Глава 1

Лучи утреннего солнца пробивались сквозь каменное кружево потолка и стен, бликами плясали на темной глади бассейна, изредка освещая плавающих в нем рыбок. Красивый у Айре тронный зал, впрочем, как и всё, что мне довелось увидеть в этом клане. Мне очень нравятся вьющиеся по стенам темно-зеленые растения с резными листьями, бледные цветы, испускающие тонкий сладко-свежий аромат, нравится едва слышный шелест воды, стекающей по замшелым камням от самого потолка до бассейна. Редкие вкрапления крошечных цветных витражей на потолке вызывают детский восторг, тоже такие хочу, только в моем исполнении они будут выглядеть нелепо. Витражи! Их при предыдущем главе точно не было, как и цветов, но сомневаюсь, что они – идея Айре, не вяжутся с его строгим обликом. Почему у меня, за все годы моего правления, так и не получилось создать хоть сколько-нибудь приличный тронный зал? Наверное, потому, что никому он не нужен, нет смысла пыль в глаза пускать, да и некому, честно признаться. Клан мой настолько беден, что ни изысков, ни гостей из приличных кланов, подобных клану Айре Наянс у нас не бывает. Из старых, еще юношеских приятелей, редко кто заглядывает, но выпендриваться перед ними смысла еще меньше, чем перед посторонними, они обо мне и так всё знают.

Я посмотрел в бассейн на отражение Айре. Вода в этом месте почти не рябит и темная как зеркало, очень удобно для незаметного взгляда. Всё ещё размышляет, не привык к таким нетривиальным задачкам. Молод, и по возрасту, и как глава. Молод возмутительно. Я, правда, в свое время был абсурдно молодым главой, но на то и причины весомые были. Айре...

Ладно, должно же быть у главы хоть что-то возмутительное, возраст – не самая плохая черта. К тому же исправляется быстро и сама собой. Я к его возрасту успел не только стать главой, но и выгореть на этой должности, и пару раз удрать гулять по другим мирам, и добить остатки иерархии в собственном клане, потрясти устои, традиции и прочую муру. А заодно заработать межклановую репутацию двинутого на всю голову. И вот сижу сейчас у его ног, седой, в потрепанной одежде, словно не глава, а какой-то бродяга. Может, стоило хоть немного поприличнее одеться? Не на жалость же я давлю, а на любопытство.

Раньше я видел его только на приемах, в официальном белом, с клановым сочетанием золотого и синего, сейчас вот тоже. Он и в семейном кругу так официален или специально для меня принарядился? Или я нечаянно попал на какое-то собрание и теперь отвлекаю его от дел? Зашит в официоз по самое не балуйся, как его не тяготит? Или тяготит, но воспитание этого показать не позволяет?

«Весь в белом», у людей, во всяком случае, в одном мире, у русских, есть такое выражение. Что именно оно означает, я так и не понял, но уловил оттенок иронии и язвительности в адрес того, который весь в белом и считает себя от этого выше других по положению (или считает себя в белом, потому что выше, я так и не вкурил в тонкости языка). У нас быть в белом означает не принадлежать никому и ничему. Быть вне. Независимым? Нет, пожалуй. Надо всеми возвышаться? Тоже нет. Быть неприкаянным? Наверное. Тонкий момент. Быть в белом – быть без клана, без семьи. Малюсенькая деталь – клановые полосы – кардинально меняет картину. На все ритуальные, протокольные и что там еще эти любители формальностей придумают случаи – белое с клановыми полосами. А если полосы можно увидеть не дальше, чем с пары шагов, то это признак высокого положения. Над своим кланом, надо полагать. Я на это забиваю по возможности, за что родные меня дружно ругают: «нельзя, чтоб глава клана выглядел как представитель младшей ветви, или хуже того, бродяга без клана», а коллеги по положению каждый раз впадают в ступор и, тоже человеческое слово, баттхёрт, отчего мне хочется придумать что-нибудь еще более возмутительное. Я даже некоторое время ходил в фенечках и растачках, пока взбешенная Ниорэ не срезала их, когда я спал. Дождалась, пока напьюсь, и сон утратит чуткость… Сережку снять у нее не получилось, там замок тугой и мудреный, а ухо она не стала трогать, надо полагать исключительно потому, что глава клана с оторванным ухом выглядит еще менее представительно, чем глава с сережкой.

Айре заработал репутацию серьезного, здравомыслящего и прочая, прочая, достойного преемника череды предыдущих достойных глав. Скукота. Впрочем, сколько он правит? Года три? Четыре? Небось, ещё под плотным контролем старейшин и наставников, это у меня была почти полная свобода. Кстати о наставниках. Почему я о них не подумал? Они могут мне все сорвать. И почему я даже не в курсе, кто они? Всякому экспромту есть предел, моя пустоголовость когда-нибудь меня погубит. Собственно, за этим я сюда и прилетел. Губить пустую голову экспромтом.

  Я опять вгляделся в отражение. Прошло уже не меньше получаса, становится скучновато. Интересно, какого цвета его глаза? Какая мне разница? А чем ещё заниматься, какое-никакое, а развлечение. Не тёмные. Я напряг память. Столько раз разговаривали на приёмах, а не помню. Волосы до лопаток, очень тёмные, но не черные, густая блестящая грива. Сегодня, кстати… примятая что ли? Менее официальная? Но не мог же я его из постели вытащить, не настолько я рано заявился! А глаза? Не ярко-синие, как у меня, я бы заметил. Зеленые как у Эсти? Золотые как у Шеал? Нет, какого-то нейтрального цвета, значит, серо-синие или серо-зеленые. Если серо-синие, я выиграл, если серо-зеленые – выиграл мой внутренний голос. Один из.

  Золотой карасик тронул поверхность воды, и отражения пошли рябью.

  — В кланах говорят: «Увидев Элу, нужно немедленно воскликнуть «О! Элу!», иначе быть беде», — Айре закончил мыслительный процесс; я повернул голову и присмотрелся. Просто серые. Оба выиграли. А на что мы спорили?

  — А ты почему не воскликнул? Это не по протоколу?

  — Я сказал: «О, Элу, что привело тебя в нашу скромную обитель?», — педантично напомнил Айре.

  Я кивнул с серьезным видом:

  — Будем надеяться, сработает.

  — Ты всегда отличался эксцентричностью, но сегодня.… Твоё прошение – полное безумие. — «Идиотизм! — так и слышатся его невысказанные мысли. — Элу окончательно сошел с ума, а клан почему-то его не изолировал».

  — Но ты не выставляешь меня за порог, — улыбнулся я.

  — Я всегда успею это сделать, — улыбнулся он в ответ. 

  Я кивнул, соглашаясь. Всё, что я хотел сказать – уже сказал, весь запас безумия на сегодня озвучил… А ведь ещё только утро…

  — А день так хорошо начинался, — пробормотал Айре. Видимо, есть в нас что-то общее. — Сайфе! Разместите высокого гостя со всем уважением к нему и к клану Элу Кассиль.

Из-за спинки трона текущей походкой воина выскользнул Сайфе, неотъемлемое приложение к Айре. Хотя, глядя на них рядом, кто из них телохранитель, а кто глава, понятно только по цвету одежды: Сайфе, как представитель младшей ветви, носит светло-бежевое. Оба оставляют впечатление хищников, сытых и ухоженных, но от этого не менее опасных, только Айре похож на кошачьего, из тех, кто охотится из засады, терпеливо выжидая единственно верный момент, а Сайфе поджарый, словно привыкший долго преследовать добычу волк. И на главу он похож больше, хотя бы потому, что старше, раза в два.

   — Следуйте за мной, Светлый, — Сайфе неуловимо перетек из режима «телохранитель» в режим «дворецкий». Айре слушают беспрекословно, а ведь Сайфе ему от предыдущего главы достался. Если б я попросил, а тем более приказал такое Ниорэ… Впрочем, она бы тоже послушалась, чтобы без помех приклеиться к гостю, но перед этим пожелала мне скоропостижно скончаться до её возвращения… И наличие посторонних её бы не смутило, скорее наоборот…

  Я одарил Айре ещё одной безмятежной улыбкой и пошел за Сайфе. Пока от меня ничего не зависит, следует подробнее продумать варианты своего поведения и возможную реакцию Айре. Как бы действовал я, окажись на его месте? Не знаю. И не хочу знать. Я-Элу и я-глава регулярно ссоримся, а по такому поводу и вовсе бы развелись с разделом имущества. Всякой эксцентричности есть предел, и, свались Айре на меня, с тем же, о чём я попросил его… Скорее всего, я-глава, мысленно подпрыгивая от восторга, выдал бы Айре его клану вместе с нашим разговором. И у клана произошла бы смена власти. А если Айре так и сделает? Нет! Не сейчас! Я почувствовал легкую панику, но её удалось быстро заглушить. Ещё ничего страшного не случилось, всё идёт по плану… план идёт по кругу…

  В покоях, куда привёл меня Сайфе, не было ни намёка на уважение к клану Элу, зато отчётливо проступало внимание ко мне, его безумному главе. Порхающие над цветами бабочки, бассейн, больше похожий на озерцо, песок, сияющий в солнечном свете – мой любимый вариант интерьера. Конечно, мои вкусы не являются тайной, скорей – анекдотом, но не мог же Айре предположить, что я приду к нему жить! Или он уже договорился с Тайне Айре?* И (страшно даже подумать) его пожелания Истинный Тайне выполняет так же быстро и чётко, как подчинённые? А ведь Айре сильно не дотягивает до высшего мага, максимум – уверенный средний. Так выдрессировать Истинный Тайне, будучи средним? Куда я сунулся?! Буду надеяться, он просто приказал кому-то высшему… А в этом клане такой есть? Вроде нет… Да уж, подготовился я к визиту…

 

*Истинный Тайне — негуманоидная форма жизни, жильё клана. Клан, как и сам Истинный Тайне, в обиходе называют либо по имени главы-основателя (она же фамилия клана), либо по имени текущего главы, либо обоими именами сразу. Клан Айре Наянс, клан Элу Кассиль.

 

   Оставшись один, сбросил одежду и нырнул в озеро. Глубже. До дна. Мне слишком рано пришлось принять власть, и слишком быстро она надоела. А ведь я мечтал о ней. Делал что мог. И получил ее, потеряв всё. Я не жалею, я горжусь собой-главой, я много сделал, но… Но сбросить власть, подобно одежде, нельзя, глава остаётся главой до конца, до смерти. А вот жизнь… Жизнь – другое. Она куда интереснее и от того, что так редко удаётся ею насладиться, становится еще ценнее. Еще немного поплавав, я растянулся на песке. Хорошо-то как… Так хорошо, что аж страшно.

  — Тебе понравились твои покои? — Вопрос прозвучал неожиданно, видимо, я всё же уснул. Открыв глаза, я посмотрел на Айре. Лицо старательно-бесстрастное, не ожидал увидеть меня спящим голым на песке, а уходить, смутившись, посчитал ниже собственного достоинства. Интересно, ему удобно так разговаривать? Мне – удобно, вставать и одеваться – лениво, я безумно устал, вся авантюра с поселением у Айре от идеи до осуществления заняла почти сутки… Ах, да, он же вопрос мне задал…

  — Великолепно! — искренне восхитился я, — Но ты же не мог знать, что я отколю такой номер?

  — А что, если я это спланировал? — отвечает серьёзно, садясь рядом, прямо на песок, в своих белоснежных одеяниях. Мне бы Эва голову открутила за такое, именно она заведует стиркой. Стиральная машина с ветряком ее задобрили, конечно, но не настолько. Зато Эва единственная, кого не раздражает моя поношенная одежда невнятного цвета.

Я заложил руки за голову, всем своим видом демонстрируя беззаботность, идет любимая игра всех глав кланов, «разгадай планы коллеги». Айре свой ход сделал, моя очередь. Нельзя сказать, что Айре массивный. Высокий, но вряд ли выше меня. Сильно шире в кости, но ровно настолько, чтоб оставаться стройным… но почему-то кажется, он занимает куда больше пространства, чем на самом деле. Особенно сейчас, когда смотрю на него снизу вверх.

  — Тогда ты ещё безумнее меня! Но вот твой коварный план свершился, глава Элу в твоей власти. Об одном прошу: объясни, зачем тебе столь сомнительное удовольствие?

  Лицо Айре вытянулось:

  — Вот и я хотел бы это знать. Скажи, что бы ты сделал на моём месте?

  Ушёл от ответа, отметил я про себя, а вслух сказал то, о чем уже подумал несколько раз:

  — Сдал бы в родной клан. Зачем мне ещё один безумец?

  — По крайней мере, честно. Но что, если я последую твоему совету?

  — Буду взывать к милосердию. Или ссылаться на право доверившегося. Или ещё что-нибудь в таком роде. Выбор у меня небольшой.

  — Почему ты пришёл ко мне, а не к кому другому? И почему решил оставить клан?

  Этот вопрос опасен. Ложь Айре почувствует, правда ему не понравится. Хотя, иногда говорить правду забавнее… если ситуация позволяет… Не буду рисковать.

  — Позволь не отвечать. Я не готов к такой степени открытости.

  Айре задумчиво посмотрел на меня. Озадачен и пытается понять, что за выгода мне от его гостеприимства. Я жмурился, наблюдая игру бликов на потолке. Хорошо быть безумным. А безумным главой клана – ещё и интересно.

  — Твоё появление у меня уже широко обсуждается. Главы союзных кланов терзают меня и клан Элу в поисках мотивов твоего поведения.

То ли я долго спал, то ли в самом деле отвлёк его от дел, у него и помимо меня сегодня гости были. Не мог же я заявиться в день приёма? Или мог? С моим везением – запросто!

  — И что ты им отвечаешь?

  — Я воздерживаюсь от комментариев. А твоя телохранитель Ниорэ пополнила коллекцию анекдотов про Элу: «Разумен ли Элу? А вы сами-то как думаете? Я – с трудом...».

  Ниорэ в своём репертуаре, достойная ученица.

  — Пикантная ситуация. Забавный юридический казус. Без меня вам было бы скучно.

  — Да уж, — старательно хмурится Айре, но его тоже тянет улыбнуться. — Попросив у меня защиты, ты стал моим гостем. А твой клан, получается, младшей ветвью моего?

  — Я попросил защиты как вольный, — я повесил картинку* – смеющуюся рожицу. Маленькая хитрость удалась. Всё же, Айре ещё слишком молод, чтобы сразу просекать такие тонкости. — Так что клан Элу остался тем, чем был, но без Элу. Чтобы выбрать нового главу, им придётся меня убить, но так, чтобы тебя никто не мог обвинить, ведь это война, которую мой клан не выдержит. И в открытую сделать не смогут, ты меня защитишь.

 

*магическое изображение

 

— А ещё, — подхватил Айре, — твои не вправе напасть на мой клан, давший приют их главе. Скажи, чем они тебе не угодили?

  — Им полезно, — пожал плечами. — И мне интересно при жизни понаблюдать раздел власти.

  Айре тоже повесил картинку, карту шута. Почти во всех колодах, что я видел, шута рисовали похожим на меня.

  — Рано или поздно они в открытую, при свидетелях, потребуют твоей выдачи. И я тебя выдам. Хоть ты и просил защиты как вольный, ты всё равно глава, и не имеешь право ошиваться в гостях, когда твой клан прямо зовет тебя домой.

— Вот когда до них это дойдет, тогда и буду паниковать.

— Мне пора. Пришлю Дианору, самая полезная наша тайне. Если что-то понадобится – обращайся к ней, только, будь добр, не в таком виде. Скажу Сайфе, чтоб сопровождал тебя, если захочешь прогуляться по территории клана. Куда не надо он тебя не пустит, но, я надеюсь, ты сам не станешь злоупотреблять моим гостеприимством.

  Я кивнул. Сегодня буду вести себя хорошо, а там видно будет. И, конечно же, исследую всё, что смогу. Пора начинать знакомство с кланом. Оделся, чтоб не смущать девушку.