Примечание
glinka - the lark
brahms - hungarian danse №5
- пожалуйста, не надо, - оглядываюсь. Боно нервно поджимает губы, замечает холодильник и удрученно сопит, но никак выходку Лео не комментирует. ловит мой взгляд, полный непонимания. - тебя долго не было. я навёл порядок… кхм. пришлось немного повозиться на кухне. починить шкафчики.
чувствую какое-то напряжение между ними, не могу ничего сказать. только мотаю головой в ожидании помощи со стороны L. неловко. В тоже смотрит на него, серьёзно, но с какой-то странной теплотой - впервые за всё недолгое время, что я с ним знаком.
- и что? похвалить тебя?
- было бы неплохо, если бы ты не трогал хотя бы технику.
- да? я думал, тебя это не беспокоит. ты же всемогущий, - Лео равняется с ним и приподнимается на носках, чтобы заглянуть ему в лицо. - ты же хотел использовать свои способности во благо, - шепчет. - валяй. развлекайся.
Боно молча уворачивается от толчка плечом. L ретируется через оранжерею и исчезает в недрах церквушки. цикады в ушах больше не стрекочут, и это кажется неправильным: мне не хочется, чтобы этот парень уходил, хотя здравый смысл говорит, что лучше держаться на расстоянии. очень нужно что-то сказать, почти невыносимо. ещё бы понимать, что происходит между этими двоими…
- так… ты его отец, да? - звучит слишком разочарованно, я так не хотел. но получилось как получилось. лучше, чем ничего. - прости, может, это не моё дело, но ты не очень похож на семьянина.
с чего я так решил? без понятия. мне проще представить, как Боно занимается лепкой или играет в группе, чем возится с детьми или празднует годовщину со своей женой. есть в нём какая-то лёгкость на грани безответственности, в том, как он двигается и разговаривает, как будто его совершенно не волнует мнение окружающих. только это больше похоже на пренебрежение, чем на витание в облаках. хотя, конечно, мы с ним мало знакомы. может, мне просто кажется.
- он мне не сын, - вздыхает В и пытается улыбнуться, только похоже, что ему что-то мешает. глаза живые, а вот всё остальное застыло, как маска. - его мать отказалась от него, когда он был совсем маленьким, бросила зимой на улице. а я не смог позволить ему умереть, вот и вышло…
- по Лео не скажешь, что он рад этому, если честно… он тут на коленях стоял, просил, чтобы я его задушил.
- в самом деле? - вот опять, он даже не пытается сделать вид, что ему не всё равно. - не думал, что он может так себя вести.
врёт. нужно быть слепым и глухим, чтобы не увидеть, как Лео мучается. странно, что Боно не замечал этого, учитывая, что они так хорошо друг друга знают. он не хочет замечать или попросту недоговаривает?
- не переживай. дело в болезни, он здесь ни при чём, - Боно наконец-то оттаивает и переключается на ошметки пластика на земле. вопреки ожиданиям поднимать их он не бросается, только подталкивает ногой так, чтобы собрать их в кучу. - я называю её умброй, но по сути не имеет значения, как она называется. это то, что заперто внутри тебя. понимаешь, у тебя в организме её совсем немного, а Лео и есть умбра. по большей части. он просто… просто как плюшевая игрушка с отравленной начинкой. но его разум повреждён не полностью, поэтому внутри него происходит постоянная борьба за... право управлять телом. только обычно он это прячет и не очень охотно идёт на контакт. не хочет, чтобы кого-то это коснулось.
- и ты его запер в этом месте, чтобы он никому не мешал.
В кивает и поднимает голову.
- по-другому никак. это самый безопасный способ его удержать, пока я не найду способ его вылечить.
теперь моя очередь сочувствовать. только пока не совсем понятно, кому: со всех сторон ситуация невесёлая. да и у меня тоже... приходится сделать над собой усилие, чтобы отбросить мысли о плохом и спросить прямо:
- а W? что с ним происходит сейчас? - он часто моргает, будто не совсем понимает вопрос. - я к тому, что… Лео сказал, что органы отказывают.
- у тех, кого она не убивает сразу - да. так должно быть, но у W этих симптомов нет.
наклоняется, чтобы поставить холодильник в вертикальное положение. я на автомате тянусь помочь, но Боно прекрасно справляется и без меня. что с ним не так?
- ты хочешь сказать, что он здоров?
глухой стук - это распахивается витражное окно на втором этаже. Лео как ни в чём не бывало взбирается на подоконник, свешивает ноги вниз и собирается снова закурить. В неотрывно следит за происходящим, но всё же и для меня у него ответ находится.
- я хочу сказать, что тоже ничего не понимаю. пока. разберёмся, это я тебе могу пообещать.
- спасибо. я правда переживаю.
тихо. оба смотрим на L, пока он взглядом прожигает дыру в точке, где мы стоим. мне искренне его жаль, этого брошенного пацана, но как ему помочь - не знаю. да и не моя это работа, наверное. хочется, чтобы всё стало по-другому, чтобы он смог найти покой, хоть бы и в смерти. Боно сказал, что ищет способ. выходит, это просто вопрос времени.
- ты бы не курил так много, - тоскливо улыбаюсь. - говорят, вредно для здоровья.
- не помню, чтобы я спрашивал твоего мнения по этому вопросу.
в этот раз не проканало.
- нет, Винсент прав, - вдруг заступается за меня Боно. не понимаю, серьезно или нет, потому что звучит он всегда плюс-минус одинаково. - тебе не будет легче от этого. к тому же, это усложняет мне работу.
Лео скалится и резким движением запускает в него кофейную банку, служащую пепельницей. В ловит её, но от унижения спастись не удаётся ни ему, ни мне. даже выругаться не успел. стряхиваю с себя вонючие окурки, пепел втирается в ткань. в груди почти моментально разливается что-то невыносимо тяжёлое, ярость бросает меня вперёд и голова отключается: похуй на стену, я заберусь и заставлю его сожрать это. я убью его, сердце гоняет кровь, я убью его, у меня горящая турбина под рёбрами, он должен умереть; кто-то хватает меня под руку - кто?! - разворачиваюсь и бью не глядя, и тут же сам падаю от режущей боли в желудке. два голоса. не слышу, в ушах стучит, накатывающая тошнота не даёт вдохнуть. слепо тычусь лбом в прохладную землю, но запаха травы не чувствую. нервы завязываются в узлы, мышцы сводит судорогой. господи, лишь бы не вырвало. сжимаю челюсти. боль не проходит - пытаюсь съежиться, свернуться, может, так оно уйдёт, но легче не становится. внезапно бросает в холод. как-то удаётся перевернуться на бок. мокро. спазм отпускает. не могу пошевелиться. холодно, холодно. очень холодно. горячая ладонь касается лба и щёк. Боно встревоженно убирает мокрые волосы с моего лица. мысли не собираются в одно целое.
- полотенце!
раз, два, три, четыре.
пять. шесть. глаза закрываются. шорох. меня заворачивают в махровое полотенце, растирают плечи. из открытого окна слышна с детства знакомая фортепианная мелодия, но звучит она как-то нервно, в разы печальнее, чем я запомнил. напрягаю извилины: Глинка. какая-то птица. цепляюсь. главное - не забывать дышать. не отключаться.
- Винсент, посмотри на меня. кивни, если слышишь.
это несложно.
- хорошо. держись, - он помогает мне подняться. ноги подкашиваются. что это за птица? - идти можешь?
- …ку- куда?
- просто идти, как факт. переставлять ноги. да чтоб тебя…
никогда бы не подумал, что он умеет злиться. может, повода не было. так или иначе, мне удаётся зафиксировать в памяти момент, когда Боно потащил меня в сторону оранжереи - уже маленькая победа. не вырубаться. открыть глаза. двигайся, двигайся, а то замёрзнешь. голова раскалывается. он одним движением усаживает меня на что-то мягкое, не успеваю понять, кладёт полотенце на колени. и крепко держит в одном положении, пока я тупо таращусь на вальсирующие алые пятна перед глазами. трясусь.
- я же предупреждал, что нельзя ко мне прикасаться, - сухо и раздражённо констатирует он. - давай ты больше не будешь так делать, хорошо?
жаворонок. точно. эта птица.
- мгм.
- держи себя в руках, иначе это может плохо закончиться, - суетится, но быстро ориентируется. берёт мою руку, складывает пальцы и зажимает нос. - вот так. отдохни пару минут, я сейчас вернусь. не поднимайся!
Лео продолжает играть одну и ту же мелодию раз за разом, но каждая версия немного отличается от предыдущей. он мажет мимо нот, не знаю, нарочно или нет, но это очень хорошо: именно эти расхождения помогают успокоиться и навести порядок в голове. кровотечение останавливается. осознание не за горами. я почему-то весь мокрый, но это "почему-то" быстро отваливается, когда я вижу оранжевую неоновую змею, уползающую прочь из теплицы. подо мной старый диван с протертой обивкой, наверху - неизвестно. небо, понятное дело, но в каком оно состоянии? не хочу рисковать. слышал, кровь может попасть в горло. сплевываю в полотенце. всё в порядке. нужно согреться, но одного желания мало, так что никаких волшебных бонусов. надо было ходить на занятия.
Боно держит слово и возвращается. протягивает стакан воды, аккуратно присаживается на подлокотник. теплый, наверное. стакан дрожит в руках, как у самого настоящего алкоголика. и это вся помощь. класс, спасибо.
- рядом с тобой невозможно оставаться сухим, я правильно понимаю?
шутку он не понял, но улыбнулся. ёжусь. злюсь, но двигаться трудно, наброситься на него снова я точно не смогу.
- как ты себя чувствуешь?
- не в состоянии отвечать на философские вопросы. - зубы стучат. почти смешно. - воздух какой-то слишком влажный, тебе не кажется?
Боно наклоняется, касается пальцами моей ледяной шеи. мурашки - по рукам, по ногам, по позвоночнику и под кожей. тело немеет, глаза снова закрываются. тепло! от контрастов крышу сносит. а В проводит рукой по обивке, заставляя мокрое пятно исчезнуть, пересаживается поближе и откидывается на спинку. повторяю за ним. выматывающий эпизод закончился.
- так лучше?
не вопрос - утверждение. чисто для галочки. L переключается на другую мелодию - её я тоже знаю, это Брамс. не помню названия, но звучит как марш. уже повеселее, но всё равно слишком агрессивно. и тоже с ошибками.
- лучше, - зеваю. - внутрь не пойдём?
- сиди. мы здесь закончили, - устало отвечает он. - пришлось пообещать Лео, что я оставлю ему на растерзание холодильник, так что нужно будет зайти в город. закажу новый.
и когда он только всё успевает?
- а ты не можешь просто… ну… собрать то, что потом от него останется?
- поверь, намного проще будет купить ещё один.
- а позвонить?
- у меня нет телефона, он мне не нужен. к тому же, здесь постоянно перебои со связью, так что надёжнее просто зайти в магазин. ты со мной или отправить тебя обратно в бар?
- я бы задержался здесь, если честно. мне обещали показать ремонт, который ты сделал.
- ты бы поменьше слушал Лео, - усмехается Боно. потягивается. - он явно переоценивает мои способности. думаешь, я всесильный? я только составил план, остальное сделали другие, пока он был в отключке.
- а какая разница? всё равно интересно.
- тут не на что смотреть. но если хочешь… не думаю, что L будет в восторге, но можешь попробовать с ним договориться. только тебе придется дождаться, когда он закончит играть.
- и надолго это?
- когда как. иногда полчаса, иногда весь день. он в себе, до него не достучишься. тебе бы, кстати, тоже хобби не помешало, чтобы на людей не бросаться.
- у меня уже есть хобби.
- да? и какое?
пауза. зачем я вообще это сказал? я действительно настолько хочу в одиночестве бродить по коридорам церкви на отшибе с мыслью о том, что где-то рядом сидит сумасшедший? да, какая-то глупость. Боно прав, идея так себе. признаю поражение:
- хорошо, у меня нет хобби. слушай, - собираюсь. раз уж начал топиться, так топиться до конца. В терпеливо ждёт. - хочу спросить, что всё-таки произошло вчера.
- спроси.
это выражение лица мне уже знакомо - ему интересно.
- ты скажешь, что уже всё рассказал и ничего не было.
- потому что ничего не было, - мягко улыбается. - с какого момента тебе рассказать? ты отказался идти к себе. потом забрался в постель. потом начал засыпать и всё было нормально, пока ты не вскочил и не начал ныть, что всё неправильно и ты не из этих, а потом очень настойчиво попросил, чтобы я решил проблему с твоей сексуальностью. после этого спокойно уснул.
похоже на меня. только почему-то мне теперь неловко, хотя, если верить Боно, то всё действительно в порядке.
- о боже. прости. когда я сказал, что я не из этих, я не хотел тебя обидеть… я просто...
- Винсент, я не гей.
ты не помогаешь.
- хорошо. я тоже. наверное. - наверное? это что такое? - не знаю. нет, точно нет.
- расслабься, ладно? - он смеётся и разводит руками. - проехали. мне всё равно, кто тебя привлекает, это не моё дело. я спокойно к этому отношусь, никто не будет тебя осуждать.
и я понимаю, что вне зависимости от того, что я сейчас скажу, он всё равно будет считать, что со мной что-то не так. боже, а что, если со мной действительно что-то не так? опускаю глаза. хорошо, если он не будет осуждать. тогда можно позволить себе поговорить о вещах, которые дома были под запретом.
- слушай, а если бы ты… в теории, если бы… ну…
- может быть. но скорее нет, чем да.
- почему нет? я что, урод какой-то?
не уверен, что мы говорим об одном и том же, но я сгорю на месте, если скажу ещё что-нибудь. а вот Боно рассуждает спокойно, будто бы даже получая удовольствие от этого.
- согласись, что нельзя сказать точно, что бы ты чувствовал, если бы был другим человеком, - он закидывает ногу на ногу, проверяет, слушаю ли я. не знаю, как это объяснить, но он как будто отстранён и увлечен одновременно. - я не отрицаю такой возможности, что мы с тобой могли бы быть вместе. даже не сколько потому, что ты не урод, это совершенно не важно.
- хватит меня успокаивать, - нервный смешок удержать не получается. - это да, а не "скорее нет", не увиливай.
- мы всего один день знакомы. тебе не кажется это странным?
- не вижу ничего странного. мои родители были знакомы неделю и поженились. и ничего, жили вполне счастливо. - он хочет возразить, но я ещё не закончил. теперь это дело принципа, я должен реабилитироваться. - только представь: два безумно красивых человека, преисполнившиеся в своем одиночестве, дрейфующие где-то в космосе среди звёзд… родственные души, чудом соединившиеся в безумном круговороте жизни, две песчинки, которым удалось найти друг друга в божественной песочнице…два любящих сердца, слившиеся в одно… и эта музыка, музыка!
смотрю на Боно. он ошарашенно улыбается:
- надеюсь, ты не собираешься плакать.
- дорогуша, под Брамса нужно танцевать, а не плакать, - кривляюсь, конечно. так говорил знакомый Уильяма, пианист с комплексом бога. надо бы поменьше думать о доме. - вот это будет действительно странно. а всё остальное в рамках нормы.
- ты не перестаешь меня удивлять, - он сдаётся. хотя мы ни к чему конкретному не пришли, но это не важно. - вернись на землю, пожалуйста, а то это немного пугает.
- приму за комплимент. так что, поцелуешь меня?
В притворяется, что не услышал - и хорошо, зря я это ляпнул, - и достаёт из кармана часы:
- нам нужно выходить. скоро начнёт темнеть.
- только не говори, что собрался идти пешком. - он молчит. - зачем тебе тогда способности, если ты ими не пользуешься?
- ну, я немного старомоден, - на пару секунд выпадает из реальности. видимо, осознаёт. - в конце концов, мне уже за триста. думаю, я заслужил немного покоя. старикам иногда нужно оставаться наедине со своими мыслями... так что, поцеловать тебя?
это было резко. наверное, надеялся, что мне станет противно? а я пожимаю плечами. а я не знаю. он убирает волосы за ухо и вдруг оказывается так близко, что у меня дыхание перехватывает. я бы решил, что это шутка, да только черт знает, шутит он или нет.
- да или нет?
- да, сэр. пожалуйста.
Боно тормозит пару секунд, а потом придвигается и осторожно целует меня в губы.
бум!
ладно, внутри ничего не шевелится. если честно, было приятнее, когда он просто дотронулся до меня, чтобы согреть. это можно понимать как "всё ещё не гей" и почему-то это приносит мне такое облегчение, как будто я и в самом деле сомневался, что может быть иначе. никакой отдачи от Боно я тоже не почувствовал: короче говоря, это вообще не то, чего тебе хочется, когда кто-то предлагает тебя поцеловать.
- твой вердикт?
по его лицу понятно, что он тоже не в особом восторге. ну и ладно, зато теперь мы оба знаем, что нет смысла пытаться.
- да, это странно. ты целуешься как мужик.
- ты тоже, - он смеётся и подаёт мне руку, чтобы подняться. - надеюсь, ты больше не собираешься меня бить.
- нет. но если ты расскажешь об этом кому-нибудь, то мне придётся.
встаю: вся химия между нами исчезает, словно ничего и не произошло. музыка не останавливается, а я теперь не могу выбросить из головы предостережение L. можно ли вообще ему верить, учитывая его состояние? Боно на его фоне кажется совершенно безобидным. не без странностей, конечно, но пока всё ведь хорошо. прогнозы вполне радужные - по крайней мере, я хочу в это верить.
***
за час удалось узнать ещё немного: например, что Боно не любит разговаривать на ходу (и считает это абсолютно нормальным), что он не родился таким, всё ещё считает себя человеком и понятия не имеет, как долго ему ещё осталось жить. почему он тратит время на работу? ему нравится помогать людям. спаивать их? это психологическая разгрузка. он быстро ходит - он привык к этому. короче, в пути он становится растением и разговаривать с ним бессмысленно. можно было бы в молчании попытаться запомнить дорогу, но я быстро уловил, что это тоже не самая лучшая идея. нет, здесь есть протоптанные дорожки и ориентиры - вот колодец, например, - только зелень рябит перед глазами, мой друг молчит, а у меня и так не очень хорошо с навигацией. создаётся впечатление, что Боно сам не имеет понятия, куда меня ведёт. ощущение опасности становится в разы чётче, когда он вдруг останавливается и смотрит по сторонам. потом под ноги. тропинка на земле еле заметна, но человек здесь явно когда-то ходил - именно она и выводит нас к цивилизации. на другом конце нас ждёт высокий столб, выкрашенный флуоресцентными полосами. отсюда уже видны городские постройки.
- наконец-то, - я готов обнять этот одинокий фонарь. - я думал, это никогда не закончится…
- привыкай, - усмехается он, проплывая мимо, пока я рассматриваю поплывшие от дождя и времени объявления. кому-то очень нужно продать дом. - если останешься в баре, ходить придётся много.
- а какие ещё варианты есть?
догоняю. Боно замедляется. он был прав, толпы здесь нет. может, потому что время уже близится к вечеру, все работают. если не считать нас, слоняющихся без дела подростков и старушек. в целом картина получается почти унылая: ряды одноэтажных и двухэтажных домов, опрятные, но скучные задние дворики, забегаловки и лавки, отличающиеся от жилых домов только наличием вывесок… просторно. и тихо.
- зависит от твоего бюджета, - В пожимает плечами, кивает головой в сторону одного из наиболее внушительных зданий на улице. - в общежитие, например, можно заселиться и бесплатно, если ты сирота. или если ты учишься у кого-то ремеслу. но обычно мастера предоставляют жилище, некоторые даже платят за обучение. можешь снять номер в гостинице, но она для туристов, поэтому там дорого.
“дорого” определённо мне не подходит. вообще всё, что не бесплатно, мне не подходит.
- учиться ремеслу это что значит? типа рукоделием заниматься?
- не обязательно. можешь рыбу ловить или в совете бумажки разбирать, профессий много. только имей в виду, что это развлечение на ближайшие пять лет, - он усмехается и оттаскивает меня с дороги, пропуская мужчину на велосипеде. мужчина оглядывается на меня и многозначительно хмыкает. - потом получишь рабочее свидетельство и с жильем будет полегче. будешь почти нормальный человек.
- не уверен, что хочу здесь остаться, если честно, - морщу нос. - я человек свободы, знаешь ли. а это какая-то каторга.
выходим на площадь. здесь уже более оживлённо, но меня как-то резко перестал интересовать этот вопрос, потому что люди везде одинаковые. если не считать пары попрошаек-калек возле статуи неизвестного старика с ребёнком. они не обращают на нас никакого внимания, цепляясь взглядами за тех, кто проходит рядом, а мы стоим возле ломбарда. никто не ходит в ломбард по своей воле.
- ну, тогда либо каторга, либо ты гуляешь по лесу и ни в чём себе не отказываешь. либо спишь на улице, но это до тех пор, пока кто-нибудь на тебя не пожалуется, - Боно сверяется с часами. сажусь на скамейку у выхода, обозначая своё нежелание заходить внутрь. устал. - отлично, будь здесь. я только спрошу кое-что и вернусь, это быстро. никуда не уходи и ни с кем не разговаривай, ты понял?
- я и не собирался.
класс. у меня нет ни денег, ни возможности как-то облегчить своё состояние. даже если остаться у L, это не особо мне поможет. придётся найти компромисс. он точно здесь есть, нужно только нащупать. компромисс. чтобы не остаться в должниках - так, на всякий случай, если что-то вдруг пойдёт не по плану. а какой был план? он вообще был? выдыхаю, закрываю лицо руками. ещё бы съесть что-нибудь, чтобы думалось легче…
спокойствие длится недолго.
- эй! парень, стой!
поднимаю голову - мимо статуи с попрошайками на велосипеде проносится какой-то школьник в желтом дождевике, свистом разгоняя прохожих. за ним, еле поспевая, бежит грузный мужчина. лицо у него красное. то ли от злости, то ли от того, что он явно оставил занятия спортом в прошлом. мы сталкиваемся взглядами, он останавливается и тяжело дышит.
- он… он украл книгу! да что же вы сидите, помогите его догнать! - разеваю рот. это что, мне, что ли? - эксклюзивное издание! молодой человек, шевелитесь, прошу вас!
мужчина бросается ко мне, хватает меня за локоть. почему-то смешно - нервное, должно быть, - но ответить не могу. а что делать? надо помочь догнать воришку. может, заплатят… и, совершенно забыв про Боно, я переключаюсь на другую задачу. бегом, бегом, пока желтый плащ не скрылся за углом.