Примечание
!!! в главе упоминаются рпп, токсичные отношения между членами семьи и жёсткий страх перед экзаменами !!!
в каждой из глав я буду уделять больше времени разным персонажам и их раскрытию, их проблемам и их конфликтам. в этой главе я приоткрыла фила, так что надеюсь стэнерки этого мальчика не умрут от страха и боли за него и злости к отцу фила.
буду ждать фидбэка, спасибо за прочтение!
Фил не то чтобы жаловался.
Фил просто заебался.
Ему, конечно, никто не обещал, что девятый класс будет лёгким — напротив, всю школьную жизнь его запугивали страшным-страшным ОГЭ и тем, что он не сдаст его. Не сдаст, не попадёт в десятый класс, покинет школу со справкой и будет работать дворником. И дворником — это ещё по-божески, ведь многие учителя от дворника перескакивали на несколько станций и приходили к тому, кто чистит сортиры. А родители постоянно висли над душой, спрашивая, готовится ли Фил к экзаменам. И любой их разговор был про ОГЭ, но никак не про Фила, его дела или самочувствие.
— Привет, мам! — обычно здоровался он, выкрикивая это из своей комнаты, когда слышал, что дверь отворилась.
— Солнышко, привет. Ты к экзаменам готовишься? Не буду отвлекать, — мама наскоро заглядывала к нему, махала рукой и убегала к себе в кабинет.
Отец вообще не говорил с ним о чём-то повседневном. Ни о Филе, ни о его планах. Всегда про школу, про учёбу, про ОГЭ, про экзамены и ничего больше.
Это, мягко скажем, неприятно.
В общем, нервы и без того были на пределе.
Но прекрасное российское образование решило подкинуть всем учащимся проблем — обязательные ВПР по туевой хучи предметов. А Фил, будучи девятиклассником, попал под прицел и должен теперь сдать восемь предметов.
Стоит ли говорить, что он был неимоверно рад?
Фил тяжело вздохнул и откинулся на спинку стула.
— Так, говоришь, найти сложно-сочинённое предложение? — он покивал с умным видом.
— Да. А теперь найди, — ответила Даша, захлопывая учебник теории.
Фил тяжело вздохнул.
Вот бы ещё помнить, чем эти предложения отличаются друг от друга. Они же все сложные, нет? Вроде по союзам различают, но… А какие сочинительные? Фил начал медленно грызть кончик карандаша и задумчиво уставился на пробный вариант ВПР.
— Господи, Черных, просто запомни: где есть союзы «а» и «и» будет ССП. Окей?
Даша устало подпёрла щёку рукой. Она битые два часа пыталась помочь Филу подготовиться к проверочным работам, оставаясь с ним после каждых занятий в школе. Филу было неловко и неудобно просить подругу об этом, но без её помощи он бы не вытянул хотя бы на три. И потому был очень благодарен ей.
Даша помогала ему, а Фил обещал после каждого занятия покупать ей шоколадку.
Кира, Вик и Арт сами были поголовно заняты подготовкой. Правда, Арт с Кирой скорее были заняты друг подругой, но, впрочем, они тоже пытались готовиться. А Фил с Дашей.
— Ага-а, значит пятое предложение? — Фил тыкнул пальцем в текст и с надеждой посмотрел на подругу.
Он правда заебался учить русский несколько часов подряд. Голова уже кипит. Казалось, будто давление поднялось, стало тошно. Э-эх…
— Нет, — Даша устало вздохнула и покачала головой. — Ладно.
Она встала из-за парты и решительно взглянула на Фила.
— Забирай пробники. Дома сам прорешаешь три варианта, а завтра мне принесёшь, угум?
Фил вяло кивнул головой.
— Угум.
***
День Х настал.
Пора бы прикинуться больным и не идти на занятия, но, увы, отец силком выпихнул его из квартиры. Замкнул её и уехал на работу, а Фил, прыгая через лужи и грязь, пытался добраться до школы.
Было холодно, морозно и скользко. Осень.
Испачкав куртку и брюки, опоздав на экзамен, Фил думал, что хуже ничего не будет. Взгляд разгневанной преподавательницы, внимание всего класса и проверяющей — что ещё хуже, ведь после урока ему явно вставят по самое не хочу?
Оказывается, хуже бывает.
Сам вариант ВПР. Он в тысячу раз хуже.
Фил минут десять смотрел на задания. Даже где-то отметил какие-то ответы, набросал предположения.
Остальное время до конца урока он смотрел в окно.
Нет, ну, а что? Красивый вид на голые деревья, оставшиеся уже без листьев. Приятная, привычная питерская холодная погода. Залюбуешься.
Правда, после первого звонка его тыкнула в спину Даша.
— Эй, у тебя какой вариант? — негромко спросила она.
— Первый, — отозвался Фил. — А у тебя?
— Второй, — подруга поджала губы. Она явно хотела помочь и дать списать, но из-за разных вариантов…
Кира, Арт и Вик тоже о чём-то шёпотом переговаривались. Но сидели они на соседнем ряду, да и прилично далеко от Фила. Так что обсудить свой вариант Фил ни с кем не мог, хотя у кого-то из команды наверняка тоже первый вариант!
Фил грустно вздохнул.
Снова звонок.
Писали они ВПР три урока. Девяносто минут. Время почему-то шло тягуче-медленно, так долго тянулось, что Фил бы мог заснуть. И в то же время невыносимо быстро бежали минуты и секунды — он даже половину не выполнил!
Под конец второго урока Фила стала одолевать тревога.
Телефон у него забрал отец. Да и на входе в кабинет их у всех забирали, дабы никто не посмел списать. Вопрос: что делать? Фил досадливо закусил губу. Чёрт, он же неделю с Дашей решал эти идиотские задания…
На третьем уроке Фил работал.
Да, криво, косо, с кучей ошибок — он был уверен, — но работал. Давление от тревоги и духоты в классе поднялось, и голова начала болеть. Фил из последних сил выписывал основную идею текста и находил средство художественной выразительности, как вдруг прозвенел звонок.
Он поднял взгляд и вдруг почувствовал, что готов отключиться.
— Эй, Фил, с тобой всё норм? — Арт, сдавший свою работу, взволнованно посмотрел на друга.
— Да, всё круто, — Фил улыбнулся и показал два поднятых вверх пальца.
Арт ещё пару минут посмотрел на него с подозрением, но, выдохнув, пожал плечами: мол, ну, раз всё круто… Он подхватил Киру за руку и, крикнув что-то Вику с Филом, умчался из класса.
Фил, к сожалению, ничего не слышал — в ушах стоял гул, глаза начали слезиться, и Фил неожиданно вспомнил, что со вчерашнего утра ничего не ел. К ВПР готовился.
— Скажите преподу, что меня и Фила не будет, — добрался откуда-то издалека, словно через толстый слой ваты, голос Даши.
Её силуэт стал ближе, и вдруг Фила кто-то взял за руку. Твёрдо держа его, Фила повели прочь из кабинета. Парень протёр глаза, резко выдохнул и чуть сфокусировал зрение. Рядом шла Даша, а его сумка осталась где-то в классе.
— М-мы куд-да? — пробормотал Фил, оглядывая коридор школы мутным взглядом; глаза опять начали слезиться, а голова с каждой секундой, кажется, начинала болеть всё больше.
— Домой, куда ещё, блять, Черных, — прошипела Даша и потащила Фила скорее к выходу из школы.
***
Лёжа на кровати, в мягкой тёплой постели, Фил думал, что лучше и быть не могло.
— Ты как? Тебе лучше? — поинтересовалась Даша, глядя на него с экрана телефона.
Щёки подруги раскраснелись; она долго бежала в школу, чуть не опоздала, но всё равно нашла время позвонить Филу. Это было приятно, немного смущающе, и Фил слегка зарделся.
— Мне лучше, — кивнул он. — Ничего особого, сказали, сильное переутомление. Я ведь говорил, что эти экзамены только здоровье портят!..
— Ты погромче покричи, твои родители только этого и ждут, — поморщилась Даша.
— Дома только мама, — Фил пожал плечами. — Папа на работу ушёл.
Даша осуждающе покачала головой. Она, признаться, терпеть не могла отца Фила, но старалась меньше этого показывать — Филу наверняка неприятно слушать что-то нелестное про его родителя. Но не злиться на него она не могла. И когда Даша узнала, что именно отец загонял Фила до такого состояния, что он самостоятельно стоять не мог, девушка очень разозлилась. Очень.
— Эй, Даш, всё нормально, — повторил Фил, с тревогой глядя на подругу. — Я на него не сержусь.
Даша плотно сжала зубы.
— Угу. Не сердись. А я буду. Ладно, Черных, я побежала. Урок вообще-то уже десять минут идёт, что я с тобой болтаю, так что я пойду, иначе меня заживо съедят!
— Потом расскажи, какие результаты, окей? — попросил Фил, но было уже поздно: Даша отключилась и вышла из сети.
***
— Сынок, к тебе там гость!
Мама заглянула в комнату.
Фил лежал на кровати, играл в очередную игрушку на телефоне и не выглядел уж очень больным. Он удивлённо взглянул на маму. Уроки ещё не закончились, кто к нему мог прийти?
Фил поднялся с кровати, потянулся и поправил домашнюю футболку с шортами — мало ли, вдруг кто-то важный, нужно же выглядеть нормально, не так ли? Фил наскоро поправил волосы рукой, нацепил тапочки на ноги и вышел в коридор.
— Муромов?
Илья, стоящий на пороге их квартиры, закатил глаза.
Мама Фила решила не мешать и, пригласив гостя пройти в комнату сына, умчалась обратно к себе в кабинет — даже если она решила остаться дома, отдыхать и не работать ей никто не разрешал.
Фил растерянным взглядом проводил маму, а потом снова посмотрел на Илью.
— Ты чего не в школе?
— И я рад тебя видеть, ага, — Илья разулся и, повесив куртку на вешалку, осторожно прошёл вглубь квартиры.
Не то чтобы она была очень огромной или очень грязной, или очень уютной — нет. Вещей достаточно скудно, ни украшений, ни декора. Отец Фила считал, что это всё ненужная ерунда. И выглядел их дом пустым и голым, от чего иногда становилось не по себе.
— Ладно, пойдём ко мне, — Фил вздохнул и, взъерошив волосы, пропустил Илью в коридор.
Устроившись снова в кровати, парень внимательно уставился на одноклассника.
— Итак. Ты пришёл для?..
Илья уселся на стуле, покрутился разок и точно так же внимательно посмотрел на Фила.
— Я пришёл для? — повторил Илья, усмехнувшись.
Фил нахмурился. Может, он всё ещё очень усталый и ничего не понимает? Это бы объяснило, почему он не соображает, что делает здесь Муромов.
Фил сказал:
— Отвечай, для чего ты припёрся, или уходи обратно.
Илья раздражённо вздохнул.
— Во-первых, я принёс тебе домашку за сегодня, — Илья склонил голову в бок и внимательно проследил за изменениями на лице Фила. — А во-вторых, я принёс твои результаты за русский.
Последнее предложение Муромов так предательски-заманивающе протянул, словно дьявол-искуситель. И смотрит так пристально, ехидство излучая, что вроде и злишься из-за этого взгляда, а вроде разрываешься от интереса — насколько же он всё-таки написал?
Фил прикусил губу и немного подумал.
— Мне могли бы и ребята всё скинуть, — чуть погодя хмыкнул Фил.
Он заложил руки за голову и с усмешкой посмотрел на немного растерянного Илью.
— Тебе приходить было необязательно, — легко закончил Фил, чувствуя некое торжество.
Илья молчал.
Эта тишина была не особо приятной и слегка нервировала, и Фил решил добить:
— Но мне приятно, что ты, Муромов, так беспокоишься за меня, что даже с последних двух уроков сбежал, принёс домашку и узнал мою оценку за экзамен. Спасибо, Илюша.
Илья покраснел.
Сразу как-то перестал казаться напыщенным и важным, перестал строить из себя кого-то, кем он не является — отвёл взгляд в сторону, почувствовав себя глупо. Смутился, и непонятно от чего румянцем покрылся — то ли стыдно, то ли злится.
Фила эта картина позабавила. Он широко улыбнулся и негромко засмеялся, и в его голубых глазах зажглись радостные огоньки.
Илья, на удивление, тоже улыбнулся и, закатив глаза, ответил:
— Всегда пожалуйста, Черных. В следующий раз мог бы с подготовкой ко мне приходить, а то Даша тебя вообще не натаскала.
Фил надулся. Вытянул губы в трубочку и недовольно зыркнул на Илью, что самодовольно ухмыльнулся.
— Поздравляю, ты, Фил, получил два, — Илья покачал головой.
Сердце у Фила как-то резко ёкнуло, застучало ещё быстрее, и как будто мир резко уменьшился. Всё это до того начинало напоминать его состояние на экзамене, что Фил, дабы не рухнуть с кровати на пол, прилёг на неё и тихим, сиплым голосом спросил:
— Ты уверен?..
Илья сокрушительно вздохнул и сказал:
— Да, я уверен.
Это был провал. Полный провал. Это был настоящий пиздец, и что с этим делать Фил решительно не знал. Дадут ли ему возможность переписать экзамен? Узнают ли родители об этом? А что будет, если они узнают?
Мысли, одна страшней другой, как ураган проносились в его голове, и сердце стучало где-то в висках. Если Фила от грёбанного ВПР так бьёт, что будет с ОГЭ? Господи, дай сил…
— Эй, всё нормально?
Илья осторожно присел на край кровати и коснулся филиного лба. Он нахмурился, забавно сведя брови к переносице, и Фил, не сдержавшись, фыркнул. А ладонь Ильи чуть прохладная и тонкая, пальцы такие длинные…
— У тебя нет случаем температуры, а? — Илья задумался.
Фил с замиранием сердца ждал, что он продолжит говорить.
— Короче, как тебе идея позаниматься дополнительно после того, как ты вылечишься? У нас многие на два написали, думаю, дадут переписать или подправить ответы… — Илья судорожно перевёл дыхание. — В общем, на домашку. Я сейчас твою маму позову, скажу, что тебе снова плохо.
Фил что-то провыл.
Ему и правда становилось хуже. Как-то резко захотелось спать, глаза стали закрываться, но Фил держался где-то на краю сознания, дабы не упасть в беспамятство и не уснуть, как в предыдущий раз.
Фил схватил Илью за руку и пробормотал:
— Не уходи, пожалуйста; я тут скоро помру без людей.
Илья вскинул брови, но, пожав плечами, кивнул.
— Только немного, окей?
Фил скупо кивнул.
— Я могу у тебя тут пошариться? — Илья с интересом осмотрелся.
— Угу, чувствуй себя как дома, — Фил постарался улыбнуться, но вышло не очень.
Они замолчали.
Илья достал лист с домашним заданием, огляделся ещё раз и внимательно изучил комнату Фила. Кажется, тот задремал — лежал с полуприкрытыми глазами и тихо сопел. Как котёнок. Илья улыбнулся.
Он немного полазил в компьютере — вдруг у Фила есть что-то интересное? Но ничего особого, признаться, там не было: игры, игры, папка с работами для школы, какие-то программы для монтажа. В общем, ничего особого.
Илья зашёл в браузер и решил проверить историю — вот тут точно можно разгуляться!
Он быстро пролистал все запросы «Как подготовиться к ВПР по русскому 9 класс» и сайт РешуВПР. Ничего интересного, ничего особого — у большинства класса только такие вкладки и были открыты в браузере.
Илья, слабо покручиваясь на стуле, равнодушно изучал историю Фила, быстро пролистывая Ютуб, ВКонтакте, сайт с играми, Steam, ещё парочку страниц… И резко замер, увидев запрос «Как понять, что тебе нравится парень?».
Илья затаил дыхание.
Зачем-то перешёл по ссылке.
Прочитал статью и понял, что она обращается к девушкам. Ну, значит Кира или Даша искали. Хотя зачем Кире вбивать в поиск такую чушь? Да и Даша отношений не ищет, кто ей не предлагал встречаться — всем мягко отказывала. Но никто ведь не знает, что у Даши на душе, верно? Может, она влюбилась в кого-то…
Сердце немного отпустило.
Илья только выдохнул, как вдруг увидел время этого запроса.
2:38.
Вряд ли Даша гостила у Фила в столь позднее время. Неужели этот запрос и правда принадлежит Филу?..
Илья покачал головой. Дурость. Может, Фил просто дурачился — он любит так делать. Ладно, плевать. Илью вообще не волнует, что там Фил вбивал в поисковике в три ночи. Нисколько не волнует. Вот вообще.
Другие запросы тоже как-то ударили слишком неожиданно и резко.
Как понять, что у тебя токсичная семья.
Тест на абьюзивность.
Признаки психических заболеваний.
Нормально ли весить 50 кг девятикласснику?
Шкала таблицы роста и веса для парней 15 лет.
Остальные касались видеосъёмки, Ютуба и ГДЗ по различным предметам. Те запросы, которые поразили Илью, были отправлены ночью. Остальные днём или утром. Какого чёрта произошло с Филом в ту ночь?
Илья обеспокоенно оглянулся на Фила. Но тот спокойно и размеренно дышал, спрятав одну руку под подушку. Он слегка приоткрыл рот и тихо сопел, а пара светлых прядей упали ему на глаза.
Разве этот котёнок может о чём-то серьёзно переживать и вбивать поздней ночью в поисковик такие страшные вопросы?..
От этого стало как-то не по себе. Илья сглотнул и решил поскорее уйти. Только застыв на пороге комнаты подумал и вернулся, чтобы написать записку. Быстрым, размашистым почерком начеркал с обратной стороны листка с домашним заданием и покинул комнату.
— Э-э… Тётя Оксана, там Филипп спать лёг. У него, кажется, температура.
Илья неловко почесал затылок и пожал плечами, глядя в удивлённые глаза матери Фила. Та кивнула, поблагодарила его и, узнав, что тот уже уходит, попрощалась. Милая добрая женщина, совсем не скажешь, что она может оказаться токсичной матерью…
Илья покачал головой. Всё нормально. Он потом спросит об этом у Фила, верно? А пока можно подумать о чём-нибудь другом. Например о том, что Илья сам подписался на помощь Филу и ему придётся несколько часов готовить Черных к ВПР.
Несколько часов в компании Фила?
Илья почему-то улыбнулся.