- Господа. - обвёл взглядом присутствующих Ларин. - И дамы.
- Слушаем вас внимательно, Михаил Михайлович. - кивнул Рязанов.
- Проанализировав данные, что были собраны КР за последние несколько дней, мы приходим к выводу, что всё сводится на Стрею. Но Стрея, это много кто, вот в чём штука. Это одна из первых колонизированых планет. Там около сорока колоний. И вон, ещё одна выявилась, протестантская.
- Это не одна. - заметил Коробов. - Еретиков не один вид известен. Минимум, штук пятнадцать.
- Еретиков, может быть, и не один вид, а втроём и батьку бить сподручней. - возразил асессор. - Иной мир, дикая земля. Вместе-то легче. Ну, это пущай на Стрее разжёвывают. Яд, которым отравил несчастных часовых андроид - стрейский. Троника андроида - стрейская. Червоточина - на Стрею ведёт. И со Стреи же пришли на Рубид пайсоты-бродяжки. А вот кораблик из показаний Дарина - это уже серьёзнее. Это корабль наррат, дамы и господа.
- Может, он там битый уже сто лет валяется. - бросил Стакан.
- За сто лет биокорабль разложился бы или зарос. А уж коли ротмистр распознал в нём спейсшип, то не так давно он и потерпел крушение. И ещё - и наррат, и пайсоты бионические цивилизации. А исследование имеющегося у нас корабля наррат наводит на интересную мысль.
- Бродяжки - родичи наррат? - спросил Дайкири.
- Ближе. - прошипел чиновный змей.
- Да ну вас! Какие они наррат?! Дикари! Наррат была очень мощной развитой цивилизацией!
- Видите ли, Валерий Львович, мощные цивилизации за двести лет не исчезают. Где-то да что-то сохраняется. И кто-то. Вессеты в Надеино договорились со специальным агентом государя о военной и гуманитарной помощи. Пайсотов они боятся до дрожи в коленках. Там ведь не только Соков был, а целая группа экспертов. В том числе и ксенопсихологи.
Коробов поднял палец:
- Секунду. Так что же выходит-то? Если в центре пустыни сооружение наррат, целый хаб, а тут у нас под ногами ещё один хаб, соединённый с первым...
- То могут быть и другие подхабы! - воскликнула Бойко. - Планета же нами не исследована процентов на восемьдесят!
- Джунгли восточного материка. - экс-балерун приподнял голову.
- Там не джунгли, а просто лес, Станик, с Архипелагом путаешь. - вставил Гудков.
- Континент Урга. - подхватил Рокотов.
- Ну, туда вообще никто лезть не пытался. - Дайкири крутил в руках шнур от кобуры, наклоняя кудлатую башку то влево, то вправо. - В общем да. Альмарак освоен процентов на десять, исследован - на пятнадцать. Может, просто подорвём шахту и дело с концом?
- А как взрывная волна воздействует на червоточину? - спросил Ион. - Мы опять Дюны с южным Хларау на воздух не поднимем?
- Что вы сказали, ротмистр? - начал приподниматься Коробов, ошалело глядя на Иона.
- Я сказал, господин бригадир, что наличие червоточин, соединяющих Сорокаречье, Хларау и Дюны, пожалуй, единственное объяснение почему рвануло тут, а разнесло там. В обход посёлков между заводами и побережьем Дюн.
- Мать его душу. - прошептал Ларин. - Ион Васильевич, вас в академию надо, не меньше. - Асессор полез в карман дрожащими пальцами.
- Кстати. - совсем уж безжалостно добавил Ион. - То, как пропадают краулеры из почти любой точки Дизера, наводит на мысль о целой сети червей в пустыне. Нечто вроде метро.
- Похоже, исследовать Архипелаг пока не надо. - покачала головой Рыбка. - Респехтую, Ион Васильевич. Вам удалось меня натурно удивить.
- Хорошо. - Рязанов положил руки на столешницу. Протез скрипел и перетаптывался, выдавая нервозность хозяина. - Допустим, наррат и бродяжки одно и тоже. По каким-то причинам их цивилизации пришёл кабздец. Те же лиотты хотят их уничтожить. А почему?
- Лиотты могут быть повстанцами против наррат. - предположил Станик.
- Далма показывала раз картину, репродукцию. - вспомнил Аташев. - Картина "Путешествие Семьи". Она сказала - нарисовано триста лет назад.
- И? - Рязанов облизнул губу.
- Гужевая повозка, в ней сидят вессеты. Два больших - два маленьких. Я не присматривался. Но что, если маленькие, это не дети, а пайсотт? Или вот ещё один аспект: триста лет назад в Солнечной Системе уже ходили внутрисистемники, на Терре вовсю развивался магтрайн, действовали колонии на Луне, начались разработки дна Океана. А наши хвостатые друзья триста лет назад ездили на гужевом транспорте по местности явно не порченой прогрессом.
- Художник мог подобрать пейзаж сам. - возразил Станик. - Картина не снимок. Написал красивую местность, не тронутую индустриализацией, да и всё. Или взял сюжет из истории. Что же такого? В том же двадцать первом веке наши предки рисовали прекрасные картины на тему прошлых веков. У нейросетей выходило весьма неплохо воплощать фантазии художников.
- Василий Артёмович, а кто вооружал 539й эскадрон? - спросил Ион.
- Никто. Они пришли на службу со своим вооружением. Технику им дали и комбезы пошили.
- Вы их вооружение видели?
- Винтовки крупного калибра.
- Револьверные гладкоствольные ружья.
- И что? Наши КДС им не подходят по устройству лап.
- Я о другом. Та же Далма баяла, что вессеты не признают колеса. С внешним ободом, я имею в виду. На той повозке скорей этакая ромашка из перекладин на оси. Вот же трясло, небось! Так вот и вопрос: как хвостатым пришел в голову револьверный барабан к тому же дико похожий на земной? Как у них так здорово подошёл калибр 10,2 на 80? Вам ведомо, что их командир - этнограф? А разведчиком является лейтенант?
- Мама, роди меня обратно. - пробормотал Валентин. - Они нас изучали по ходу.
- Вот сучьи дети. - беззлобно заметил Коробов. - Спёрли где-то старинную земную конструкцию, подогнали под один из основных калибров славянской армии.
- Вессы очень мало контактировали с землянами. - вставил Ларин. Он скушал уже две ампулы сердечного. Коробов протянул ему флягу, запить. - Благодарю покорно.
- Револьверное ружьё разве что в музее увидишь. - уточнил Станик.
- В музее можно увидеть и более совершенные образцы вооружения. - Ион выставил перед собой руки с согнутыми пальцами и как бы перебегал ими по столешнице. - А в сети найти подробные чертежи. Так вот ещё вопрос: почему они скопировали револьверное ружьё, которое и на Терре применялось мало? Почему не магазинная винтовка, не замечательный легендарный АКМ, не довольно простой, но надёжный механизм Притчарда? Не электромагнитное ружье Стивенса-Залевски? Дедушка гаусса, так скажем. А не потому ли, дамы и господа, что у них нет развитой металлообработки, нет троники, нет точных станков и револьверное ружьё без нарезки их предел? Кстати, а на чём они прибыли в Рубид?
- Ион. - глубоким голосом произнёс Коробов. - Вашего школьного учителя я бы в задницу поцеловал. Логика восьмидесятого левела.
- Моего школьного учителя, Леонид Григорьевич, по жопе разве что доской стоило бы обрадовать. А настоящего... вон, идите в лазарет и целуйте. Он всё равно пока слишком слаб, чтобы отбиваться.
- Я вылетаю в Клесвицы. Немедленно.
Рязанов и Коробов стояли у аэра последнего. Машина тихо шипела - пилот прогревал турбины.
- К барону нумер два?
- Какому - нумер два?
- Шеленский же барон, нет?
- Нет, Лёнь, бароном его свои иногда по старой памяти зовут. Его лишили баронства, когда сюда спровадили.
- А за что?
Рязанов махнул рукой.
- Я никогда не спрашивал, мне всё равно. Мне довольно, что мы с Лёшкой из одной казармы вышли.
- Славутское юнкерское?
- Нет, Ратники. Надо обкашлять с ним все эти новости, Лёнь. Червячок у меня вот тут вертится. - Кобриг-5 показал себе за ухо. - Что эти червы-пики могут нам помочь.
- Это надо очень тщательно обкашлять, Вася. - Кузнец утёр ладонью губы. - Опасения Аташева кажутся обоснованными.
- Учёных надо, учёных! А с транспортом едет всего лишь демонтажная группа и инжермат. Им велено погрузить все носители инфы и аппараты в лабе на ховер, снять этот безумный сервер и валить с дикой скоростью в Рокоград.
- Почему безумный?
- Там шаатский гидромп.
- Блин - компот! Жаль, времени не мае. Я бы позырил.
- Ещё штука. Градского сюда гнать нельзя. И окопаться не успеет, и башку снесут вмиг.
- Ион, имхо, мужик неглупый.
- Ион-то мужик замечательный! Но у него есть три - четыре деловика, которые преданы даже не ему, а Стахову! Ион же ученик Ворона и этим страшно гордится. А у Ворона ещё с дикарских времён святая уверенность, что последний стрелок должен знать рабочую инфу.
- Он им скатерть раскатает?
- На вечернем построении, скорей всего.
Коробов огладил свои казачьи усы.
- Кумечишь, деловики за командира отомстить могут?
- Они, кажется, уже делали подобное.
- В Камострове что ли?
- В Аламии. У Стахова на базе возник конфликт с одним сержантом. Тот взял и накатал на него донос. Натурный звон, сорок бочек арестантов с жабьим лапом, с бычьим тапом. Варить, смешать, посолить, подать.
- Читывал такие солдатские сказки.
- Градский собрал дисциплинарку, перетряхнул весь эскадрон и понял, что папир лажовый. Ну и хватило ума князынке допереть, что у него на базе сейчас жмур нарисуется.
- Умный-то какой князынка.
- Сержутика отвезли в Аламыш, под ручку белую сопроводили до купе двухсестного.
- Двухсестного?
- Мейби и до двухлежного, не суть. Кондуктора умолили поменять попутчика - подсадили безобидного студентика заместо зело подозрительного дяди.
- Бог ты мой, аки прынца земного провожали. Небось ещё с перрона платочком помахали. Провожали, так кумечу, легионеры.
- Ну да. Только эти обходительности не помогли сержанту. Он исчез.
- Энто как?
- А так. Пошел вечерком клыки отполировать, а утром студик обнаружил, что попутчик не ночевал, постелю не юзал. Кондуктора и полиция облазили весь поезд и развели руками. В штаб дивизии потерянчик так и не явился.
- А дезерт не рассматривали?
- Да ему вроде незачем было. Ну так вот-с, а недавно пришла мессага от некоего Кудимова из аламышской полиции. Близ эстакады на перегоне Аламыш - Высоковск мирные обыватели божьим попущением наткнулись на косточки человечьи. В обрывках мундира драгунского.
- Батюшки-матушки.
- Поезд там идёт по горам, по эстакадам, туннелям. Местность зело высотная, окна - двери запирают. Ты представь, Лёнь, это же надо баско великое прохурство иметь, чтобы люк рескьюшный или окошко отчинить, а потом обратно прикрыть, да так чтобы и муха не сидела. Ну кто, окромя деловых, это сарбаить мог?