"Девочка моя, солнышко! Мы вылетаем к тебе, пока ещё есть возможность. Это ужас, девочка моя. Вельска больше нет. Никто не мог себе представить, что они решатся на такое зверство. Наш дом оплавлен, твоя комната, где ты играла в детстве под солнечными лучиками, выгорела дотла. Нашей улицы не существует. Мы уцелели чудом и больше я не желаю надеяться на случай. День 13 мая навсегда стал чёрным и алым. Авиация руссов разбила больше сорока городов на юге. В один миг исчезли тысячи людей, тысячи домов. Вологда горит, дым виден даже от нас. Через двадцать минут уходит поезд на Архангел. Мы списались с Аташевыми, летим на личной яхте семьи Веррис. Они хотели на Перу, но мадам Аташева уговорила их лететь на Альмарак. Солнышко моё, не волнуйся, тебе нельзя. Всё будет хорошо, я молюсь, как могу. На вокзале очень много народу - все бегут на север. Папа совсем расклеился - его школу разбило едва он отошел метров на триста. Ему пришлось сидеть в пруду, пока эти твари не улетели. Боже мой, Оливка, ты не представляешь какой это был кошмар! Солнечный день, тишина, ветерок. Я поехала к Фокиным на дачу. И вдруг страшный вой и такие удары, словно по земле молотом бьют. Развернулась, помчалась обратно, а там - всё... Нет, не могу, не хочу вспоминать. Потом, всё потом. Поезд подходит, надо успеть втиснуться. Когда взлетим - напишу. Где лучше садиться? Мама".
"Радостный и Рокоград закрыты для частных кораблей, я узнавала. Жаль, они ближе всего. Я смессовалась с г-жой баронессой, она рекомендует сесть в Светломорске, вас встретят князья Градские. Рудольф Захарович, по словам Ларисы Георгиевны, был весьма любезен. Вот тебе его комкод: 802-104-231-18-33. Я жду вас, жду, мама! Мы снова будем вместе, здоровско! Пока присмотрю вам двушку. Сейчас смессую с риэлтором. Хрен с ним, с домом. У нас будет новый, светлый, чистый эко! Оливка".
"Альмарак-Норд, Рубид, Хларау, 2я ДрД, 5Бр, 530ОТГ. 538Эск. ЛС. Аташеву И.В. Срочно. Ионушка, беда! Вельск разбомбили, наш старый дом сгорел. 40 городов на юге уничтожены бомбардировками. Гады, твари! Бомбить мирные города! У меня нет слёз, у меня нет слов.
Наши родители летят в Светломорск на яхте Веррисов. Я буду держать тебя в курсе. Чувствую, предстоит тот ещё гиморчик. Береги себя, пожалуйста. Малыш уже шевелится во мне. Через пару месяцев точно узнаю - мальчик или девочка. Ради нас - береги себя, Ионушка. Твоя Оленёнка".
16 мая 2389г. по Общегалактическому календарю. (+48ч к рубидскому времени, +24 - к перианскому.)
Сектор Пера-19-24-16.
Командир линейного крейсера "Херсон" не питал больших надежд на будущее. 1я Отдельная Перианская эскадра ВКФ Славянии была не лучшей во флоте. Устаревшие корабли, не самый большой удельный вес залпа. А встретить они должны были противника достойного - 5ю Гвардейскую РВАФ.* Судя по данным разведки, адмирал Синегуб решил идти не напрямую к Альмараку, а чуть дугообразно, обходя Ольгию, на которую при первых раскатах грома перебросили 3ю, 8ю и 11ю эскадры. В принципе, решение штаба логичное, но весь трабл в том, что логика и война друг с другом знакомы слабо. Когда скаут-спутник передал данные, что за Юпитером эскадра пошла в червоточину на Геллу, а не на Стрею, адмиралы схватились за голову. И вот теперь ясно, что они идут через Перу, где у Славянии всего две эскадры. Их, 1я Перианская в 31 борт, и 12я Арланская, в 44 борта, но у арланцев самый тяжёлый корабль - крейсер 2го ранга "Гром" с преимущественно гаусс-вооружением.
Метание тяжёлых болванок в спейсе дело забавное, но малоэффективное. Корабль цель подвижная, маневрирующая, динамичная. Большинство снарядов уходит в молоко, а учитывая то, что в отличии от планет гравитация не действует и сопротивление литторали тоже, такая дура может лететь вечно, пока не впилится в астероид, в планету или - бывали случаи - в нейтрала через много лет. Ракета куда более надёжная штука в смысле точности, но её подводят мозги. Любые мозги можно свернуть на дистанции или просто сынициировать самоподрыв. Командир "Херсона" склонялся к торпедам - скорость ракеты, мозги - простейшие, дист - вот он, джойстик, менталка, выбирай, дарагой! Гамлет Акопян покосился в сторону адмирала Хольта, вылезшего на мостик. Уж сидел бы себе в штабе, ара! Что ты высматривать собрался, а?
В спейс ушли истребители и штурмовики, мелькнули пиктами на мониторе. Эх, маленькие, эх! Вас разве что на транспорты посылать, максимум эсминцы. Ну ещё нервы подергать противнику. Первыми из червоточины должны вылезти "Князь Голицын" и "Князь Потёмкин" - линкоры с такой бронёй, что не всякая торпеда хоть зарубку сделает. Потом наверняка пойдёт авианосный крейсер "Генерал-Адмирал" или "Адмирал Старк", они оба у противника в ордере, отряд тяжёлых крейсеров в 7 вымпелов. Истребители будут друг друга ловить, а уж эти монстры займутся нами, э!
Россыпь крупных штурмовиков описывала дуги в секторе.
- Малый ход! - неожиданно отверз уста германец. - Построение - звезда!
Заработали радисты, передавая приказ на корабли. Акопян поднялся в командирское кресло на подиуме посреди мостика, набросил через голову ремни. Люди спешно пристёгивались в креслах.
- Ближе пятисот пятидесяти не подходить. - каркнул контр-адмирал, вытащил себе из пола кресло и намертво пристегнулся в нём. - Боевая! Первая!
Эскадра строилась в четырёхконечную звезду, где в центре тяжёлый ударный кулак, а на концах луча - самые слабые скауты и канонерки. В прочных корпусах ревел зуммер, люди спешили на боевые посты. Малая авиация ушла из сектора.
Головной мателот русских возник в ареоле оранжевых лучей, словно кто дыру в спейсе вырезал рваную. Дыра схлопнулась за вытянутой узкой кормой рыбообразной громадины с четыремя атмосферными килями.
- Кна-а-аз Патомкын. - резюмировал Акопян. - Атстыкават тарпэды!
Канонир спокойно работал на голке, лишь временами поднимая глаз на свой боковой монитор в панели. Магниты отпустили первые пятьдесят торпед, закреплённых в нишах на корпусе и дали слабый импульс, чтобы оттолкнуть их от корабля. Механизм заряжания поднял в каждый шлюз новую торпеду. Младшие канониры в скрытых в глубине корпуса кабинах сейчас опустили на глаза щитки шлемов, готовясь к управлению своими одноразовыми корабликами.
- Не торопитесь, Гамлет. - процедил Дерек Хольт, нервно потирая руки.
Следующими из червоточины почти одновременно вышли 7 толстых почти шарообразных крейсеров. Форму руссы явно скопировали у шаатов. Но русские "шарики" больше напоминали рыбу-пузырь, чем сферу. Всё-таки от стереотипа, что у приличного корабля нос и корма должны хоть как-то отличаться, русские инженеры отказаться не смогли. Крейсера дали ход, расходясь веером, и тут же строй сбился, задрожал, двое пошли куда-то в сторону, один из них визуально вверх, а на деле опасно приближаясь к литторали Перы, три - зависли на месте, причём ещё один выбросил хвост - струю мутного воздуха из корпуса.
- Мины, господин каперанг. - невозмутимо пояснил контр-адмирал. - Прекрасно сработали. Отряду Санникова - цель крейсера!
-Есть Санникову - крейсера. - подтвердил радист и его пальцы забегали по деску.
Русским экипажам не дали опомниться после выхода из ирреали, которая творила с сознанием такое, что даже появились спейсоманы или ирраши, заменявшие наркотику частым погружением в червоточины за новыми ощущениями. Мины были не взрывными, а электромагнитными. Они выводили из строя блоки корабельных ИИ. У сбросившего воздух крейсера, вероятно, отказало что-то из системы жизнеобеспечения или противопожарная автоматика.
Канонерки капвторанга Санникова - 6 вымпелов - двинулись вперёд, выходя на дистанцию действительного залпа гаусс-пушек в 600 миль.
Гамлет вопросительно посмотрел на адмирала.
- Выдвигайтесь и валите эту селёдку. - невозмутимо произнёс Хольт. - Ваша цель - все тяжёлые корабли.
- Эст! Агон па Патомкыну!
Торпеды сорвались с места облаком таких крохотных на мониторе, но смертоносных пятидесятиметровых снарядов. Крейсер "Херсон" вздрогнул, когда отработали шлюзы и в нишах примагнитилась следующая партия торпед. 1я Перианская Отдельная расходилась, увеличивая расстояние между вымпелами до сорока миль. Участь непроснувшегося гиганта была решена.
Но тут разрывы в пространстве замерцали сплошным ковром - вся 5я Гвардейская полезла в реал и далеко не все из 56ти её вымпелов, не считая 46ти транспортов с войсками, угодили на старинную выдумку, предложеную от отчаяния инженер-лейтенантом Маковой.
"Потёмкин" проснулся и огрызнулся ответным залпом в семьдесят ракет. С обеих сторон заработали РЭБщики и расчёты лазерных противоракетных установок. А затем к концерту подключились и остальные русские корабли. 5я Гвардейская на максимально возможные 4,2% комплектовалась людьми, имеющим нулевую реакцию на ирреаль, чего Хольт знать не мог. И сейчас этот приём стал для 1й Перианской вообще и для "Херсона" в частности настоящим херсоном.
Через четыре часа боя от эскадры осталось 9 вымпелов, уходящих на низкую орбиту, под защиту крепостей. Флагмана среди них не было, а командование принял несчастный Санников, на последней, чудом уцелевшей, канонерке "Воробей".
Синегуб потерял 17 вымпелов, учитывая ушедших в ремонт на Стрею "Князя Потёмкина", крейсеров "Ярославль" и "Трувор", миноносцев "Беглый", "Старательный", "Задиристый", "Мичман Гранин".
12я Перианская Арланская эскадра вице-адмирала Тищенко, памятуя о судьбе первой, атаковала русских в стороне от планеты, на краю астероидного поля. Даниил Григорьевич очень не хотел умирать и губить своих арланцев. Поэтому Арланская ограничилась стремительным налётом по системе шот-энд-ран на центр ордера, где находились транспорты. Этот налёт, если разобраться, был более удачен, чем правильный, по учебнику, бой злосчастной 1й Перианской. Парням Тищенко на их хрупких, но скоростных, скаутах и лёгких крейсерах удалось "снести с небес" треть десантных транспортов и два десантных крейсера, один из которых с какого-то бодуна был раскрашен яркими полосами вместо принятого в 5й эскадре РВАФ благородного белого покрытия с золотой эмблемой флота на пол-борта. Свою порцию также огрёб авианосный крейсер "Адмирал Старк", у которого сдетонировал от сотрясения левый верхний плазмоканал. В спаскапсулу успели далеко не все члены экипажа "Старка", а сам авианосец рваными клочьями и перекорёженными блоками полетел в безмолвный холод Великого Спейса, как и 15 транспортов с 2мя дескрейсами, на которых возлагалась обязанность огневой поддержки десанта.
12я Перианская Арланская эскадра потеряла 19 вымпелов, 6 - безвозвратно.
5я Гвардейская прорвалась через перианский сектор и ушла в очередной ирреаль-тоннель.
Есть такая крылатая фраза "Дело всегда в кэше, даже если кажется, что не в нём дело". Война является одним из видов коммерции повышенного риска. Риск, впрочем, высок лишь для исполнителей, а организатор сей коммерции, как правило, рискует лишь кошельком или должностью, что, по большому счёту, одно и тоже.
Война обычно ведётся за ресурсы. Если на оспариваемой территории нет ресурсов, туда ни один идиот не полезет. Ещё одно старинное выражение чётко определяет данное положение: "У вас есть нефть? Так мы идём на вас!" Нефть в не столь уж далёкие времена была ресурсом похлеще плодородных земель, золота или ингридия.
Гораздо реже интересом воюющих сторон является некое удобное для коммерческой деятельности место. Например - выход к морю, где есть или возможно построить хороший порт. Удобный для прокладки дороги перевал. Перешеек, через который идёт трафик грузов. Короче говоря, в причинах войн всегда лежит шкурный интерес.
В спейсе ресурсов априори мало. Нет, добыча на астероидных поясах дело не новое, но для крупных корпораций малоприбыльное. Эти спруты работают на планетах. Русский же бизнес и построен на корпорациях - как частных, так и с долей государственного капитала. Мидлов и миников давно сдвинули в сферу услуг, да и то на этом рынке действуют и корпорации, поглотившие его процентов на 40.
Вот и выходит, что одним астрофлотом дело не решишь - контролировать планету ты не сможешь, захватить - тем паче. Всякие рассуждения про абсолютную блокаду орбиты вызывают презрительное покручивание пальцем у виска хотя бы минимально шарящих по теме людей. Расстояния, ограниченная автономность орбиталов и три измерения ломают все расклады к чёртовой матери. Без снабжения с планеты орбитал станет кладбищем, а снабжение с материнской планеты и необходимость защищать транспорт от рейдеров, пиратов и недобитков вынесет весь бюджет в ноль за несколько лет.
Даже в старину на море, где корабль движется всего в 2х измерениях, если это не подлодка, и то не удавалось организовать абсолютную блокаду.
Без наземных сил задачу не выполнить, дела не решить. И решать надо быстро - затяжная война на таком удалении от баз опять же сожрёт бюджет быстрее поноса после огурчиков с молочком.
Десантный транспорт - по идее - рассчитан на 6-8 тысяч человек, 2 полка. На деле же надо погрузить в него ещё технику и различный припас, без которого часть вести боевые действия не сможет. Пусть солдаты находятся в анабиозе, но организм, хоть и медленно, но действует. Он нуждается в питании и удалении шлаков, так что без питмассы не обойтись. Вот и выходит, что на одном транспорте 4-5 тысяч человек в зависимости от специфики подразделений, а на дескрейсе - около 1,5 тысяч.
Другое дело, что на дескрейсах возят не пехоту, не танкистов, а именно десантников регулярных войск. Зверей, прошедших серьёзную подготовку. Монстров, что связали жизнь с армией. Штурмовой кулак всей группировки. Прочие же солдаты ВР - это мобики с подготовкой по типу 1й месяц - строевым руби, 2й месяц - в полях блуди, 3й месяц - дембельский аккорд или грудью на врага вперёд. Такая доктрина ГШ ВС ВР была продиктована госкапитализмом, при котором львиная доля доходов идёт на самоподдержку корпораций. Большую постоянную армию ВР не сдюжить.
Армия Славяния меньше не потому, что с экономикой проблемы, а потому, что мобресурс у Славянии ниже - тут Кольцов был абсолютно прав. Но славяне всегда ставили на технологии и выучку.
"Вар Скайенс Инститьют" КША однажды опубликовал монографию эксперта Невилла Бьюмонта, из которой заинтересованные лица сделали вывод, что 1 легионер или солдат АМ по боевой ценности выше солдата СС (Сухопутных Сил) ВР в 3,5 раза. Солдат КА оценивался мистером Бьюмонтом как, примерно, треть от легионера, то есть в 1,2 раза эффективней великорусского.
Потеря обоих дескрейсов и двух тысяч пятисот профессиональных десантников с одномоментным вылетом в спейс 68ми тысяч мобиков привели великорусский генштаб в оторопь с приступами геморроидальных колик, а гражданский патриотизм упал до недопустимых в военное время 44%. Впрочем, десант в запасе у Империи ещё был и методы подъёма ГП - тоже.
Печальный опыт 1й Перианской и лихой налёт Арланской эскадры подсказал командиру 2й эскадры ВКФ Славянии адмиралу Льву Иосифовичу Новосову наиболее эффективный модус операнди.
2я эскадра стерегла скаутами два сектора, в которых, над океаном в восточной части планеты и над Дизером на северном материке, находились устья ближайших червоточин. Сама эскадра в 38 вымпелов сосредоточилась над западной границей Рубида.
Примечание
РВАФ - Русский Военный АстроФлот.