Примечание
В лечебнице есть и другие дети. На самом деле Ксандр видит только детей, но ему кажется, что такое большое здание принимает еще и взрослых. Или ему хочется верить, что не существует так много детей, которым нужна психиатрическая помощь.
Однажды к нему подходит мальчик. Он младше Ксандра, назойливый и сыплет вопросами, не обращая внимания, что Стэнхоуп не отвечает. Мальчишка рассказывает, что ел на завтрак, хотя они ели на завтрак одно и то же, рассказывает про других детей и что нашел божью коровку на улице. А потом спрашивает про родителей Ксандра.
Стэнхоуп чувствует, как легкие сдавливает. Он начинает хрипеть и трястись. В ушах звенит. В тот день доктор Торн впервые колет Ксандру какой-то препарат в шею. А позже уводит заплаканного назойливого мальчика. Он возвращается, чтобы собрать странным образом упавшие с полок вещи и отвезти Ксандра в его палату.
За мальчиком наблюдают. Доктор Торн смотрит на него из окна своего кабинета, когда Ксандр сидит во внутреннем дворе лечебницы. Джозеф замечает, что, когда ребенка не трогают продолжительное время, его внимание собирается. Язык не поворачивается назвать его расслабленным, но мальчик перевод взгляд на небо и начинает наблюдать за проплывающими над головой облаками. Доктор впервые чувствует прорыв и тут же возвращается к письменному столу корректировать план лечения.
Мистер Барлоу и правда его навещает, и довольно часто. Он рассказывает про новости в Лондоне, про скачки. Про работу. Говорит, что недавно закончил дела с банком, и все средства семьи Стэнхоуп теперь лежат на счете Ксандра и ждут его совершеннолетия. Опекун говорит, что все остальные дела они решат, когда мальчику станет лучше. Он говорит это уверенно, не сомневаясь, что рано или поздно Ксандр перестанет быть безэмоциональным беспомощным телом.
В общем холле регулярно проходят вечера музыки. Дети галдят и забираются с ногами на диваны, кто-то садится на ковер. Некоторые, как Ксандр, сидят в креслах-каталках. Медсестра ставит виниловую пластинку, и гомон прекращается. Из граммофона с трескающимся звуком раздается классическая музыка. Ксандр узнает «К Элизе» Бетховена и сердце его трогает.
В выходные им ставят балладу, и дети хором начинают петь про Энни Лори [1].
«Весь мой мир соткан ею,
Её голосом тихим и мягким».
Слышит Ксандр. И чувствует слезы на щеках.
Мальчику становится лучше. Он начинает реагировать на окружение, крутить головой, переводить взгляд. Ему больше не нужна коляска. Он теперь сам ест, пьет, но временами ему нужна помощь с пуговицами на рубашке. Иногда он выдавливает из себя «да» и «нет». Ксандр осматривает лечебницу новым взглядом, будто не пробыл здесь несколько месяцев.
Начинается второй круг обследования. Ему задают сотни вопросов, дают кучи тестов. У него спрашивают, какое из перечисленных чувств он испытывает больше всего. Как бы он описал свои отношения с другими детьми. Что ему нравится. Ксандр пишет «тесты» на вопрос «что доставляет вам больше всего неудобств?».
Дают задачи по арифметике. Ксандру тяжело и он начинает нервничать, потому что раньше у него не было проблем с цифрами. Тогда ему дают другие задания, он ищет различия между картинками, запоминает последовательность цифр и разгадывает загадки.
Его снова просят что-то нарисовать. У Ксандра никогда душа не лежала к творчеству, поэтому какое-то время он сидит перед пустым листом и не двигается. Подумав какое-то время, он несмело берет в руку мелок. Ксандр рисует солнце и небо. И двух птиц. И деревья. Доктор Торн внимательно рассматривает рисунок, и делает пометки у себя в записях.
В один день в лечебнице происходит переполох. Ксандр сидит в холле с другими детьми и читает «Приключения Робина Гуда». Из кабинета доктора Торна быстрым шагом выходят несколько человек. Они одеты в строгие костюмы, в руках толстые папки с бумагами. Их возглавляет женщина с высокой аккуратной прической, она стремительно идет в сторону детей.
Доктор Торн вылетает из своего кабинета за ними. Он кричит им что-то вслед и пытается остановить. Обгоняет их и закрывает собой детей.
— Прекратите это, мисс Олдридж. Возьмите себя в руки и наберитесь терпения. И не пугайте моих пациентов.
— Но доктор Торн… — Женщина выглядит возмущенной.
— Разговор окончен.
Незнакомцы стоят еще какое-то время, оглядывают детей за спиной доктора. Они уходят, и доктор ждет, когда они полностью скроются из помещения. Доктор Торн оборачивается к детям к его взгляд смягчается. Он пробегается взглядом по каждому и задерживается на Ксандре чуть дольше. Мужчина успокаивает их и уходит. Стэнхоуп утыкается обратно в книжку и читает о ведьме с водопада.
Так пролетает целый сезон. Ксандр учится быть обычным ребенком, привыкает больше говорить, начинает улыбаться. Ходит на групповые занятия, общается с детьми.
Кабинет доктора Торна небольшой, но светлый. Он уставлен шкафами с документами, но некоторые папки все равно лежат на тумбочках и столешницах. На стене за письменным столом множество картин с пейзажами. Ксандру больше всего нравится тот, что с морем. В углу скульптура грациозной лошади из бронзы отбрасывает солнечных зайчиков. За окном полотно желтых листьев устилает деревья.
Мальчик сидит в глубоком мягком кресле бордового цвета.
— Александр, я позвал тебя для одного разговора. Он может тебе показаться непростым, и, если ты вдруг почувствуешь, что хочешь прекратить беседу, сообщи мне. — Доктор Торн сидит перед ним за столом. Ксандр напрягается и заранее знает, о чем пойдет речь.
В его лечении важно было вспоминать момент трагедии. Он учился жить с осознанием того, что родителей больше нет. И более того их не стало у него на глазах, и произошло это кошмарным образом. Первые беседы заканчивались ничем — у Ксандра начиналась паника. Он задыхался, кричал. Тогда они учились справляться с приступами паники. Доктор Торн рассказывал, как правильно дышать, как концентрироваться на предметах вокруг.
Они встречаются, начинают говорить, и Ксандр урывками, до момента, пока его опять не захлестнёт страх, рассказывает о своем прошлом. Мужчина не спрашивает одно и то же по несколько раз, и мальчик ему благодарен. В итоге доктор Торн по крупицам собирает историю трагедии. Он знает, что произошло, и теперь может продолжить терапию Ксандра более глубоко.
Доктор Торн учит мальчика принимать тот факт, что утрата произошла. Учит жить с потерей дальше. Ксандр не чувствует больших успехов в этом. Да, он впервые за долгое время берет фамильное кольцо в руки. Оно ему все так же велико. Он даже теперь может сказать, что его родители погибли, и через секунду не впадать в агонию ужаса своего разума. Но мальчик по-прежнему начинает задыхаться и плакать, опустившись в памяти в тот день чуть глубже, чуть подробнее вспоминая детали.
Ксандр сцепляет руки в замок и кивает. Он морально готовится к худшему.
— Как ты, наверное, помнишь, недавно к нам приходили люди, — начинает доктор издалека. — Они, должно быть, привлекли некоторое внимание, да? — Он мягко улыбается, морщинки обрамляют его глаза.
Вспоминается случай в холле. Стэнхоуп кивает.
— Они работают в правительстве, в структурном подразделении, связанным с… — доктор опускает взгляд в стол, подбирая наиболее удачное слово, — необычными чрезвычайными ситуациями.
Мальчик непонимающе моргает. Он не понимает, куда ведет нить разговора и как с этим связан Ксандр.
— Эти люди интересовались трагедией, которая произошла с твоей семьей, Александр.
— Почему? — Мальчик подает голос.
— Пожар, случившийся в тот день, начался загадочным образом. Не вспоминай, если тебе тяжело, — предупреждает доктор.
Ксандр не вспоминает. Он отгораживается от картин прошлого. И ждет, когда доктор продолжит. Но мужчина молчит. Он встает из-за стола, обходит его и садится в соседнее с Ксандром кресло.
— Люди из правительства считают, что ты можешь помочь им узнать ответ на этот вопрос. Они провели расследование, и они считают, что в тот день были замешаны… необычайные силы, — доктор говорит медленно, тщательно подбирая слова.
У Ксандра в голове каша. Он пытается вникнуть в беседу. Ему интересно, почему заинтересовал таких важных людей, но вспоминать детали того дня он не хочет.
Доктор поднимает взгляд на картины на стене, но не рассматривает их, глядит будто бы сквозь. Через какое-то время вновь смотрит на Ксандра. Взгляд мягкий, оберегающий.
— Помнишь, во время твоих приступов иногда происходят странные вещи?
Мальчик качает головой. Во время приступов он ничего не помнит. Сами приступы тоже будто бы стираются из его памяти, оставляя на сердце черный вязкий отпечаток, который проходит только со временем.
— Предметы падают с полок, разбиваются стаканы… — Объясняет доктор. Он тянет его к отгадке, не спеша, стараясь не напугать.
Ксандр думает об этом, но не может вспомнить. Он напряженно смотрит на доктора и не двигается.
— Такое происходит при эмоциональном скачке. Когда ты испытываешь потрясение, твой организм не справляется и происходит выброс… магии.
— Магии? — Ксандр думает, что что-то не так. Он думает, может, он что-то не так понял или не расслышал. Доктор выглядит крайне серьезным.
— У меня есть все основания полагать, что ты волшебник, Александр, — говорит он. И через секунду будто бы раскладывает ему подушки безопасности: — Это может звучать странно, я знаю. Если тебе нужно время, чтобы свыкнуться с информацией, скажи мне.
— Я не понимаю, доктор… — Ксандр озадачен. Волшебник? Магия? Мальчик на секунду сомневается в разумности происходящего. Доктор всерьез говорит о таких вещах? Ксандр вспоминает сборник восточных сказок, которые нашел в холле лечебницы совсем недавно. Ведь не может быть описанное там волшебство быть правдой? Это же сказки…
— Обычно у детей-волшебников магические способности проявляются в 6-7 лет, но бывают исключения.
Ксандр не верит. Он начинает думать, что это странная шутка от доктора, хотя тот не часто шутит.
— Если ты не против, я могу продемонстрировать.
Мальчик оживляется и активно кивает. Садится в кресле удобнее и наклоняется вперед.
Доктор достает из внутреннего кармана врачебного халата тонкую палочку из темной древесины. Ее вид Ксандра настораживает, но он не может понять, почему. Мужчина взмахивает ею, и из палочки вырывается желтое свечение.
Ксандр узнает предмет, который держали люди, убившие его родителей. Его начинает трясти. Звон в ушах оглушает. Воздуха начинает не хватать, Ксандр задыхается. Предметы в комнате резонируют, мелко трясутся и шумят. Мальчик вскакивает с кресла, отбегает в другой конец комнаты, садится у стены и кричит. Когда доктор прячет палочку, подбегает к мальчику и начинает его успокаивать, у Ксандра из глаз льются слезы.
Больше они не говорят о магии.
Примечание
- https://www.youtube.com/watch?v=SCMSHRGY0ak