Примечание
Эпиморфоз (от греч. ерí... и mоrphosis) — изменение формы, развитие.
- Термин, введённый Шмальгаузеном в 1939 для обозначения перехода от биологической эволюции, к эволюции социальной. Как направление эволюции проявился в процессе антропогенеза на основе развития головного мозга и сигнальной системы при освобождении рук от функции передвижения тела.
- Один из способов регенерации у животных, при котором оставшаяся после повреждения часть организма или органа без значительной перестройки восстанавливается до целого за счёт роста и дифференцировки тканей, образующихся на раневой поверхности.
В этот раз пробуждение было менее болезненным, но оно ещё больше полнилось жаждой, голодом и желанием помыться. Забывшись, Варна попыталась перевернуться на бок, но сразу хрипло застонала. Нога ныла и ближайшее время переставать мучить свою хозяйку не собиралась.
Рядом было пусто. Нагретый за ночь бок успел остыть и покрыться мелкими мурашками, заставляя изредка вздрагивать, с тоской вспоминая о тёплой кровати.
- Ну вот, - не скрывая печали, выдохнула раненая, - регенерировал.
Думать о том, надолго ли Айс скрылся в неизвестности, не сильно хотелось. Независимо от причины девушка ощущала себя немножко брошенной. Глухие к её переживаниям стены всё также удручали своим искорёженным внешним видом, а скудное освещение заставляло постоянно щуриться, вглядываясь в резкие тени от раскиданных ящиков.
Сейчас, в тишине и одиночестве, Варна слишком хорошо слышала собственное сердцебиение и приглушённые звуки снаружи.
- Будет забавно, если мы упали на обитаемую планету к каким-нибудь ксеносам, - нервно хихикнув, вслух подумала девушка. - И сейчас лежит корабль на детской площадке, а они не знают что с ним делать.
Тишина нехотя растекалась перед редкими фразами, но стоило только технику замолкнуть, как снова появлялось ощущение всеобволакивающего ничто. Оставаться один на один с этим чувством было слишком, поэтому Варна принялась искать себе занятие. Для начала, чтобы просто отвлечься до того момента как к ней придёт помощь.
- Айс наверняка отправился на поиски остальных, - новый поток бурчания ворвался в помещение. - У него в программе прописана защита Алины, вот он и пошёл к приоритетному объекту.
Рассматривая свои раны, техник в который раз вздохнула. Как она и полагала, за ночь все ушибы расцвели тёмно-фиолетовыми и лиловыми бутонами на её бледной коже. Царапины успели покрыться многочисленными каплями-корочками. А рана на ноге разныться ещё сильнее, мешая даже шевелить левой нижней частью туловища. Речи о самостоятельном передвижении вовсе не было.
- Хм, - размяв тяжёлую голову, отдающуюся на каждое движение глухим стуком в висках, прислушалась к своим ощущениям девушка, - это меня к земле тянет или что? Планетарная гравитация, что ли? Мы совсем обесточены? Эй, Искин! Покажи отчёт о состоянии корабля и остальных членов экипажа.
Ответом ей послужили моргнувшие автономные аварийные лампы. Только они, в зоне её видимости и работали. Поморщившись, техник попыталась активировать вирт-окно сама, после чего треснутый комм был с раздражением отброшен куда-то в темноту.
- Чёрт...
Вчерашний бинт уже казался грязным от сукровицы. На одежду тоже налипли бурые хлопья, а заляпанную местами кожу тянуло. Варна с раздражением почесала руку, сразу же обнаруживая под ногтями тёмный слой из засохшей Айсовой крови и пыли.
Отвратительно.
- Надо хотя бы повязку сменить, - раскручивая очередную бутылку с дезинфектантом, прошептала она. - Пока буду перебинтовываться, наверняка вернётся Айс вместе с остальными. Никто меня не бросил.
Прохладная стерильная жидкость увлажнила кожу рук. Прикасаться грязными пальцами к ране категорически не хотелось.
- А теперь аккуратненько… - подцепив ногтём краешек самофиксирующегося бинта, девушка медленно начала разматывать колено. - Надеюсь удастся поскорее увидеть доктора Нику. Я понятия не имею что с этим делать.
Сидеть с несгибающейся и не способной шевелиться ногой было неудобно. Приподнимать её руками, чтобы нормально снять повязку - больно. В полном одиночестве оказывать самой себе первую помощь, будучи раненой, голодной и брошенной, - до слёз обидно.
На последнем обороте выяснилось, что бинт прилип к проколу, больно дёргая воспалённые края кожи. Варна потянула раз, другой, третий. Рвануть один раз, да посильнее, девушка решиться не могла. Тратить всю баночку дезинфектанта на то, чтобы размочить склейку - тоже.
- Да что же это такое! - раздражённо ударила она по полу ладонью, злясь на собственные безуспешные попытки.
- Исследование прилегающей территории завершено, - прервал околомедицинские потуги Варны ставший привычным низкий голос. - Обнаружена пригодная к употреблению вода и пища.
- Айс! - сразу переключаясь с подёргивающейся от напряжения конечности на вошедшего, девушка улыбнулась. - Ты вернулся!
Кибер кивнул, мол “да, всё верно, вернулся”, и поставил на пол пластиковый бокс, до краёв наполненный мутноватой жидкостью. Второй бокс, со странными плодами разных форм, цветов и размеров, опустился рядом.
- Атмосфера планеты пригодна для дыхания, - продолжил свой отчёт DEX. - Количество примесей в воде не превышает допустимый минимум. Фрукты не опасны для здоровья. Рекомендуется в ближайшее время отрегулировать водно-солевой баланс и поесть. В противном случае есть риск ухудшения общего состояния.
- Как же я успела по тебе соскучиться, зануда, - рассмеялась Варна, счастливо смотря на огромную бадью с долгожданной влагой. Она бы сглотнула, да только было нечем. - Ушёл не предупредив, заставил переживать. Не делай так больше.
- Информация сохранена, - снова кивнул киборг, внимательно рассматривающий застывшие с запутанными бинтами руки девушки.
- Где остальные? - с надеждой спросили у вернувшегося.
- Вне охраняемой зоны, - поступил пространный ответ, после сразу переключившегося на иное дело DEX'а. - Требуется помощь?
Варна тяжело вздохнула и, снова случайно натянув кожу, поморщилась. Проблемы надо решать поступательно.
- Ну, наверно да. Если ты знаешь что делать.
- В программу телохранителя внесена информация о первой помощи, необходимой для сохранения жизни объекта.
Информация оказалась действительно полезной. Заточенный под взаимодействие с изнеженными барышнями, Айс крайне аккуратно обработал рану, смыл потёки крови, а после отточенным движением замотал повреждённое колено. Девушка облегчённо выдохнула, с удовлетворением посматривая на аккуратную повязку.
- А теперь садись сюда, - сделав рукой приглашающий жест, Варна сама потянулась за оставшимися медикаментами.
Её, как и следовало ожидать от правильного DEX’а, послушались. Однако возражение о “нецелесообразном расходовании ограниченного количества средств медицинской помощи на объект не являющийся приоритетным” озвучить сумели. На эти абсолютно дурацкие заявления от существа с несколькими дырками в теле Варна внимания не обратила, посоветовав не нести чушь и выпить лучше таблеточки.
Образцовый DEX в этот раз спорить не стал. Смирно терпел неаккуратные движения и поучения техника, твердящей что: “настоящий Человек никогда не оставит нуждающегося без помощи”, “обязательно помогает ближнему своему” и прочее в этом духе.
Закончив обмен перевязками, парочка потерпевших крушение космонавтов вернулась к насущной теме продовольствия. Точнее, киборг снова принял стандартную нейтральную позу, а Варна внимательно вглядывалась в принесённые дары.
- Как я понимаю, воду ты не кипятил? - с лёгкой настороженностью девушка оценивала сероватый осадок, который уже начал собираться на дне бокса. - Пусть она и не смертельно-опасная, но всё же…
- Не ясно назначение кипячения относительно воды, - тут же отозвались. - Требуется разъяснение.
- Никаких спецтаблеток для очистки у нас нет, - с охотой ответила техник. - Так что остаётся лишь старый проверенный метод.
На неё по-прежнему смотрели всё также невыразительно, но привычного отклика о принятии к сведению новой информации не поступило. Варна решила пояснить, на всякий случай, что она имела в виду.
- Для очистки воды её обычно кипятят. Повышение температуры ведь убивает большинство опасных микробов и бактерий, от которых человек может заболеть или отравиться. Не смертельно, но крайне неприятно.
- Информация дополнена, - пришёл штатный отклик, заставивший девушку насторожиться.
- Айс, - осторожно начала она, - а у тебя есть какие-нибудь данные по выживанию на дикой природе?
Услышанное заставило её снова вспомнить, насколько плоха ситуация, в которой они оказались.
- Данное расширенное программное обеспечение устанавливается DEX’ам с военной прошивкой. Моя серия предусматривает лишь краткий набор действий, необходимых для сохранения объекта до момента прибытия помощи. Также присутствует возможность самообучения.
Какое-то время Варна молча смотрела на киборга с непередаваемым выражением лица.
- Зашибись…
- Требуется уточнение.
Собираясь с мыслями, техник снова посмотрела на боксы. Вот они - еда и вода о которых она мечтала почти сутки. Протяни руку и бери, даже не умрёшь. Но мнительность избалованного цивилизацией человека, привыкшего считать все дикие продукты неокультуренными и гарантированно опасными не давала расслабиться.
- Ну что ж, - обречённо подытожила свои муки разума Варна, - будем обучаться вместе.
* * *
Как только удалось найти подходящее подобие котелка и вскипятить воду, техник заварила чай. У неё в каюте всегда была пара упаковок её любимого, с крупными листьями, ароматными травами и высушенными лепестками цветов. Оттуда же было притащено и печенье.
С помощью Айса выбравшись наружу, Варна теперь сидела на гладком камне, нагретом от солнца, и, вытянув несгибающуюся ногу, с тянущей печалью смотрела на половину яхты.
Теперь стало ясно, отчего киборгу не удалось с первой вылазки обнаружить остальных, и почему ничего не работало. Ни команды, ни реактора. Никого. Девушка, конечно, могла только предполагать, но основная теория выходила не очень жизнерадостной.
Судя по всему, нечто разрезало корабль по горизонтали, буквально порвав металлические стены как лист картона. Нижний ярус, со складом и каютами экипажа, упал тут. А вот другая часть, с хозяйской зоной, машинным отделением, медотсеком, столовой и рубкой, где теоретически должны были находится в момент аварийной посадки другие, - валялась неизвестно где. Сейчас это можно было выяснить только с помощью продолжительных и тщательных поисков.
Слишком долго они зализывали раны. След от падения в небе давно развеялся, а двигаться вниз, спускаясь по скалам и каменистым холмам мог только Айс. Расстояние до второй половины может достигать десятки километров, смотря какой была скорость и условия входа в атмосферу. Путь и поиск выживших – часы и дни.
Отправлять DEX’а сейчас, чтобы постарался максимально быстро оказать помощь? Остаться одной, с раненой ногой и не способной двигаться? А если, чисто гипотетически, там был взрыв и никто не выжил? А если она сама умрёт, пока киборг будет сутками пропадать?
Выдохнув собравшуюся в лёгких горечь, Варна сделала очередной глоток.
Она не знала, как поступить правильно. Экипаж оставался на втором, среднем, этаже. В комнате управления. Именно в этой плоскости произошёл разрыв.
Но тел не было. Ни останков, ни намёка на других не было.
И пока не будет доказательств, что они действительно мертвы, она никогда не сможет спать спокойно, отняв у людей пусть и маленький, но всё же шанс на спасение.
- Айс, - внимание находящегося неподалёку блондина тут же сфокусировалось на девушке, - у тебя получится определить, куда упала другая половина? Я не смогу помочь, но ты-то можешь.
Ей было показалось, что телохранитель задумался, задержав ответ на секунду больше, чем это полагалось.
- В случае обнаружения приоритетного объекта, программой предусмотрена защита только его. Все сторонние пользователи с иными статусами доступа будут игнорироваться вне зависимости от тяжести их состояния.
Варна поджала губы, прекрасно понимая, что значит такая формулировка.
- Только Алина? - сжав чашку чуть сильнее, раненая с надеждой спросила. - А как же остальные? Как спасать их?
- Данное расширенное программное обеспечение устанавливается DEX’ам с прошивкой типа “Спасатель”. Моя серия предусматривает лишь...
- Ага, я поняла, - перебила бессердечные речи девушка, - ты “телохранитель” и не программой больше. Но есть вещи, которые выше прошивки или процессора. Я знаю ты умный, Айс. Вы, DEX’ы, умеете анализировать и всё такое. Приоритет не зависит от приказов. Приоритет - это то, что ты сам выбираешь главным. То, что действительно важно. Сохранение жизней - это одна из таких вещей.
Киборг молчал, видимо обрабатывая новую информацию.
- Допустимо ли самостоятельно выбирать приоритетность жизней в обход программы?
- Конечно, все так делают! - воскликнула техник, радуясь такой скорой понятливости. Надежда на то, что киборга можно обучить, тем самым спасая не только Алину, грела сердце.
- Информация сохранена.
Зябко передёрнув плечами, Варна покосилась на Айса.
- Ты не мог бы… - нерешительно начала она, - вместо своих системных строчек говорить что-то вроде “Да”, “Нет”, “Хорошо” и прочее? Ты же наверняка слышал, как эти фразы применяют. Так и быстрее будет, и мне, если честно, как-то… человечнее?
- Приказ не противоречит приоритету статуса, - а потом, тот посмотрел на неё странно-сосредоточенным взглядом и подытожил. - Да. Могу.
- Ох… - улыбнувшись, выдохнула девушка, - здорово. Спасибо. Мне так правда проще.
- Хорошо.
На какое-то время на небольшом плато, где и разворачивался диалог потерпевших крушение, воцарилась странная тишина. Варна всматривалась в горизонт, где бутылочного цвета небо переходило в синеватые заросли леса. Чем были вызваны такие оттенки - девушка не знала, но искренне надеялась, что на вредность состава воздуха это никак не повлияет.
Отсюда можно было разглядеть представителей местной фауны. Странные ящерки с двумя парами перепончатых крыльев взмывали вверх, чтобы отловить пару-другую фиолетовых пузатых мух, и снова прятались в кронах. Огромные насекомые блестели хитином в свете солнца и почёсывали усики.
Привычных звуков леса, как на её терраформированной планете, не было. Да и отсюда, со скал, вряд ли она смогла бы услышать пение и шелест местных. Лишь изредка, со стороны обрыва, доносилось какое-то редкое аритмичное щёлканье.
В животе снова заурчало. Перебить копившееся чувство голода парой печенек не удалось. Есть хотелось ужасно, и опустевшая кружка с остывшим чаем никак не могла исправить ситуацию.
- Нам нужна еда, - озвучила Варна терзающую организм мысль.
- Объем имеющегося в наличии DEX-питания рассчитан на временной промежуток в сто восемьдесят пять дней, - судя по всему, не понимая смысла поставленной цели, начал киборг. - При необходимости это число можно увеличить вдвое.
- На складе есть пара коробок с консервами и крупами, - согласилась техник, кивая в сторону металлических обломков. - Экипажный запас, которого хватит при умеренном потреблении месяца на четыре. Только вот неизвестно, сколько нас будут искать и спасать.
Не скрывая волнения, девушка кусала губы, хаотично смотря то вдаль, выискивая летучих ящерок, то на свои подрагивающие пальцы, то на безэмоциональное лицо блондина. В животе опять заурчало.
- Нужно изучить это место, пока у нас есть фора, - выдохнула она, поджав губы, с каким-то болезненным отчаянием сосредоточившись на своём перебинтованном колене. - Без тебя я умру. Это наверно очевидно, да?
- Да.
Наконец собравшись с мыслями, Варна вскинула взгляд. Глаза в глаза. Пусть это не человек. “Неразумная машина” - как утверждают многие.
Айс не виноват в том, что не был рождён как все. Или в том, что не ходил в школу, институт и детский сад. Не сидел с друзьями заливаясь смехом. Не жил.
Она всё равно не может считать его неодушевлённым предметом.
Поэтому, следующий вопрос прозвучал робко, с надеждой.
- Поможешь мне выжить?
Ей как всегда ответили прямо и спокойно.
- Хорошо.