земля сырая и прохладная, ледяной ветер забирается под кожу: пробирает до костей, заставляет резко и без предупреждения вернуться в сознание. я стою на коленях в центре невзрачного пустыря, небо затягивает темными тучами. холодно и безжизненно. щёки сухие, губы слиплись от слёз. руки в грязи по локоть. это была секундная передышка - пора возвращаться к работе. не знаю, зачем или, скорее, для кого я рою могилу, но мне очень страшно и очень грустно. как будто в груди поселилась истерика, которую я не могу выпустить. и остановиться тоже не могу; копаю-копаю-копаю, иначе совсем потемнеет и я ничего не увижу. я должен что-то найти. плакать хочется, но я будто не умею плакать. не получается. это место высасывает из меня все силы.
прерывистый клёкот - трижды по четыре раза - и сверху со свистом проносится большое пятно, хлопает крыльями, щедро осыпая меня песком и чёрными перьями. мокрая когтистая лапа впивается в правое плечо, вторая давит на спину с нечеловеческой силой так, что я разве что чудом не зарываюсь в грязь носом. не обращаю внимания, даже наоборот, начинаю работать усерднее и почти не дышу. нечем.
- вррремя! - старательно игнорирую скрипучий голос прямо над ухом. птица топчется на месте, острыми когтями разрывая ткань моей майки-алкоголички, несколько раз клюёт в шею. чувствую, как горит кожа в кровавых дорожках. мерзкое создание. - идём. идём. идём. врррремя!
трезвая часть моего сознания была бы рада бросить бессмысленное копание в земле и уйти, но спина, в момент прогнувшаяся под тяжестью птицы, разогнуться уже не может. руки дрожат от напряжения, но я не сдаюсь. ворон оглушительно гаркает мне в ухо и взмывает вверх вместе с первым ударом грома. пахнет грозой. почему-то я знаю, что это хороший знак. на третьем ударе я проснусь - это моё личное обещание. встаю и делаю глубокий вдох. кажется, тут стало ещё холоднее. тоскливо.
- закончил? - он кружит надо мной, как стервятник, а я наконец-то могу увидеть, что натворил. получившаяся ямка вполне аккуратная, но взрослый человек туда не поместится. может быть, ребёнок?.. утираю лоб предплечьем и дышу, дышу. дышать так важно и так здорово. так хорошо.
- что закончил? - щурюсь и задираю голову. мне бы хотя бы взглядом поймать обидчика... удаётся поймать только редкие крупные капли на щёки. теперь ещё и дождь.
- искать! - доносится теперь уже снизу. ожидаемо обращаю своё внимание на источник звука и вижу, как ворон деловито роет когтями землю. мне кажется, что он обеспокоен чем-то. вероятно, так оно и есть - птица продолжает делать то, что только что делал я, только она знает, что ищет. копает-копает-копает. - где тело?
второй удар.
- какое тело?
ворон не отвечает. зарылся клювом в мягкую грязь и пытается что-то вытащить из-под земли. червь? трясёт огромными крыльями от напряжения, а я трясусь от холода и тихо теряю терпение. нужно убраться отсюда поскорее и избавиться от чёртовой птицы. и я знаю, как именно.
это мой сон и здесь я хозяин.
можно воспользоваться моментом - выставить указательный палец в недвусмысленном жесте - прицелиться - выстрелить. птица не успевает взлететь, и... третий удар. всё обрывается в одну секунду.
***
доброе утро, мир.
открыв глаза, ещё секунд 30 молча слушаю сердце. пытаюсь осторожно привыкнуть к реальности, где я всё ещё не дома, отогнать странный сон подальше и забыть поскорее. вокруг тепло, сухо и совсем не тревожно, но я всё равно чувствую себя гадко. каким-то... истощенным. и в голове гудит. она гудела и раньше по утрам, когда я был дома, но сейчас всё иначе.
- доброе утро, - чужой голос. с трудом поворачиваю голову и таращусь на белые лопатки своего нового друга. почти белые. от бедра и до самого плеча через всю спину идёт хаотичный узор из тонких ветвей, но рассмотреть их как следует я не успеваю. Боно ловко накидывает рубашку и разворачивается ко мне. ярко-красный вороний глаз под сердцем. когда я протираю глаза и заставляю себя проснуться окончательно, он уже успевает застегнуться и завязать галстук. - как спалось?
то ли в спине щёлкнуло, то ли рычажок в голове переключился с “жизнь хороша и жить хорошо” на “ты в чужой постели и на тебе нет штанов”. вряд ли, конечно, между нами было что-то, выходящее за рамки моего обычного вторника, но я не могу сказать, что рад. докидывать к куче моих проблем ещё и спонтанные отношения вообще не хочется. даже ради двуспальной кровати.
- как в гробу, - звучу и в самом деле как мертвец. не потому, что осознанно выбираю образ недотроги, а потому что матрас жесткий. - мы не…?
Боно замирает и растерянно хлопает глазами. потом фыркает и влезает в жилетку - сегодня она чёрная. маленькая цепочка, торчащая из кармана джинс делает его похожим скорее на готичного подростка, подрабатывающего официантом, чем на вполне себе взрослого владельца питейного заведения. очаровательно. нужно будет спросить, сколько ему лет вообще. он разворачивается лицом к зеркалу и я отчего-то решаю, что сейчас он начнет краситься, но он просто прочёсывает пальцами волосы и убирает их за уши. в отражении они у него русые.
- нет, - он ловит мой взгляд и улыбается одними глазами. - ничего не было, потому что ты попросил сделать с тобой что-нибудь, чтобы ты ко мне больше не приставал.
- ты шутишь, да?
он садится на край постели, поднимает руку ладонью вверх. приглядываюсь и вижу тонкий белый шрам - самый обыкновенный заживший рубец. ворочу носом, понимая, что ничего внятного я от него не услышу, но В вдруг цокает языком и хватает меня за левое запястье. у меня такой же, хотя у меня отродясь не было на теле никаких отметин, кроме родинок, а теперь есть. зрелище очень странное.
- договор, скреплённый кровью, нарушить невозможно, - пространно вещает Боно. - точнее, возможно, конечно, но будет очень больно.
- какой договор? - как же выматывает эта недосказанность. - что ты сделал?
он делает смешное - или всё-таки озадаченное? не понимаю - лицо и прикладывает ладонь к моей. в голове моментально всплывает уже забытое воспоминание, которое я не вижу, но слышу: это мой шёпот, обещающий что-то неразборчивое вроде “никогда тебя не трону” и недовольное цоканье языка.
- тебе нужно было только сказать, что мы не будем спать. теперь ты в буквальном смысле не сможешь ко мне притронуться-
- а как это отменить?
- никак, - усмешка, короткая и бескомпромиссная. - ты поклялся, значит всё.
одного упоминания вчерашней ночи уже было достаточно, чтобы понять, что с Боно нужно быть осторожнее, а тут ещё и этот договор. хотя, наверное, особой погоды он мне не сделает. я всё равно не горел желанием с ним сближаться. особенно после того, как я увидел его в дневном свете и лишний раз убедился в том, что он слишком хорош, чтобы иметь право на существование. богам в моём мире не место, это уж точно.
бог хлопает меня по ляжке, едва прикрытой одеялом, поднимается и возвращается к зеркалу. вот и поговорили. нахожу свои вещи аккуратно сложенными в стопку на кресле рядом с книжным шкафом. слишком много кресел. такое чувство, что бог не знает, что должно быть в комнате у реального человека. картинка из журнала, не больше и не меньше.
- если у тебя на сегодня нет планов, предлагаю сходить к одному моему другу, - это Боно врывается в неловкую паузу. он уже успел заправить кровать, пока я пытался вспомнить, как работают пуговицы. - он тоже заражен. думаю, тебе будет полезно с ним пообщаться.
перебираю все имеющиеся варианты на сегодня. какие могут быть планы, если я тут от силы пару часов? тут как минимум нужна экскурсия. как максимум - воспитатель, который покажет, как тут жить и что здесь делать.
- окей, - одной моей футболки явно не хватает для того, чтобы согреться после тяжелого одеяла. решаюсь на глупость, чтобы как-то разбавить атмосферу, которая уже который раз становится необъяснимо напряжённой. лезу в шкаф, объясняя свою наглость желанием сменить гардероб и, возможно, отыскать чьи-нибудь кости за рядом вешалок. - не найдётся чего-нибудь умеренно согревающего?
Боно немного оживляется и предлагает мне тонкую серую кофту с дырами для больших пальцев. удобно: шрам не будет мозолить глаза.
- ого. если честно, сложно представить тебя в этом, - вытягиваю из рукава нитки, пока мой друг расправляет складки и намеренно избегает моего взгляда. не помню, когда мне в последний раз кто-то помогал одеться. - у тебя там одних рубашек на полжизни должно хватить.
- хочешь рубашку? - он вскидывает одну бровь и отходит назад, оценивая мой внешний вид. - она на тебе висеть будет.
- ну и что.
нести чушь нужно достойно, иначе он поймёт, что я не привык к постоянной тишине. очень стараюсь выглядеть заинтересованным, потому что, кажется, Боно вся эта тема с переодеваниями нравится.
- я не хочу, чтобы кто-то подумал, что ты здесь работаешь, - разворачивает меня лицом к зеркалу. в первый раз вижу своё отражение таким… блеклым. оскорбительно нормальным. но мой товарищ прав, рубашка здесь совсем ни к чему. - к тому же, ты слишком много шевелишься для того, чтобы доверять тебе такие дорогие вещи. ты всё ещё должен мне за столик, забыл?
- хм, - скрещиваю руки на груди. понятно, что столик далеко не единственная причина, по которой я ему должен. - так возьми меня на работу. нет, я серьёзно, ты мне здорово помогаешь и вообще…
он вдруг смеётся, качает головой и закрывает дверцу шкафа, чуть не врезав мне по носу.
- ни в коем случае. пока я жив, ты здесь работать не будешь.
- почему нет? - догоняю его уже в коридоре. Боно останавливается у комнаты брата, явно не настроенный на дальнейшее сотрудничество. - боишься, что я клиентов распугаю? я не буду ни на кого бросаться, клянусь.
- я не беру на работу знакомых, друзей и друзей знакомых.
- даже знакомых друзей?
- особенно знакомых друзей. всё, поговорим позже, - он кивает, но не совсем понятно, кому - то ли мне, то ли кому-то за моей спиной. - у тебя полчаса на сборы. я не знаю, когда мы вернёмся, так что иди, приведи себя в порядок, изучи второй этаж, поболтай с Рут, не знаю, займись чем-нибудь. мне нужно осмотреть W.
слушаю и повинуюсь, босс. так я бы сказал, если бы Боно не скрылся за дверью до того, как я успел обработать информацию.
коридор всё такой же пустой и одинокий. в моей комнате всё так же неуютно. в хвосте коридора - о чудо - обнаруживается маленький балкон с туалетным столиком, пустой пепельницей и очередным креслом. и, что самое главное, свежий воздух. только встречает меня не оживлённая улица в центре города, а самая настоящая чаща. сплошной лес по обе стороны от бара, и только маленькая протоптанная тропинка да фонарь возле входа говорят о том, что здесь вообще бывают посетители. ещё один вопрос в копилку неотвеченных. больше здесь смотреть не на что, а соблазн покопаться в вещах Боно побеждает желание передохнуть хотя бы пару минут. слишком уж всё подозрительно здесь. кто вообще станет помогать незнакомому человеку просто так?
в помещении моя аура скукоживается обратно до маленькой теплой точки в груди. надеюсь, я когда-нибудь смогу к этому привыкнуть (но ещё больше надеюсь, что привыкать не придётся). может, получится упросить Боно снять защиту, если я всё-таки решу здесь остаться. кто знает, какие у него грязные секреты. опасения не оправдываются: ни в недрах книжного шкафа, набитого художественной и не очень литературой на разных языках, ни в гардеробе, ни под кроватью, ни даже в маленькой ванной комнате - его персональной ванной! - не находится ничего полезного. в сущности, его комната мало чем отличается от моей по уровню несуразности начинки, разве что вещей больше.
короче говоря, всё бессмысленно. нужно найти Рут, кто бы это ни был.
***
- доброе утро.
завершаю свой променад и усаживаюсь на высокий стул у барной стойки. Рут (надеюсь, что это она) занята разгадыванием кроссворда и даже не заметила, что я здесь. красивая и опрятная. маленькая... опускаю взгляд на её пальцы, ритмично прокручивающие серебряную перьевую ручку. короткие заострённые ногти чёрного цвета. есть мысль, что она их использует исключительно в качестве оружия.
- эй. привет.
- перестань на меня пялиться, - бурчит она себе под нос, не отрываясь от своей газеты. - что тебе нужно?
- хотел убедиться в том, что ты настоящая, - включаю своё природное обаяние и улыбаюсь. мимо. от неё так и веет холодом. - я Винсент. потеряшка.
- ага.
- и всё? а где “доброе утро, рада познакомиться” и всё такое?
R поднимает голову и медленно растягивает губы в неестественной улыбке, наклоняет голову к плечу. высокие рыжие хвостики и фиолетовая униформа делают её похожей на куклу, но этот факт только усугубляет и без того не самую приятную картинку. жутко.
- доброе утро, Винсент. рада познакомиться, - она моргает несколько раз, сбрасывая с лица жуткую маску, и снова возвращается к своему кроссворду. вот так она выглядит намного приятнее, хотя мне всё равно как-то не по себе. - Рут. пытаюсь работать.
руку для приветствия она не протянула. я тоже.
барабаню пальцами по столешнице. были бы у меня часы - смотрел бы на них, а так остаётся только оборачиваться назад и молиться, чтобы Боно побыстрее закончил свои дела.
- разгадывание кроссвордов тоже входит в твои обязанности? никого нет. может, нальешь мне чего-нибудь?
- да, входит и нет, не налью, - Рут вымученно вздыхает. пытаюсь аккуратно развернуть газету к себе, чтобы помочь, но она тычет пером мне в руку и шипит, как испуганная кошка. - руки!
- можно хотя бы почитать? - вытягиваю титульный лист под её недовольное мычание. - спасибо.
“Эхо Азрена” говорит о самом важном: ещё 10 рецептов супа на случай, если вы забыли, как его готовить; некрологи: важно знать; новинки настольных игр; поможем Джози!.. и прочая чепуха для пенсионеров. кроме бедной Джози, у которой на днях сгорел подвал, оказалось, что в городе куда-то пропадают собаки. если это действительно самое важное за последнюю неделю, то жить здесь, наверное, не очень интересно. взгляд бежит к началу страницы.
- какой сейчас месяц?
- апрель. ты читать не умеешь?
- вчера был конец марта... - рыжая цокает языком, но моим размышлениям не мешает и не помогает. это объясняет то, почему я видел, как дома нас с братом похоронили. конечно, приятно, что Уильям потратил аж две с половиной недели на поиски, хотя всё равно по спине мурашки от осознания, что для них прошло уже так много времени. всё меняется слишком быстро.
рука на плече. вздрагиваю и оборачиваюсь: у Боно такое же напуганное лицо, как и у меня.
- что случилось? - миллион вариантов в голове. - W?
- что? нет, он в порядке, - В качает головой и часто моргает. - а с тобой что? выглядишь намного лучше. выспаться успел?
- на балкон вышел. я же не могу… здесь. ну…
он подхватывает меня на полуслове, желает Рут хорошего дня и живо тащит меня в комнатку слева от стойки - ту, что я считал комнатой для персонала. за загадочной дверью оказывается каморка… нет, не каморка, просто узкий коридор, донельзя заставленный коробками, стеллажами высотой в потолок - здесь тоже коробки, баночки, бутылки, статуэтки и книги. справа от двери пальто, туалетный столик со странной гипсовой рукой на ней, чьи-то ключи. настенный календарь с облезшим рисунком кролика на нём и зеркало. отойдя от первичного шока, замечаю в конце коридора маленькую пародию на кухню. два стула, огромный холодильник, плита, шкафчики. кофейник, блюдца. разделочные доски. всё как у людей, только дышать здесь нечем.
- сядь, - командует В. понятно, почему - если я не найду себе место, он просто не сможет здесь передвигаться. скорее машинально, чем умышленно, ставит на стол остывшую чашку кофе и тарелку с печеньем. так себе завтрак. - первое: не мешать Рут.
- но ты же сам сказал…
Боно оглядывается через плечо и замирает на мгновение, а потом с тихим “а, ну да” прячется за дверцей холодильника. крафтовый пакет хрустит слишком громко, чтобы я расслышал хоть что-нибудь из его монолога. кофе всё ещё холодный, но я пока не настолько осмелел, чтобы возмущаться.
- второе: никто не должен знать о том, кто я и кто ты. и о магии вообще, - он кладёт пакет на место напротив и убирает волосы с лица. - этого не существует. существует, но формально. ешь.
хмурюсь и многозначительно смотрю на него, надеясь, что он расскажет больше.
- в каком смысле существует, но формально?
- в том смысле, что нас таких один человек на весь город. с тобой два.
- если ты в этом так уверен, тогда от кого ты защищаешься?
В тушуется, потирает переносицу. удивительно, но отчего-то мне удаётся спокойно позавтракать даже несмотря на надвигающуюся бурю. понятно, он не любит отвечать на вопросы, но ему придётся, потому что иначе… иначе что-нибудь случится.
- слушай. это очень сложно объяснить, понимаешь? я знаю, что ты вырос в других условиях и что тебе непривычно, но в этом мире всё работает несколько иначе. Рут - человек. все, кого ты встретишь - обычные люди. кроме пары моих знакомых, ты обязательно с ними увидишься и я уверен, вам будет о чем поболтать, но пока, пожалуйста, - он переводит дыхание и закрывает глаза. устал, бедолага. - никому. просто веди себя нормально в компании местных. это обязательно, если ты действительно хочешь остаться здесь.
- это как? - усмехаюсь. - делать вид, что я здесь всегда был? слиться с толпой?
- ты прекрасно знаешь, о чём я говорю. слиться с толпой будет сложно, потому что толпы как таковой нет, - он замечает, что я так и не притронулся к кофе, проверяет чашку пальцами. выливает остатки в раковину и, не сполоснув, наполняет её заново. - здесь сложно жить человеку, который хочет от жизни чего-то определённого. большая часть острова - непроходимые леса. даже отсюда пешком до города можно добраться за минут 40, если знать дорогу. в Азрене, конечно, попроще, но в целом пока ещё далеко от идеала.
- и ты торчишь в этой деревне, скрывая свои способности, потому что..?
- ты о чём сейчас?
- ну, ты сказал, что всё плохо. что никто не знает о магии и всё такое. я ни за что в жизни не поверю, что у тебя нет возможности уехать отсюда.
он пожимает плечами:
- мне здесь нравится. к тому же, мне не приходится постоянно скрываться, потому что никто не может запомнить, как я выгляжу. полезная штука, если тебе приходится жить в одном месте веками.
веками… теперь понятно, почему он так странно себя ведёт. у моих знакомых долгожителей тоже со временем крыша начинает ехать. взять бы хотя бы моих родственников, тут даже далеко ходить не нужно. лежит один больной наверху.
и всё-таки кроме этого есть в Боно ещё что-то такое… не могу объяснить. одиночеством каким-то веет от него, вот что я думаю. наверное, ему очень тяжело в глуши - мне уже тоскливо в этой обстановке, хотя я, по сути, ничего и не успел увидеть. остаётся только надеяться на то, что W скоро придёт в себя, а там уже можно будет и о будущем подумать.
- перекусил? - киваю и отряхиваю руки. идём встречаться с ещё одной живой душой. - будешь нести пакет, раз так рвёшься помогать.
в весьма увесистом пакете оказываются продукты.
- гуманитарная помощь?
- вроде того. Лео тебе всё расскажет, я думаю. не бойся, - В услужливо открывает для меня дверь и выпускает на свободу. - тебе понравится.
- воодушевляет, - перехватываю пакет поудобнее и чуть не спотыкаюсь о скамейку. ещё одна курилка нашлась, отлично. - это для него продукты?
- ага.
голова работает на пределе возможностей: пытаюсь просчитать, как распределить энергию так, чтобы не споткнуться и не растерять всё по дороге. Боно опережает меня шага на три и идёт достаточно быстро и уверенно, а я, к сожалению, похвастаться этим не могу. хотя 40 минут в таком темпе, наверное, выдержу. наверное. мышцы уже ноют от напряжения.
- а он… а он что, сам не может сходить?
- нет, - бодро отвечает мой попутчик. - если бы он мог, я бы с тобой не разговаривал. никто ни с кем бы не разговаривал.
кое-как мне удаётся его нагнать. от зелени вокруг рябит в глазах, и я всё-таки разрешаю себе остановиться и поставить пакет на землю.
- что? силы закончились? - смеётся он. - я думал, ты маг.
- я думал, ты тоже, - ответить так же весело не получается, но Боно либо не замечает этого, либо просто игнорирует. - я думал, ты умеешь быстро перемещаться из одной точки в другую или что-то типа этого. это бы сильно упростило задачу, знаешь.
он молча подбирает у тропы какую-то палку, откашливается и наскоро рисует на земле прямоугольник. делит на 4 сектора.
- это бар, - он рисует крохотный кружок справа недалеко от центра. и следом, чуть ниже, кружок побольше. соединяет их между собой одной линией. - это город. пока понятно?
- я не идиот. продолжай.
- а это, - В отмечает на импровизированной карте ещё одну точку слева, у самого края. и тоже соединяет её с баром. выходит линия в три раза длиннее предыдущей - то есть около двух часов ходьбы. - место, куда мы направляемся. вокруг этих точек практически непроходимый лес. при перемещении в пространстве тебе нужно - что? - хорошо знать дорогу. просто представь, чем всё закончится, если ты окажешься где-нибудь здесь, посреди ле…
- не вижу проблемы, - как и большой радости в том, чтобы тащиться на своих двоих настолько далеко. - ты явно не в первый раз это делаешь. ты же знаешь, куда мы идём.
он молчит, и по его нахмуренным бровям я понимаю, что, скорее всего, он ни разу этого не делал.
- я привык ходить пешком, - наконец произносит он. - так безопаснее.
чем больше я о нем узнаю, тем больше мне его жалко. так и вижу, как он шляется по лесу в гордом одиночестве, размышляя о жизни под грустную музыку, как в кино… кошмар какой-то. нет, нужно его вытащить из этого уныния.
- давай ты попробуешь что-нибудь новое, - забираю у оцепеневшего Боно ветку. - слушай, ну даже если мы и потеряемся, что страшного-то? у нас целый пакет еды. рано или поздно нас кто-нибудь найдёт. или мы сами найдем кого-нибудь.
- да, ты прав, - В говорит это так, как будто сам не верит в это, и его можно понять. - я как-то совершенно про это забыл.
секундой позже прямо перед моим носом расплывается уже знакомый мыльный пузырь, ведущий в никуда, но в этот раз мне совсем не страшно. наверное, потому что Боно заходит в него первым.
***
место прибытия - огромная деревянная дверь, в которую я почти тычусь носом. отшатнувшись, делаю шаг назад и задираю голову: кирпично-красные башенки и на одной из крыш сломанный железный крест. отхожу подальше, чтобы оценить масштабы здания и тут же врезаюсь спиной в чье-то плечо.
- это здесь?
Боно рассматривает глубокую борозду на земле, ведущую прямо за церковь. за ней леса нет, слава богу. зато есть море. похоже, что кто-то тащил что-то очень тяжёлое от самой двери, чтобы выкинуть. или наоборот, заносил внутрь. так или иначе, тропа куда-то ведёт.
- здесь, - он прикладывает палец к губам. недалеко отсюда раздаётся неприятный ритмичный скрежет. - всё в порядке, мы на месте. Лео должен быть на заднем дворе, позовешь его? я пока разберусь с продуктами.
забирает у меня пакет. вопрос, видимо, был риторический, и это меня не очень радует. жуткие звуки со двора не замолкают, а воображение не может справиться и выдает одно за одним картины с огромным чудовищем, бьющимся о стены своей клетки. в конце концов, я ещё не знаю, что такое этот Лео. может, В совсем свихнулся и назвал так своего гомункула. или ещё что-нибудь похуже...
- ты разве не должен нас познакомить?
- он не очень любит, когда я прихожу, - с неохотой отвечает он. - будет лучше, если ты сам ему об этом скажешь. только…
- что?
- помягче. не сразу, он сейчас немного не в себе.
- легче не стало, если честно, - уже даже не пытаюсь делать вид, что мне не страшно. - может, подождать, пока оно успокоится?
- иди. он ничего тебе не сделает, - Боно вздыхает и в прямом смысле уходит от разговора. - он такой же, как и ты. просто поговори с ним и заведи внутрь.
выбора у меня, как я понимаю, не остаётся.