, что случилось с Фэшем… Но эту информацию я бы смогла получить только в Змиулане, замке, где проживал сам Фэш… Тогда я подписала договор с Астрогором.
Лисса крепко обняла склонившуюся к ней Василису. Рассказ дочери на многое открыл ей глаза. Теперь она понимала, что и как пришлось ей пережить. Она знала причину, по которой Василиса многим жертвовала.
— И чем же закончилась твоя история? Как ты переместилась обратно? — мягко спросила женщина через несколько минут, когда Василиса отстранилась.
Василиса усмехнулась.
— Все дело в том, что я не помню. Последний день, 29 февраля, совершенно стерт из моей памяти. Недавно я вспомнила почти все из того будущего. Некоторые вещи, честно говоря… Шокировали меня.
— Случилось что-то серьезное?
— Да нет… — протянула девочка, на миг прикрыв глаза и вспоминая бумаги. — Серьезное, но вот к лучшему ли?.. — словно для себя проговорила она и распахнула глаза. — Впрочем, теперь это уже не важно.
Они немного помолчали.
— То, чем закончилось, я точно не могу сказать, — решила Василиса. — Не знаю, почему, но я не очень уверена, что стоит рассказывать обо всем… Кроме того, одному человеку я уже обещала, что расскажу первому от начала и до конца, — она улыбнулась.
— Ты сказала, твоего отца похитили… Что с ним стало?
Взгляд Василиса на мгновение стал печальным.
— С ним все в порядке. Конечно, какое-то время он пытался справиться с ранами и потерью… — она вновь вздохнула. — Но в конце этой истории его финал, можно сказать, был самым счастливым, — имея ввиду новую семью отца, сказала Василиса.
— А Шакл? Елена? Астрагор?
— Я почти зачасовала Елену. Но ее превратили в русалку в наказание за весь ее вред, причиненный миру, — Лисса с удивлением заметила, что слова про зачасование Елены девочка произнесла с удовольствием. Василиса заметила это. — Эта змея заслуживает большего наказания! Может, звучит и жестоко, но я действительно отомстила ей за все, и с удовольствием. С двенадцати лет я считала ее главным врагом. Она служила Астрагору и предала моего отца, заперла троих его детей в башне, пока меня не забрали, позволила похитить отца, зачасовала тебя, Марка, Фэша, и я не могла просто так стоять! — Василиса поняла, что все равно сболтнула лишнего, и замерла, тяжело дыша.
— Зачасовала Фэша? — переспросила Лисса, изумившись. — Так он все же погибнет?..
В ее глазах проскользнула печаль. Василиса нахмурилась.
— Мы хорошо дружили с Селеной в Змиулане. А Норт с Диаманом… Когда мы узнали, что грозит им всем, я так долго искала нужные ветви вероятностей… Единственное, они могли спасти сына, — Лисса поджала губы. — Видимо, их смерть не предотвратила смерть их сына…
Василиса опустила глаза.
— В моем будущем Астрагора больше не было. — решила она продолжить. — Взрослые смогли заточить его в Янтарную Шкатулку. Шакл зачасован.
Лисса вновь подняла на нее глаза, но удивления в них не было.
— Кто справился с ним?
Василиса покусала губы, прежде чем ответить. Она помнила абсолютно все, что происходило в тот день. Картинки до сих пор стояли перед глазами.
— Елена зачасовала Фэша, а Шакл разбил его статую… — женщина сочувствующе сжала губы. — Римма и Цзия, о которых я говорила, пришли ко мне на помощь. Они зачасовали его. Потом я пыталась спасти Фэша, но не смогла, ведь он полудух… Как и я, — слегка усмехнулась девочка. — Знаешь, Елена собиралась зачасовать меня, чтобы встать на мое место, как Астрагор пытался сделать с Фэшем… — Лисса ужаснулась, ахнув.
— Такого даже я не ожидала от нее, — она качнула головой.
— Кстати, однажды ты спасла Фэша, — вдруг улыбнулась девочка, глядя на нее. — Но, как сказал отец, это было лишь отсрочкой перед судьбой… Но, знаешь, все обошлось. Исход битвы все же стал счастливым.
— Как? — удивилась Лисса. — А Фэш?
Василиса невольно покраснела.
— Ты думаешь, что для меня счастливый исход заключается в нем?
— Я в этом не сомневаюсь, — согласилась Лисса, улыбаясь и наблюдая, как девочка все больше краснеет.
— В общем-то, ты права, — вздыхая, чтобы убрать румянец, подтвердила Василиса и смущенно улыбнулась. — Можешь не волноваться, тот маленький луч надежды, который вы с отцом когда-то нашли, перекрыл все тучи. Фэш действительно остался жив.
Лисса снова улыбнулась.
— Не буду спрашивать, каким образом. Я рада за тебя.
Василиса перевела взгляд в окно, не в силах справиться со смущением.
— Я не знаю, с чем связано то, что я попала сюда обратно, — по ее лицу прошлась мрачная тень. — Какое-то время я думала, что это экзамен. Миракл любит проводить подобного рода экзамены, но сомневаюсь, чтобы такие сверхъестественные… — девочка покачала головой. — Возможно, мое перемещение вышло случайным. Например, какой-то сбой во Времени, в будущем или прошлом… Может, некий враг наложил на меня такой эфер, что отправляет в прошлое. Или это было сделано специально, тем же Родионом Хардиусом. Он любит подобные шутки… Впрочем, я тоже.
Василиса помолчала.
— Знаешь такой эфер — закон дежавю*? — вдруг спросила Лисса, вспомнив. — Хотя он и относится к запретному часодейству, возможно, как ты и сказала, какой-нибудь враг воспользовался им.
— Да, я читала о нем, — кивнула Василиса оборачиваясь. — Хардиус отдал мне свои записи и среди них я нашла этот эфер… Но в данном случае есть несколько ньюансов. Например, этому человеку, который отправился в свое прошлое, подставляют специальную ветвь вероятности. А я вроде как сама выбираю будущее… К тому же, если не ошибаюсь, жертва не помнит о том, что было в будущем.
— Человек не помнит то событие которое подверглось дежавю, — кивнула Лисса.
— И ему надо вспомнить и повторить то самое событие, — закончила Василиса, нахмуриваясь. — С одной стороны, это похоже. Ведь я совершенно не помню последний день. Возможно именно он и подвергся эферу.
— Но в то же время несколько аргументов противоречат этому, — продолжила ее мысль Лисса. — Однако, существует несколько видов эферов.
— Это как? — удивилась девочка.
— Если немного изменить свои намерения, взмах часовой стрелы и провести некий дополнительный ритуал или произнести какие-то другие слова, — начала пояснять Лисса. — То и сам эфер выйдет другим. Я удивлена, что ты не знала об этом.
— Я действительно впервые об этом слышу, — изумленно пробормотала Василиса. — Тогда понятно, что к чему.
— То есть, в прошлом ты оказалась специально, а не по случайности?
— Видимо, что так, — хмурясь, ответила она. — Только кому это могло понадобится? Если я все помню и пытаюсь сама изменить будущие события, то, выходит, эфер был наложен кем-то из своих? Неужели мы специально все запланировали? — вслух размышляла она.
Лисса молчала, тоже раздумывая.
— Мне кажется, это самый верный вариант.
— Но в то же время это мог сделать и враг, — продолжила девочка. — Вдруг он хотел, чтобы я сама меняла прошлое и уничтожила будущее? Именно что своими руками, а не подставленной ветвью…
Василиса устало вздохнула, проводя рукой по волосам.
— Это так запутанно. С каждым днем я хочу сделать будущее как можно лучше, но, кажется, только все порчу и сама запутываю, — покачала она головой.
— Не думай об этом много, — посоветовала Лисса. — А я попробую найти информацию о подобных случаях.
Девочка благодарно кивнула. Она и сама хотела попросить ее об этом.
— Большое спасибо тебе, — обнимая мать напоследок, сказала Василиса. — Без тебя я точно не справлюсь. Я рада, что открыла тайну именно тебе.
Лисса ласково взяла ее лицо в руки и улыбнулась.
— Ты мое солнышко, Василиса, знаешь об этом? Еще когда ты не родилась, мы с Нортоном загадывали солнечную девочку, которая будет характером в своего отца, а внешностью в меня. И с каждым днем я все больше понимаю, что ты — то самое чудо, что мы желали.
Девочка утерла слезы, с радостью улыбаясь, и попрощалась с Лиссой. Василиса не сказала ей, что уже знала об их разговоре, ведь это не было главным. От мамы было приятно слышать что угодно, а о милой семейной истории тем более.