Глава 5. Арсенал

Смена на машиностроительном заводе подходит к концу. Уже даже начинают приходить особо отчаянные сменщики – то ли им дома делать нечего, то ли кто боится опоздать – последнее, надо сказать, не безосновательно. Правда, что у тех, что у других, что вообще у всех сменщиков – выражения лиц не сильно отличаются, так что сказать, кто из них пришёл раньше и почему – решительно затруднительно.

Но смена Гектора всё же подходит к концу. Уже почти можно идти домой... И вот слышен гудок – смена закончена, да здравствует новая смена! Широкие плечи Гектора устало опускаются в тяжёлом выдохе. Не важна особо физическая конституция работника – устанет каждый, просто более физически подготовленный будет больше уставать. Но за четырнадцать часов устанет всё равно. Он здоровается со сменщиками, они перекидываются парой фраз и расходятся по своим делам. Начальство в принципе не любит, когда рабочие разговаривают – вообще.

Было бы весьма кстати помыться после очередного тяжёлого дня, но завод не предоставляет такой возможности для рядовых рабочих, да и Гектор не горит особо желанием толпиться в душевых помещениях – если бы они работали для них. Если бы и работали, то ему всё равно проще дойти до дома и уже там помыться. А потом и в корчму заглянуть – если на следующий день выходной.

Его смена гурьбой подходила к воротам. Он отчего-то оглянулся посмотреть на эту громаду, стоящую посреди города. Башни завода, как казалось в облачных вечерних сумерках, терялись в небесах. Стоит сказать, что завод за последние декады разросся в размерах – как доходных, так и физических. Но несмотря на промышленный рост, благосостояние рабочих оставляло желать лучшего.

Они вышли за ворота. И тут за спиной что-то взорвалось – скорее всего масло. Хотя это и произошло где-то на территории завода, в глубине – не около ворот, ощущение было, будто рвануло прямо здесь. Вся толпа резко обернулась: с виду здания завода были в целостности, только из-за одного из них теперь виднелась струя дыма, сливающаяся с вечерними тучами.

– Вызывайте всех, кого сможете! – донеслось откуда-то отовсюду.

Суета. До приезда «всех, кто сможет» люди из окрестных домов уже повыходили на улицу, дабы опять поглядеть на суматоху да узнать, что же всё-таки произошло. Но кто им сейчас может что объяснить?

– Оспаде, вторая напасть за неделю, никакой передышки... То корчма при заводе, то теперь вот сам завод!

– Что ж это такое творится?

– Что за ранна...

Рабочие смешались с толпой – или толпа с рабочими, и все повторяли одно и то же, но разными словами. Однако спустя некоторое время стало появляться и несколько иное настроение в нарративе толпы. И она стала прислушиваться, как казалось.

– Люди, очнитесь! Нас эксплуатируют и так разжиревшие дворяне, а обеспечением безопасности этого по сути рабского труда они не в настроении – или не в состоянии заниматься! И что же теперь? Ждать, пока весь завод взлетит на воздух из-за пренебрежительного отношения его якобы хозяев к нам всем? Неужели мы и дальше будем безучастно смотреть на все эти безобразия, что позволяют себе смотрители заводов, когда почти весь капитал идёт в их карманы, а настоящим его обладателям – тем, кто его действительно заслужил – остаются гроши с пылью и гарью? Доколе? Скажите, доколе нам всем это терпеть?!

Теперь уже эта тема узурпировала «сцену», на которую поочерёдно «входили» разные люди из толпы. Однако сами рабочие этого завода не вполне оценили подобные речи.

– Хватит нам уши заговаривать!

– Вы сами-то с какого завода здесь оказались?

– Вы вообще пролетариат? А то на вид какие-то оборванцы с улиц, и напыщенность так и прёт!

– Гнать в шею смутьянов!

Общая толкучка принялась недовольно роптать против своеобразных искусителей, из-за чего ораторам пришлось ретироваться. Они расходились в разные стороны, но что-то привлекло внимание Гектора: некая фигура, издали напоминающая человека, наблюдала за всем этим действом. Пожалуй, сложно сказать наверняка, соответствовало ли это истине, или просто некто недавно остановился поодаль от скопления граждан... Но ощущения диктовали Гектору свой нарратив: этот некто здесь уже не первую минуту, и он наблюдает за ними. Вскоре после обнаружения Гектором, этот некто скрылся из виду во тьме среди зданий.