Примечание
Посмотреть/послушать: место, в котором вы можете почувствовать себя в комфорте и безопасности ❤️🩹
Как выглядит библиотека. Её Инстаграм.
Библиотеки мира (вдруг интересно).
Файтинг!
— Безопасной дороги домой! Приходите к нам ещё, — парень поклонился, ожидая мелодичного звука от подвешенных к двери колокольчиков, оповещающих об уходе гостей. Провожать постоянных посетителей всегда было радостно, ведь они обязательно еще не раз напомнят о своём приходе приятной мелодией. Он подождал несколько секунд и приподнял голову, чтобы убедиться, что они ушли. И, как обычно, встретился взглядом с Саранг. Малышка стояла, прислонившись носом к стеклу, из-за чего тот стал похожим на картошку. И ещё лбом, и руками, и коленками, оставляя отпечатки на прозрачной поверхности. А заметив, что её любимый библиотекарь смотрит в ответ, улыбнулась и радостно замахала ладошкой.
— Почему она делает это только в те дни, когда приходит моя очередь мыть эти огромные двери? — раздался печальный голос сзади. — Она милая, но меня совершенно не любит, — два разочарованных, привлекающих внимание вздоха, и лёгкий толчок в плечо.
— Хэй, Чимин, Саранг ещё совсем ребёнок. Как ты можешь на неё злиться?
Парень в ответ лишь вздохнул ещё раз и потрепал волнистые волосы друга:
— Иногда мне кажется, что ты тоже ещё ребёнок, Тэхён, — в его голосе не было обиды или настоящей злости на ситуацию. Просто мыть эти двери было реально запарно. А Чимин не любитель убираться от слова совсем.
— Пойду проверю, как там остальные, и не требуется ли кому-то моя помощь.
Библиотека «Arc N Book» не была похожа на другие. Расположена в тихом районе, далеко от центра города. Чтобы попасть в нужное здание требовалось доехать до конечной станции метро по синей ветке, сделать небольшую прогулку по узкой улочке, а затем подняться по трём десяткам ступеней. Уж точно не по пути к магазину или домой после тяжелого рабочего дня. Сюда приходили по любви и искреннему желанию. За книгами, кофе или чаем со сладкими плюшками, обсуждением и мастер-классами с ещё не ставшими слишком известными авторами, в поиске уединения и тишины. Каждый мог найти то, что подходит именно ему, в одном из четырех разделов: «для ежедневного прочтения» — семья, карьера и жизнь так, как она есть; «отдых» — хобби и спорт; «стиль» — искусство и мода; «вдохновение» — история, философия, путешествия и фильмы. А затем расположиться в зоне кафе с уютными столиками, приветливыми официантами и вкусной едой; или пройти вглубь здания на стульчики интровертов; — чтобы окунуться в захватывающую историю. Книжные-кофейни давно уже были не новостью и практиковались во многих городах. Но основной отличительной чертой «Arc N Book» было то, что они не позволяли забирать книги с собой. В библиотеке можно было находиться сколько угодно. Хоть с раннего утра и до позднего вечера. Но выносить за пределы здания — категорически запрещено! Это правило казалось странным, но в тоже время полезным. Как утверждал хозяин места, Ким Намджун, оно помогало выработать привычку и целеустремленность, умение достигать своих целей и завершать дела.
Каблуки чёрных туфель стучали по полу, в котором отражался потолок в виде арки из книг. Это был словно тунель в другое измерение — из настоящего в параллельные вселённые. «Всё, что ты можешь вообразить — реально» — сказал однажды Пабло Пикассо и реально заставил задуматься. Возможно, писатели и художники были не такими уж и странными людьми? Они ведь, если разобраться, просто показывали другие миры, которые обычным людям тяжело увидеть и понять. Тэхён потрогал воротник белой рубашки, чтобы убедиться, что он не спрятан под шоколадного цвета жилеткой, поправил карманы на брюках ей в тон. Каждый раз, проходя через это место, телом овладевала дрожь и непонятное предвкушение чего-то. Словно он сам переносился в одну из книг, расположенных ровными полукругами над головой. Все они не были новыми — были прочитаны сотни раз, и больше не подлежали дальнейшему использованию. Но Намджун считал, что тот, у кого поднимается рука выбрасывать книги — пропащий человек. Потому и решил продлить этим произведениям искусства жизнь.
Вторым местом, которое вызывало похожие чувства, было кресло в зоне для чтения. В деревянный каркас из двух широких, входящих один в один, кругов, как в подшипник, вставлены одинаковые по размеру книги, а во внутренней части — место для сидения. Там чувствовалась особенная атмосфера, подходящая энергетика, чтобы прожить маленькую жизнь. Тэхён любил проводить здесь свободные минуты перед первым утренним посетителем, когда все окна были открыты на проветривание, вдали слышалось тихое жужжание кофемашины, а Чимин всё ещё добирался до работы и не мог рассказывать свои жутко интересные истории об очередных красавчиках из метро. Книгой этой недели была «Ты снишься мне», изданная ещё в конце прошлого года. Но попала она в руки Тэхёна только пару месяцев назад. Точнее, в его список «Каждую неделю — новая» из обязательных к прочтению. А вот в руки всего лишь в этот понедельник. Читалась довольно легко и быстро, иллюстрации радовали глаз, фотография автора на обложке вызывала доверие. «Он мог бы стать неплохим писателем» — подумал в прошлый раз парень, переворачивая страницу. Осталось всего пару глав до логического завершения истории, и по плану он должен был закончить чтение в пятницу. Вкладывался в сроки, как и всегда.
Парень завернул за угол и замедлил шаг. На его любимом месте кто-то сидел: слегка волнистые каштановые волосы, сережки в ушах, серебрянные кольца на указательном и среднем пальцах обеих рук, черный тёплый спортивный костюм. И кроссовки, которыми он, не удосужившись очистить от грязи, запёрся на деревянную поверхность. Этот кто-то ведь уйдёт, оставив после себя свинство, а другой человек сядет и вымажет свои вещи. Из-за бесстыдства и невоспитанности того, кто занимал это место прежде. На полу был небрежно брошен тёмный рюкзак, а возле — скейт, такой же неряшливый, как и обувь. И кто этого парня только пропустил в таком виде? Чимин? Кто-то другой из персонала? Во всяком случае, человек, недобросовестно выполняющий свою работу. Ведь для таких дел есть салфетки и бахилы на входе. Или, чего отрицать нельзя, посетитель просто проигнорировал просьбу о том, что нужно привести себя в порядок, и нагло прорвался внутрь. На руке, держащей книгу, виднелись контуры татуировок. А такие парни, по мнению Тэхёна, часто вели себя отвратительно. Эту ситуацию нужно было скорее решить и напомнить о правилах библиотеки. И даже сделать первое предупреждение. А после второго, а он уверен, оно было не за горами, — вообще запретить здесь появляться. Библиотекарь ускорил шаг, раздумывая, раскрашена ли другая ладонь, пока не заметил, что её пальцы очень медленно вели по странице. Так, будто книга была написана шрифтом Брайля. Она, кстати, и была, что стало заметно по мере приближения к невоспитанному посетителю. Зачем зрячему (а этот человек точно имел возможность видеть, так как прикатил на скейте) человеку заниматься подобными вещами? Он не похож на студента, изучающего как работать с людьми с особенными потребностями. Обучен ли он вообще хоть чему-то, раз позволял так себе вести? Так зачем? Попробовать новое? Утолить любопытство?
Смешок и единственное слово, дающее ответы на все вопросы:
— Глупо.
Этот человек пришёл посмеяться над людьми, которые лишены зрения. Он делал это так открыто, что у Тэхёна перехватило дыхание, а в груди неприятно кольнуло. Как такое возможно в наше время? Он не намерен терпеть подобное отношение, поэтому, собрав всю свою решительность в кулак, со всей серьёзностью произнёс:
— Вы ведёте себя неподобающим образом. Мне жаль, что вам не объяснили, что все люди в мире равны и заслуживают, чтобы к ним относились с уважением. Независимо от их цвета кожи, национальности, предпочтений в еде, веса, роста и, в особенности, от обстоятельств, которые от них не зависят. Я прошу вас покинуть нашу библиотеку, потому что в ней нет места ненависти и дискриминации по любым признакам, — окей, он сделал это. И мысленно приготовился ко всем колким словам, которые может услышать в свой адрес.
Незнакомец поднял голову и громче, чем ожидалось, произнёс:
— Что, простите?
«Что простите?» — издевается?! Тэхён потерял дар речи, а мозг подкинул воспоминания из старшей школы. Одноклассники часто издевались над учеником, который не мог говорить. Единственным его способом общения с другими был жестовый язык. А они, с насмешками подождав, пока непонятные знаки руками закончатся, всегда повторяли — «что, простите?». В первый раз Тэхёну показалось, что они действительно заинтересованы, просто пытаются скрыть своё смущение за смехом. Но, когда аналогичные действия со стороны задирщиков происходили снова и снова, парень решил вмешаться и, благодаря доброте своего сердца, получил в нос. О чём нисколько не жалел. Зато он обрёл друга, который оказался очень хорошим человеком; познакомился с его внутренним миром, более обширным и красочным, чем миры большинства обычных людей. Тэхён знал, что подростки жестокие. Но забыл, что из них потом вырастают жестокие взрослые, которые воспитывают таких же жестоких детей. И если просто сидеть сложа руки, то есть вариант, что мир разрушит сам себя быстрее, чем в планету на огромной скорости воткнётся астероид, или солнце сожжёт всё к чертям. Тэхёну хотелось ещё немного пожить. И дать эту возможность тем, кто в ней нуждается ещё больше. Он старался подобрать слова, чтобы грубость не порождала новую грубость, как парень, сидящий напротив него, продолжил:
— Вы что-то сказали. Прошу прощения, я не услышал, - он вытащил один наушник, показывая его в подтверждение к своему ответу. Затем второй, и положил в кейс, а после, — Могли бы вы подержать книгу пару секунд? Я спрячу наушники. Не хочу потерять место, где читал, — он протянул руку, показывая открытые страницы.
Пытается быть воспитанным и милым, в то время, как даже не относится к чтению серьезно?! Слушает музыку, вместо того, чтобы понять смысл истории?! Тэхён рассержен, зол и расстроен одновременно от несправедливости этого мира.
— Нет? Мне казалось, что вы должны помогать? Окей…, — он поджал губы, а потом улыбнулся и помахал рукой куда-то за спину Тэхена. — О, Намджун, привет!
Парень почувствовал себя увереннее, ведь с поддержкой Намджуна обязательно получится разобраться. Он поймёт ситуацию, только посмотрев на всё это своим внимательным и требовательным взглядом. Безо всяких слов. И он уж точно будет на его стороне, ведь как ещё по-другому? Парень восхищался справедливостью директора и стремился быть таким же.
— Привет. Ты всё-таки пришёл! Рад тебя увидеть, — этот голос он бы не спутал ни с чьим, как как слышал очень часто и не только в стенах этой библиотеки. Ещё в машине по дороге домой, если они заканчивали дела в одно время. Или во время воскресного обеда с родителями. Или ещё в многих разных ситуациях. Почти так же много времени он проводил только с Чимином, но оно и не удивительно, ведь тот был его лучшим другом.
— Подержи, пожалуйста, — незнакомец протянул книгу теперь Намджуну, и тот безо всяких возражений её забрал. Тэхён получил едва заметный, но ощутимый колкий взгляд в свою сторону, типа «Видишь, как надо? Как тебя только взяли сюда на работу?».
Намджун, будто бы почувствовав странное напряжение между этими двумя, поспешил представить их друг другу:
— Наверное, вы ещё не успели познакомиться. Чон Чонгук — мой хороший друг. Он учится в институте искусств, в котором я выступал с презентацией нашей библиотеки пару месяцев назад. Он был очень заинтересован. Кстати, он здесь не первый раз. Но всё время выходило так, что вы не пересекались. Жизнь удивительная, — он позволил ямочкам завладеть его щеками, а затем продолжил, — А это, — он положил ладонь на плечо парня, стоящего рядом, — Ким Тэхён — мой младший брат. Я тебе рассказывал о нём.
— Вот как, — названный Чонгуком поклонился на девяносто градусов, показывая своё уважение. После чего выровнялся и с улыбкой произнёс:
— Приятно познакомиться.
— Продолжишь в следующий раз? — Намджун кивнул на книгу.
— Да, дай-ка гляну номер страницы. Забегу ещё как-нибудь.
Директор Ким кивнул ещё раз и обратился к Тэхёну:
— Поставишь на место, хорошо? — после того, как книга снова оказалась в его руках.
— Хорошо, — сказал язык, но мозг не понимал. Что происходит? — Но, Намджун, он совсем не тот, кем кажется… — было начал парень, но какое сейчас значение имели бы его слова? Поверили бы ему?
Он медленным шагом побрёл к нужному разделу, который находился как раз за углом. А повернув, ускорился и, едва забежав за самый дальний стеллаж, начал листать страницы. Какая там была? Тридцать седьмая? Он плюхнулся на пол, всматриваясь в россыпь точек на листе. Слева было пусто, но вот справа — как будто кто-то проткнул с другой стороны неисчислимое количество раз циркулем. Но не до конца, а так, предупреждающе, оставляя не дыры, а выпуклости. Люди удивительные, если им не нужна возможность видеть, чтобы бывать в параллельных вселенных. Он добавил плюс три бала к невероятности людей с особыми потребностями и достал свой телефон. Все, что требовалось — доказать, что среди всех этих слов нет «глупо». На экране появилась картинка с корейским алфавитом Брайля. Нужно лишь попробовать угадать, где находится первая буква нужного слова. Потом станет легче найти слово целиком. Спасибо, что книга, судя по всему, была детской или для начального уровня. Точки были большого размера, строчки и отступы между словами явно заметны. Чем больше парень вглядывался, тем сильнее плясало всё перед глазами. Вроде бы он цеплялся за нужное, но в следующую секунду оказывалось, что либо расположение точек не то, либо не хватает чего-то. Он выдохнул и упёрся лбом в книгу, закрыл глаза. Он должен был радоваться, что оказался прав? Или расстраиваться, что не приложил достаточно усилий и пропустил то, что было прямо перед носом?
Потухший экран засветился вновь — Намджун спрашивал всё ли в порядке и где он пропал. Тэхён напечатал «Я пошёл в туалет» — и заблокировал. Врать не хотелось, но и объясняться, пока ничего значимого не нашёл сам, тоже.
— Так и знал, что ты здесь, — парень присел рядом, складывая ноги одну на другую в позу лотоса. — Все в порядке?
Тэхён поднял голову. На лбу отпечаталась слово из книги, которое он все равно не смог бы разобрать. Конечно, Намджун в любом случае бы его нашёл рано или поздно, и вытянул наружу то, что тревожит. Парень протянул книгу брату:
— Хочу найти здесь слово «глупо».
— Вот как. Давай посмотрим, — тот пробежался взглядом по знакомым страницам и открыл нахзац с алфавитом. — Потрогай первую букву, — он взял чужой палец и поставил на знак. — Чувствуешь?
Тэхён кивнул.
— А теперь попробуй найти её здесь, когда ты не только запомнил её вид, но и знаешь, какая она на ощупь.
Тэхён сосредоточенно рассматривал каждую первую в каждом слове и для уверенности в том, что видел, ещё и проверял, касаясь. Они провели в молчании несколько минут, пока парень чуть ли не прокричал:
— Нашёл! - и во все глаза посмотрел на Намджуна.
— Нашёл первую. Молодец! Но ты же искал всё слово, да? — старший подбадривающе похлопал по плечу и откинулся на деревянную конструкцию за спиной, пока младший искал схожести в знаках. Он положил ладони на колени и повернулся к окну. Собирался дождь: большие, но редкие капли воды, съезжали по гладкой прозрачной поверхности вниз; слегка покачивались верхушки деревьев от ветра. Он пытался вспомнить достаточно ли зонтов стоит возле выхода, чтобы посетители могли спастись от непогоды. Мысли перескочили на новые кофейные зёрна, которые должны были доставить завтра после обеда. А потом на новую партию книг на английском языке. А потом на мастер-класс для детишек на следующей неделе. А потом:
— Здесь есть слово «глупо»! — Тэхён улыбался так искренне и счастливо, крепко сжимая пальцами книгу. Будто он получил высший бал в университете по дисциплине, которая давалась тяжелее всего. Будто бы наступил день рождения и он получил подарок, о котором мечтал. А затем его улыбка померкла.
-Парень закрыл книгу, рассматривая обложку, только бы отвлечься. Снова созвездия точек, а в нижнем правом углу штрих-код для скачивания приложения с аудиозаписью сказки. А В НИЖНЕМ ПРАВОМ УГЛУ ШТРИХ-КОД ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ С АУДИОЗАПИСЬЮ СКАЗКИ. Значит вот, что было в наушниках того парня, пока он читал.
Что-то глубоко внутри царапалось и кусалось. Мир снова переворачивался с головы на ноги. Тэхён захлопнул книгу и поднял взгляд на Намджуна. Тот смотрел с теплотой и любовью, чуть склонив голову. Он молчал, но слов и не требовалось. Тэхён и так всё понял.
Парни поднялись и вернулись в просторный зал с сиденьями-интровертами, которые так любил младший. Никаких следов присутствия Чонгука — стерильно чисто, как в больнице.
Чонгук не смеялся.
Чонгук не слушал музыку.
Чонгук не невоспитанный человек.
У Тэхёна снова открылись старые раны. У Тэхёна два года терапии в жопу.
— Иногда люди не такие, какими они кажутся нам с первого взгляда. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт борьбу, о которой ты ничего не знаешь. Будь добрым. Всегда. Те парни здорово подпортили тебе жизнь в прошлом, но не все такие. Доверять людям не так уж и плохо. Не спеши вешать ярлыки на людей, окей?
Ответное «окей» застряло где-то в горле.
Примечание
«Каждый, кого ты встречаешь, ведёт борьбу, о которой ты ничего не знаешь. Будь добрым. Всегда» — очень люблю эти слова и стараюсь идти с ними по жизни. Из сериала «Скам» (норвежский — самый лучший. Кто согласен — поднимите руку).
Вся любовь 💙