Реализм

Предисловие от автора

      Казалось бы, ну уж его-то название не должно вызывать разночтений! Но не тут-то было.

      Что только люди не понимают под реализмом! В этот раз начнём обсуждение именно с этого. Отчасти я основываюсь на своём личном опыте, отчасти на опросах и на наблюдениях.

            Основным источником теории на этот раз стали порталы Справочник и Автор24 и общеобразовательный журнал «Сезоны года».

            

Вступление

      Итак, что же ожидают увидеть в произведении, где среди жанров заявлен реализм:

      ✽ бытовые подробности: как герои ходят мыться, есть, спать, в туалет и так далее. Чем больше деталей — тем лучше, можно даже вплоть до того, как герой ножкой дёргает во сне и ковыряется в ухе;

      ✽ неприглядные стороны жизни: наркоманию, алкоголизм, беспорядочные половые связи и прочее, потому что «се ля ви», как говорят французы и пел Меладзе. На причинах таких ожиданий останавливаться не будем — для этого есть психологи;

      ✽ всяческого рода жесть: кровькишкимясо, убийства, изнасилования;

      ✽ плохую концовку и в целом состояние тлена, печали и безысходности.

      

      Гораздо реже можно встретить следующее:

      ✽ отсутствие невероятно везучего героя, который в огне не горит и в воде не тонет;

      ✽ отсутствие нереальных ситуаций вроде «пришёл-увидел-полюбил-женился за 5 минут» или «герой умирает, но успевает рассказать всё о жизни своей, бабушки семиюродного шурина по линии пятиюродного свояка, а также прочесть лекцию на тему «Как правильно убивать таким видом оружия»;

      ✽ максимально приближенный к жизни финал, без хэппи— или бэд-энда на пустом месте.

      Что же, какие бывают ожидания, мы выяснили, и теперь, кажется, время поговорить о том, как дело обстоит в реальности. Но прежде мы немного коснёмся предыстории.

           

Откуда ты взялся?

      В прошлый раз мы говорили о романтизме, родившемся из сентиментализма, появившегося, в свою очередь, в противовес к классицизму.

      Итак, романтизм ставит во главу угла непохожего на окружающих героя-одиночку, борющегося с собой/миром/обстоятельствами/природой/etc., и конфликт идеала с действительностью. Ещё одним важным моментом является время и место действия — действие, как правило, разворачивается в прошлом и/или в экзотическом месте.

      Но в 30-х годах XIX века авторы почувствовали, что не должны мечтать о каких-то волшебных мирах, когда вокруг мир настоящий и совсем не идеальный. Так появился реализм.

            

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, целью которого является правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.

       Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом.

      Реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону.

      Реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е годы XIX столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.

      

Основные черты

      ✽ Реализм направлен на показ читателю окружающей его реальности. Часто — в ироничной форме или акцентируя внимание на каких-либо «неправильных», на взгляд автора деталей, помогая увидеть действительность без прикрас или «розовых» очков. Попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

      ✽ Реализм в зарубежной литературе зачастую поднимает в своих произведениях остросоциальные проблемы: проблема лжи, предательства, любви и многие другие, то есть, «вечные» и потому — всегда актуальные.

      ✽ Во многих реалистических произведениях зарубежной литературы присутствует ироническое упоминание государства как такового, критика существующей власти или ее политики. Так, очень часто выходило, что подобные произведения были запрещены из-за тщательного контроля государства над литературой.

      ✽ Реализм пришел на смену романтизму, однако, не может являться его подобием. Напротив, эти понятия антонимичны: романтизм романтизировал, приукрашивал и гиперболизировал действительность, а реализмпоказывал ее такой, какой она была для обычного человека.

      ✽ Герои реализма — совершенно разные люди. Это может быть человек с плохим характером или с хорошим, бедный или богатый, образованный или глупый. Они совершают открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа. В позднем реализме возникло сатирическое его направление, высмеивающее пороки человека или общества в целом.

      ✽ Идеи реализма основываются на различных философских убеждениях и идеях. В этом писателям-реалистам зачастую помогают философские учения времен античности, а также принципы литературы, основанные в эпоху Возрождения.

      

Романтические черты в реализме

      ✽ культ экзотики (например, в новеллах Мериме «Таманго», «Кармен», «Маттео Фальконе»);

      ✽ изображение ярких индивидуальностей и сильных страстей (Стендаль «Красное и черное», «Ванина Ванини»);

      ✽ пристрастие к авантюрным сюжетам, использование элементов фантастики (Мериме «Венера Ильская», Бальзак «Шагреневая кожа»);

      ✽ четкое разделение героев на положительных и отрицательных (произведения Диккенса). Положительные герои являются носителями идеалов автора.

      Таким образом, реализм первого периода и романтизм имеют сложную «родственную» связь, которая проявляется в наследовании приемов и мотивов, присущих романтизму.

      Реалисты второй половины XIX века упрекали своих предшественников в остаточном романтизме. Романтическая традиция достаточно ярко представлена в произведениях Мериме, Бальзака, Стендаля. Например, Стендаля называли «последним гусаром романтизма».

            

О чём ты?

      Для литературы 1830-1840-х годов характерна любовь к XIX веку. Например, эта любовь особенно ярко выражается в произведениях Бальзака и Стендаля, которые не переставали удивляться его динамизму, неисчерпаемости энергии, многообразию. Это вывело черты героев первого этапа реализма: деятельных, с изобретательным умом, не боявшихся столкновения с негативными обстоятельствами. Во многом, эти герои связаны с эпохой Наполеона, но при этом вырабатывали свою стратегию общественного и личного поведения.

      С 50-х годов XIX века начинается новый этап в развитии реализма. Появляется совершенно новый подход к изображению героя и окружающего его общества. Нравственная, политическая, социальная атмосфера, сложившаяся во второй половине XIX века, заставила писателей обратиться к изучению человека, который не является героем, но в его характере и судьбе происходит преломление основных примет эпохи. Они выражаются не в каком-то крупном деянии, масштабном поступке или бушующей страсти. Не в масштабном конфликте или противостоянии (психологическом или социальном). Не в личности, доведенной до предела, — а в самой обыденной, будничной жизни.

      Главная особенность реализма этой эпохи — сосредоточение на изображении человека и его характера, а не обстоятельств. При этом обстоятельства не исчезают. Но их взаимодействие с характером имеет другое качество: обстоятельства уже не самостоятельны, они зависят от характера героя. Эстетическая обстановка критического реализма — объективность воспроизводимого. Писатели ищут способы сближения литературного миропонимания и научного знания.

            

Кто отметился?

      Главным основоположником русского реализма в XIX веке является Александр Сергеевич Пушкин.

      Напряженная социально-политическая обстановка в России при Николае I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»:

      ✽ И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»);

      ✽ Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»);

      ✽ А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»);

      ✽ И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»);

      ✽ А.С. Грибоедова («Горе от ума»);

      ✽ Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»);

      ✽ А.П. Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

      

      Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы середины XIX века связывают с произведениями:

      ✽ Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана, Мериме во Франции;

      ✽ Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — в Англии;

      ✽ поэзия Гейне и других революционных поэтов — в Германии.

            

Что принесло ХХ столетие?

      Реализм начала ХХ века — это социальные явления реальной жизни, описание социальной мотивации человеческого характера, раскрытие психологии личности, судьбы искусства. Основная модель художественной реальности — философские идеи. В первую очередь, автор делает акцент на интеллектуально-активное восприятие произведения, и только потом — на эмоциональное.

      В произведениях авторов-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скотта Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»). Появляется особый интерес к внутреннему миру человека.

      Попытки отобразить сознательные и неосознанные моменты жизни человека синтезируют новый литературный прием, близкий к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю. О’Нила).

      Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

      Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы. Это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце XIX — начале XX века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эриха Марии Ремарка.

            

Реализм как направление продолжает существовать в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.