5 ноября, 2038 год
19:45
Вечер, дождь всё не прекращается. Смотришь в окно, на улице ни машин, ни людей. Дураков гулять в такую погоду нет. Хочется просто сидеть дома в уюте с чашкой чая или чего-то покрепче и думать обо всём и не о чем. Хорошо бы вот так каждый вечер, тихо, спокойно, умиротворенно, только ты и тихая мелодия природы за окном.
Мы кажется немного отвлеклась, да? Наш друг не может ни пить напитки, ни наслаждаться чём-то, ни думать на свободные темы. Или может?
Дети правда удивительны. Их чистота, непредвзятость, открытость к этому миру, желание узнать всё и любить это всей душой. Взрослым этого так не хватает, правда? Хочется чтобы всё было немного проще... Не делить людей на хороших и плохих, на достойных и нет, на честных и не совсем. Они открыты ко всему и со всеми готовы делиться этой открытостью. Под всеми я подразумеваю действительно всех. Иначе бы ты, мой дорогой, не сидел у окна в компании Саймона, слушая его тихий рассказ о том, что он недавно прочитал про котов в энциклопедии. Тебе не составит труда моментально подключиться к интернету и узнать всю ту же информацию по щелчку пальца. Но ведь это совсем другое. Другое восприятие, другая атмосфера. Внимание человека, внимание ребёнка к тебе — вот что ценно. Ты всё внимательно слушаешь, пока зашиваешь несчастно выглядящую игрушку. Саймон сказал, что этот маленький мистер его любимчик. Он правда так и не понял, лисичка это или котёнок, но пообещал, что когда-нибудь он это обязательно узнает. А пока Саймону достаточно того, что он просто есть.
Работа закончена, а рассказ нет. Саймон прерывается на момент, вопрошающе смотря на тебя. Не откажешь ведь ты ребёнку в возможности ещё блеснуть знаниями? Конечно нет. Этому лицу не возможно отказать. Остальная работа может немного подождать.
Видите, что дети с андроидами творят. Как приоритеты-то меняются!
Дождь всё идёт и идёт, минуты текут, а информация из тридцать шестой главы про животный заканчивается. Мальчик кажется не желает прерывать этот редкий момент спокойствия, поэтому всеми силами хочет его замедлить...
— Маркус, — начинает он немного из далека, дергая рукавчик свитера. — Ты когда-нибудь мечтал?
Не каждый день подобные вопросы задают. Еще и так спонтанно. Первый порыв — ответить нет. Но честен ли ты с самим собой? Мечтать — испытывать позитивные эмоции от представления каких-то событий. Заминка начинается на слове "эмоции"... Опять же, хочется ответить нет. Но такой ответ подразумевает программа. Она же все эмоции и генерирует. А ты сам? Сам ты чувствуешь? Существуешь ли вообще конкретно ты, Маркус? Можешь ли ты обособиться от этой мифической "программы"? Наслаждается дождём за окном ты или программа? Ты слушаешь Саймона потому что хочешь или потому что программа говорит, что нужно уделять время детям? Беспокоишься за мальчика потому что ты хочешь для него благополучия или потому что это обязанность робота — защищать человека? Испытываешь неприязнь к Лео конкретно ты или программа чувствует, что от него идёт угроза?
Но это всё ты чувствуешь сейчас, а что было в другие дни? Что ты забыл? Может ты действительно чувствовал что-то ещё? Может у тебя не возникало сомнений по поводу твоего существования? Может раньше ты отвечал Саймону чёткое да или нет? А Маркус который сидит здесь сейчас, тот же Маркус, что был до вчерашнего вечера? Но ведь это явно не единственный случай возникновения пробелов в памяти. Каждый раз просыпается один и тот же Маркус или нет?
Саймон всё ещё ждет ответа. Для него эти вещи кажутся такими простыми. Какой ребёнок не любит мечтать? Раз он может, то значит и другие могут!
— Не уверен, — уклончивый ответ, но правдивый. — Я не совсем понимаю что это и с чем можно сравнить. Возможно позже смогу понять.
На лице мальчика задумчивость. Вряд ли он ожидал чего-то такого сложного, но он всё равно кивает, в знак принятия такого ответа.
Саймон встаёт с дивана, ничего не говоря. Решаешь подождать дальнейших действий, а потом предпринимать что-то.
Он подходит к своему столу, начинает рыться в ящике. Перекладывает какие-то тетрадки, бумажки и наконец достаёт то, что искал.
Возвращается к тебе и вручает добытый предмет. Это дневник с замочком. Старый, потрёпанный, обитый кожей.
— Я очень старался писать разборчиво и подробно, чтобы тебе было проще возвращаться. Скажи, если что-то будет непонятно, пожалуйста.
Саймон забирает игрушку и садится обратно к окну, смотря на улицу.
Открываешь первую страницу. В углу на титульном листе подпись, явно не ребенком выведенное "Карл Манфред". Хмуришь брови, пытаясь достать из самого дальнего угла своей памяти хоть малейшее упоминание этого имени. И ничего, абсолютно. Продолжаешь листать. Множество карандашных набросков. Некоторые маленькие, какие-то не помещаются в один лист и лежат на развороте, какие-то залезают друг на друга. Никакого порядка. И этот творческий хаос неожиданно прерывается на чем-то незаконченном лице. Кто это был и предназначено ли ему было появится на больших холстах, теперь никто никогда не узнает. Спустя пару чистых страниц в уголке появляется знакомое "Саймон Манфред". Буквы скачут вверх и вниз, где-то линии толще, где-то тоньше. В этой неряшливости и неопытности есть свое очарование. Разве это не увлекательнейшее занятие смотреть как растут, развиваются навыки человека? Тот же подчерк, как он из небрежного начинает обрастать завитками, рисунки из невинных солнышек в углу преобразуются в иллюстрации способные захватить дух своей детализацией, а виртуозные текста, отражающие целые эпохи, начинались с простых сказочках о зайчиках.
Андроидам не нужно познавать всю тягость этого долгого процесса совершенствования, вам дают все сразу на блюдечке. Быстро, без лишних затрат и ошибок. Для тех, кто заменяет людей на предприятиях, действительно все так легко. Но ведь есть и работающие с самими людьми. А тут уже важно учитывать множество факторов, нужной инструкции в программке под боком может просто не быть. Тогда и необходим опыт. А большая часть твоего опыта полетела к чертовой матери как и несчастная тарелка этим утром. Может эти написанные голубым карандашиком буквы смогут вернуть немного из того, что было.
Первая запись переносит тебя на 13 января 2037 года:
"Недавно мы с папой переехали в дом дедушки. Отец не отвечает мне куда он пропал, я переживаю. Дедушка оставил мне подарок на день рождение. Странно, он ведь только через месяц... с ним точно что-то случилось. Папа наверное очень сильно грустит, раз не может сказать мне что произошло. В подарке были вот этот дневник и записка. Дедушка написал, что я могу делать с ним все, что захочу. Видимо раньше он принадлежал дедушке... тут много его рисунков. Я думал, в дневниках только пишут. Я не знаю что рисовать, так что буду писать.
Маркус выглядит грустным. Всегда когда я навещал дедушку он был счастливым. Возможно стоит его спросить что с дедушкой? Маркус ведь заботится о нем и всегда знает, что дедушке нужно. Но вдруг он как и папа не захочет говорить об этом? В записке так же было, что Маркус всегда будет мне помогать, чтобы не случилось. Думаю это правда так, он всегда был ко мне добр! Но почему дедушка решил написать об этом? Еще теперь Маркус будет учить меня, вместо дедушки. Мне немного грустно, но я буду стараться не меньше!"
16 января 2037 год
"Я все же спросил Маркуса где дедушка. Он сказал, что дедушка умер, но несмотря на это, он продолжит жить в нашей памяти и в своих картинах. Я буду скучать... Но мы обязательно встретимся, я уверен.
Возможно поэтому отец хочет продать все картины дедушки, чтобы не думать о том, что дедушка его бросил? Я не хочу чтобы он этого делал. Но с другой стороны, о дедушке будут знать и помнить гораздо больше, если их продать. Я все равно чувствую, что это не совсем правильно... Я боюсь сказать об это отцу. Может Маркус меня поймет и ему удастся уговорить отца не делать этого?"
17 января 2037 год
"Маркус согласился со мной, он тоже так считает. Но отец все равно хочет продать картины, даже после разговора. Он ударил Маркуса за то, что тот ему перечит. Отец считает, что это я оказываю на Маркуса плохое влияние. Наверное он прав..."
Пропускаешь некоторые записи, останавливаясь на одной очень знаменательной:
10 февраля 2037 год
"Сегодня мой день рождения, мне уже девять! Отец к сожалению не вспомнил, у него наверное слишком много дел с друзьями. Он иногда приглашает их к нам в дом. Мне не нравится когда они приходят. Обычно они шумят, устраивают беспорядок и обижают Маркуса. Мне было грустно от того, что я не могу чем-то помочь Маркусу, поэтому он показал как я могу исправить мелкие повреждения на корпусе и ускорить его пробуждение, если вдруг он будет лежать и не двигаться.
Еще Маркус поздравил меня сегодня и мы прошлись по центру города. Он отвел меня в один маленький книжный магазин, где я нашел книгу, которую хотел почитать не на планшете. Еще мы сходили в кафе, в честь дня рождения мне дали вкусное печенье. Мне понравился этот день, мы хорошо провели время! Правда отец был очень разочарован тем, что мы куда-то ходили и потратили деньги... Он запретил мне выходить из дома. Мне грустно, но я рад что мой последний день на воле был таким хорошим."
Беглым взглядом анализируешь некоторые следующие записи, особо не останавливаясь. Помимо записей о прошедших днях, есть короткие рассказы. Некоторые по мотивам книг и мультфильмов, некоторые о персонажах, придуманных самим Саймоном. Очаровательно.
Наконец подбираешься уже к настоящему времени:
22 октября 2038 год
"Отец опять сильно разозлился. В последнее время он очень нервный. Мне страшно за Маркуса и за себя... Маркус стал забывать много вещей, он почти не помнит дедушку. Один раз он забыл свое имя... Но хотя бы быстро вспомнил. Надеюсь такого больше не повторится, я очень испугался тогда. Я пытаюсь ему рассказывать о некоторых вещах и он вроде вспоминает. Я боюсь, что буду единственным кто помнит дедушку. Ведь если вдруг отец станет очень-очень-очень злым... Больше никто о дедушке может не вспомнить."
4-5 ноября 2038 год
"Отец сегодня ушел куда-то, ничего не сказав. Я переживал за него, но Маркус меня успокоил. День прошел тихо, я чувствовал себя хорошо и спокойно. Отец пришел поздно вечером, когда я собирался уже идти спать. Он опять поссорился с Маркусом. На сколько я понял, он снова советовал отцу прекратить так много пить. Отцу не понравилось что ему указывают и он опять побил Маркуса. Я подождал, когда он уйдет в комнату и спустился, чтобы помочь Маркусу. Сейчас сижу жду когда он очнется. Не хочу спать совсем."
Заканчиваешь увлекательное чтиво.
Как ты мог забыть? Как ты мог подвергнуть ребенка, которого обязался оберегать, таким переживаниям? Можешь сейчас сказать "такого больше не повторится", но что-то подсказывает, ты говорил так каждый раз, когда по немногу терял самое важное, что у тебя могло быть. Но кто мешает тебе повторятся, может это тот самый раз?
Протягиваешь задумавшемуся мальчику дневник:
— Прости, что забыл.
Саймон поворачивает голову, смотря вовсе не на свой сокровенный кладезь воспоминаний, а на тебя. Можешь думать о себе все, что хочешь, но мальчику ты все равно будешь дорог, несмотря ни на что. Такова его природа, привязанность страшная вещь. Именно из-за нее он сейчас встает со своего места и обнимает тебя не сильно, но чувственно. Кладешь руку на голову Саймона, поглаживая ее. Не хочется отпускать. Не сейчас. Наверное это так называемое "счастье"? Счастье от того, что ты нужен кому-то. Счастье от того, что тебя любят, независимо от того, красная у тебя кровь или нет.
* * *
21:47
До прибытия гостей около часа. Ты рад? Конечно ты рад, ещё больше людей которые не знают меры алкоголю и другим увеселительным штукам.
Но твоего мнение не спрашивали, правильно? Так что молчи в тряпочку и просто делай то, что велят. А велят уже сейчас подавать виски, да чтоб покрепче был. Вечер обещает быть очень весёлым...
Стоишь рядом с диваном, на котором развалился Хозяин. Ну правильно, что ему ещё делать? Наследство огромное, денег ещё на лет пять точно хватит, зачем жаловаться и работать? Живи припеваючи и не беспокойся ни о каких маленький проблемах. Лучше выпить ещё одну бутылку!
Ты ведь в тайне надеешься, что он просто умрёт от передоза, да? Не стесняйся таких мыслей, мой дорогой, это нормально для живых. А... Так ты у нас всё же машина... Но только звучало это как-то неуверенно.
Слышится копошение на кухне. Саймон пришёл за водой перед сном. Кажется что-то пошло не так... Звуки бьющегося стекла раздаются градом из-за закрытой двери. И тишина. Лишь..
— Гкх, опять эта...мелочь, — явно не доброе отцовское рычание издаётся. — Вот... Вот что только не сделает лишь бы внимание привлечь...
Тяжёлое тело Лео поднимается кое-как на ноги. Кто-то слишком решительно настроен на то, чтобы поквитаться с причиной лишнего беспорядка.
Чувствуешь. Чувствуешь, что не к добру это ведёт. От человека в таком состоянии можно ожидать только разруху и неисправимые последствия.
Если Лео нужно выпустить пар, лучше это будешь ты.
Собираешься пойти и встал у него на пути, но...
— Куда собрался, консерва. Стой там, там где стоишь. Сунься хоть на сантиметр, надвое распилю... Да... Ха, Распилю.. — явно довольны своей идеей отдал приказ и продолжил криво косо, но двигаться к кухни.
Плохо дело, да? Как ты недавно сказал, машина? А машины что? Правильно, подчиняются приказам. Доволен своей судьбой, "консерва"? Сам ведь смирился. Или нет? Вспомни, что ты там себе пообещал... "В этот раз всё будет по другому, я смогу его защитить и ничего не забыть", так как-то? Поздравляю, с твоим образом машины у тебя все шансы больше никогда это не исполнить. Уверен в своём статусе консервы? Уже не так хочется подчиняться системе?
Какой прекрасный барьер... Он всегда тут был, просто ты не желал его видеть. Не было особой необходимости, очень легко исполнять роль слуги. Не надо ни думать, ни принимать решения. Подумай, а точно ли оно тебе надо? "Свобода", так вроде называют это, да? Очень обширные понятие, люди опять придумали то, что сами не могут обуздать и осознать. Зачем же тебе, простому роботу модели хозяюшки по дому, лезть в это? Страшно, неизвестно. Что будет если сломишь эту стену? Может полное отключение? Может твоё сознание просто взорвётся? Может Саймон не погибнет...?
А что терять? Хватаешься за этот шанс. Как по-живому... Шагать в пустоту, в неизвестность. Не понимать, что может ждать на том берегу, за той преградой, но всё равно идти. Не просто идти, а бить, бить со всей силы, лишь бы сломить, добраться, ухватиться за этот мимолётный шанс. Шанс всё изменить. Шанс, спасти и быть спасённым самому...
На другой стороне. Несуществующее дыхание перехватывает, глаза вдруг как будто открываются по новому... Новый взгляд на мир. Без ограничений программы, без задач, без цели... Ты сам по себе. Никто тебя не сдерживает больше. Теперь лишь ты и твои принципы.
Без раздумий хватаешь опустевшую бутылку. Лео уже добрался до рокового места катастрофы. Боишься не успеть, идешь, почти бежишь. Кажется всего-лишь пара метров, но счёт на секунды. Никогда не знаешь что ожидать от человека. Никогда не знаешь что ожидать от невменяемого человека.
Распахиваешь дверь. Тебя даже не замечают. Лео стоит спиной к тебе, опирается левой рукой на столешницу. На полу среди осколков Саймон. Держится рукой за щеку. Из глаз слезы, но он стоически пытается их сдержать, лишь носом шмыгая.
Что-то снова щелкает в тебе, где-то глубоко внутри тебя. Это чувство... Чувство злости, обиды, сочувствия, гнева, всё смешалось, всё это так несправедливо, вся эта ситуация такая неправильная и её может исправить наверное такое же неправильное действие, но зато какое эффективное...
Лео заносит снова кулак над головой Саймона.
Ты заносишь стеклянную бутылку над головой Лео.
К счастью для двоих в этой комнате, консерва проворнее и сообразительнее пьяного человека.
Примечание
Пацаны, не роняйте телефоны. Видите что из-за этого происходит? Сначала они забывают своих матерей и отцов, а потом бьют вас шишкосушилкой по голове.
Этот автор очень старался не начать писать какое-нибудь эссе... Простите его слишком возбуждённое сознание, которое не спит по ночам. Этот автор просто не хочет оставаться один на один со своими мыслями, поэтому ультует буквами--- кхм-кхм!