Один из открытий при изучении этнопсихологии для меня стало то, что некоторые расстройства психики… зависят от культуры и даже профессиональной деятельности человека!
Это действительно удивительный факт. Если в случае с шизофренией или нейроотличными людьми мы не можем быть уверенными в том, была ли распространённость этих явлений в популяции раньше ниже, или их просто не могли правильно распознать, то в случае с культурно-специфическими расстройствами места для сомнений не остаётся. Однако часть таких расстройств связана не с культурой как таковой, а с особенностями жизни этноса или даже с местностью, где он проживает. Самый известный пример — пиблокто, или арктическая истерия, которая считалась специфическим заболеванием у эскимосов, однако позднее стала фиксироваться и у моряков, проводящих много времени за Полярным кругом. То, что пиблокто чаще проявляется у женщин, можно объяснить их более низким положением в обществе эскимосов, что, очевидно, сильнее подтачивает их здоровье, как физическое, так и ментальное, и потому делает их более уязвимыми для этого расстройства (аналогично тому, как в случае других психических расстройств более низкий уровень жизни напрямую способствует тому, что расстройство проявит себя). Однако очевидно, что пиблокто также связано с местностью, а вот вопрос о культурной связи уже является спорным. По-видимому, причина его проявления также кроется в питании. Впрочем, некоторые исследователи вообще сомневаются в существовании этого синдрома, хотя он признавался МКБ-10.
В настоящий момент у исследователей и психиатров нет уверенности, что культурно-специфические болезни и психозы в принципе являются самостоятельными явлениями, а не специфическими проявлениями более общих симптомов и синдромов, однако само их существование открывает интересные перспективы для автора художественного произведения. Однако при создании «своих» синдромов очень высок риск написать что-то не слишком правдоподобное, поэтому нужно разобраться, как они вообще возникают, чем обусловлена их специфика, и с каким общим расстройством они могут быть связаны.
Человек вполне может довести самого себя до тех расстройств, где не наблюдается сильных необратимых нарушений в работе мозга — например, до фобии, ПТСР (не КПТСР!), лёгкой формы депрессии. СДВГ-подобная симптоматика может быть следствием образа жизни, аналогично дела обстоят с ОКР и диссоциативными расстройствами. Понятно, что ни с чего человек себя до фобии в любом случае не запугает — нужен источник страха. Но очень многое зависит от реакции человека на ситуацию и даже от его мировоззрения. Я неоднократно говорила о том, что где один человек сумеет выйти из страшной ситуации без последствий для себя, другой может остаться травмированным на всю жизнь. Такие вещи, как культурный фон и даже питание могут сильно влиять на индивидуальные реакции. Влияние гормонов на психику — очень сложный процесс, а гормоны вырабатывают даже наши бактерии-симбионты в кишечнике. И все эти факторы снова ставят нас как авторов перед сложной задачей: как нам разобраться с психическими болезнями, особенно культурно-специфическими, и не наделать глупостей? Ведь точный генезис развития большинства психических нарушений до конца не изучен, и, например, только пару лет назад научное сообщество наконец отказалось от серотониновой гипотезы развития депрессии. И раз уж даже специалисты спорят и расходятся по поводу причин и следствий, диагностических критериев и всего прочего, то как же тогда быть неспециалистам?
Попробуем разделить симптоматику психических нарушений на ту, что вызывается поражениями мозга, и ту, которая вызывается прочими факторами — усталостью, употреблением дурманящих веществ, нехваткой в организме каких-либо элементов и так далее. Например, мы знаем, что галлюцинации могут встречаться как при шизофрении, так и при алкогольном делирии. Понятно, что в конечном итоге всё сводится именно к сбоям в работе мозга, но эти сбои могут быть постоянными или же временными.
О некорректной работе мозга говорят в первую очередь устойчивые искажения в эмоционально-когнитивной сфере. То есть, когда, например, ухудшается способность понимать чужие эмоции (шизофрения), появляются нарушения в области речи (острые фазы БАР). Что касается таких вещей, как галлюцинации, резкие перепады настроения или околодепрессивные состояния, то их причиной могут быть нарушения в питании и/или нехватка солнечного света. Опять же, даже для авторских психических нарушений вам не нужно прописывать полную клиническую картину течения, но вы должны знать основные закономерности и стадии протекания процессов. К слову, может быть и такой вариант, что психические нарушения связаны с поражениями мозга из-за инфекции. Зачем вам эта информация? Во-первых, чтобы понимать, насколько обратимо то нарушение, про которое вы пишете. Разумеется, если в вашем произведении есть магия, то обратимо практически всё. А вот если магии нет, то в случае с большим количеством заболеваний полное восстановление не будет возможно в принципе. Во-вторых, у вас должно быть представление о распространённости нарушения в популяции и представление о том, есть ли к нему наследственные предпосылки. В-третьих, необходимо понимать, как общество относится к конкретному недугу, насколько оно осведомлено об особенностях его протекания и пытается ли как-то это лечить, и если да, то как именно. К примеру, в одном из Африканских племён, если у человека наблюдаются признаки депрессии, соплеменники стараются выделять ему больше пищи, чаще обнимать и держать в тепле, то есть, эти люди, хотя и не представляют себе механизмов протекания депрессии, выработали вполне рабочую схему лечения. Если у вас психическое нарушение связано с образом жизни или питанием персонажа, и его окружению об этом известно, его будут лечить соответствующим образом. Если не известно… ну, тут уже зависит от степени развития медицины и господствующих теорий.
Итак, выделим основные вопросы, на которые необходимо ответить автору, решившему создать собственную психическую болезнь:
1) Симптоматика. Это первый и, пожалуй, главный пункт, потому что симптоматика будет полностью зависеть от того, зачем вам вообще персонаж с психическими расстройствами.
2) Причины и ход течения болезни. Обратите внимание, что некоторые заболевания развиваются годами, некоторые могут иметь один-два эпизода и потом не проявляться вообще никак в течение жизни (эпилепсия, БАР).
3) Возможность и способы излечения.
4) Распространённость в популяции.
5) Отношение персонажа и его окружения к аболеванию. Отношение общества в целом к заболеванию.
Что касается реальных культурно-специфических болезней, то я рекомендую гуглить их на английском, так как информацию на русском найти крайне сложно. Проще всего, разумеется, будет взять более известное нарушение и адаптировать его под сеттинг или эпоху.
К слову, не нужно забывать, что в истории психиатрии не раз и не два выделялись заболевания, которых на самом деле не было. Самое известное — так называемое «бешенство матки», которое ставили женщинам, хотевшим слишком много секса, так как под действием христианской морали такое поведение стало считаться противоестественным. Методы «лечения» были откровенно бесчеловечными и включали, к примеру, то, что пациенткам ставили пиявок внутрь влагалища. Впрочем, не секрет, что психиатрия в ряде случаев была карательным направлением, вспомнить только лоботомию. Вообще история психиатрии — штука интересная, но местами откровенно страшная.
На этом основная часть статьи подходит к концу, и далее я наконец поговорю о том, что обещала уже очень давно: о часто встречающихся «парах» психических расстройств, о том, как одни нарушения приводят к другим, и что со всем этим делать автору, который не планирует превращать своё произведение в трактат о душевном здоровье.