Глава 6. Свидание

Дазай стоял у входа в сад, переминаясь с ноги на ногу. До назначенной встречи оставалась всего пара минут, а Чуи и близко нигде не было. Количество сомнений в голове Осаму росло в геометрической прогрессии.

«А вдруг Накахара-сан не придёт? Он же всё-таки очень зол на меня из-за случившегося, — Дазай судорожно просматривал переписку. — Хотя Тачихара-сан с ним вроде поговорил. Да и соглашаться бессмысленно, если не собираешься идти. Или нет? Вдруг Накахара-сан специально солгал, чтобы отомстить мне? Или что-то случилось, поэтому он задерживается? Хотя, мне кажется, Накахара-сан предупредил бы в таком случае. Может, стоит написать или…».

— Долго вы ещё моё присутствие собираетесь игнорировать? — прозвучал рядом знакомый голос.

От неожиданности Дазай слегка подпрыгнул, едва не выронив телефон из рук.

Буквально в полуметре стоял Накахара.

На первый взгляд преподаватель выглядел так, словно собрался на похороны: вся одежда на нём была чёрной. И незаменимое пальто, и водолазка, подчёркивавшая хорошую физическую форму Чуи, и идеально выглаженные брюки, и перчатки, которые он всегда носил, и, конечно же, шляпа. Единственная деталь, рушившая сей траурный образ — тёмные очки. Судя по всему, чтобы никто не узнал.

Увидев это, Осаму поймал себя на мысли, что готов любоваться /таким/ Накахарой вечно. А может, и не только любоваться.

«Мне кажется, одно его слово и я сделаю что угодно».

Вот только сам предмет обожания о своей власти даже не догадывался, что очень радовало Дазая, ведь в противном случае свидание могло закончиться, так и не начавшись.

— Вы так незаметно подошли, Накахара-сан, — Осаму виновато улыбнулся.

— Советую почаще отрываться от телефона, чтобы избежать повторения подобных ситуаций, — не без привычного недовольства произнёс Чуя.

— Я постараюсь.

«Вроде враждебно он не настроен. Уже хорошо», — заметил Дазай.

— Мы так и будем здесь стоять до вечера или наконец пойдём?

— Накахара-сан, как вы смотрите на то, чтобы перед самой прогулкой взять по стаканчику кофе? Здесь неподалёку как раз кофейня хорошая есть.

Хоть Осаму и старался сделать вид, будто эта идея пришла ему на ум совершенно случайно, Накахара сразу почувствовал наигранность. Преподаватель несколько секунд пристально смотрел на студента, тем самым вызвав у него кучу сомнений и начальную стадию паники, а затем спросил:

— Вам это случайно не Тачихара посоветовал предложить?

Дазай не стал врать.

— Да, так и есть. А как вы поняли?

— Только он вне зависимости от ситуации первым делом предлагает мне выпить кофе.

В частности потому, что в плохом расположении духа Чуя бывает чаще, чем в каком-либо другом.

— Теперь понятно, — Осаму кивнул, а после спросил чуть неуверенно: — Только вот можете всё-таки уточнить, вы против идеи с кофе или не совсем?

Ещё ни одно свидание в его жизни не начиналось столь странно, как это.

Точно вспомнив о так и не озвученном ответе, Накахара сказал: «Идёмте уже» и направился в сторону кофейни.

Дазай с облегчением выдохнул.

«Как же я рад, что хотя бы с самого начала всё под откос не пошло», — подумал он, следуя за преподавателем.


Переписка: Ода / Тачихара

Переживаешь?

Не то слово

И всё-таки надо было за ними проследить

Чтобы контролировать ситуацию

Сделать это в саду было бы довольно проблематично, мне кажется

И точно же…

Получается, нам остаётся только молиться, чтобы их свидание хорошо закончилось?

Похоже на то

Хоть бы Накахара не испортил всё своим ужасным характером 🙏

Хоть бы Дазай не наделал глупостей 🙏

Взяв по стаканчику кофе, «парочка» отправилась гулять по Санкэй-эну. Однако разговор совершенно не клеился.

— Хорошо выглядите сегодня, Накахара-сан.

— Не лучше, чем обычно.

Неловкая пауза.

— Вы когда-нибудь раньше были в этом саду?

— Неоднократно.

— Ого, а с кем?

— Один. Предпочитаю любоваться природой в полном одиночестве.

Снова неловкая пауза.

— Как вам кофе?

— Нормальный.

Чтобы всё свидание не прошло в таком духе, Осаму решил перейти сразу к делу, оставив все попытки разговорить Чую обычными способами.

— Наверное после экзамена вас волнует вопрос, как же я сдал. Если хотите, могу объяснить.

Накахару, так и не нашедшего ни одной зацепки или подсказки, это моментально заинтриговало. Но виду он старался не подавать, демонстрируя равнодушие.

— Раз уж подняли эту тему, то рассказывайте.

— Дело в том, что я просчитал, что именно надо учить.

— В смысле? — не понял Чуя.

— Для начала я проанализировал вопросы из билетов прошлого экзамена. Сопоставив их с материалом лекций, я уловил закономерность. Как оказалось, основной принцип, которым вы руководствуетесь при составлении вопросов — «спрашивать не основную информацию, а действительно значимую». К примеру, не годы жизни писателей, а обстоятельства, повлиявшие на их личность и творчество. Поэтому все, кто не умеет отделять важное от общего, и сдают ваш экзамен с трудом.

«Как до этого вообще можно додуматься? — гадал Накахара. — Вместо заучивания материала сидеть и копаться в вопросах и темах прошлого экзамена! Ему настолько было нечем заняться? Пусть закономерность уловить и несложно, но как он ещё и выявил принцип, если все студенты по убеждению считают, что девяносто процентов информации, которую я пытаюсь донести, абсолютно бесполезно? К тому же сколько времени и сил надо было потратить на эти исследования? Мало того, что необходимо сопоставить несколько тем, так ещё и детально изучить каждую, чтобы понять важность вопроса».

Заметив его растерянность, Дазай осторожно спросил:

— Накахара-сан..?

Тот, к счастью, сразу вернулся в реальность.

— Всё хорошо, продолжайте.

«Нельзя дать ему понять, что я поражён таким почти уникальным умениям, иначе весь мой авторитет как преподавателя полетит к чертям», — подумал Чуя.

— Когда принцип стал понятен, я составил список возможных вопросов по темам этого семестра. Получился довольно большой перечень. Затем, вооружившись записями с лекций и дополнительной литературой, я начал составлять ответы. Главная сложность заключалась в подборе благозвучных сочетаний слов и выражений. Это, вместе с работой над интонацией, и сделало мой ответ приятным слуху, а также помогло избежать ваших вопросов.

— Каким образом? — Накахара изогнул одну бровь.

— На самом деле значительную роль в нашей жизни играет акустика. От звука, который мы слышим, зависит работа нашего мозга. К примеру, если человек говорит монотонно и медленно, большая часть его слов пройдёт мимо ушей. А если наоборот, акцентированно и умеренно, то почти вся информация хорошо запомнится. Однако есть ещё один немаловажный нюанс. Как и в случае с монотонностью, если речь будет приятна слуху, мозг не сможет на ней сосредоточиться. Он расслабится и будет просто наслаждаться благозвучием. Это хорошо заметно, когда мы слушаем музыку. В первую очередь, как правило, запоминается мелодия, а не слова.

— Хотите сказать, что своим красноречием специально сбили всех с толку?

— Ну, не то что бы… Это был скорее запасной вариант на случай, если я в чём-то допущу ошибку.

— Ясно. Продолжайте.

— К слову о благозвучии, вы, Накахара-сан, очень красиво говорите. Особенно на лекциях. Поэтому, думаю, большинство и не может вникнуть в тему, — Осаму как бы сочувственно улыбнулся, вспоминая тщетные попытки одногруппников «включится в работу» на каждой паре мировой литературы. — Но на самом деле вопрос только в сноровке. Научиться вслушиваться в любую речь не так уж и сложно. У меня ушло на это несколько дней. А в результате я смог не только избежать самостоятельного разбора всех тем, но и использовать ваши цитаты, которые идеально вписывались в мои ответы. Так что в значительной мере своим зачётом я очень обязан именно вам, Накахара-сан.

— Не преувеличивайте, — скептически заметил Чуя. — Я лишь выполнил свои обязанности, остальное вы сделали сами.

Дазай улыбнулся, прикрыв на секунду глаза.

«Такой скромный».

— Наиболее трудной частью подготовки было составление ответов к возможным дополнительным вопросам. Много времени ушло на штудирование каждой темы и выискивание всех сложных моментов с их последующим разбором. Как только это было сделано, я принялся писать ответы, используя те же методы, что и с билетами. В конце оставалось только всё выучить. Вот так я и готовился к экзамену.

«Если смотреть в целом, подобная схема действий чисто теоретически может сработать, — размышлял Накахара. — Но для этого необходимо немалое количество времени и потрясающая мотивация. Да и не каждому уму такое под силу. Столько кропотливой работы с огромным объёмом информации, ещё и её дословное заучивание. Это просто невозможно провернуть за такой короткий срок».

— Скажите, а как же вы успели сделать озвученное в течение всего двух недель?

— Пришлось практически забыть о сне и ходить только на ваши лекции, — признался Осаму.

— Хотите сказать, что готовились исключительно к моему экзамену?

— Да. Остальные я завалил.

Эта фраза была сказана так легко и беззаботно, словно Дазая совершенно не волновали пересдачи по всем предметам, кроме мировой литературы.

Подобный подход к учёбе, мягко говоря, удивил Чую. В плохом ключе.

— Вы отчислиться хотите, раз выигрыш в споре ставите выше получения образования?! — не смог сдержать недовольство преподаватель.

— Всё не совсем так, Накахара-сан, — почему-то неуверенно произнёс Осаму. — К остальным предметам я просто не успел подготовиться.

— Так зачем было уделять внимание только моему? Как выполнение просьбы может быть важнее нормальной сдачи экзаменов?

— Это сложно объяснить, но когда любишь, даже маленькая возможность провести время с дорогим человеком становится важнее всего остального, — Дазай с нежностью посмотрел на Накахару.

Тот же, ожидавший в качестве ответа услышать что угодно, кроме признания в чувствах, потерял дар речи.

«Неужели он правда… — Чуя не мог поверить услышанному. — Да быть того не может. Нет, нет, нет! Я уже попался однажды на такое, снова на те же грабли не наступлю! Всё, чего Дазай добивается — моя лояльность как преподавателя. Больше ничего. Однако этого он не получит. Идти против своих принципов из-за красивых слов я не стану. Пусть хоть серенады под моим окном поёт — плевать. Моё отношение к нему не изменится».

— Ясно, — холодно произнёс Накахара.

Но это, казалось, не сильно задело Осаму. Он лишь едва слышно вздохнул и опустил взгляд.

— На самом деле под конец экзамена я был уверен, что проиграю. Тема с Аристофаном была последней из мною выученных. Если бы вы задали ещё один вопрос, я вряд ли смог бы хорошо ответить.

— В таком случае считайте себя счастливчиком. У меня эта тема тоже оказалась последней. Именно поэтому я и поставил зачёт.

— Выходит, сама судьба настаивала на нашем свидании. Вот только зачем ей это, непонятно, — Дазай пожал плечами.

«Она просто отпетая садистка», — хотел ответить Чуя, но передумал.

— Скучно, видимо.

Осаму кивнул.

— Извините, что так резко меняю тему, но… Знаете, Накахара-сан, за время подготовки к экзамену я кажется понял, почему вы решили преподавать именно мировую литературу.

— И почему же?

— Этот предмет гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд. Изучая его, словно одновременно путешествуешь и по миру, и по разным эпохам. Для людей, разбирающихся в истории и литературе, это особенно увлекательно. Появляется возможность увидеть различные события с новой точки зрения или, например, лучше понять героев, зная, в каком времени они жили. Ещё очень интересно сравнивать произведения разных стран. У каждого народа своя неповторимая философия и мировоззрение, благодаря которым можно открыть для себя много нового или переосмыслить что-либо известное. Чем больше узнаёшь, тем сильнее хочется углубиться в изучение. Мировая литература это поистине огромный новый мир, обойти который не хватит и жизни. Мне кажется, именно поэтому он вам так нравится.

— Также, с его помощью можно увидеть, как развивались книги со временем. Какие были сюжеты, герои, проблемы. В частности, интересно замечать, как одно направление плавно перетекает в другое. Например, смешение романтизма с реализмом очень красиво выглядит за счёт контраста.

— Полностью с вами согласен, Накахара-сан. Мне ещё нравится сравнивать модные в определённое время клише у разных авторов. Пусть сюжеты и похожие, а исполнение совершенно разное.

— Не то, что современная литература.

— Определённо.

Таким образом завязался разговор, который обоим участникам пришёлся по нраву. Дазай был чрезвычайно рад, что всё-таки нашёл с Накахарой общий язык, а Чуя оказался приятно удивлён, что Осаму тоже проникся мировой литературой.

В результате они вдвоём так и гуляли по Санкэй-эну, обсуждая различные произведения и их авторов, пока не начало темнеть. Тогда Дазай вдруг сказал:

— Кажется, настало время показать вам мой сюрприз.

Преподаватель чуть удивился.

— Какой?

— Вообще он находится немного в другом месте, но туда можно легко добраться. Если не ошибаюсь, на метро дорога около пятнадцати минут занимает.

— У меня есть вариант получше, — Накахара достал из кармана ключи от машины. — Куда надо ехать?

Осаму такая перспектива очень воодушевила.

— В музей современной живописи³.


Спустя несколько минут Дазай и Чуя уже были на месте.

Вот только выяснилось одно не очень приятное обстоятельство. Музей оказался закрыт, о чём гласила табличка на входе.

— Похоже, не удастся сегодня лицезреть ваш сюрприз, — подытожил Накахара.

— Вовсе нет, — Осаму как ни в чём не бывало открыл дверь и зашёл в здание. — Сейчас музей закрыт для всех, кроме нас с вами, Накахара-сан. Идите за мной.

«Я ещё и сюрприз увидеть не успел, а уже порядком удивлён», — подумал Чуя, заходя следом.

Как и следовало ожидать, свет нигде не горел. Но Дазая это совсем не волновало: он спокойно шёл по коридорам, словно у себя дома. А вот Накахару тьма вокруг несколько напрягала.

— Вы уверены, что нам можно тут сейчас находиться?

— Конечно. Владелец этого музея — мой друг. Я здесь, можно сказать, на особых правах. Поэтому не переживайте.

— И всё же: зачем было ждать закрытия?

— Это место частенько посещает Мори-сан. Очень не хотелось бы повстречать его, правда?

— Не то слово.

«Да уж, у него точно возникли бы вопросы, каким образом Дазай, подкативший ко мне, и я, проигравший спор, оказались здесь вдвоём. Одним «случайно встретились» дело бы явно не закончилось».

— На всякий случай я ещё попросил Оду-сана⁴ узнать, не собирался ли кто-нибудь из преподавателей сегодня гулять по Санкэй-эну. Как выяснилось, нет. Поэтому максимум, кто мог нас увидеть — студенты. Но их слова не будут иметь никакой силы, ведь все подумают, что это очередной притянутый за уши слух. Поэтому фактически наше свидание так и останется маленьким секретом.

— Признаюсь, изначально я думал, что вы наоборот решите привлечь внимание всех, кого сможете.

— Окажись на моём месте кто-нибудь другой, полагаю, он так бы и сделал, — с лица Осаму пропала улыбка. — Особенно Достоевский. Ему больше всех не понравилась ваша беспристрастность. Поэтому он вероятнее всего использовал бы ситуацию так, чтобы получить на вас какой-нибудь компромат, а затем с его помощью начать шантажировать. Подобное как раз в его стиле.

— Он чем-то таким уже успел прославиться? — спросил Чуя, словно сомневаясь в достоверности услышанного.

— Ещё как. Половина университета его за километр обходит.

— Не пробовали на него самого компромат найти?

— Пробовали. Ничего.

— Прямо не студент, а серый кардинал.

— Я не до конца уверен, но, насколько знаю, Достоевский уже давно хотел придумать способ как либо заставить вас выдавать ему зачёт без экзамена, либо чужими руками уволить, поэтому будьте осторожнее.

— Спасибо за предупреждение.

— Не стоит благодарности, Накахара-сан, — Дазай снова улыбнулся. — Я лишь рассказал немного об одногруппнике, вот и всё.

— К слову, почему вы периодически обращаетесь ко мне по фамилии? В этом же нет особой необходимости.

— Не знаю. Просто нравится.

— Тогда скажите: куда мы всё-таки идём?

— Сначала вон туда, — Осаму указал на дверь в конце коридора. — Анго нас наверное уже заждался.

— Владелец музея?

— Он самый. Кстати, Анго попросил вас с ним познакомить, когда узнал о сюрпризе.

— Зачем?

Дазай пожал плечами.

«Происходящее всё больше и больше напоминает какой-то странный сон», — поймал себя на мысли Накахара.

Остаток дороги до кабинета прошёл в тишине.

После трёх стуков и последовавшего за ними усталого «Заходите», Осаму и Чуя по очереди переступили порог комнаты.

— Привет, Анго, — Дазай обратился к человеку, сидевшему за столом.

— Вы опоздали на двадцать семь минут, — ответил недовольный Сакагучи.

— Прости, — Осаму виновато улыбнулся. — Я немного не рассчитал.

— Мог бы предупредить. А ты мало того, что задержался, так ещё и на сообщения не ответил. Я уже уходить думал.

— Ещё раз прошу прощения.

«Какая, однако, интересная у них дружба», — подумал Накахара, наблюдая за тем, как Анго отчитывает Дазая.

— В следующий раз будь пунктуальнее.

— Постараюсь.

— Хорошо, — Сакагучи поправил очки, после чего встал из-за стола и подошёл к «гостям». — Ну а теперь, чтобы не терять больше время, перейдём к делу.

Точно лишь сейчас заметив присутствие Чуи, Анго взглянул на него. Что странно, владелец музея сначала почему-то удивился, рассматривая внешность Накахары.

«Он прям один в один, как…», — подумал Сакагучи, но его мысль прервали.

— Давайте я вас познакомлю, — Дазай указал ладонью на друга. — Это Сакагучи Анго. Работает директором здесь, а также даёт уроки живописи. Очень ценит искусство во всех его проявлениях.

«Вообще-то я и сам могу о себе рассказать».

— А это, — Осаму указал на преподавателя. — Накахара Чуя. Ведёт мировую литературу в нашем университете. Самый начитанный и принципиальный человек из всех, кого я встречал.

«Кто бы мог подумать, что одним предложением можно и комплимент сделать, и почти оскорбить. Ну ладно, он обо мне толком ничего не знает, так что простительно».

— Будем знакомы, — сказал Анго, протягивая руку, но Дазай опустил её.

На немой вопрос «Ты что делаешь?» Осаму ответил взглядом а-ля «Лучше не стоит», таким образом намекая, что рукопожатие Чуя не оценит.

— Взаимно, — сказал преподаватель больше из вежливости, чем искренне, ибо не видел в этом знакомстве никакого смысла.

— Надеюсь, вы подружитесь.

«Я очень сильно в этом сомневаюсь», — одновременно подумали Накахара и Сакагучи.

«Дазай, конечно, упоминал, что предмет его обожания «немного хмурый», но, по-моему, больше подойдёт определение «крайне недружелюбный». Не представляю, как можно влюбиться в него».

«Меня уже начинает раздражать этот странный очкарик. Видимо, его не учили в детстве, что пялиться на людей как минимум невежливо. Или он преподавателей никогда не видел?».

— Ну, раз со знакомством мы закончили, перейдём к главному, — Анго вытащил из кармана ключи и отдал их Дазаю. — Правила помнишь?

— Ничего не трогать и долго не ходить.

— Отлично. Теперь можете идти.

— Ещё раз спасибо за помощь, — поблагодарил Осаму, а затем направился к выходу. — Идёмте, Накахара-сан.

Чуя молча последовал за ним.

Оставшись в одиночестве, Сакагучи подумал:

«И всё-таки у Дазая на редкость специфичные вкусы. Мне в одной комнате с этим Накахарой было некомфортно, а он с ним наедине несколько часов провёл… М-да, мне о такой крепкой психике только мечтать».

Переписка: Ода / Тачихара

Дазай что-нибудь писал?

Нет. А Накахара?

Тоже

Я уже переживать начинаю

Мы даже примерно не знаем, где они

Я знаю

Что? Откуда?

Анго написал

Они в его музее

Что они там забыли???

А вот этого я не знаю

Дазай же говорил, что не собирается Накахару на выставку тащить

Меня больше беспокоит, зачем он его в /закрытый/ музей привёл

Погоди, а ты можешь у своего Анго спросить?

Уже спрашиваю


Что говорит?

Похоже, Дазай на полном серьёзе решил покорить Накахару

A?

Тем временем объекты волнения Оды и Тачихары неспешно шагали по коридорам музея.

— Куда мы теперь идём? — предстоящая неизвестность начала действовать Накахаре на нервы.

— К одному выставочному залу. Там и будет мой сюрприз, — а вот Дазай, напротив, практически светился от счастья, ведь знал, что будет дальше.

— Хотите лично провести мне экскурсию?

— Сначала планировал, но Тачихара-сан сказал, что вы можете не оценить.

— Выходит, даже он уже в курсе вашего сюрприза?

— Нет. Об этом, помимо меня, знает только Анго. Так что не один вы в неведении. Но продолжаться оно будет недолго, — Осаму вдруг остановился у двери одного из залов и при помощи ключа открыл её. — Правда, вам придётся ненадолго закрыть глаза.

— Зачем?

— Для эффекта очень нужно, — Дазай сложил руки в молитвенном жесте. — Пожалуйста, Накахара-сан.

Чуя вздохнул.

«Когда же это закончится…».

— Могу обратно надеть свои очки. Здесь достаточно темно, чтобы в них ничегошеньки не видеть.

— Как вам удобно.

Едва озвученные действия были выполнены, Осаму и Накахара зашли.

— Повернитесь немного вправо, — попросил Дазай.

Чуя повиновался.

— Хорошо, а теперь идите вперёд.

«За последние полчаса со мной произошло больше странного, чем за всю остальную жизнь», — думал преподаватель, шагая в темноту.

Из-за полной дезориентации следующие полторы минуты пути казались ему целой вечностью, пока вдруг не прозвучало:

— Остановитесь и можете снимать очки.

«Ну наконец-то».

Как только Накахара выполнил указания, он увидел невероятно счастливого Осаму, который светил фонариком на…

«Это… — Чуя не мог поверить своим глазам. — Мой портрет?».

А автором картины был не кто иной, как Дазай.

— Вот и сюрприз. Вам нравится, Накахара-сан?

Если бы не потерял дар речи, преподаватель определённо ответил, что очень. Портрет с виду был абсолютно неотличим от фотографии: проработан до малейших деталей, таких как отдельные локоны или едва заметные складки одежды; своей визуальной объёмностью заставлял забыть, что написан на холсте; идеально соответствовал внешности «натурщика», а также полностью передавал характер Накахары.

Прежде чем Чуя успел собраться с мыслями и задать появившиеся вопросы, Осаму решил рассказать всё сам:

— Последний раз я брал в руки кисть два года назад. После этого, сколько ни пытался, вернуться к живописи не получалось. Максимумом моих возможностей стали небольшие этюды и зарисовки. Но большая их часть совсем никуда не годилась. С течением времени я уже начал думать, что после случившегося не смогу написать ни одной картины, пока полгода назад мне на ум не пришла идея для этого портрета. Забыв обо всём на свете, я начал работу. За одну ночь мне удалось набросать около сорока эскизов, из один которых, после долгого выбора, был перенесён на холст. Но вскоре я столкнулся с проблемой. Не хватало более точного представления о вашей внешности. Так как вы скорее всего отказались бы стать натурщиком, пришлось искать фотографии⁵. В результате нашлась лишь одна на сайте университета. Но её было мало для завершения картины. Поэтому я решил запомнить все нужные детали сам. Для этого понадобилось очень внимательно наблюдать за вами во время лекций. Каждый раз, приходя с занятий, я первым делом вносил изменения в портрет. Спустя два месяца картина была завершена. Оставалось одно — показать её вам. Я долго не мог придумать, как же это сделать, пока однажды вечером Анго, зашедший в гости, не предложил отдать портрет на выставку. Тогда я и решил привести вас сюда. Мне очень хотелось, чтобы вы в числе первых увидели эту картину, поэтому выпросил у Анго разрешение показать её до начала выставки. И вот мы здесь. Однако… даже сейчас я не могу поверить, что это не сон. Кажется, ещё мгновение и услышу где-то издалека звонок будильника или почувствую пинок Акутагавы. Но этого не случится. Поэтому я невероятно счастлив, что стою сейчас рядом с вами, Накахара-сан, — Дазай смотрел на возлюбленного со всей теплотой и нежностью, на которую только был способен.

— У меня… Нет слов, — произнёс восхищённый преподаватель. — Получается, всё, начиная с подката, было сделано ради этого момента?

— Так и есть.

— Но к чему все эти сложности? Достаточно было бы всего лишь сказать мне о портрете, и я согласился бы сюда прийти безо всяких споров. Зачем вы рисковали ради этого успеваемостью?

— Понимаете, Накахара-сан, я хотел не только показать картину, но и продемонстрировать, как много вы значите для меня. Поступи я проще, впечатление было бы совершенно другое, не считаете?

Накахара задумался.

«И правда ведь. Одно дело — показать, а другое — пройти через многое, чтобы это сделать. Стихи и проза. Однако у меня просто в голове не укладывается, /на что/ пошёл Дазай, лишь бы доказать искренность своих намерений. Похоже, он действительно любит меня. Ни один здравомыслящий человек не решился бы приложить столько усилий ради одного фактически признания. Или всё-таки…».

— Но что вы будете делать теперь, после того, как я увидел картину?

— Ничего, — легко ответил Осаму.

— В каком смысле?

— Своей цели я уже достиг, а о большем даже мечтать глупо. Так что на этом всё, Накахара-сан.

— То есть вы не собираетесь добиваться от меня взаимности? — спросил Чуя, даже не рассматривавший такую перспективу.

— Нет, — Дазай всё ещё улыбался. — Я привык быть отверженным, поэтому не захожу дальше признания. Да и зачем досаждать человеку, если он уже сказал «Нет»? «Если любишь — отпусти», правильно?

— Вы так легко говорите об этом. Неужели смириться с отказом настолько просто?

— Вовсе нет, — Осаму поспешил разубедить преподавателя. — Я лишь не хочу грузить вас своими проблемами. Уверен, у вас и без того забот хватает.

— Иными словами, вы просите меня забыть обо всём произошедшем?

— Да, по возможности.

— Как скажете. Но я хотел бы запечатлеть портрет, если вы не против, — Накахара вытащил телефон из кармана.

— В этом нет необходимости. Вы сможете забрать его себе после выставки.

— Правда? Мне казалось, эта картина крайне важна для вас.

— Так и есть. Но я предпочёл бы отдать её вам, чем оставить себе. Изначально она и задумывалась как подарок.

— Вот оно что. В таком случае благодарю.

— Не стоит, Накахара-сан.

Вдруг Дазаю на телефон пришло сообщение.


Переписка: Анго / Дазай


Вы там закругляться не собираетесь?

Если не хотите ночевать в музее, лучше поторопитесь


— Кажется, мы немного задержались.

— Тогда предлагаю договорить на улице.

— Поддерживаю. Ни к чему ещё больше нервировать Анго.

Когда они оказались на улице, где уже было довольно темно, Осаму спросил:

— Накахара-сан, скажите, так вам понравилось свидание?

— Весьма. Оно превзошло мои ожидания.

— Я очень рад. Но теперь, думаю, самое время прощаться. Друзья нас наверное уже обыскались.

— И то верно.

Не успел Чуя поблагодарить за хороший вечер и сказать: «До завтра», как вдруг Дазай заключил его в объятия.

Длились они в общей сложности не больше полминуты, но этого хватило, чтобы в очередной раз за сегодня шокировать Накахару. Вот только потрясение было вызвано отнюдь не фактом физического контакта. Почему-то, когда Осаму прижался, Чуя почувствовал нечто очень странное. Словно шестое чувство вовсю било тревогу. Однако причина этого осталась загадкой, ведь Дазай отпрянул так же резко, как и обнял.

— Простите, пожалуйста, Накахара-сан, я совсем забыл, что вы такое не любите. Просто привык обнимать всех на прощание, вот и…

— Ничего страшного, — слегка растерянно произнёс преподаватель, не успевший отойти от шока. — Переживу.

— Ещё раз простите.

— Всё в порядке. Спасибо за сегодняшний вечер.

— Вам спасибо, что согласились прийти.

— До завтра.

— До свидания, Накахара-сан.

На этом встреча подошла к концу.


Переписка: Ода / Дазай


Дазай

Ты где?

??????

Мы с Тачихарой уже не знаем, что думать

Когда ты успел написать портрет Накахары??????

Дазай?

У меня такими темпами скоро валерьянка закончится


Одасаку, не волнуйся

Я уже еду домой


Больше никогда меня так не пугай

Ещё немного и тебя объявили бы в розыск

Как пропавшего


Мы просто немного загулялись

Всё хорошо ^^


Надеюсь, ты не под дулом пистолета эти слова пишешь?


Нет-нет, что ты

Мне никто не угрожает


Точно?


Точно


Тогда у меня другой вопрос


?


Как свидание прошло?


Лучше некуда ( ◍⁠◠⁠ᴗ◠◍⁠)

Мы сначала гуляли по Санкэй-эну, обсуждая мировую литературу, а потом зашли к Анго


То есть Накахара не пытался тебя убить, да?


Конечно же нет

Он был очень дружелюбным


По мнению Анго, не особо. Но это мелочи

Главное, что тебя взглядом не прожигал


Накахара-сан оказался даже большим душкой, чем я представлял

Как такого милого человека можно бояться, не понимаю


Мне начинает казаться, что у него правда есть брат


Думаешь, я бы мог перепутать своего возлюбленного с кем-то?


Нет

Просто не верится, что он может быть милым

Слишком злобно выглядит


Правильно говорят: не суди книгу по обложке


Не то слово

Но меня больше волнует другое


Что?


Ты признался ему?


Да


И что он сказал?


Сначала не поверил


А потом?


Удивился, что я не собираюсь его добиваться


И?


Всё


В смысле «всё»?

Он ничего не ответил на признание?


Нет, но было понятно, что сближаться со мной он вряд ли захочет

Как и ожидалось


Я уже чувствую нотки депрессии

Заваривай чай, сейчас приеду


Одасаку, я в порядке

Всего лишь немного реализма

Не надо из-за этого бросать свои дела и мчать ко мне

Тем более я ещё не дома


Обычно чутьё меня не подводит


Hy…

Бывало и подводило


В твоём случае лучше перестраховаться


Сегодня за меня можешь не переживать

Я слишком устал для грустных мыслей

Как приеду, лягу на кровать и включу какой-нибудь фильм


Не забудь чай


Обязательно


Так, хорошо, на сегодня я спокоен

Но завтра после работы заеду к тебе


Буду ждать


Переписка: Тачихара / Накахара


Ты где ходишь???


Дома я уже


Явился наконец

Хоть бы сообщение написал, пока вы гуляли

Мы тут с Одой все на нервах

Ни ты не пишешь, ни Дазай

Мне даже казаться начало, что ты бедного студента в какой-то подворотне убил и теперь труп прячешь


Вообще-то очень невежливо, будучи на встрече с человеком, переписываться с кем-то

И ещё: хватит бред нести. Я не стал бы его убивать

Мы просто гуляли


И как тебе?


Скажу при одном условии


Каком?


Никак не комментировать

Совсем

Ни слова


Окей


Знаю я твоё «окей»

Дай слово, что ничего не скажешь


Ну хорошо, хорошо

Даю слово молчать

Первые две минуты


Ты сейчас договоришься


Всё-всё, молчу

Давай, колись


Мне понравилось


Видимо, придётся всё-таки нарушить обещание

Потому что я НЕ МОГУ

Накахаре, который к себе и на километр никого не подпускает, понравилось свидание, куда его чуть ли не силой заставили пойти

Это что же Дазай такого сделал, чтобы ты впервые за столько лет оказался доволен?

Или тебе картина так приглянулась?


Сейчас кто-то отправится в чс


Да ладно тебе, я так радуюсь


Чему?


Что твоя личная жизнь начала налаживаться


Тачихара, ты совсем придурок или правда в чс захотел попасть?!


А что?

Если тебе понравилось свидание, значит и к Дазаю ты уже не как прежде относишься


Ничего это не значит

У меня принцип ко всем студентам относиться одинаково

Одно свидание ничего не изменит


Да ну?


К тому же, Дазай сам попросил меня забыть обо всём произошедшем


ЧТО

Зачем???


Сказал, дальше признания не будет заходить

Понял, что бессмысленно


Эх…

Видимо, твоя личная жизнь никогда не наладится


А я тебе о чём говорю

Одно свидание ничего не изменит

Завтра всё вернётся на круги своя. Как было до подката


Грустно


Нормально

И он себя пустыми надеждами тешить не будет, и мне меньше хлопот


И всё-таки жестокий ты человек, Накахара


Какой есть


Пусть Чуя и понимал, что вся эта история с подкатом закончилась, ему не давало покоя странное ощущение, возникшее в объятиях Осаму. Вместе с недобрым предчувствием оно стало своего рода паранойей, не дававшей Накахаре расслабиться.

«Слишком просто всё подошло к концу. Здесь определённо что-то не так», — думал преподаватель, глядя на ночное небо.


Пару часов спустя…


Переписка: Достоевский / Дазай


Я смотрю, ваше свидание удалось на славу?


Дай угадаю: ты нас сфотографировал тайком?⁶


Верно

Вот думаю теперь, что делать с получившимся компроматом: сразу выслать директору или сначала поиздеваться над тобой


Можешь смело удалять


С чего это вдруг?


Мстить мне бессмысленно


Достоевский уже хотел спросить почему, как вдруг догадался сам.

— Неужели он… — Фёдор задумался. — Хотя, впрочем, это было ожидаемо.


Теперь понятно

Кто бы мог подумать, что наши цели в какой-то момент пересекутся


Доволен?


Ещё как

Удачи с исполнением


Спасибо

Примечание

³ — музея, о котором идёт речь в данной работе, не существует (но может быть с похожим названием).

⁴ — Дазай намеренно сказал именно «Ода-сан», а не «Одасаку», чтобы Накахара не наехал на него из-за фамильярности.

⁵ - в Японии фотографировать человека без его разрешения нельзя (это считается вмешательством в частную жизнь), поэтому иными способами, кроме как искать имеющиеся фото, Дазай достать их не мог.

⁶ - Фёдор воспользовался тем, что случайное попадание посторонних в кадр не возбраняется, поэтому сфотографировал себя так, чтобы на фоне оказался компромат (короче говоря, сделал селфи с обнимающимися Дазаем и Накахарой)


To be continued...