Алкоголизм

Признаюсь, мне тяжело писать на эту тему, и потому я не могла себя заставить «добить» этот раздел почти два месяца. Но алкоголизм — очень распространённое и опасное явление, и поэтому было бы просто неправильно обойти его стороной.

Казалось бы, это просто вредная привычка, однако алкоголизм как клиническая болезнь характеризуется определёнными патологическими процессами в мозге — и как следствие постепенным распадом психических процессов. Это напрямую связано с процессами усвоения спирта человеческим организмом. Во время переработки спирта выделяется ядовитое для нашего организма вещество — ацетальдегид, которое дальше затем расщепляется в менее опасную уксусную кислоту. Люди, у которых такое расщепление невозможно, не переносят спирт.

Если человек пьёт много и, тем более, регулярно, ацетальдегид не успевает расщепляться в печени и попадает в кровоток, а оттуда — в мозг. Спирт также провоцирует образование в организме других токсичных соединений. Кроме того, в человеческом организме в норме есть небольшое количество этилового спирта, но, получая его регулярно, организм перестаёт вырабатывать спирт самостоятельно, что приводит к желанию выпивать снова и снова, поскольку этиловый спирт, естественно вырабатываемый организмом, играет важную роль, в частности, в синтезе нейромедиаторов.

Таким образом, алкоголизм — это не просто пагубная привычка, это сочетание привычки с изменениями в метоболизме, к которым со временем добавляются нарушения мозга, причём всё более серьёзные. На каком-то этапе нарушения становятся необратимыми, и если человек даже пролечился от алкоголизма, буквально одна рюмка может свести на нет все старания врачей. В рамках этой части статьи я попытаюсь показать, как формируется алкоголизм, какие стадии проходит больной, и где грань между болезнью и привычкой некоторых жителей южных стран начинать своё утро с бокала вина.

К алкоголизму есть две предпосылки — физиологическая и культурная. Прикладываться к бутылке, когда плохо — частый случай среди жителей многих стран, и на то есть определённые причины. Отчасти они связаны с убеждением, что алкоголь помогает (эффект плацебо), отчасти с тем, что человеку под действием алкоголя проще дать выход своим переживаниям и, скажем, прорыдаться. В целом, в том, чтобы напиться один раз, чтобы честно высказаться о своих чувствах, нет ничего страшного, если это обдуманное сознательное решение — может быть такое, что человеку больно сейчас, и он понимает, что трезвым просто не сможет дать этой боли выход. Но если алкоголь требуется каждый раз, то вот это уже проблема. Серьёзная проблема.

Вторая культурная предпосылка связана с тем, что способность много выпить часто рассматривается как показатель «крутости» и даже «мужественности». Причин развития этой предпосылки несколько, начиная от возрастных ограничений на употребление алкоголя и желание вести себя «по-взрослому» и заканчивая тем, что способность много выпить служила подтверждением силы и выносливости человека.

Третья предпосылка — это, разумеется, привычка выпивать не только по любому печальному, но и радостному поводу. Честно говоря, я очень благодарна своим близким, что они с пониманием отнеслись к тому, что после депрессии я решила почти полностью отказаться от алкоголя. Я могу не пить в праздник просто потому, что не хочу, и никто не обижается, если за его здоровье я поднимаю бокал сока. Но многие люди такой тактичностью не отличаются, порой рассматривая отказ выпить как признак неуважения (да-да).

Итак, чтобы у персонажа развился алкоголизм, логично, что он должен употреблять алкоголь регулярно и в довольно больших количествах. Но насколько регулярно и в насколько больших? Персонаж должен не просто выпивать — он должен напиваться, хоть и не обязательно в сопли. Тут будет обратная корреляция между количеством и частотой. Т.е. чем чаще персонаж будет выпивать, тем меньшая доза в день будет фатальной. И наоборот — если он пьёт не так часто, но очень много, он тоже будет в зоне риска. Назвать точную меру тут сложно — она индивидуальна, и, как я уже говорила, всё зависит от того, насколько сильно персонаж напился. Именно поэтому привычка многих южан начинать утро с бокала вина не приводит к алкоголизму — они могут цедить этот один бокал больше часа. Да, они могут выпивать по бутылке вина каждый день — но при этом они практически не пьянеют.

Первая стадия алкоголизма характеризуется навязчивыми мыслями об алкоголе и оправданием постоянного желания выпить. Она ещё обратима и чаще является делом психологической привычки, чем физиологических изменений, хотя они уже тоже начинают наступать. Человек может начать забывать, что делал в состоянии опьянения, даже в том случае, если раньше всё помнил. Через какое-то время первая стадия переходит во вторую. Важным критерием является то, что человек начинает пить больше, чем раньше, и медленнее пьянеть. Организм на этом этапе привыкает к постоянному употреблению алкоголя и какое-то время пытается подстроиться и справиться с ним. На бытовом уровне без алкоголя начинает ухудшаться настроение, появляются агрессивность, раздражительность, плаксивость.

Из-за увеличения толерантности к алкоголю на второй стадии человек начинает пить почти бесконтрольно, но никак не может достичь состояния опьянения (тут не следует забывать, что некоторым людям от природы нужно много выпить, чтобы опьянеть, сравнивать надо динамику — сколько было нужно раньше и сейчас). На этой стадии наступают первые серьёзные физиологические нарушения, но пока они не очень серьёзно влияют на жизнь. Тем не менее, они уже весьма заметны — это проблемы со сном, тремор, боли в области сердца, потеря аппетита в том случае, если человек не пьёт алкоголь. Из-за нарушений в мозге могут начаться галлюцинации в виде неясных образов и звуков. На этом этапе больной становится опасен для окружающих, хотя ещё и не до такой степени, как на третьем.

На третьей стадии ресурсы организма истощаются. Человек пьянеет почти мгновенно и всё равно постоянно пьёт, так как отсутствие алкоголя сопровождается тревожностью, раздражительностью, агрессией, бессонницей, потерей аппетита и так далее.

Как описывать?

Тут многое зависит от того, какую вы выбрали стадию, а также от того, хотите ли вы показать динамику «скатывания» персонажа. В любом случае, хорошим ходом будет показать, как персонаж себя чувствует, если выпить он не может. Если он спокойно переносит отказ от алкоголя по каким-либо причинам, то зависимости у него нет. А вот если он не выпил и стал агрессивным, раздражительным или печальным, то вот это уже дурной признак. Также не стоит забывать о мыслях, что крутятся вокруг бутылки со спиртным, и о том, что по мере развития алкоголизма снижается требование к качеству напитков. Если в начале ваш герой предпочитал только сухое красное вино высокого качества, то на второй-третьей стадии алкоголизма в ход уже пойдёт любая сивуха, если вина рядом нет.

Также признаком алкоголизма может быть дрожь в конечностях даже на трезвую (точнее даже, особенно), отсутствие аппетита, если нет алкоголя. Мой отец под конец жизни просто отказывался есть, если ему не наливали водки.

Как лечить?

Опять же, многое зависит от стадии. На первой может помочь психотерапия или просто изменение условий жизни, достаточно веское, чтобы персонаж смог сделать над собой волевое усилие и выйти из запоя. А вот со второй и третьей стадией всё уже гораздо хуже, потому что начинаются физиологические изменения. Такого персонажа уже придётся выводить из запоя с использованием каких-либо трав или медикаментов, чтобы восстановить нарушенный метаболизм. Я не буду сейчас вдаваться в медицинские подробности, но скажу так: когда из запоя выводили моего отца, при том, что это было его собственное решение, в какой-то момент нам с братом пришлось силой удерживать его от того, чтобы он пошёл в магазин за бухлом (да, он лечился дома, чтобы сведения об алкоголизме не попали в медкарту, и да, это незаконно). Мы отобрали и спрятали телефон, и я впервые в жизни слышала, чтобы он крыл нас, своих детей, матом. Напомню: он сам согласился пролечиться, но в процессе стал совершенно невменяем. Он терял сознание прямо в коридоре, едва мог есть. В общем… не лечите родственников от алкоголизма в домашних условиях. Совершенно неблагодарное занятие.

И помните — если алкоголизм дошёл до третьей стадии, но человека пролечили, пить ему нельзя. Совсем. Даже капельку по праздникам — он быстро сопьётся обратно. Мой отец держался около полугода, а потом примерно за семь месяцев спился ровно до того же, что было до лечения. А потом и до более плачевного состояния.

Зачем вам персонаж-алкоголик?

Тут меня лично очень тянет сказать, что он вам нахрен не нужен, но… На самом деле, из-за социокультурного кода заливание горя алкоголем является слишком хорошим показателем, насколько герою плохо. Да, в общем, думаю, вы не хуже меня знаете, почему люди начинают выпивать. Я вас только прошу — не стоит романтизировать обильные возлияния. Со стороны постоянно подбухнувший весёлый мужичок, может, и забавный, а вот семье его остаётся только плакать, а не смеяться. И, к слову, дома этот самый весёлый мужичок вполне может бить домашних, да.