На следующий день Штольман для доклада должен был явится пред светлые очи начальства и по приглашению генерала прихватил с собой Анну. 

Варфоломеев после обмена приветствиями усадил чету Штольман перед собой и переводя взгляд с одного на другую поведал, что интересующий Анну пленный немецкий офицер до сих пор находится в том же самом лагере. Его звание и должность коменданта города ставили под сомнение его скорое освобождение. По решению суда его должны были перевести в другой лагерь с более жесткими условиями содержания для участия в строительстве автомобильных и железных дорог в отдаленных районах Советского Союза. Но после получения информации от спасенного им члена подпольного антифашистского комитета и ее проверки, а так же подробного изучения послужного списка полковника, мера наказания господина Ройсса была изменена и было принято решение депортировать его на родину в ближайшее время. 

Рассказав обо всем этот, генерал умолк и выжидательно взглянул на Анну. Повисла тишина. Штольман сжал ладошку жены и тоже перевел взгляд на нее. 

-Я доверяю решению суда,- серьезно произнесла девушка,- спасибо, Федор Николаевич, что дали этому делу ход… 

-Надеюсь, Анна Викторовна, что это Ваше последнее подобное обращение ко мне,- дрогнули губы генерала в легкой улыбке. - А теперь будьте добры подождать в приемной. Нам с подполковником Штольманом нужно обсудить его работу…. 

Новогодние праздники прошли в очень уютной, теплой и душевной обстановке. Баба Ада практически стала членом семьи Штольман. Она то сама приходила к ним домой, то забирала Санечку к себе, давая тем самым молодоженам больше времени потратить на общение между собой. Но всему рано или поздно наступает конец. Якову завтра предстояло возвращаться обратно в Германию, а Анне с сыном надлежало прибыть туда через два месяца…

Утром после завтрака Яков сообщил жене, что перед отъездом хочет проведать могилу родителей. Девушка предложила составить ему компанию. Санечку они отвели к соседке и поехали на кладбище. Дорога была дальней. Анна устроилась на груди у мужа, а он приобнимал ее за плечо. Девушка погрузилась в дремотное состояние, на душе почему то становилось волнительно и тревожно, но она не понимала причину своих ощущений. Наконец, они добрались до кладбища. Водитель остался в машине, а они пошли по едва заметным под снегом тропинкам искать нужные им могилы. 

Анна была удивлена, узнав, что родителей Якова похоронили не рядом. Сперва они нашли могилу матери. Яков положил цветы и присел на скамейку. Анна пристроилась рядом. 

-Тебе было двадцать пять, когда мамы не стало?- тихо спросила девушка, глядя на дату смерти на памятнике. 

-Да… Я был поздним ребенком,- задумчиво ответил Штольман.

-Наверняка очень любимым,- слегка улыбнулась ему Анна.- Ты единственный?

-Да…- кивнул Штольман.

-Извини, я наверно тебя отвлекаю,- смутилась девушка.

-Нет,- сжал ее ладонь Яков,- мне хорошо рядом с тобой… Только мне сложно говорить о своей семье… Не привык… Почти двадцать лет жил под чужим именем, с чужой родословной…

Анна положила голову ему на плечо и задумчиво протянула:

-Даже вообразить сложно, какого это… Но я с радостью стану твоей жилеткой, если захочешь..

Штольман перевел удивленный взгляд на жену.

-Просто мне кажется, что тебе нужно с кем то поделиться…- вздохнула та,- похоже, твои родители были в разводе?

Яков отвернулся и молчал некоторое время.

-Нет, они не разводились,- наконец, произнес он, глядя куда то поверх памятников,- тогда разводы были большой редкостью. Но мы с матерью жили одни. Отец остался в Германии и там же умер. Я его смутно помню. Мне тогда было совсем мало лет… Помню только его похороны… Его тело привезли сюда… Мать не плакала на кладбище, только сказала, чтобы ее хоронили отдельно…

-Мне очень жаль, Яков,- вздохнула сочувственно Анна,- видимо, что то не заладилось у них.. Печально, когда люди расстаются в таком возрасте, прожив вместе не один десяток лет…

Штольман молчал какое то время, потом все таки произнес:

-Мне трудно что то сказать на этот счет. Мать очень мало говорила об отце и ничего о причинах их расставания… Я долго был уверен, что отец жил отдельно из за работы и считал нормальным, что мы с матерью одни… 

-Мне трудно представить это,- покачала головой девушка,- ведь мои родители любили друг друга… и умерли вместе…

-Поэтому то ты такая….светлая,- ласково улыбнулся жене Штольман и приобнял ее…

-Неужели, ты так и не поговорил с мамой о причинах их расставания? Я бы, наверно, не смогла так жить… в неизвестности…

-Я попытался однажды, когда мать болела… Но она мне лишь ответила, что отца простила, хотя понять так и не смогла. «Любовь зла, сынок,»- сказала она. «Не позволяй женщинам морочить себе голову… особенно молодым….»

Произнеся это, Штольман грустно улыбнулся жене…

Анна недоуменно смотрела на него.

-И что это могло значить, по твоему?- поинтересовалась девушка. 

-По моему, все предельно ясно,- улыбнулся ей Яков своей обаятельной улыбкой. 

-Мне кажется, дело совсем не в возрасте,- качнула головой Анна,- просто у твоей мамы, видимо, была веская причина так сказать…

Штольман согласно пожал пальцы своей умной жены и охнул:

-Замерзла совсем. Пойдем скорей. Навестим могилу отца и поедем домой… 

… Табличка на скромном памятнике гласила Штольман Ян… Анна провела пальцем по буквам имени, очищая их от снега, и удивленно взглянула на мужа. 

-Ян? Это совпадение или…?

-Не совпадение…- качнул головой мужчина. 

Видя его строгое лицо Анна притихла и стала дальше смахивать снег с надгробной плиты. Внизу обнаружилась эпитафия:

«Мы с тобой обязательно будем вместе. Не на этом свете, так на том…»

Девушка удивленно провела рукой по строчкам. В голове сама собой родилась мысль, как будто кто то подсказал, что высечена эта надпись была по распоряжению господина Штольмана, оставленного в его завещании.

-Это про твою маму?- не смогла удержаться от вопроса Анна. Яков перевел взгляд на текст и пожал плечами:

-Не знаю, вряд ли…

Анна поднялась и хотела отойти, как вдруг перед глазами все поплыло. Ее качнуло. Девушка схватилась за лоб, пытаясь остановить кружение, но тут заметила над могилой два зависших духа. Мужской и женский. Анна попыталась сморгнуть, но их контуры, наоборот, стали более четкими, а лица ясными. Миронова вздрогнула, как будто в женщине узнав себя. Но нет. Это была ее бабушка. Анна Миронова старшая. 

«Что ты здесь делаешь?»- мысленно удивилась девушка. Ее бабушка улыбнулась какой то нежной и в то же время загадочной улыбкой и положила голову на плечо духа- мужчины. Анна вгляделась в его черты и ахнула. 

-Анна, что с тобой? Анна!- успел поддержать качающуюся фигурку своей жены Яков. Ее бледный вид еще больше встревожил и он усадил девушку на лавочку.

-Что случилось?- с беспокойством вглядывался Штольман в расширенные глаза Анны,- ты как будто увидела кого то?

-Якооов!- выдохнула она, прижимая холодные пальцы к своим губам,- это невероятно, Яков!

-Да что случилось?- ничего не понимая он начал закипать.

-Ты помнишь, как выглядел твой отец?- поинтересовалась девушка.

-Обыкновенно, - пожал плечами мужчина.

-Ты знал, что вы очень похожи?

-Да, мать мне говорила об этом,- продолжал недоумевать Яков,- а в чем дело?

Миронова продолжала смотреть на него, утонув в своих видениях…

-Анна, Анна,- затормошил ее Штольман.

-Так вы были знакомы?- обратилась к кому то невидимому его жена. Яков заподозрил, что стал свидетелем ее общения с духами.

-Яков!- вынырнула в реальность Анна,- ты не поверишь… я сама в полном недоумении… но… оказывается, моя бабушка была знакома с твоим отцом!

-Откуда ты…- начал Штольман и тут же осекся,-ты что же… увидела его дух?

-Да!- зашептала Анна,- а рядом с ним дух моей бабушки.

-Поэтому ты спросила об его внешности?

-Да… он очень похож на тебя… вернее ты на него… А я очень похожа на свою бабушку…

Анна снова умолкла и замерла, глядя в пустоту. Штольман ждал, хотя ледяные пальцы его жены говорили, что им пора уходить…

-Анна,- не выдержав Яков все таки позвал девушку. Та сжала его ладонь и вынырнула из своих видений…

-Ты не представляешь, Яков!- залепетала Анна,- дух моей бабушки впервые заговорил со мной и сейчас она делится своими воспоминаниями о том, как они познакомились с твоим отцом и что с ними случилось… Яков, это так печально…

Анна не выдержала и уткнулась в грудь мужа. 

-Анечка, ты совсем замерзла… Может мы пойдем в машину и там ты мне все расскажешь… Мне кажется, это не должно зависеть от места… 

-Видимо, здесь общее пристанище для их душ,- тихо пробормотала девушка, обводя глазами вокруг, и поднялась.- Ты прав. Пойдем. Я тебе все расскажу по дороге…

Они сели в машину и поехали домой. 

-Расскажите мне все,- тихо попросила девушка, устроившись в теплых объятиях мужа. После непродолжительной паузы она вдруг заговорила немного сухим, отстраненным и как будто не своим голосом…

«В1885-86гг по делам своей секретной службы Ян Штольман находился в городке, где проживала Анна Миронова старшая. Там они случайно познакомились при расследовании убийства одного господина, оказавшегося немецким шпионом. Анна благодаря своему дару медиума неоднократно пыталась вмешиваться в дела следствия, чем вызывала раздражение следователя (в реальности являющегося тайным агентом русской разведки). Анна же, по ее словам, только хотела помочь своим даром. Незаметно для себя барышня Миронова увлеклась господином следователем, который был старше ее на пятнадцать лет и не смогла долго скрывать своей симпатии. Но Ян Штольман до последнего старался держать дистанцию с молодой красивой девушкой, будучи женатым человеком. Правда ей он о своем семейном положении не мог сразу сообщить, потому что этого не позволяла его секретная миссия здесь. Но взаимное притяжение оказалось сильнее доводов разума и Ян Штольман, чтобы не совершить роковой ошибки, приведшей бы к гибели репутации Анны и его карьеры тоже, в итоге поведал ей о своей несвободе и, чтобы избежать соблазнов пойти на поводу низменных инстинктов покинул этот городок, а затем и Россию. Тем более что дело его там было завершено. Прощальный разговор с Анной оказался слишком тяжелым, так как мужчина к тому времени начал испытывать к ней чувства гораздо серьезнее, чем ожидал от себя. А Анну, по ее словам, брак Штольмана не пугал. Но он не мог и не хотел ломать жизнь двум дорогим его сердцу женщинам, поэтому он уехал из России подальше от соблазна по имени Анна и сделал так, чтобы она получила ложное сообщение об его гибели. Тем самым лишив влюбленную девушку всякой надежды на его возвращение... 

Его карьера русского шпиона продлилась еще двадцать лет. Его законная супруга все это время проживала в Германии, не догадываясь об истинной работе своего мужа, который часто уезжал в командировки. В 1900 г в семье Штольманов родился поздний ребенок, которого назвали Яковом. Но семейное счастье так и не прижилось в их союзе. Сердце Яна Штольмана навсегда осталось в России с юной красавицей Анной. А когда он через какое то время случайно узнал о смерти своей тайной возлюбленной, то не выдержал и с горя открыл жене свой давний сердечный секрет…. Это постепенно внесло окончательный разлад в семью Штольманов и вскоре его супруга уехала с маленьким сыном на свою исконную родину Россию. Ян Штольман недолго прожил после этого. Сердце его не выдержало такого горя, как смерть любимой женщины и разлука с единственным ребенком. Он скоропостижно скончался, а тело его было перевезено так же в Россию и похоронено на родине…

По щеке Анны ползла слезинка. Она всхлипнула, и еще плотнее прижалась к плечу мужа. Тот поцеловал ее висок и уткнулся в макушку. 

-Получается, если бы не ты, я так и не узнал, что стало причиной расставания моих родителей,- тихо вздохнул он. 

-Мне очень жаль, Яков,- прошептала Анна,- поверь, она совсем не хотела становиться этой причиной… Ведь она сперва не знала, что твой отец женат…А потом…стало уже поздно…

-Любовь зла,- горько усмехнулся Штольман и прижался щекой к щеке жены,- но как мужчина, я могу понять его…

-Ты не сердишься на нее? И на меня?

-Нет, конечно… Сердцу не прикажешь,- вздохнул Штольман,- да и при чем тут ты?

-Просто когда я вижу мою бабушку в своих видениях, мне начинает казаться, что это я.- задумчиво протянула Анна.- Я проживаю ее жизнь, чувствую ее любовь… ее страдания… ее вину…Позже бабушка все таки вышла замуж, но не была счастлива… Она всю оставшуюся жизнь так и любила твоего отца… А мой дед любил ее…

Штольман еще крепче сжал жену в объятиях:

-Я так счастлив, что мы вместе…

-Как хорошо, что ты не был женат,- вздохнула Анна у него на груди.

-Похоже, у нас с тобой было все наоборот,- лукаво улыбнулся ей в макушку Штольман,- это ты выскочила замуж…

-Яков!- возмутилась девушка. 

-И чуть не уехала в Германию...- продолжал иронизировать ее муж.

-Ну, не уехала же,- в тон ему улыбнулась Анна, поднимая на него свои бездонные глаза.

-Я бы тебя и там нашел,- потянулся к ее губам Яков.

-Водитель… - зашептала ему со смущенной улыбкой Анна.- потерпим до дома…

Они прижались лбами друг к другу и тихо засмеялись…

-Анна, у меня одна просьба к тебе,- вдруг стал серьезным Яков,- вернее даже предупреждение…

Девушка удивленно взглянула на мужа.

-Никогда не упоминай о своем даре генералу Варфоломееву… или еще кому нибудь из руководства…

-Ну что ты! - отмахнулась его жена,- я никому об этом не сообщаю специально… только при крайней необходимости…

-Ни при какой,- твердо заявил ей Штольман. 

-Слушаюсь, товарищ муж,- улыбнулась ему Анна и со счастливым вздохом прижалась к мужской груди. Ее тут же обняли и поцеловали в макушку…