10. «Библиотека и поездка в Лазорь».
Василиса проснулась с четкой мыслью, что сегодня суббота. Потом перевернулась на другой бок, укутываясь в одеяло — в домике было прохладно — и начала вспоминать события вчерашнего вечера.
Сначала она, не открывая глаз, поморщилась, вспомнив драку. Затем подумала о друзьях — Нике, Диане и Мааре. Она ведь ушла, не попрощавшись! Вдруг они переживают.
Хотя, если бы это было так, то в дверь бы сейчас барабанили. Подумав об этом, она успокоилась и вздохнула, потягиваясь.
Потом Василиса вспомнила приглашение Фэша и распахнула веки, пребывая в очень хорошем настроении. На лице расплылась немного глупая, но самая что ни на есть искренняя улыбка.
Откинув одеяло, Василиса встала с кровати и снова потянулась, уже стоя. Ее взгляд упал на открытое окно и она нахмурилась. По привычке она всегда закрывала и окна, и двери, оставляя лишь проход через нуль-зеркало.
Девочка закрыла окно и поежилась. Так вот отчего холодно было.
На столе ее ждал сюрприз — пышный букетик ландышей. Василиса взяла цветы в руки и поднесла к лицу, вдыхая аромат. В отправителе сомнений не было, и она снова широко улыбнулась.
Видимо, один очень темноволосый голубоглазый парень пытался незаметно подбросить цветочки, а вот закрыть окошко или не додумался, или не смог.
Василиса натянула джинсы с футболкой, положила в карман ЧерноКлюч и прихватила длинную кофту, выходя из домика. На улице было светло, солнце уже было высоко. На ее часах время было семь с лишним.
Утро было холодное. Дул легкий, но прохладный ветерок.
Девочка сделала короткую зарядку, чтобы размяться и надела кофту, подходя к дуплу. Она ведь так и не исследовала это место. Хотя и прошел всего лишь один день.
Ступив в кедах на засушенные листья и теплый мох, Василиса с удовольствием вдохнула запах осени. Сверху была темнота, видно ничего не было. Всего было три входа — для трех разных веток первого этажа. От этого стоял полумрак.
Потоптавшись на листве, обходя дупло, Василиса спрыгнула обратно к своей ветке и, на радость, увидела выходящую из своего домика Диану.
— Как спалось? — заметив подругу, спросила та.
— Неплохо, — пожала плечами Василиса. Диана зевнула, прикрываясь ладошкой. — А ты, смотрю, не выспалась?
— Немножко. Мы вчера переволновались между прочим, — вдруг сменила она тему, становясь строгой. — Вы улетели сразу после драки и даже не сообщили. Мы с Ником и Броннером немного постояли там для приличия и тоже ушли, вас искать.
Василиса виновато и смущенно улыбнулась.
— Прости. Я думала, Фэш сказал вам позже.
Диана фыркнула.
— Ну да, по часолисту прислал сообщение, что все в порядке, спустя два часа. Ну да ладно, — девочка встряхнула головой. — Что планируешь делать? Не хочешь сегодня сходить в библиотеку?
— Я не против, — Василиса пожала плечами. — Все равно нам еще ничего не говорили насчет Алого Цветка…
После мирно проведенного завтрака в половину восьмого утра девочки отправились в библиотеку, находившуюся в самом Белом Замке, и чуть позже отправили письма ребятам о причине их отсутствия. Лишь войдя в распахнутые двери огромного помещения, Василиса не смогла удержать восторженного аханья. Библиотека фей не была больше чем та, что в Лазоре, и уж тем более в Расколотом Замке, но была прекрасно оформлена.
Второй этаж был по протяженности круглым и посередине, напротив входа, находился спуск — изящная лестница с множеством маленьких ступенек, поблескивающая в свете солнца чем-то золотым. На первом этаже книжных стеллажей было не очень много — центр занимала пустота. Вокруг незримого круга располагалось несколько шкафов и мягких низких диванчиков.
Первым делом Диана потащила ее на второй этаж, и не по лестнице, а на лету. Уже там Василиса увидела ровные ряды стеллажей, между каждым из которых в отдалении виднелся скромный уголок для тихих читателей. Каждая полка, наполненная книгами, предназначалась для отдельной подтемы или поджанра. А целый стеллаж с двух сторон был заполнен определенным основным жанром.
Через каждые два стеллажа виднелись витражные просторные окна. А на каждой пятой стенке от полок с книгами висел список мероприятий или объявлений. К одному из них Василиса подошла, любопытствуя.
«Внимание!
Библиотека работает круглосуточно, сохранность каждой драгоценной книги, находящейся здесь, остается на Вашей совести. Помните, любая фея должна с уважением относиться к своим владениям, ведь все, что находится в Белом Замке, принадлежит нам»
— В ваших библиотеках нет библиотекарей? — удивленно спросила Василиса, поворачиваясь к Диане.
— Только в этой, — кивнула та, не сводя сосредоточенного взгляд с полок. — Специально для того, чтобы мы возвращали книги, и в хорошем состоянии, повесили такое объявление.
— И неужели отсюда не украли ни одной книги?
— Ни одной. Текст объявления давит на совесть прочитавшего. То есть, без помощи часодейства. И смысл в том, что каждый должен уважать эту библиотеку, так как она принадлежит всем нам. Если человек не будет уважать себя, то что он будет за человек? — задала она риторический вопрос.
Василиса задумчиво кивнула.
— Как у вас все интересно устроено.
— Это точно. Я еще нигде в других местах не видела подобного. Возможно, за это я и люблю Чародол, Белый Замок.
— Ну, или потому, что ты здесь родилась, росла, училась и работаешь, — ухмыльнулась Василиса, но в целом согласилась с ней.
— Это, конечно, тоже, — улыбнулась Диана и аккуратно вытащила какую-то книгу, потянув за корешок. — Вот, есть интересная книга про наши земли. Ты спрашивала у меня вчера.
— Да-да, спасибо. Я обязательно прочитаю, — кивнула девочка и снова повернулась к доске объявлений.
«Предлагаем Вам посетить наше мероприятие, направленное на обсуждение прочитанных новинок библиотеки. Каждую субботу в 18:30 мы собираемся на первом этаже»
«В понедельник состоится пятое собрание социально-общественного кружка «Во благо», приглашаются все желающие»
«Станьте частью нашего сообщества! Давайте беречь природу вместе!»
— Даже экологией занимаются феи? — вновь изумилась она вслух. — Можно ведь часодейством возвращать время определенному месту.
— Но это не очень хорошо, — пояснила Диана. — Часодейством тоже не стоит пользоваться постоянно. И это, конечно, будет влиять на всю местность. Ты заметила, что у нас везде чисто? Не только в общественных местах, беседках, шатрах…
- Действительно, - подумала Василиса.
«Фанаты фэнтези-историй собираются в среду и пятницу на втором этаже библиотеки. Присоединяйтесь к нам!»
«Чтение остальских сказок вместе с ее Величеством Белой Королевой проходит по четвергам, в 17:00»
Василиса замерла и три раза перечитала последнее объявление. Она помнила, как Лисса сказала ей, что любит сказки и устраивает какие-то сходки с другими феями. Значит, это действительно правда.
— А часто Белая Королева посещает мероприятия?
Диана немного помолчала, вытаскивая очередную книжку.
— Вообще-то нет. Она бывает только у любителей остальских сказок… И некоторые благотворительные пожертвования делает. На самом деле, она очень хороший человек, не только как королева, — призналась девочка, кладя книги на столик. Она подошла к Василисе. — Честно говоря, Белая Королева и Диара — самые добрые феи, которых я знаю. Прямо как ты, — Диана улыбнулась. — Пойдем?
Василиса вздохнула, присаживаясь на софу. Как было странно это слышать. Диана не знала, что Белая Королева — ее мама, но все равно сравнила их доброту. И все же было по-странному приятно. Она чувствовала некую гордость за то, что они похожи не только внешностью, но и хорошими качествами. А то, что Диана не знала сего факта, лишь усиливало это приятное чувство.
Выходя из библиотеки спустя три часа, Василиса зевала, вспоминая те времена, когда им с Фэшем приходилось ночи напролет сидеть в библиотеке, изучая книги и готовясь к экзаменам. Время было около одиннадцати, к дверям только начинали прилетать первые любители почитать. Когда они были внутри, библиотека пустовала.
— Сейчас сходим на обед с ребятами, а потом доберемся до Лазоря, — распределяла расписание дня Диана. — Нужно же Лазареву-младшему забрать свои вещи… Потом как раз к балу вернемся!
— Какому балу? — опешила Василиса, останавливаясь посреди дороги.
Диана недоуменно нахмурилось, но ее лицо тут же прояснилось.
— Кое-кто видимо не очень хорошо слушал Белую Королеву на аудиенции…
— Я же не виновата, что не знаю кучу ненужных столовых приборов, — буркнула девочка.
— Каждые выходные в Главной Зале и ее окрестностях проходят вечерние балы, — принялась пояснять фея. — По субботам и воскресеньям. Нам, как Ключникам, необходимо участвовать в нем в первую очередь. Конечно, никто не будет требовать этого, и все же… — она покачала головой, будто сомневалась в своих словах.
Василиса вздохнула, вызывая крылья вслед за подругой. У нее ни платья не было, ни желания ходить на балы.
Несколько раз она уже была на официальных приемах и балах, и не в обычных, а из другого времени. На специальные задания или экзамены их отправляли в девятнадцатый и семнадцатый века, в Великобританию, Францию, Россию и даже в старую Эфлару (начала 20-го века).
Через час ребята встретились в просторной столовой на второй ветке их дерева. Василиса не стала мудрить и просто поставила на середину стола моментоблюдо, с помощью которого Ключники получали желаемую еду и напитки.
Во время обеда они попробовали связаться друг с другом через часолист Василисы, для проверки. Фэш деловито перехватил часолист перед ее руками и настроил основные настройки, которые ему были не по душе, — например, голос, оповещающий об уведомлениях. Затем Василиса сменила дизайн нескольких страниц на более удобный, который уже был в ее часолисте из будущего.
Первой страницей была личная — персональные данные владельца. Василиса только сейчас аккуратно вывела свое имя, фамилию, цвет крыльев и дополнила прочее. Перевернув сразу две страницы (на втором листе была развернута карта Эфлары и Осталы), девочка остановилась на школьной программе, где было абсолютно пусто.
— Интересно, в какую школу меня отправит отец? — вслух спросила она, задумчиво глядя на пустой лист.
— Думаю, в школу СветлоЧасов, — ответил Ник. — Там ведь директор — Елена Мортинова, — он на секунду скривился. — А она с твоим отцом дружна.
Василиса помотала головой.
— Вряд ли я туда пойду. У нас есть с отцом уговор… — пытаясь не проговориться, аккуратно произнесла девочка. — И к Мортиновой я вряд ли попаду. Скажите, а какие еще есть школы на Эфларе?
Фэш задумался.
— Я знаю, что Черная Королева берет к себе талантливых учеников. Есть школа у Белого Замка, но об этом тебе больше расскажет Диана.
— У нас учатся только феи, увы, — тут же вставила подруга. — Еще, говорят, где-то на Ореховых скалах живет разный народ, у них тоже есть своя школа. Своеобразная, конечно. Там больше упор делается на выживании, боях, ну и все такое. Не зря же они живут в горах…
— А чем тебе не угодил СветлоЧас? — вмешался Фэш, прерывая ее. — Один лишь минус в лице Мортиновой…
— Я же говорю, зависит от отца, — покачала она головой. — Есть один очень важный вопрос, от которого решится, пойду ли я именно туда или в любую другую школу.
Фэш выгнул бровь, но ничего не сказал.
— А я слышал, что в Хрустальной долине осталось население фей, фиров… Всех, короче, — начал рассказывать Ник. — Хоть их там не много, но все равно живут дети, поэтому для них организовали школу. Ну, это тебе вряд ли подойдет…
— В общем, СветлоЧасы — твой единственный вариант, Василиса, — подытожила Диана, наблюдая за ней.
Василиса вздохнула.
— Почему же единственный? — вдруг возразил Фэш. — Еще есть такой вариант, как домашнее обучение. Правда, самый легкий, — насмешливо улыбнулся он. — Сидишь себе дома, к тебе приходят лучшие учителя Эфлары, разумеется, за немаленькую плату. Но я не думаю, что Огнев не способен справиться с этой проблемой…
— Только попробуй продолжить, — пригрозила Василиса, склоняясь над часолистом.
Как бы там ни было, сейчас «Огнев» искал место учебы не только для нее, но и для самого Фэша, хоть тот этого еще и не знал. Ну и пускай не знает, а то сбежит еще куда-нибудь до конца цветения Алого Цветка.
На следующей страничке часолиста Василиса остановилась, улыбнувшись. Эх, сейчас бы перенестись в библиотеку Лазоря, да сесть вокруг молчаливых книг!
Пятая страничка была пуста, так как в свое тайное хранилище — обычный сундучок — она еще ничего не положила. Зато вспомнила, что следует припрятать шкатулку и шар от матери, чтобы те вдруг не потерялись. Или не попали в чужие руки.
Личный уголок тоже был пуст. Губы Василисы чуть дрогнули, но она не улыбнулась. Сколько же связанных событий она пережила с этой страничкой! Она и еще один человек, с любопытством сейчас поглядывающий на часолист.
— А сложно ли сделать свой личный уголок, заставку? — все же нерешительно спросила она.
Ребята переглянулись.
— Фэш помог сделать мне одну заставку, — неуверенно, но радостно произнес Ник. — Это немного сложно вышло… Вначале нужно хорошо представить место, которое хочешь себе в заставку. Только очень точно, чтобы получилось. И с этим местом должно быть связано очень приятное воспоминание…
— А еще надо выставить точную временную ветку, — подхватил Фэш. — Иначе можно расслоиться между координатами пространства-времени и навеки затеряться в цифровой бесконечности…
Василиса медленно кивнула, вновь опуская взгляд. Эх, получится ли снова создать прежнюю заставку? За столько лет она стала самой любимой из всех пяти. Но если посмотреть с этой стороны, то так оно и лучше - будет легче представить любимый водопад.
Ник, Фэш и Диана переглянулись, будто безмолвно о чем-то разговаривая.
Седьмая страница была именована как «Часограммы», которых у нее также не было. Впрочем, и часольбома, в котором их можно хранить, тоже. Следующий лист был создан для почты в виде книжного стеллажа, на котором лежало несколько бумажных конвертов — оба от отца. Ну а девятая страничка была отведена беседке, эферному полю для контактов с другими часовщиками. Василиса выбрала красивую длинную ладью на озере, где по времени только-только начинался рассвет.
После этого она закрыла часолист и положила свою опустевшую посуду на другой стол, откуда ее обычно забирают. Ключники вышли из столовой и поспешили к Белому Замку, откуда их должны были отвезти в Лазорь.
Константин Лазарев встретил сына и его друзей прямо возле ворот. Они прошли внутрь и остались в мастерской вместе с Лазаревым-старшим, пока младший пошел собирать свои вещички. Спустя несколько минут отлучился и Фэш - вспомнил, что и ему нужно собираться.
Ее и Диану угостили вкусным чаем. А потом они посмотрели на идеальный порядок на столе и разные чертежи. Некоторые Константин показал им поближе и объяснил, что это за здание. Василиса искренне восхищалась точности руки, начертившей эскиз.
Карету на обратный путь подготовили лишь спустя два часа.