Слой III. Гнилое сердце. Техномагия — сила

Почему мы едим пироги?

Не ради одного только теста — уж точно. Нет, конечно, никто не спорит: оно — важная составляющая блюда. А в мире явно найдётся не одна тысяча людей, которые и сырое тесто жуют, пока готовят. Да и «пустые» булочки многие едят с удовольствием. Но пирог — явление такое… комплексное. И уже на концептуальном уровне предполагает, что тесто в нём — далеко не самое главное.

Тогда — начинка? Возможность ещё раз попробовать любимые продукты, запакованные в удобную форму? Хм… это уже ближе, но всё ещё — недостаточно. Сами подумайте. Человек ведь может любить шпроты, сырокопчёную колбасу, ананасы и мёд. Однако намешай всё это в одну кучу, заверни в самое лучшее тесто, пропеки в духовке и предложи ему. Что, неужели — съест? Вряд ли. Тут мало того, что рискуешь несварение в итоге получить, так ведь ещё и удовольствия никакого в процессе не будет. Потому что у подобного блюда будет, мягко говоря, специфический вкус…

О. Вот же оно. Вкус.

Мы едим пироги, потому что нам нравится их вкус. И именно желание добиться нужных ощущений на языке определяет состав выбранного блюда. Что на, так сказать, глобальном уровне — ведь в сладкий пирог солёную колбасу и другие копчёности крошить никто не будет. Что в пределах одного базового рецепта, добавляя к начинке и тесту разные специи и дополнительные ингредиенты.

Ура, разобрались!

Здорово. Классно. Замечательно.

Так, а при чём тут фанфики?..

Да всё при том же. Фанфик — как, собственно, и любое другое серьёзное художественное произведение — рождается из того, что Роберт Макки назвал «управляющей идеей». Формируется вокруг неё, живёт ею, передаёт её своим читателям — и привлекает их к себе ею же.

Если вы нашли управляющую идею, относитесь к ней с уважением. Никогда не позволяйте себе думать: «Это всего лишь развлечение». Что такое, в конце концов, «развлечение»? Ритуал, во время которого люди сидят в темном зале, вглядываются в экран и затрачивают огромную энергию на то, что, как они надеются, станет осмысленным и полезным эмоциональным опытом. Любой фильм, привлекающий внимание, удерживающий его и оправдывающий участие в этом ритуале, — развлечение. Любая история, будь то «Волшебник страны Оз» или «400 ударов», «Сладкая жизнь» или «Белоснежка и три бездельника», не может быть «простой и бесхитростной». Все логически выстроенные истории выражают идею, скрытую внутри эмоционального заклинания.

Идея — это вкус пирога произведения. Точнее даже было бы назвать это «идеологией» или «идейной структурой» — ведь мы сейчас говорим не о какой-то одной конкретной мысли, а обо всём комплексе разнообразных ощущений, рождающихся на «языке разума» после просмотра фильма или прочтения текста. Но «идея» — слово короткое и звонкое, для наших задач подходящее. Так что — пускай будет оно.

В отличие от языка или сюжета, идею произведения — как и вкус пирога — нельзя назвать прямо-таки «слоем». Она — во всём, и она — везде. В словах, которые выбирают авторы для описания происходящего на страницах фанфика. В сюжетных событиях, что подтверждают или опровергают жизнеспособность тех или иных взглядов на мир. В деталях сеттинга, образах персонажей, отдельных их мыслях… каждый компонент произведения работает на то, чтобы в итоге сформировать индивидуальный и неповторимый вкус.

Конечно, судить об идее любого произведения однозначно и полноценно можно только после того, как оно будет закончено. «Реванш» законченным произведением не является, у его авторов, как говорится, планов громадьё. Но сейчас написано и опубликовано больше четырёх с половиной сотен страниц этой истории. Пирог не просто в печи и готовится — весьма большой его кусок сервирован и подан к столу. Во всей полноте вкус оценить пока нельзя. Но выделить отдельные, самые сильные составляющие при желании можно уже сейчас. А ощущения сладкого теста, чуть кисловатых печёных яблок и ноток корицы на языке — достаточно, чтобы распознать в еде умело приготовленную шарлотку…

К сожалению, авторы «Реванша» явно готовят что-то другое.

Техномагия — сила

Доказывать то, что в «Реванше» магическое общество Роулинг мешается с грязью — занятие пустое. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать несколько глав первого тома фанфика. Ни развитой банковской системы, ни серьёзной системы образовательной, социальная несправедливость и тупоумие во все поля… собственно, на идее нежизнеспособности волшебного сообщества весь фанфик и строится. И педалируется авторами эта нежизнеспособность с большим наслаждением, чем дальше — тем больше. Но за социум мы ещё немного поговорим потом. Сейчас нас больше интересует то, что стало причиной его появления.

Магия.

Магия у Роулинг представлена весьма разнообразно. Что крайне удобно для авторов фанфиков — ведь её можно дополнять как душе угодно. С двумя лишь оговорками.

Во-первых, нововведения не должны противоречить уже установленной каноном системе — иначе начнёт разваливаться внутренняя логика работы мира. Наиболее яркий пример такого — сериал «Властелин колец. Кольца власти» от Amazon. Который позиционируется как часть мира Толкиена, но по факту — ему противоречит. И из последствий этого — не только гнев фанатов, недовольных, что у гномих нет бород, но ещё и обрушение структуры произведения вместе с его драматургией.

Во-вторых, нововведения сами по себе должны быть непротиворечивы и разумно выстроены. Потому что «матчасть» фэнтезийного (или околофэнтезийного) мира, его система магии — это фундамент. На котором строится всё та же логика сюжета вместе с драматургией произведения в целом. Например, если сделать так, чтобы Сила в «Звёздных Войнах» реально не разделялась на Тьму и Свет, а выбор стороны напрямую не зависел от состояния души человека — то тогда сюжет фильмов и многих других произведений по вселенной теряет изрядную долю смысла. Зачем тренировать свой дух, выдержку, учиться справляться со своими эмоциями, если на кону не стоит ничего? И зачем зрителю переживать о том, поддастся Люк Скайуокер гневу — или нет?..

В общем, что совой об иву, что ивой об сову. Значение установленных правил мира нельзя недооценивать. Они придуманы не просто так, потому что прикольные — на них слишком многое завязано. Особенно когда магия мира является не некоей сугубо мистической силой — невидимым механизмом вселенной, воздействие которого проявляется в критические моменты. А частью повседневной жизни и основным «рабочим инструментом» для персонажей, как в мирных делах, так и на войне. И для «Реванша» значим в первую очередь именно второй аспект применения магии — как инструмента прямого конфликта. Такова природа этой истории: тут про восстания, революции и войны пишется, а не беззаботная повседневность.

У Роулинг арсенальчик для этого уже заготовлен неплохой — даром, что писала она не боевик. Причём речь идёт не только о заклинаниях, но и о всевозможных магических существах. Однако… к уже имеющемуся набору инструментов авторы фанфика относятся небрежно.

Вот возьмём хорошо известных всем дементоров. Что есть дементор по Роулинг?..

Дементоры — самые отвратительные существа на свете. Они живут там, где тьма и гниль, приносят уныние и гибель. Они отовсюду высасывают счастье, надежду, мир. Даже маглы чувствуют их присутствие, хотя и не видят их. Когда ты рядом с дементором, в тебе исчезают все добрые чувства и счастливые воспоминания. Это их пища. Они съедают все хорошее, что есть в человеке, и тот становится таким же, как они, воплощением зла. В нем остаются только самые страшные воспоминания. Если, конечно, это длится достаточно долго[50].

Внушительно, правда? По одним только описаниям из книг становится понятно, что в системе образов канона дементоры — это воплощённое отчаяние. Не смерть — то, что хуже смерти. Жизнь без надежды, без радости, без счастья… Но даже если забыть о символических значениях и рассматривать одни только факты, дементоры представляются штукой опасной донельзя.

Сами по себе, они по классификации относятся к «нечеловеческим духовным явлениям» иначе называемым «несуществами». Категории созданий, схожих с привидениями, но никогда не бывших живыми, и о природе которых даже самим магам достоверно известно очень мало[51].

Очевидно, что дементоры обладают собственным разумом. Достаточным для того, чтобы с ними возможно было общаться и заключать определённые соглашения. Но разум этот явно далёк от человеческого. Дементорами прежде всего остального движет их голод, и возможность его удовлетворить — единственное, что можно предложить этим созданиям, чтобы (на какое-то время) заручиться их покорностью. На этом строилась «верность» стражей Азкабана британскому Министерству Магии: вы поставляете нам еду — мы сидим в своей крепости[52]. И этим же — возможностью сменить существование впроголодь на трёхразовое питание — привлёк дементоров на свою сторону Волдеморт.

Дементоров нельзя убить или уничтожить — в привычном, прямом смысле. Они — порождения человеческих эмоций и ими же пользуются для поддержания своего существования. Ограничить рост их численности возможно, только лишив подходящей среды для «размножения» — мест, насквозь пропитанных отчаянием и страданиями. И вероятно, что лишив конкретного дементора подпитки на достаточно продолжительный срок — можно добиться его исчезновения. Однако уничтожить такое создание «здесь и сейчас» с помощью какого-то заклинания — невозможно. Роулинг на этот счёт высказывается однозначно. И именно этот фактор стал причиной появления Азкабана в том виде, в котором мы его знаем: обнаружившие заполненную дементорами крепость волшебники побоялись разрушать гнездо тварей, практически неуязвимых для магии. Цитируя Роулинг: единственное заклинание, эффективное против дементоров — это чары Патронуса[53]. С их помощью можно защититься от воздействия тварей и отогнать их. Но всё равно — не уничтожить.

Милые такие зверюшки, верно?..

На страницах «Реванша» лично дементоры ещё не появлялись. Однако в конце «первого тома» им было уделено достаточно внимания, чтобы заложить основу этого образа. Ну-ка, как там их подают?..[54]

…в местах особенно жестокой смерти, в местах особого скопления кошмара и ужаса, получившийся в результате сгусток страха и боли мог войти в мертвое тело, окутав его Тенью, спрятав Тьмой и создав таким образом полноценного дементора. Разумного, злобного, способного высасывать из людей радость, счастье, а, если повезёт, и души.

Марволо в задумчивости потёр подбородок. Иными словами, Реглан утверждал, что Стражи Азкабана, по сути, являются своеобразной модифицированной, улучшенной версией инферналов. Обладавшей собственным сознанием, возможностью к саморепликации и весьма специфическими способностями. Любопытно…

Как писал исследователь, первоначальную, «новорождённую» тварь можно было спокойно убить, разрушив физическую оболочку. Труп, в который вселилась «эссенция» и без которого — быстро развеивалась на ветру, истаивая. Но, если дементор набирался сил, если начинал поглощать положительные эмоции и, того хуже, души… Матёрую тварь, сожравшую не один десяток людей, не могло остановить даже Адское Пламя.

Уж не знал Реддл, как в итоге Реглану и его товарищам удалось заточить этих тварей, ограничив их свободу перемещения только Азкабаном. В книге, к сожалению, этот секрет описан не был. Только стандартные методы борьбы с этими тварями, которые были известны волшебникам и по сей день. В частности, Патронус. Ещё неплохо помогала окклюменция, не пропуская потустороннюю тварь к кормёжке. Опытные мастера ментальной магии даже могли окружать Стража Азкабана своеобразным окклюментным щитом, не давая тому пробиться к корму. Погружая его словно в эмоциональный вакуум — и тем самым контролируя. Правда, существовал определённый нюанс. Чем больше было дементоров, и чем больше они в своё время сожрали душ, тем сложнее было контролировать подобное.

О как… «инфернал 2.0». То есть, по сути своей — всё тот же гнилой трупешник, приводимый в движение магией. Опасный, да. И потенциально его не берёт даже Адское пламя (о, об этой штуке мы ещё поговорим!..) — но это сколько ещё ему людей сожрать для этого нужно! И даже на такого разжиревшего дементора управа есть, причём — не только в виде Патронуса. Так что в общем и целом — ничего такого хтонически ужасного. Всего лишь ещё одна тварь… которую может создать тёмный волшебник.

Однако внимание слизеринца привлекли не способы борьбы с этими тварями. Подобное он мог прочитать и в других книгах. Подобным могли овладеть и иные маги. Нет, чародея влекли способы сотворения дементоров. Том решительно перевернул страницу.

Изначальную субстанцию, сгусток отчаяния и страха, что являлся зародышем твари, можно было сотворить из заклинания, придуманного Регланом. По сути, это было сильно переработанной версией универсального заклинания страха. Подобное проклятие можно использовать для запугивания противников. Версию же Реглана — для материализации ужаса в материальном мире. А при наличии должного мертвеца — могло быть использовано и для создания дементоров, которые, в отличии от диких, изначально покорны воле своего творца. Как злобный, но верный пёс, который готов порвать на части любого, за исключением хозяина!

Ну, всё, приехали. Дементоры — сторожевые собачки… создавать которых, как демонстрирует дальше по тексту Реддл, могут даже четверокурсники Хогвартса.

Нет, мы не спорим — процесс создания зародыша дементора описан впечатляюще. И найти информацию о заклятье, которое там используется — достаточно сложно. А концептуально идея о том, что Тёмный Лорд может давать жизнь подобным тварям — вполне себе хороша… Только тут ведь речь идёт не о Лорде Волдеморте на пике его могущества, полностью раскрывшем свой магический потенциал и набравшимся тайными знаниями под завязку. А всего лишь о его личинке. Томе Реддле, который ещё четвёртый курс Хогвартса не закончил, но уже дементоров может клепать.

Стоит ли тогда удивляться, что в следующих главах об очистке Франции от этих тварей говорят походя? Так, будто это — обычная рутина?..[55]

О том, как под руководством француза снимали последствия бивших по площади проклятий, о восстановлении городов и магических посёлков, о том, как, казалось бы безнадёжно-загаженная, земля вновь покрывалась садами и виноградниками, а толпы дементоров, слетевшиеся на людское отчаяние, изгонялись прочь или уничтожались. Арман описывал это в красках, с нескрываемой гордостью и радостью.

Нда… в Британии маги на протяжении веков боялись что-то делать с Азкабаном. А во Франции их швабрами гоняют, точно садовых гномов, и уничтожают. Толпами. И никакой сенсации из побед над едва ли не самыми опасными магическими созданиями не делается. Правильно, чего там сенсационного? Этих модифицированных зомби даже одарённый подросток клепать способен, дай только ему нужную книжку. Да и по-настоящему серьёзную опасность представляют из себя лишь совсем уж разжиревшие дементоры, а откуда таким взяться-то во Франции, рядом с концентрационными лагерями нацистов…

К слову, о них. Есть такой интересный пассаж в главах, посвящённых Реддлу[56]:

Экриздис, первый маг, близко контактировавший с дементорами в Магической Британии, описывал их весьма скупо. Можно даже сказать, никак, словно и не планировал проводить никаких исследований, наблюдая появление дементоров лишь как побочный эффект скопления человеческих боли и страданий в одном месте. Куда больше его интересовал процесс описания другого — того, как ведут себя люди, на которых воздействуют заклинаниями. Судя по всему, Экриздису доставляло определенное удовольствие вскрывать людей заживо, заражать их болезнями и смотреть, как те протекают. Психопат обожал смотреть, как выглядят сломанные и раздробленные кости, причудливо изменённые органы, обезображенные язвами и коростами тела.

Том едва хмыкнул, припоминая любую колдомагическую книгу, которые почти его не интересовали, в отличии от того же Ламперужа. Все называли Экриздиса безумцем, если вообще удостаивали его нахождения на исторических страницах, хотя бы беглого упоминания, но сколько колдомагических открытий, достижений было сделано благодаря ему! Едкая ирония ядом растекалась в душе Реддла.

И что-то он нам очень сильно напоминает… ах, точно. Высказывания такого же рода иногда звучат, если речь идёт о «медицинских экспериментах» нацистской Германии и самом известном её «исследователе», Йозефе Менгеле. В реальном мире уже где-то с полвека ведутся споры, допустимо ли с точки зрения этики использовать результаты работы нацистов, если в них есть какие-то полезные сведения. А знакомые с документами исследователи вновь и вновь повторяют, что никакой медицинской ценности те «эксперименты» не несли, а полученные в результате их проведения данные носят признаки фальсификации и не могут способствовать развитию науки. Но у авторов «Реванша» на аналогичную ситуацию из магического мира взгляд однозначный: колдомедицина чуть ли не целиком и полностью опирается на «труды» психопата-Экриздиса.

Запомним. Но пока — отложим в сторону и пойдём дальше.

Посмотрим, что у Роулинг ещё припасено из магического арсенала. Помнится, были у неё такие заклинания… Непростительными назывались. Империус, Круциатус и Авада Кедавра. Запрещённые в магической Британии ещё в начале XVIII века. За применение которых к человеку назначалось пожизненное заключение в том самом Азкабане, где гнездятся дементоры. Тем не менее, в фанфике той же Авадой стреляют все кому не лень, сколько душе угодно. И это весьма распространённое… клише, наверное. Даже в грехо-обзорах на фильмы и игры по вселенной Гарри Поттера все всегда спрашивают: «Почему никто не спамит Авадой?!»

Что ж, первая часть ответа на это даётся нам на страницах четвёртой книги Роулинг замаскированным под Грюма Барти Краучем-младшим:

— Авада Кедавра — заклятие, требующее для выполнения серьезной магической мощи. Сейчас вы все можете достать свои волшебные палочки, направить на меня и произнести положенные слова — однако сомневаюсь, чтобы меня от этого хотя бы насморк прохватил.

А вторая — уже в пятой книге, через слова Беллатрисы Лестрейндж:

— Ты никогда раньше не применял Непростительных заклятий, правда, мальчик? — крикнула она уже нормальным голосом, без сюсюканья. — Ты должен по-настоящему хотеть, чтобы они подействовали, Поттер! Надо хотеть причинить боль и получать от этого удовольствие, а праведный гнев — это для меня пустяки!

Нельзя просто так взять и наколдовать Непростительное заклинание. Помимо весьма серьёзной магической силы нужно ещё иметь осознанное желание применить запретную магию — с известным результатом. Чтобы использовать Аваду Кедавру — надо желать убить, чисто и искренне. Чтобы пытать кого-то Круциатусом — нужно желать причинить боль, упиваясь ей. С одним только Империусом ситуация складывается неоднозначная, ведь как показано на примере Гарри в седьмой книге — эти чары можно использовать, заменяя садистские мотивы рациональной необходимостью. Хотя точную «силу» заклятья в таком случае оценить трудно. И общей тенденции оно не отменяет: полноценное Непростительное заклинание требует чётко сформированного желания — убить, мучить, подчинить. Это не оглушающие чары, которыми можно случайно ударить человека и опрокинуть его на торчащий из земли меч. Здесь — прямой умысел. Собственно, в том числе и поэтому они называют Непростительными. Чтобы пользоваться ими, нужно иметь определённый склад личности и настрой, однозначно опасный для общества.

И вот поэтому в книгах ими не кидаются все подряд, кому не лень. Никто не может постоянно пребывать в нужном душевном состоянии — за исключением такого социопата, как Том Реддл, и некоторых из Пожирателей. А вот у авторов «Реванша» Авадой кидают и наёмные бандиты, и гвардейцы Блэков, и… да все противники, с которыми сталкивался Лелуш.

Можно ещё поверить, что те же гвардейцы Блэков способны выпустить пару Авад — они по определению и маги сильные, и к жестокости привычны. Но вот простые бандиты? Не какие-то отморозки, которые с пеной у рта будут насиловать остывающий труп. Просто бандиты, которые за пару минут до этого думают, что эта работа — полный отстой, но надо семью кормить. Вот не верится нам, что после таких мыслей они смогут выдать Аваду. Даже если силёнки имеются.

А ведь надо ещё подумать о рисках, которые связаны с применением Непростительных. Потому что в одной из глав «Реванша»«Последствия войны»[57] Лелуш отмечает, что они отслеживаются:

Меньшей из проблем было то, что многие заклинания, неодобряемые в обществе, легко отслеживались местными правительствами. Что не слишком-то устраивало человека, привыкшего к подпольной работе. Например, три непростительных заклятия. И если по убивающим чарам, по чарам пыток Лелуш не сильно горевал, то возможность легко отследить использование местного аналога Силы Короля несколько расстраивало.

Подчеркнём, что в каноне такого не было. Был Надзор, действовавший в отношении несовершеннолетних волшебников, которые по правилам не должны колдовать за стенами Хогвартса, особенно — в присутствии магглов. И то, Надзор не мог отследить, кто именно колдовал — только тип заклинания (вспоминаем вторую книгу и Добби, который левитировал торт). Было ещё Табу, которым пользовался исключительно Волдеморт и которое, скорее всего, было им же и придумано. Но оно тоже не отслеживало, кто произносит имя — лишь место произнесения. Плюс, не работало в особо защищённых магией местах, например — в доме на площади Гриммо, который находился под Фиделиусом.

Если бы была возможность отследить Непростительные, то Барти Крауча и многих других Пожирателей Смерти быстренько бы прижали. А Малфой старший не смог бы в суде отбрехаться от обвинений тем, что Пожиратели Смерти подчинили его Империусом. Так что это — целиком и полностью придумка создателей фанфика. Только вот какого-то значения для сюжета она не несёт: на страницах «Реванша» никто, кроме Лелуша, ни разу не задумывается и не упоминает об отслеживании Непростительных. Все, кто нужно — пользуются ими свободно, не встречаясь ни с какими последствиями. Даже во время устроенных Блэками массовых погромов сами мракоборцы отслеживают места нападений с помощью Патронусов и по вспышкам магической активности, а не факту применения Непростительных. Так что создаётся ощущение, будто авторы «Реванша» это отслеживание придумали исключительно для своего Лелуша — чтобы дать ему прагматичную отмазку на случай, если кто-нибудь из читателей всё же спросит: «А чего он сам ни Авадой, ни Империусом не пользуется?»

Ладно. Дементоры — сторожевые пёсики-зомби, которых можно спокойно создавать. Непростительные заклинания — инструмент шпаны из подворотни, всё равно что заточка. Но должно же найтись в арсенале Роулинг что-то… по-настоящему ультимативное. Смертельно опасное, неотслеживаемое, внушающее настоящий суеверный трепет перед магом, способным подчинить себе этот инструмент.

О да, оно есть — и называется «Адским пламенем».

В каноне Роулинг это — одна из немногих вещей, способная уничтожить крестраж. И по такой логике — имеющая высочайшую степень опасности для человека. Ведь тот же яд василиска смертелен в любых дозах, нейтрализовать его практически невозможно — и всё равно, на взгляд Гермионы, лучше уж выдирать клыки из мёртвого Ужаса Слизерина, чем иметь дело с такой магией:

— Адское пламя — заклятый огонь, одно из тех веществ, которые уничтожают крестражи. Но я бы никогда, ни за что не решилась им воспользоваться, потому что он невероятно опасен.

Вот как в «Дарах смерти» описано то, как Адское пламя уничтожило крестраж-диадему:

— Что ты делаешь? Что ты делаешь, дверь там! — крикнул Малфой, но Гарри резко развернулся и пошел на снижение. Диадема медленно падала, крутясь и поблескивая, в широко раскрытую змеиную пасть, однако он успел подхватить ее, надеть себе на запястье…

«…»

Змея кинулась на него, но он увернулся, направил метлу вверх и рванулся туда, где надеялся найти открытую дверь…

«…»

Он снял диадему с запястья и поднес к глазам. Она была все еще горячая, почерневшая от копоти, но, вглядевшись, Гарри разобрал выгравированные по ободку мелкие буквы: ума палата дороже злата…

«…»

Из диадемы сочилась жидкость, похожая на кровь, темная и липкая. И вдруг Гарри почувствовал, как металлический ободок задрожал в его руках и распался на куски. В ту же минуту до него донесся отдаленный, еле слышный крик боли, раздававшийся не с территории замка, а из предмета, который он держал в руках…

Огонь даже не успел поглотить диадему — только едва-едва коснулся её. Так, что Гарри смог подхватить крестраж, не обжёгшись о само пламя. Но одного такого лёгкого прикосновения хватило, чтоб уничтожить крестраж! Причём урон, судя по всему, был нанесён даже не столько физической оболочки осколка Волдеморта, сколько именно самому этому осколку. Душе. Или, на худой конец, связывающей её с предметом магии.

Разумеется, авторы «Реванша» не могли пройти мимо такого выразительного примера канонной магии — и использовали её в своём тексте, дав в качестве оружия Сириусу Блэку. Только… пострадавший от Адского пламени в фанфике Лелуш остался жив-здоров. И даже не слишком-то пострадал, если так разобраться:

От участи полного соответствия с приснопамятным персонажем одного фантастического фильма Лелуша спасла маска. Она оплавилась и раскалилась, треснув, когда жар огненной преисподней коснулся чародея, грозя оставить от него кучку пепла. Кое-где — явно опалила своим жаром волосы и обдала жаром лицо. Но выдержала, оставив голову Ламперужа практически нетронутой. Чего нельзя было сказать о других частях тела — там, после короткого контакта с Адским Пламенем и полного выгорания магической защиты, до конца исполнившие свой долг защищали тело лишь тонкие пластины кожи и плотная ткань костюма. Что, понятное дело, для того огня не было хоть сколько-нибудь серьёзной преградой. Несмотря на то, что огонь коснулся спешно эвакуировавшегося из дома Лелуша буквально на долю мгновения — ему хватило[58].

Можно возразить, что в тот момент Лелуш был в магической броне. Но мы ещё раз напомним, что крестражу, который хрен уничтожишь, хватило легчайшего касания. Никакая магическая броня не способна остановить такое. Лелуш должен был поджариться ещё быстрее, чем Вейдер у лавы — с которым, кажется, сам себя тут сравнивает (кстати, а откуда Ламперуж знает о Дарте Вейдере?..). И это уж не говоря о том, что до непосредственной прожарки тушки персонажа запасные патроны его любимого пистолета ещё должны были подорваться! А они, на секундочку, все начинены Бомбардой…

А дальше — больше. Свои ожоги Лелуш не лечил несколько лет. Не искал редких зелий, не выдавливал из феникса слёзы. Нет. Он подшаманил какой-то мазью и уже на следующий день всё у него прошло — никакого дискомфорта, судя по тексту, Лелуш в дальнейшем не испытывал. Разве что они разок поныли немного, во время визита героя к дяде-Грейнджеру. Ну, и было отмечено, что именно сами шрамы от Адского пламени свести нелегко. Но какой же революционер без шрамов, верно? Да и девушкам, говорят, они нравятся…

Если это не тотальное низведение страшнейшего из заклинаний до обычного костерка в бочке рядом с дачным огородом, то тогда мы не знаем, что это.

Случай с Адским пламенем можно считать типичным примером того, как большинство авторов фанфиков возвеличивают своих персонажей над героями оригинальных произведений. Механизм тут простой: взять что-то невероятно опасное и мощное — и показать, как твой персонаж с этим легко-просто справляется. В то время как персонажи оригинала — боялись до усрачки и не могли победить.

Однако таким приёмом чаще всего автор лишь показывает свою неспособность написать сильного героя, при этом не попуская остальных. А кроме того, пример Адского пламени — кульминация общего принципа авторов «Реванша» тривиализировать магические угрозы, придуманные Роулинг для своего мира. Снижать их ценность и значимость для драматургии истории, освобождая место под что-то новое.

И вот по сути своей, появление новых угроз — не зло. Всего лишь одна из форм прогрессии усложнений, которая выводит конфликты произведений на более высокие уровни и поддерживает интерес аудитории к происходящему. Только хорошая прогрессия усложнений строится именно на том, что появляются новые обстоятельства — более значительные и мощные силы антагонизма. На развитии конфликта, его подъёме к новым высотам. А не на фактической стагнации ввиду того, что старые компоненты истории обесцениваются и принижаются.

Но… может быть, неуклюже разрушая старую систему — авторы «Реванша» всё-таки привносят что-то качественное? Если не оправдывающее, то дающее повод закрыть глаза на пренебрежительное отношение к магии Роулинг?..

Пришло время поговорить за техномагию.

Сама по себе идея совместить (или столкнуть лбами) чистую магию с достижениями маггловской науки в фэндоме «Гарри Поттера» — не нова. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что произведения, которые в том или ином виде используют её, начали появляться тогда же, когда стали писаться первые фанфики. Смысловое наполнение, подходы к реализации и качество воплощения этой идеи — разнится. Но зачастую всё это сводится к мысли «маги — дураки, а пуля — сильнее Авады». Во многом потому, что современные авторы не утруждают себя в изучении канона и просто под копирку тянут в свои фанфики привычные нам, «простецам», элементы жизни. Забывая при этом сделать поправку на то, что действия романов Роулинг происходит в последнее десятилетие прошлого столетия. И многое из того, что кажется нам сейчас обыденным и распространённым — ещё только зарождалось тогда.

Так что в задумке авторов «Реванша» ничего уникального нет, но это не плохо само по себе. Тем более, что герой для её воплощения, в принципе, выбран подходящий — Лелуш, как уже говорилось, пришёл из мира условно-современного. В некоторых аспектах даже превосходящего наш, реальный за счёт уникального ресурса — сакурадайта. А сделав поправку на то, что после завершения событий сериала, согласно установке фанфика, герой ещё больше полувека жил в развивающемся мире — родину Лелуша можно и вовсе считать «футуристичной». Поэтому с желанием воплотить в «отстающей» по технике реальности привычные ему достижения прогресса — всё в порядке.

Не в порядке, как водится, с исполнением этого желания и реализацией идеи авторами.

Начнём с начала — с того, что скажем «спасибо» создателям фанфика за то, что они прямо с ходу не стали опускаться до нагибания всего магического подряд с помощью маггловского оружия. Маги в мире «Реванша» вполне себе разработали контрмеры против тех же пулемётов — так называемые кинетические щиты, которые защищают от физических атак, но бесполезны против заклинаний. Собственно, на умелом совмещении магических и физических атак (то есть — боевых заклятий и маггловского оружия) строится первая победа Лелуша в этом мире: при обороне палаточного лагеря от наёмников Сириуса Блэка. В глобальном смысле, это — первое показанное на страницах произведения столкновения волшебства и технологии. Которое завершилось победой стороны, совместившей эти два явления.

Вроде бы — всё хорошо?.. Но давайте посмотрим на то, как, по мнению авторов «Реванша», работают эти самые кинетические щиты[59]:

Кинетический щит создавал уплотнение воздуха, достаточно мощное, чтобы останавливать пули или другие предметы, обладающие аналогичным сочетанием скорости, помноженной на массу. К примеру, крупные снаряды, вроде тех, что использовала гаубица Виккерса, барьер уже не выдерживал. Это обнадёживало на будущее, однако гаубицей обзавестись, увы, так и не получилось.

Так…

Щит создаёт слой плотного воздуха, который останавливает пули. Слой плотного воздуха. Плотного… получается, кинетический щит — это искусственная физическая преграда! Не какое-то особое магическое поле, рассеивающее кинетическую энергии пули. А именно что банальный сгусток сжатого до твёрдого состояния воздуха. Отложим в сторону вопрос о том, откуда в щит нагоняется столько газообразного вещества и почему при использовании таких чар не появляются маленькие шторма-ураганчики. Трансфигурацию никто не отменял, хотя тут ещё нужно разобраться, что легче — поднять/преобразить уже лежащую под ногами землю или нагнетать и удерживать в форме барьера кубометры воздуха. Но давайте лучше подумаем над другим: что делают заклинания, встречаясь с физической преградой?..

Они срабатывают. Или рикошетят.

Однако у создателей фанфика стена твёрдого воздуха, способная остановить пулю, почему-то их спокойно пропускает. Подчеркнём, что изначально не идёт речи ни о каком «точечном» уплотнении воздуха при попадании в зону действия щита физического объекта. Ни о какой «заморозке» молекул воздуха в пространстве до неподвижного состояния или особых волшебных полях, которые рассеивают кинетическую энергию пуль. Именно о создании постоянного щита плотного воздуха.

Но в пятой главе «второго тома»[60] авторы уже пишут следующее:

Основной проблемой любых кинетических барьеров, что в реальности, где существовала магия, что в набиравшей обороты после войны фантастической литературе, было одно слабое место. Они были рассчитаны на противостояние быстро движущейся цели. Например, пулям, которые вязли в разработанном во время Первой Великой войны щите, словно холодный нож в ещё более холодном и вязком масле. Однако если бы этот барьер отталкивал вообще любой движущейся или даже стационарный объект — маг просто не мог бы перемещаться в узком пространстве, застревая. Или банально не смог бы сесть. Однако этого не происходило, по вполне понятным причинам.

И это наводило на определённые мысли.

И нас этот абзац тоже наводит на определённые мысли. Сначала фразы про «плотный воздух», потом про «вязнущие словно в масле» пули, сразу следом — «отталкивание предметов»… что-то как-то это всё противоречиво. Получается, пуля сквозь плотный слой воздуха не проходит, а вот улитка — может через него проползти?.. Создаётся ощущение, что авторы немного запутались в собственных дополнениях к магии Роулинг и сами себя заретконили до потери последней логики.

Зачем было изобретать велосипед с квадратными колёсами, способный ехать только по правой стороне дороги — непонятно. Ведь в оригинале всё то же старое-доброе Протего вполне себе имело физический компонент воздействия, могло отталкивать предметы и потенциально — защищать от тех же пуль. Сказали бы авторы ещё, что щитовые чары нужной мощности может наколдовать не всякий маг, а потому была разработана специальная вариация с выкрученной на максимум волшебной защитой именно от всяких там пуль — вопросов было бы меньше. Но нет, авторам понадобилось придумывать что-то своё. Вопреки описанному принципу работы оберегающее только от тех самых грешных пуль, но не от заклинаний. А потом ещё и ретконить изобретение, окончательно всё запутывая.

Принципиальна ли эта ошибка в рамках исходной ситуации? Сложно сказать. Однозначно то, что тактика Лелуша с комбинированием огнестрельного оружия и боевых чар была бы гораздо менее эффективна: противник мог использовать заклинание кинетического щита для защиты от обоих типов атак. Но тут ведь и наступательный потенциал наёмников сильно падает — сами они пускать заклятья через такой щит тоже не смогли бы. Вероятность разгромной победы стороны Лелуша точно меньше, но в целом момент остаётся спорным. Но то, что первая демонстрация эффективности союза магии и техники опирается на логическую дыру — уже весьма плохо, ведь оно снижает доверие к последующим решениям авторов по этой теме.

А что у нас там дальше подчёркивает необходимость изучения магами техники магглов? Буквально бьёт волшебное сообщество этой мыслью по голове?..

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки[61].

Гостиная Малфой-мэнора была молчалива и напряженна, пока все чистокровные маленькие лорды изволили читать новости в газетах, сдвинув над тонкими листами бумаги головы, едва касаясь друг друга лакированными приглаженными причёсками. Гробовое молчание разливалось по залу, шокированное, яркое, испуганное. А с волшебных снимков то и дело в небо поднимался огромный гриб из огня, пыли и дыма. Результат сброшенной магловскими военными бомбы, сброшенной на Хиросиму. Среди маглов, по слухам, счёт убитых шёл на тысячи. Что же касалось магов… Те, чьи дома находились в пространственных карманах, или, как в случае с Косым Переулком, в иной плоскости — выжили. Хоть и оказались запертыми у себя дома, не в силах выйти иначе, чем трансгрессией. Остальным не помогли никакие многослойные щиты, стоявшие на жилищах.

Да, на первый взгляд — повод серьёзный. Но… действительно ли?..

Давайте разберёмся с такой примечательной деталью из этого отрывка, как пространственный карман. Что это есть такое и какими свойствами они обладают. Вот что говорит нам гугл:

Пространственный карман — магически созданное измерение для хранения и удобства переноса больших объемов различных предметов. Пространственные карманы бывают разными, от маленьких, не более двух-трёх кубических метров, до больших, в сотни, а то и в тысячи кубических метров.

В зависимости от произведения, карманы обладают разными свойствами. В книгах Роулинг — самым похожим на них являются чары расширения пространства. Вспомним, что нам известно о них.

1. В каноне нет случаев, когда такое заклинание накладывалось на открытое пространство. Так что мы можем утверждать, что его нельзя наложить на неограниченную физически площадь. Только на ограниченную — вроде сумочки, сундука, палатки или комнаты. Конечно, тут можно вспомнить платформу 9¾. Однако мы не знаем, применялись ли там чары расширения пространства. В книгах нет никаких указаний на это. Более того, непонятно, а на что нужно накладывать эти чары-то? И как скрывать целую ветку железной дороги, ведущую из Лондона в Шотландию, на протяжении всей её длины и в пределах плотной городской застройки? Это же не замок среди гор. Мы вообще предполагаем, что сама по себе платформа 9¾ находится не в центре Лондона, и на вокзале Кингс-Кросс стоит портал туда. Но это — лишь предположение, у которого имеются и свои недостатки.

2. Объёмы расширенного пространства бывают разными, но самый большой был у Выручай-комнаты в формате хранилища. Там это огромный зал. Можно спекулировать о том, есть ли возможность у этих чар создавать ещё большие пространства. Но тут вопрос уже в том, а насколько автор фика хочет сделать свой мир похожим на мир из книг. И рассматривая проблему под таким углом, можно сказать: чтобы сохранить каноничную атмосферу и наследуемый от неё уровень достоверности — следует плюс-минус придерживаться установленных границ в таких мутных моментах.

3. Во многих произведениях пространственные карманы — это буквально иная плоскость пространства, то есть никакой урон туда или оттуда проникнуть не может. Можно ли сказать то же самое про расширяющие чары? Ну… с одной стороны, у нас есть пример Выручай-комнаты, внутри которой было успешно заперто разбушевавшееся Адское пламя. И то, оно должно было сильно повредить её, потому что в «Дарах смерти» есть вот такая фраза:

Ты что, думаешь, Выручай-комната кому-нибудь откроется после такого пожара?

Конечно, это лишь предположение, высказанное Роном. Но мы ему верим, потому что это логично.

С другой стороны — есть растоптанные палатки из четвёртой книги. Когда Пожиратели смерти устроили свой демарш на Чемпионате по квиддичу, они снесли палатки зрителей. В книге не уточняется, пострадали ли от этого внутренности палаток, однако это как будто подразумевается. А ещё можно вспомнить волшебную сумочку Гермионы. Не раз упоминалось звяканье предметов внутри неё, когда она ей трясла. То есть внешнее воздействие на зачарованный предмет влияет на то, что находится внутри.

4. В книгах никогда не упоминалось существование иных миров и граней пространства, которые допускают, так сказать, двусторонний «транзит» между ними. Тем более — в связке с магией, которая их создаёт или использует. Вообще единственный пример иной плоскости бытия из канона Роулинг — загадочный мир мёртвых, куда уходят все те маги, которые не пожелали остаться призраками. Однако он не мог использоваться как место, где можно спрятать свой домик от ядерной бомбы. Вернуться живым оттуда нельзя — книжный Сириус Блэк, упавший в Арку смерти, тому пример. Отсюда, кстати, следует ещё один пинок в адрес Адского Пламени из «Реванша»: ну не призывает оно в оригинале никаких духов ни из каких иных планов. У Роулинг в принципе нет такого явления, как духи стихий. Но мы немного отвлеклись.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

1. В каноне «Гарри Поттера» нет такого заклинания, которое создаёт прям карман-карман в параллельной реальности. Всё происходит в рамках одной реальности, так как мы видим, что внешнее воздействие на зачарованный предмет оказывает влияние на его внутренности. Да и вообще — нет никаких других дополнительных реальностей, из которых можно кого-то призывать. Или использовать их в качестве временного убежища.

2. Косой переулок, как и другие подобные ему места, скорее всего, не являются зачарованными на расширение пространства, потому как не являются замкнутыми пространствами. Хотя проникновение через защищающие их чары и описывается в духе «вырос дом, растолкав соседние» — это всего лишь зрительное восприятие человеком процесса приподнятия волшебной завесы.

3. Выручай-комната — это штука исключительная, созданная древней магией одного из Основателей Хогвартса. Поэтому она вполне может как сдерживать внутри себя угрозы уровня Адского Пламени, так и защищать содержащееся внутри от подобных опасностей. Секрет конкретно её зачарования либо утрачен, либо там используются заклинания слишком сложные/специфичные для широкого применения. А то и вовсе дело не в самих чарах расширения пространства, а в дополнительных комплексах защитных заклинаний. В любом из случаев — очевидно, что распространённые формы чар расширения пространства не способны защитить от сколько-нибудь значимого внешнего урона.

Итого. По условиям канона в Хиросиме и Нагасаки не могло быть поселений/домов, закрытых в неких пространственных карманах или иной реальности. А вероятность того, что отдельные зачарованные комнаты способны были защитить аж от атомной бомбы — чрезвычайно мала. Однако по условиям «Реванша» — такие штуки существуют. Даже тот же Фиделиус у авторов работает именно по этому принципу[62]:

Пространственный карман, что поглощал место, один единственный человек, что становился ключом, и толпа людей, что даже если изначально знали дорогу к дому, теперь могли пройти туда лишь с помощью Хранителя.

Соответственно, возникает вопрос: а стоило ли устраивать такой переполох из-за этих бомб? Ведь, во-первых, пользуясь формулировками Воланда, ядерная бомба ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. А контакт с ведущими политиками магглов волшебники всё-таки поддерживают и могут отследить признаки приближающегося ядерного холокоста. Во-вторых, у магов уже есть надёжные средства защиты своих поселений от этого оружия. В-третьих, как доказывают на страницах фанфика и Лелуш, и Том Реддл, у волшебников полным-полно своего оружия чуть ли не массового поражения и способов предотвратить применение магглами оружия ядерного.

И с учётом всего этого — начинает крошиться и идти трещинами железобетонность изобретения атомных бомб в качестве аргумента в поддержку идеи авторов фанфика о необходимости изучения маггловских технологий для сохранения волшебного сообщества. Это всё ещё можно использовать в качестве аргумента. Но в целом, опасность этого оружия для магов — едва ли не ниже, чем в случае со стихийными бедствиями вроде торнадо, землетрясений, цунами или извержений вулкана. Жить можно, параноикам достаточно спрятать дома под тот же Фиделиус или другие подобные чары. И когда пройдёт первый шок, такого же уровня страха у магов перед ядерным оружием, какой развился в нашем обществе «простецов» — быть не должно.

В общем, внутримировые предпосылки и сценарное обоснование для слияния магии с технологиями — хромают на обе ноги и вызывают вопросы. Но всё же они худо-бедно функционируют. И на них можно было бы закрыть глаза — если бы исполнение самой техномагии было убедительным.

Первым значимым плодом развивающейся техномагии на страницах «Реванша» выступает «магический мобильник», изобретённый Лелушем[63]:

…в магическом обществе очень многие проблемы требовали внимания. Те самые проблемы, что массовое производство артефактов могло бы решить. К примеру, проблема быстрой и дешёвой связи.

Лулу, порывшись в ящике стола, достал несколько тестировочных моделей с наложенными на них комплексами чар. После чего вновь приступил к экспериментам.

Использование Патронуса — медленно, камины — даже не смешно, телепатией владели далеко не все маги. Сквозные зеркала — безумно дорого, и, к тому же, работали только попарно. А вот Протеевы чары — истинный кладезь, с помощью которого можно было творить настоящие чудеса. При этом чудеса эти от человека, что пользовался бы продуктом этих чар — никаких умений не требовали.

Сама возможность объединять предметы в подобие единой сети уже давала заявку на создание магического аналога мобильных телефонов. Вопрос скорее был в том, как с помощью этой сети передать не только текст, который можно было бы выгравировать на зачарованном галеоне или написанный в парном дневнике, но и изображение со звуком.

И здесь на помощь приходили уже наработки простых людей.

Зеро, достав два старых полевых телефона, что остались после палаточного городка, аккуратно вытащил из их трубок микрофоны и остальные внутренности. Обмакнув специальный стилус в чернила, созданные на основе, в том числе, и его собственной крови, маг принялся аккуратно наносить нужные иероглифы на детали будущего мобильника. После чего, собрав трубки заново, с замиранием сердца, что было присуще каждому исследователю, коснулся пальцем слегка мерцавшего узора японской письменности, активировавшей всю магическую конструкцию.

— Раз, раз. Зеро-один, как слышно?

— Слышно хорошо. Работает! — губы волшебника сами собой сложились в довольства улыбку. Не соединённые между собой телефоны передавали звук не хуже, чем во время той приснопамятной битвы с наёмниками Блэков.

Идея хорошая. К исполнению и обосную — вновь возникают вопросы.

Прежде всего, к телепатии, как одному из широко известных видов связи. В мире Роулинг, конечно, есть легилименция — и можно допустить, её получится ограничено использовать для безмолвного общения. Но никто — даже Волдеморт — не умел транслировать свои мысли на расстояние, превышающее поле зрения. Его связь с Гарри — особый случай. В книгах это не раз подчёркивалось, а потом и прямо объяснялось, что такое стало возможным только из-за виртуозной нарезки души Тёмного Лорда на крестражи. Нет, мы уже поняли — авторы фанфика нововведения в магию делать любят. Но ни одного случая использования телепатии, даже в исполнении самых продвинутых волшебников, на страницах фанфика не было. Так что очень странно видеть её в одном ряду с каминной сетью, которой пользуются буквально все.

Дальше — Патронус. Его Лелуш посчитал слишком медленным средством связи. Но позвольте!

Первое. Само по себе, заклинание Патронуса — древнее и относительно известное. Однако в книгах только члены Ордена Феникса могли использовать Патронос для того, чтобы обмениваться сообщениями. А сама Роулинг прямо и однозначно писала: этот трюк является изобретением Дамблдора — и именно он научил ему других членов Ордена[64]. Так почему изобретением Дамблдора пользуется кто-то ещё?

Второе. Доставка сообщений Патронусами — не медленная. Более того, она именно что практически «немедленная». Как это видно на примере седьмой книги, где Кингсли Бруствер с помощью Патронуса предупреждает обитателей Норы о перевороте в Министерстве Магии.

Нора находится от Лондона на приличном расстоянии. Об этом говорит уже тот факт, что Уизли и Гарри полночи летели в Оттери-Сент-Кэчпоу из Литтл Уингинга, который является пригородом Лондона. Летели на машине, а это довольно быстро. Более того, хотя точного расположения деревушки, у которой стоит Нора, в книгах не даётся — лорды-комментаторы уверенно могут заявить, что от неё до Министерства Магии больше двухсот километров по прямой. Потому что в реальном мире есть такое местечко как Оттери-Сэнт-Мери — городок на реке Оттер в графстве Девон. Названный, собственно, от реки. Рядом с ним есть населённый пункт Венн-Оттери. Сильно ниже по течению — городок Оттертон. Выше, у истоков реки — Оттерфорд. То есть, этимология названия, использованного Роулинг, отсылает именно к этой реке в графстве Девон. Оттери-Сент-Кэчпоу должна располагаться где-то на её берегах или в окрестностях.

Когда Кингсли отправил своего Патронуса, он, вероятнее всего, сам находился непосредственно в Министерстве: это логично вытекает из переданного им сообщения. Пожиратели Смерти после переворота должны были в первую очередь прорываться именно в Нору — за Гарри Поттером. И трансгрессировали туда, очевидно, как только в достаточной степени сняли с дома защиту. Но всё равно не перегнали Патронуса Кингсли!

С этим заклинанием, кстати, связан ещё один вызывающий вопросы момент. Во время погромов магглорождённых везде дежурили Патронусы, через которых Блэки следили за обстановкой. Хотя в оригинале не было ничего сказано о том, что у этих чар есть опция камер видеонаблюдения. Но мы чуть отвлеклись.

К каминной сети — претензий нет. Хотя она является ближайшим магическим аналогом стационарного телефона, пользоваться ей для простых разговоров, пожалуй, и вправду дороговато. Летучий порох денег стоит, и наверно — больших, чем плата за обслуживание телефонной линии. Да и не очень удобно это, совать голову в камин или перекидываться через магический огонь записками. И со сквозными зеркалами (не можем нарадоваться, что хоть Лелуш вспомнил о них!) тоже всё в порядке: в каноне известен всего один такой артефакт, так что их массовое производство, по логике, слишком сложно/затратно.

Но всё же странно. Если авторы пинают волшебные средства связи, приводя в качестве аргументов в основном уникальные артефакты и априори недоступные массам чары — чего ж они тогда не подкрепляют свою позицию ещё и тем, что фениксов с их волшебными перьями на каждый дом не напасёшься?! Из действительно распространённых способов коммуникации приводится только каминная сеть, которой и внятной характеристики-то не даётся. А про тех же сов — ни слова. Только примеры, которые однозначно и безальтернативно играют на руку создателям фанфика…

Ну, а что насчёт альтернативы всему этому? Магических телефонов, работающих на Протеевых чарах? Тут всё тоже интересно. Слова про «заявку на создание» подобных устройств — хороши и красивы. Только вот в каноне Роулинг Протеевы чары приводят к одному, единому состоянию все связанные ими предметы«Гарри Поттер и Орден Феникса» — Глава 19. Лев и Змея:

— Видите цифры по ребру монеты? — сказала она, показывая образец в конце четвертого занятия. Монета зажиточно блестела золотом при свете факелов. — На настоящих галеонах это серийный номер, указывающий, каким гоблином она отчеканена. На этих фальшивых цифры будут меняться — они показывают дату и час следующего собрания. Когда дата меняется, монета делается горячей, так что, если вы носите ее в кармане, вы это почувствуете. Все берем по одной; когда Гарри назначает дату, он меняет цифры на своей, и, поскольку я навела на них Протеевы чары, с вашими произойдет то же самое.

То есть, по сути, использование этого заклинания упирается в ту же проблему, что и сквозные зеркала. Только если те работают попарно, то здесь любое изменение одного компонента «сети» отразится на всех остальных. Причём это изменение вроде как ещё и должно происходить с главным компонентом, чтобы передаться остальным. То есть для возможности свободно использовать в качестве мобильников сто таких «волшебных телефонов» — в каждый из них нужно запихнуть по сотне зачарованных Протеевыми чарами деталек. Одну — главную, назовём её «передатчиком», уникальным для каждого устройства. И ещё 99 девять «приёмников», каждый из которых отвечает за связь с одним из других телефонов…

Ну ладно, это мы немного слукавили. В «Принце-полукровке» Драко Малфой для связи с Розмертой из Хогсмида использовал систему всего из двух монет — и по его словам обмен сообщениями был двухсторонний. Так что сотня зачарованных деталек в каждом телефоне потребуется не за этим. А за тем, что если использовать в каждом по одной — звонить эти мобильники тоже будут все одновременно. Потому что на изменение одного компонента сети отразится на всех остальных. Вот и придётся «прокидывать» беспроводные линии между каждым телефоном по отдельности, используя пары зачарованных деталек.

Кстати, а как, собственно, Протеевы чары помогают передавать сигналы между двумя телефонами?..

А чёрт его знает. Магия.

Прекрасное объяснение. Самое то, когда пытаешься сделать одной из фишек своей истории сделать техномагию. Использовать волшебство в связке с обычной маггловской наукой, преодолевая технические ограничения выбранного периода за счёт оригинального применения чар в качестве замены ещё не разработанных технических решений или их апгрейда.

Нет, мы не просим схем и чертежей по ГОСТу. Но хотя бы базовое, общее, приближённое объяснение принципа работы того, что называется «техномагическим изобретением» — увидеть ожидаем. Оно и убедительности существованию такого устройства прибавляет, и героя выставляет в выгодном свете, и самого автора красит. А если так, как у создателей «Реванша», делать… возникает вопрос, зачем тут часть про «техно»? Для красоты, видимо. А по сути — как всегда: «It’s magic — I ain't gonna explain shit!»

Хорошо, пойдём дальше. Что там ещё великий техномаг Лелуш весёлого придумал, с помощью магии воплощая в жизнь технологии будущего?..[65]

Он положил на стол небольшую металлическую коробочку, что была доверху наполнена прозрачной жидкостью, в которой плавали два небольших кусочка чего-то синего.

— И что это? — сощурился «Тамаки», наклоняясь и пытаясь рассмотреть поближе.

— Моё новое изобретение, которого, на данный момент, нет даже у маглов. Цветные контактные линзы, — улыбнувшись, Ламперуж демонстративно открыл коробочку, после чего вставил тонкую силиконовую плёнку в глаз. Окончательно став неотличимым от наследника рода Блэк.

Ох…

Как мы видим, авторы осознают, что силиконовые линзы появились только в семидесятые. Но они как-то не подумали о том, почему такие линзы не появились раньше. Очевидно потому, что не было технологии производства упомянутого в тексте силикон-гидрогеля — его вообще ещё не изобрели. Ближайшим аналогом современным линзам в то время были твёрдые стеклянные — неудобные в ношении и не пропускавшие кислород к глазу, из-за чего носили их только очень короткое время. Так что рождается вполне закономерный вопрос: а чего это местный Лелуш такая особенная снежинка, которая смогла изобрести силикон-гидрогель раньше времени?..

Давайте проведём мысленный эксперимент. Вот представьте: современный человек, который знает, как пользоваться смартфоном, попадает на сто лет назад — ему становится грустно без смартфона. Вопрос: сможет он создать смартфон, которым пользовался до того каждый день?

Нет конечно. Потому что уметь пользоваться — не равно уметь это создавать. Более того, даже инженер, знающий, как делать те же микросхемы смартфона, скорее всего, не знает, как сделать оборудование для их производства. Или другие элементы устройства — вроде матрицы, сенсорного экрана, аккумулятора. И взять-то это всё негде, оно ещё тоже не изобретено! С тем же успехом можно пытаться строить ракету в каменном веке с помощью палок, шкур и каменных топоров.

С линзами схожая ситуация. У семнадцатилетнего Лелуша нет ни оборудования для создания линз, ни нужных материалов, ни узкоспециализированных знаний. Он лидер, политик, командир, но никак не химик, имеющий достаточно опыта для создания одного только материала контактных линз. Реальные химики и инженеры потратили многие годы на то, чтобы разработать современные линзы. А наш Лёха-мамкин-инженер смог это сделать в перерыве между заказами от Поттеров и руководством своего Ордена. В сороковых годах.

С его магическим телефоном эта проблема ещё не так выражена была — в то время уже активно использовались рации, техническую документацию по ним можно было раздобыть. И мы могли бы поверить, что ему просто нужно было заменить один-два компонента устройства схожими по функционалу, но работающими благодаря магии. Это нигде не описано — но мы могли бы в это поверить. А тут прямо совсем магия, создающая силикон-гидрогель в форме линз из ничего.

«Может быть и она!» — возразят некоторые. Но… есть проблема. Связанная с целью, для которой создавались эти линзы.

— Уже думал об этом, — Сильвер покачал головой. — Да, ты как две капли воды похож на своего братца. Если переоденешься в его одежду, изменишь интонации голоса на более высокомерные и будешь вести себя как сноб — не отличишь. Но, — каштановолосый волшебник предупреждающе поднял палец. — Глаза выдадут. А если изменить их цвет магически — проблема с водопадом всё равно останется. В итоге — остановка, тревога, Азкабан.

— Если только не изменить цвет глаз без магии, — в голосе Чёрного Принца зазвучали победные нотки.

Линзы нужны были для того, чтоб обдурить «Гибель воров». Ну знаете, тот самый водопад в «Гринготтсе», который снимает любые заклинания и действие того же Оборотного зелья.

— «Гибель воров»! — прокряхтел Крюкохват, поднимаясь на ноги и оглядываясь на водопад. Гарри уже догадался, что это не простая вода. — Он смывает любые чары и магическую маскировку[66].

Дальше спорщики ещё могли бы припомнить, что магические артефакты этот водопад не уничтожал — ни зачарованная сумка Гермионы, ни мантия-невидимка Гарри от него не пострадали. А мы, в свою очередь, ответили бы, что одно дело — магический предмет, а другое — предмет, на который наложены чары. И если бы Лелуш, например, попытался трансфигурировать монетки в силикон-гидрогель, то после выезда из-под водопада у него глаза были бы по пять галлеонов…

Но зачем? Если в фанфике и так уже чёрным по белому написано, что менять цвет глаз нужно без магии?.. Лелуш был вынужден создавать контактные линзы маггловскими методами или с ограниченным применением волшебства в технологическом процессе, чтоб они в нужный моменты не обернулись тыквой. Значит, возвращаемся к тому, что он не мог этого сделать в сороковые годы: нет для этого собственных знаний и нет наработанной в мире теоретической базы, изучив которую, можно было бы разработать технологический процесс изготовления таких линз.

К технологическим процессам, стоящим за изобретениями Лелуша, вообще постоянно возникают вопросы. Взять хотя бы его волшебные пули и «кассетные бомбы»:

«Почерк конкретно этой руки мне не знаком. Другая работа с металлом, другая манера зачарования. Из очевидного — рунический рисунок идёт по всей длине снаряда, а не на его кончике. Да и сразу два заклятия мы никогда в патрон не вкладывали, на моей памяти»[67].

«Сильвер не подвёл, одним точным выстрелом подорвав наполненную подарками ближним своим болванку. Сотни и сотни небольших металлических игл, покрытых тончайшей вязью иероглифов, устремились во все стороны — и вниз, неся смерть. На этот раз практически неотвратимую — каждая из таких иголок несла в себе Бомбарду»[68].

Так и тянет тут привести отрывок из одного старого фанфика, в котором также поднималась тема слияния оружейных технологий магглов с магией мира Роулинг. И мы не откажем себе в удовольствии сделать это!

— Еще бы… — ухмыльнулся Джордж. — Нас свел с нужными людьми Наземникус Флетчер, мы с ним часто имели дело, доставая различные ммм… не совсем законные ингредиенты для наших ультрафокусов. У старого пройдохи есть выходы на людей практически всех профессий, из тех, что любят наличные и не имеют привычки задавать лишних вопросов. Так вот, мы предлагаем тебе, Гарри, чтобы мы вошли в твой отряд, как подразделение, использующее, главным образом, маггловское оружие. В тех же книжках, кстати, было сказано, что наиболее боеспособна та армия, в составе которой имеется несколько родов войск. А комбинация магии и пуль, сдается нам, способна на многое. Что скажешь?

— Комбинация? Вы что, заколдовывали пули?

Близнецы дружно рассмеялись.

— Сначала мы пошли именно этим ошибочным путем, — кивнул Фред. — Но толку было мало. Наложить качественное заклинание на каждую пулю — это тебе не пирожки на кухне у нашей мамы таскать: времени уходит уйма, а патроны расстреливаются в считанные минуты. Тем более, на стали, свинце и меди держится очень немного заклинаний, большинство сильно ослабевает уже через сутки, а некоторые вообще почему-то моментально уничтожаются огнем при выстреле. Можно, конечно, связывать магию заклинаний жидкостью зелий и помещать внутрь пуль, но это ощутимо усложняет и удорожает производство. Так что для такого использования огнестрельного оружия нам понадобился бы вдобавок еще и целый штат волшебников, занятых исключительно изготовлением магических боеприпасов. Но, как выяснилось, этого и не требуется.

Согласны, отмеченные в этом отрывке сложности с зачарованием конкретных материалов и распад чар от взрыва пороховых газов — это фанон произведения. Но самая главная проблема остаётся: зачаровывать каждую пулю — неэффективно. Причём там шла речь о простом наложении чар, а Лелуш из фанфика расписывает пули японскими иероглифами по всей их длине. И если кто не в курсе, патрон и пуля — штуки разные. Чтобы полностью покрыть пулю магическими письменами, её сначала нужно извлечь из гильзы, а потом — ещё и вернуть обратно. А уж как он должен был мучиться с росписью каждой малюсенькой иглы из своей бомбы…

Нет, если Лелуш умеет взмахом палочки наносить нужные иероглифы — вопросов, конечно, становится меньше. Только об этом, во-первых, следовало упомянуть. А во-вторых, если бы такое было возможно, это бы обесценило уникальность и сложность такой технологии. Почему тогда все не делают рунные цепочки на всём подряд?.. В общем, нам просто страшно представить, сколько часов Лелуш сидел за этим всем с микроскопом, и как не посадил себе зрение.

А, погодите… он же изобрёл ещё и зелье для улучшения зрения[69].

— Начнём. В завершающей стадии разработки два проекта, — Лулу указал на толстые тетради, исписанные мелким почерком, что лежали перед ним. — Один из них касается зрения. Я развил идеи Джона Уилиса по исследованию глазного дна и провел ряд экспериментов. Согласно расчётам и приведённым испытаниям, описанное здесь зелье позволит полностью восстановить зрение после серьёзных магических воздействий ряда заклинаний с вероятностью примерно семь к одному. И девять к одному, когда дело касается простого ухудшения зрения, связанного со старостью или природной близорукостью.

— И в чём подвох?

— В том, что если травма серьёзная — зелье надо принимать постоянно, — бывший принц потянулся пальцами к вазочке с шоколадом, которую пододвинул ему Поттер. — Иначе эффект пропадает. Впрочем, в тетради описана также версия зелья, которая лечит полностью, после полугодового курса.

Ладно, ладно… мы поняли. В «Реванше» гениальность сего персонажа выражается не столько в ораторских навыках и прочей ерунде, сколько в талантах маго-химико-инженера. Нет у него Ракшаты, Нины и Ллойда — вот и приходится самому лично переплёвывать лучших зельеваров, алхимиков и артефакторов своего времени. Например Дамблдора. Если бы до того дошла эта разработка, он бы точно сказал: «Ну да, ну да, пошёл я нахер».

В каноне много волшебников носили очки, включая того же Дамблдора, Гарри и Джеймса Поттеров, МакГонагалл… И все они, на пару с зельеварами всего магического мира, выставляются идиотами на фоне главного героя «Реванша». Веками никто не мог придумать зелье, улучшающее зрение, но нашёлся Лёшка-химик, который это сделал на досуге между рисованием рун на иголках, изобретением телефона, системы оповещения о перегреве котлов (тоже на Протеевых чарах, кстати) и изготовлением гранаты, которая превращает противников в кубики льда, как в какой-то компьютерной игрушке.

Да, ещё одно магоинженерное решение, лишённое здравого смысла — это морозильная граната. Она способна в небольшом радиусе мгновенно проморозить людишек насквозь так, что они начинают крошиться. Конечно, это ужасно эпично и неожиданно, но такую гранату создавать так затратно, что проще взять самую обычную и беспонтовую. Маггловскую. И вот почему.

Для того, чтоб получить такой классный замораживающий эффект, надо взять вещество, которое будет жидким при страшном минусе, потому что именно жидкость быстрее воздуха передаёт тепло, ну и холод тоже. Например, жидкий азот с температурой плавления -196 градусов по Цельсию. Хотя мы подозреваем, что для настолько мгновенного эффекта и этого будет мало. И вот этот азот надо очень плотно сжать, чтоб при взрыве гранаты он расплескался во все стороны.

С этим есть несколько проблем. Начиная с того, откуда взять сжиженный газ (предположим, его можно трансфигурировать, но тогда такие гранаты будут очень недолговечны и их надо будет клепать прямо перед боем), и заканчивая тем, что радиус поражения у такой конструкции всё равно будет очень маленьким. Так и зачем заморачиваться, если можно взять самую обычную гранату?

Вы можете возразить, к чему этот ваш сжиженный газ, если есть же какое-то замораживающее заклинание? Ну, в книжном каноне нет. В шестой игре по книгам есть замораживающее заклинание под названием Глациус, однако именно у Роулинг прямого указания на существование такого заклинания — нет. Упоминались случаи магического похолодания, например от дементоров. И можно легко представить, что есть такое заклятье, которое генерит лёд в коктейль вместо воды. Но нам кажется маловероятным, что существуют чары, способные проморозить человека насквозь, причём взрывом. Опять же, зачем изобретать нечто такое, когда есть более эффективные методы уничтожения врагов?

Так что Лелушу бы пришлось либо самому изобретать такое заклинание, либо искать его по книгам по всей хогвартской библиотеке, если оно всё же уже существовало. В любом случае, это лишнее время и усилия, которые он зачем-то потратил. При этом имея гранаты сороковых годов с радиусом сплошного поражения осколками в 10-15 метров и эффективной дальностью в 25-30 метров. То есть они уже более смертоносны и опасны, чем морозильная граната, согласно её описанию в фанфике[70].

Человек в плаще проворно спрятался за проёмом, после чего достал что-то из-под плаща.

— Portus!

Предмет, ставший порталом, во мгновение ока исчез из руки волшебника, дабы секунду спустя… появиться у ног вставших спина к спине магов.

Глаза на миг ослепила вспышка белого цвета, сопровожденная полными боли воплями. Лицо обжёг лёгкий холод.

Когда круги перед глазами прошли, Сильвер, слегка выглянув из-за своего убежища, увидел крайне нелицеприятную картину. Один из наёмников выл, слегка суча двумя обрубками, оставшимися от его ног. Кровь не текла — на внешний вид обрубки словно промёрзли до костей. Ноги, явно отколотые, как сосульки, остались стоять на месте. Второй (судя по всему, это был командир) — просто превратился в ледяную статую.

Да и на гуманное оружие сдерживания это вот совсем не похоже. Скорее на особо садисткий способ покалечить врага. Со всех сторон, как ни посмотри — непонятно, зачем оно нужно. Разве что Волдеморту такую разработку продавать — вот уж кто оценит… Тем более, что доставляется к противнику она посредством прохождения через очередную дыру в логике! Потому что заклинание Портус Лелуш применил к гранате, пока та всё ещё находилась у него в руках. Значит, переместиться должен был и он сам: порталы так работают. Каждый из показанных порталов в книге перемещал кого-то, кто его касался. Да, если бы вышел таймер на портале на Чемпионат по квиддичу — он бы переместился без людей. Но общее правило однозначно: тот, кто касается портала в момент его срабатывания, телепортируется.

Подкинул бы Лелушу эту грешную гранату в момент активации портала — вопросов бы не было. А так — авторы на пустом месте создали логическую дыру. Опять…

Ладно, что там у нас осталось напоследок?..

А, точно. «Рунный» доспех Лелуша. Самая яркая — основная — деталь образа Зеро в «Реванше». «Техномагией» эту броню назвать сложно, но оно тоже — изобретение героя, так что почему бы не поговорить об этом прекрасном плоде маго-инженерного гения?..

Начнём с того, что в книгах Роулинг действительно упоминается о существовании рун как чего-то, связанного с магией. Об этом свидетельствует наличие такого предмета в Хогвартсе. Однако в каноне не было ни разу показано действие самих рун. Можно предположить, что они используются в создании артефактов, которых на страницах книг великое множество. И это логичное предположение. Но мы всё-таки напоминаем, что артефакты, основанные на рунах — это фанон, а не факт. Нельзя на это ссылаться, как на непреложную истину. Возможно, древние руны — это просто второй язык, типа латыни, который можно дополнительно изучать в Хогвартсе. И даже скорее вероятно — учитывая подаренную Гермионе книжку «Сказки барда Билля», текст которой был полностью написан рунами.

Между тем «руны» используются на страницах «Реванша» часто. И не только Лелушем — Аластор Грюм вон в одной из глав щеголяет в «утеплённом рунной подкладкой» пальто. Но «рунный» (на деле — исписанный всё теми же иероглифами) доспех главного персонажа — это одна из основных его фишек. И ладно то, что её идея опирается на фанон. Это принципиально не противоречит установленным оригинальными книгами правилам мира. Но вот эффективность такой защиты уже уводит её в далёкий отрыв от канона.

Дело в том, что в книгах волшебники никогда не использовали броню. Ни во времена Гарри Поттера, ни во времена Тома Реддла. Упоминались лишь многочисленные доспехи в Хогвартсе, но на этом — всё. Ещё из щитовой одежды были шляпы и плащи близнецов Уизли, но их с натяжкой можно назвать мощными. И, к тому же, это один из примеров того, что артефакты делаются с помощью наложения заклинаний, а не рун. Вот что о них говорится в шестой главе «Принца-полукровки»:

— Ты не поверишь, как много народу, даже среди министерских работников, не умеют выполнить приличные Щитовые чары, — сказал Джордж — Они, правда, у тебя не учились, Гарри!

— Это точно… Ну вот, мы решили, что будет весело пустить в продажу Шляпы-щиты. Ну, типа, подначишь своего приятеля навести на тебя порчу, когда на тебе такая шляпа, и любуйся, какая у него будет физиономия после того, как его заклятие от тебя отскочит. И вдруг — хоп! Министерство заказывает пятьсот штук наших шляп для своих сотрудников! И до сих пор мы получаем массовые заказы.

— Так мы теперь расширяем ассортимент. Выпускаем Плащи-щиты, Перчатки-щиты…— Ясное дело, от непростительных заклятий они не шибко помогут, но от мелких и средних заклинаний, разной там порчи и сглаза…

Внутрилорно отсутствие тяжёлой магической брони можно объяснить двумя способами:

1. Британские маги идиоты, которые не додумались взять доспехи и нарисовать на них руны. Да, Лелуш использовал кандзи вместо рун, но сути это не меняет.

2. Использование такой брони по какой-то причине было неэффективным. Из-за соревнования «меча и щита», которое привело к тому, что распространённые боевые заклинания обходили такую защиту. Из-за недостаточной силы чар, даже если они закреплялись на предмете с помощью рун. Или потому, что даже такой способ не мог обеспечить долговременности зачарования одежды — и защитная магия постепенно истаивала сама по себе либо быстро истощалась «под огнём». А заново наносить руны — долго и трудозатратно.

Однако… у Лелуша ни одного неудачного — с точки зрения авторов фанфика — изобретения не было. И броня его регулярно доказывала свою эффективность (даже против Адского пламени, Карл!) при полном отсутствии недостатков. Поэтому не сложно догадаться, какой из двух способов интерпретации отсутствия в мире Роулинг волшебных бронежилетов выбрали создатели «Реванша». Бедные британские маги оказались все повально глупенькими. Чуть ли не расизмом попахивает…

Ну, и что в итоге?

Стоила ли вся эта «техномагия» принижения оригинальной магии Роулинг и создания многочисленных дыр в логике даже там, где авторы «Реванша» опираются в первую очередь на собственные придумки? Смогли ли они убедительно показать слияние магии с технологиями? Или хотя бы просто, разрушив старое — построить нечто красивое-новое?..

Мы считаем — нет. И отдельно подчеркнём: главная проблема здесь не в том, что авторы с презрением разрушают один из столбов логики и драматургии оригинала. А в том, что их новая система, основанная на превосходстве «техномагии» над «чистой магией» — неубедительна и недостоверна. Сама по себе, идея о синтезе волшебства с наукой — имеет потенциал и право на жизнь, пусть и не оригинальна. Однако реализация этой задумки в «Реванше» идёт то ли без оглядки на логику, то ли прямо вопреки ей. А самой главной отличительной черты — технологичности, практического применения принципов именно маггловской науки — так и не показано. Что фактически низводит «техномагию», как элемент произведения, просто до «магии».

В общем, так и тянет тут вспомнить историю с «махровым тотал варом». Хотели авторы техномагию и техномага-Лелуша — сделали техномагию и техномага-Лелуша…

Кстати. О нём.

Примечание

[50] «Гарри Поттер и узник Азкабана» — Глава 10. Карта Мародеров

[51] Writing by J. K. Rowling: "Remus Lupin" at Wizarding World — https://www.wizardingworld.com/writing-by-jk-rowling/remus-lupin

[52] Writing by J. K. Rowling: "Azkaban" at Wizarding World — https://www.wizardingworld.com/writing-by-jk-rowling/azkaban

[53] Writing by J. K. Rowling: "Patronus Charm" at Wizarding World — https://www.wizardingworld.com/writing-by-jk-rowling/patronus-charm

[54] В главе «Змеиный клубок»: https://ficbook.net/readfic/5378721/21565672#part_content

[55] В главе «Последствия войны»: https://ficbook.net/readfic/5378721/32942201#part_content

[56] Всё в том же «Змеином клубке», если точнее: https://ficbook.net/readfic/5378721/21565672#part_content

[57] https://ficbook.net/readfic/5378721/32942201#part_content

[58] Отрывок из главы «Виски — стаканами, кровь — потоком»: https://ficbook.net/readfic/5378721/35982290#part_content

[59] В главе «Плодотворные каникулы»: https://ficbook.net/readfic/5378721/21241093#part_content

[60] «Виски — стаканами, кровь — потоком»: https://ficbook.net/readfic/5378721/35982290#part_content

[61] Реакция на которые описана в главе «Свобода, равенство, братство»: https://ficbook.net/readfic/5378721/25266048#part_content

[62] Как указано в главе «Аметистовая птица»: https://ficbook.net/readfic/5378721/34525087#part_content

[63] В главе «Последствия войны»: https://ficbook.net/readfic/5378721/32942201#part_content

[64] JKR Official Site (Text only, accessed 8 February, 2012 via the Wayback Web Archive) — https://web.archive.org/web/20120208051452/http://www.jkrowling.com/textonly/en/faq_view.cfm?id=99.

[65] В главе «Восставший Орден»: https://ficbook.net/readfic/5378721/35227177#part_content

[66] «Гарри Поттер и Дары Смерти» — Глава 26. «Гринготтс»

[67] Из главы «Шестерни крутятся»: https://ficbook.net/readfic/5378721/36911718#part_content

[68] Из главы «Виски — стаканами, кровь — потоком»: https://ficbook.net/readfic/5378721/35982290#part_content

[69] В главе «Последствия войны»: https://ficbook.net/readfic/5378721/32942201#part_content

[70] Из главы «Большие ставки»: https://ficbook.net/readfic/5378721/33422068#part_content