29 дня Пустых Полей. Ранний восходный час.
- К маркизу бы заглянуть. - зевнул Тэм. Они пересекали болота по всё той же эльфской дороге, но ехали к берегу, где упомянутый путь сходился со старым верским трактом.
- Обойдётся благодарственным адресом. - буркнул Ридж. - Не за день же соорудили этакое обустройство. А сударь маркиз кушали тушёных зайцев да хвастались гернольскими кунштюками.
- И не за два. - кивнул аредер. - Мне вот что думается, Ри. Первые опыты делали в том амбаре, откуда по болотам напрямки до Сурвеля не так уж и далеко. Ты лиги счёл по дорогам, но ведь что волку трясины? Он звериным чутьем проберётся.
Ридж подумал и глубоко кивнул. Да, может и так.
- Вол. - обратился он к ехавшему в аръегарде плотнику. - Скажи-ка, замок Морн в сих местах злым местом почитался?
- Не тэк уж. - охотно отозвался громила. - Нэше местечко, вэшсветлсть, всяческими древними стрэхэми не изумить. Люди-то и про подземный дворец дэвненько языком били, и стэтуй всяк с лодки видывэл, и болотных духов слышно об весенюю пору. Кое-кто и пляски ихнии смотрел из-зэ кусточкэ. Э! Что нэм зэмок руинной! Нэвроде ночлешново приюту быв. До одново постоялово дворэ дэлече, до друхово - ещё дэльше. Отец скэзэви, что-де быв двор у зэмкэ, дэ трэхт схлох - и он сдох.
- Вот тебе и ответ, друг мой. - оживился веркер. - В замке ночевали проезжие. Волки почуяли запах еды, дыма, людей - и двинулись туда. Но проезжих было мало и более не местных. Местные больше лодочки с парусом предпочитают. Верно? - обернулся он к Волу.
-Точно! - потвердил корабел. - В день с ночью домчит при ветре хоть в борт, хоть в корму. По трэхту ж... дня три. Ходили, вэшство, понятно. Кто моря боялся, кто нэ земь беден с борту списэлся. - Ридж вспомнил матросскую куртку. - Кто попросту интересу имел не доходя Эрсу.
- Понял. - кивнул Тэм. - Не дурак. Не хватились их от того, что среди них мало возвратных было. Полиция побережная в Эрсе, там же обычная, дозорная. Но до Эрса далеко, а замок уже не в маркизате. Вот никто и не совал туда носа веками. Особливо, как новый путь проложили по берегу. М-да, не твоя бы любознательность... - последнее слово блондин протянул с редким сарказмом.
- Что ж вы брэнитеся, вэш сконститство! - укоризнено прогудел Вол. - Зэ то, что ослобонили путь от чудищ похэных, обчество вэм зэвсехдэ решпехту сделует и решено поднести хостинец, пред отъездом.
- Гостинец? - приподнял брови аредер. - Ну тогда прошу прощения, Ваше Высочество.
Ридж поморщился. Титул принца успел поблекнуть и надоесть. Молодой офицер прикинул шансы на успех мятежа и вынужден был сентенцировать полную неудачу. Слишком огромен был Азар и его армия. Слишком глубоко запустили щупальца среди жителей Белый Штандарт, полиция и всякие малоприметные столы разных департаментов. Хоть и были Неары взбалмошны, но помнили твёрдо - не ставь на пути сведений одну заставу!
Своя полиция под именованием Ревизорский стол имелась у казначейства. Свои лазутчики были у департамента дел иноземных. Коллегия Магов имела свою службу. Про Богопринятый Совет с их Дракоборцами и говорить нечего. Податной департамент, недавно отделённый от казначейства, стремительно вербовал доносчиков и уже без подмоги полиции занимался сыском неплательщиков. Кроме того, лазутчиков имели военный советник и морской советник. Даже столь забитое ведомство, как архивный департамент, и тот имел некое подобие блюстителей порядка, пресекавших попытки краж из архивов и присматривавших за торговцами стариной.
Весь клубок лис и змей шуршал хвостами меж друг другом, но сведения сходились в королевский дворец, к канцлеру. И уже с вершины алмазной горы сыпались вниз указания как следует поступить. Разумеется, тайные службы частенько своевольничали, но своевольничали осторожно, дабы не примять змеиный хвост "родичей из соседнего особнячка".
У многих в памяти осталась подпольная война меж одиннадцатым столом департамента иноземных дел, Дракоборцами и магами. Кровавые клочья тогда летели во все стороны, а ябеды сбивались в стаи прежде чем прилететь на стол канцлера. Богопринятых отцов в той войне изрядно помяли, а Первый Магистр Коллегии, королевский тайный советник Бродер был обвинён в ереси и чернокнижии, с трудом увернулся от костра и очнулся в провинциальном городишке без чинов и места. Но и иноземный советник недолго торжествовал. Обиженые маги вкупе с храмовниками объединили усилия.
Уже много лет оставался нерешённым вопрос - сам утонул заведующий одиннадцатым столом в собственной омывальне или ему помогли колдовским умением? Склонялись к последнему, ибо сей клеврет иноземных дел советника и в нужник без конвоя не хаживал. После гибели столь необходимого человека главный королевский дипломат предпочёл утащить лапы в нору и вывесить белый флаг.
С той поры особые департаменты ограничивались осторожными покусами, доносами и уличением друг друга во лжи. Риджу первый раз пришла в голову мысль, что волколаки могут быть надобны э Рендору как раз для подобных операций. Отряд личных оборотней, способных пробраться в любой дом и загрызть мешающего "сомечника с соседней улицы" в постели - очень даже недурная задумка. И взятки гладки. Волк загрыз. В загородном поместье, а то и вовсе на охоте. Случается, дамы и господа, сколь ни печально.
- Тэм, ты бы придержал губы-то. Ладно с глазу на глаз, но забудешься и... - с досадой заметил веркер.
- Скажу - оговорился! - отпарировал симпатичный нахал. - И всё-таки, Ри, что же теперь делать прикажешь? Злодей-то сей момент скачет с кочки на кочку и вряд ли вернётся в домик.
- А коли и вернётся после твоих трудов не войдёт.
- Войдёт. - Тэм поднял ворот кафтана и поежился - они выезжали к Хрусу, с реки тянуло сырым холодом. - Магу мои заклятья - игрушка. Я от поимщиков ставил, а то землеробы народец ушлый.
Ридж задумался. Караул в глухом месте не выставишь. Это белые могли бы обустроить засаду по всем канонам. Стражники или напьются, или сбегут в ближайшую таверну. Там утром-то жуть берёт, а ночью вовсе любой звук сподобит обмочить штаны.
"Как бы я повёл себя в подобном раскладе? Переждал бы несколько дней. Где? В городе? Нет, Тосс мал, каждый новый человек, как дуб в поле. В деревнях - тем паче. Не-е-ет, дамы и господа! У него просто обязано быть тайное убежище и как бы не на развалинах настоящего Морна. Припомним ещё раз легенду... Не то... Не то... Нет-нет-нет! Где же было сие? А! Вспомнил!
Старинный замок средь болот
Обвился узкою рекою,
Что к Хрусу бурному течёт,
Скрываясь под густой травою.
Узкая река или широкий ручей. Впадает в Хрус, скрываясь под травою. А не в пещеры ли ныряет? Не в скальную ли гряду, по которой они сейчас рысят в сторону Тосса? Отчего же нет? Скалы шириною в четверть лиги. Вполне достаточно для пещер и гротов. А подземный путь уводит тот же Тоньшо далеко в сторону, от того и не сыскали его продолжения в топях. Да и кому надобно? К чему? Лягушек ловить? Значит, сия честь выпадет нам. Осталось прикупить бумаги, разноцветных чернил и картографических перьев. М-да, картографы-от-штандарта. Белого".
- Едем к Тоньшо, Тэм.
Блондин глубоко кивнул и полез в перемётную суму за картой.
- К чему бумэху-то? - прогудел Вол. - Туточки недэлэче. - И мастер выехал вперёд.
Оказалось и вправду "нэдэлэче" - каких-нибудь три четверти часа пути. В виду печального тёмного пальца "тверди" Оринесен. Горбатый деревянный мостик переброшен через щель в камне. Сверху виден мутный поток, вползающий в Хрус. Ширина - пол-арна,1 не более. Каменный разруб зарос мхами и цепкой травой. Прикинув за и против, Ридж оставил мысль спускаться вниз на верёвке - ну его, ещё застрянешь меж теми уступами поверху и виси, как колбаса. Вот только колбасе не грозит переломать ноги, упав с крюка.
- В Тосс. Берём шлюпку и подходим с воды. - распорядился он.
Тэм приподнял бровь:
- Может по мелководью, а? Братец с сестричкой увяжутся.
Ридж покрутил головой, тоскливо взглянул на закат:
- Буде у меня возможность, Тэмми, я бы в щель менее, чем с аредом, не полез. Рысью марш!
29 дня Пустых полей. Час с четвертью после полудня.
- Негодяй! Подлый отвратительный негодяй! - Лия пылала лицом от возмущения. - Сызнова кинулись смотреть чудеса, оставив нас в неведении!
- Не "оставив в неведении", а дав покойно почивать. - отрезал продрогший Ридж, сдирая негнущиеся перчатки.
- Во Льдах отосплюсь! - рыжая подсунула чашку с мятником под руку веркеру. - Итак, душа моя, я требую подробных сведений!
- Подробных? - иронически вопросил офицер, отхлёбывая глоток горячего питья.
- Хотя бы кратких. - магисса прошлась по каюте. - Ну-у-у? - глаза уставились на Риджа.
Граф мысленно проклял день, когда первый раз увидел эту бешеную кошечку.
- В первом амбаре - запасы Верга, бочонки с солониной сами понимаете какого толку. Во втором и заброшеном господском доме - алхимические принадлежности. Второй брошен около года назад, третий - перед нами. - Ридж развернул тряпицу и протянул магичке серо-жёлтый комок. - Можешь разобрать что за субстанция?
Та осторожно помяла в пальцах мягкий шмат, понюхала, поморщилась и пожала плечиками:
- Серая глина с какими-то травами. - виноватый вздох. - Прости, тут алхимик потребен. Более ничего не сыскано?
Попивая мятник с булочками, Ридж рассказал и о живительном зелье, и о голодной башке, и о шляпе, и о своих выводах. Магисса с размаху стукнула по столу крохотным кулачком:
- Обоих вас в баранов обратить, что не взяли с собой! Немедля пиши в шестую и командору, отправлю Дуновением.
- А что это? - Ридж отвёл руку с чашкой, уставясь на магиссу.
- Имеется такое заклинание. Писать будешь моими чернилами и на моей бумаге. Заклятье сложное, но в данном случае стоит того, чтобы донесение мигом оказалось в шестой.
- И как вы ещё почту не разорили. - проворчал Ридж.
- Видишь ли, - Лия выложила на стол лист сиреневой бумаги, поставила письменный прибор и отступила на шаг, словно ценитель перед картиной. - серебрёные чернила дороги, заговорённая бумага ещё дороже, а заклинание возмущает покровы на сорок лиг окрест. Потому и дозволено применять оное в случаях небывалых. Твои находки, полагаю, вполне подходят под разряд небывалого. Пиши уже!
Ри прежде не видал подобной методы отправки эпистол. Едва воск расплылся под его личной печатью, как Лия подбросила бумагу в воздух, влепила по ней жезлом и прошипела несколько слов, каковых сам Ридж не смог бы повторить без риска вывернуть горло наизнанку. Бедные маги! Как же их учат, интересно? Бумага сама собой свернулась в "птичку", порхнула под приподнятую раму и мерзкий скрип пронёсся над бухтой вослед сиренево-серебряному метеору, пронзившему облака.
Не успел Ридж прочистить ухо, как в каюту ввалились все офицеры буревестника вкупе с полуголым Тэмом и ошалелым Вейсом. Тесаки, абордажные сабли и палаши наголо придавали компании сходство с экипажем пиратского фрегата.
- Ну! - рявкнул Мершель, убедившись в отсутствии вышеупомянутых пиратов и демонов. - Извольте объясниться, любезные гости! Вы оба в платье. - продолжал он с видом умудренного книжника. - Стало быть предположение об экзотических любовных кунштюках отводится под резоном маловероятственного. - Навигатор наморщил лоб и обвёл саблей круг. - Сентенцирую - кто-то колдовал нечто непотребное.
- И очень даже потребное! - обиделась Лия. - Дуновение Трёх Лепестков.
- Ахти ж, матушка-Лойя! - ахнул Фастан, предусмотрительно скрывающийся в рядах аръегарда.
- Извольте впредь упреждать. - Лой бросил саблю в ножны. - Чуть сызнова мятежу не сделали. В городе изумление великое, носятся, как мыши в пробитом трюме!
- Поизумятся и утихнут. - пожала плечиком магисса. Личико её выражало пренебрежение.
- М-м-маги. - с матерной интонацией выдохнул штурвалер Эрч Симора. Офицер повернулся и вышел вон, увлекая за собой всех, кроме аредеров.
Мершель остался:
- Не успели вы отбыть кто в топи, кто в город, как нас осчастливила визитом богопринятая мать Тошула. Я отродясь не слыхал подобных построений словесных! - Навигатор был зол - брови насуплены, руки скрещены на груди, глаза мечут молнии, ноздри раздуты. - Её благоверный мечется меж горшком и тюфяком в жару и бреду! Вы, случаем, не ведаете, кто мог напустить на него порчу, а? - И Мершель подался вперёд всем телом, прожигая маленькую мэтрессу взглядом.
Лия вздёрнула подбородок и отвернулась, демонстрируя оскорблённость. Мол, кто - я? Да вы в своем ли уме, сударь? Дипломированая магисса-экзорциумистка. Не чокнутый проклятор какой-нибудь.
Воздух в каюте густел и наливался духотой, несмотря на морозный бриз, лижущий "Эве" шершавым языком от носа до кормы. И в этом бульоне обиженой злобы прозвучал спокойный голос Нира:
- Оставьте сударыню мэтрессу в покое, Мершель. Это я проклял кошачье отродье за грязный язык.
Если бы на рейде объявился легендарный Уст на своей "Мести" во главе пиратской эскадры, Мершель, верно, был бы поражён меньше.
- Но вы же не маг, сударь!
- Разумеется. - со змеиной улыбкой ответствовал Ридж. - Аредер Нир не маг. Он чёрный колдун. О чём распространяться не следует.
- Великая Дева! - Мершель тряхнул седоватой шевелюрой. - Имеется ли хоть один канон, коий не преступают в четвёртой?
- Конечно. - веркер был абсолютно серьёзен. - Своих не выдавать. Надеюсь, и в восьмой сей канон почитаем.
- Ну знаете, сударь! Ну знаете! - Мершель махнул ручищей. - По закатной заре Тошула вернётся и объясняйтесь сами. Как вам будет угодно, господин веркер!
- Госпоже Тошуле весьма повезёт, ежели она отбудет с борта не в зашитом мешке. - огрызнулся Ридж.
Мершель охнул:
- Да ведь нам ещё сто раз в Тосс заходить! Нет уж. Желаете казнить - просим на берег. Чего бы супротив вас не замышляли, не след жизни лишать богопринятую мать, кою весьма чтит весь Тосс!
- Она предводительствует шунами, Лой. - Ридж скрестил руки на груди. - Это она послала убийцу в Ниоту, больше некому.
Навигатор отмахнул рукой от себя и упрямо повторил:
- Никаких казней на борту. Хоть вы и старше чином, господин граф, но на "Эве" командую я.
- Вы ведали о шунах? - веркер откинул голову назад, прищурил глаз.
- Кто же не ведал. - пробурчал навигатор. - Желаете совет? Ежели вы не оставили помыслов о бело-зелёном, оставьте помыслы о вреде госпоже Лонгедош.
Ри глубоко кивнул и глазами показал, что понял намёк. Действительно, в его положении любой союзник хорош. Шунит он или верный сын Пяти Великих Сущностей. Одолеть огромное чудище, а уж после можно и придавить нежелательную ересь. Нет, подлецом де Каро не был. Просто так поступали во все времена государи. И ни один из них не остался в хрониках с дурными прозвищами. Наоборот.
Гейнара II Просвещённая. Открыла три магических школы и университетум. Казнила канцлера и пять советников за несогласие с политиками. Стравила Ватарию с Лэнгом - азарские войска почти без боя заняли закатные склоны Арта вкупе с предгорьями. Отозвала без объяснений корабли с оружием для Империи.
Подлая Гейнара? Коварная? Мерзейшая? Ничуть. В хрониках остался образ "высокоученой остроумной государыни, под чьей дланью Азар преумножил могущество своё и благоденствие подданых своих".
Вин VIII Благодеятельный. Ввёл пошлину за проезд по мостам. Выдумал три новых вида податей и дозволительные листы на ремёсла. Воспретил переход в высшее сословие за выкуп. Распустил Негоциантскую и Ремесленную палаты, оставив в Королевском Совете лишь дворян. Впрочем, и Совету оставалось жить лишь полтора года.
Ну и что? Назвал его кто-либо Гонителем Вольностей? Душителем? Поработителем? Нет, судари мои. Мудрый, Рачительный, Умножитель Казны.
Примечание
- Арн - 4 метра.