Бунт зверей в библиотеке или новое правило для сотрудников

Прошло несколько месяцев с того момента, как в библиотеке появилась новая секция, а в школе стали проводиться занятия для желающих изучить кротовий шрифт. За это время у Селены появилась команда из нескольких лис, ворон и даже выдр. Им с Фарамиром стало легче, ведь теперь не нужно было все тащить на своих лапах и крыльях. А другие звери стали более терпимо относиться к незрячим членам звериного сообщества. Секция книг на кротовьем шрифте в библиотеке очень сильно разрослась. Теперь там была целая солянка из книг разных жанров, в том числе и справочная литература. Селене бы только радоваться, но…



В один из дней к Селене пришел главный библиотекарь, которого звали Мартин. Он сказал, что очень благодарен Селене за ее вклад в развитие лесной литературы, но штатные сотрудники библиотеки недовольны, тем, что звери все реже стали просить обычные книги и им постоянно приходится обращаться к волонтерам, которые работают в специальной секции. Они чувствуют себя ущемленными, ведь они не знают этого специального шрифта. И еще они заметили, что библиотекарей-волонтеров звери стали уважать больше, и это их раздражает. Плюс ко всему звери теперь частенько оставались на библиотечной поляне допоздна, а иногда и на ночь. Из-за этого библиотекари вынуждены перерабатывать, а количество сосновых шишек в их лапах при этом не растет. Старые работники стали чувствовать себя менее нужными, а еще им жалко красивые книжки, которые мало кто берет. Селена была ошарашена. При чем тут она, ведь она хотела как лучше для лесного общества. А теперь ее косвенно, но обвиняют. Но Мартин заверил ее, что не собирается ее обвинять, а хочет попросить у нее помощи. Он хотел, чтобы Селена и ее ученики, в частном порядке, в свободное от переводов время, обучили бы его сотрудников новому шрифту.



Селена сказала, что не может говорить за всех, и обещала, переговорив со своими помощниками, дать ему ответ через несколько дней. Она собрала свою команду, чтобы обсудить предложение Мартина. Многие из ее помощников согласились, но заметили, что они хотели бы обучить не только библиотекарей, потому что в других сферах этот шрифт тоже может пригодиться. Например при обучении аптекарей, спасателей, работников магазинов, врачей. А в идеале, в будущем, перевести все научные термины и их сокращения на кротовий шрифт.



Селена схватилась лапками за голову. Ведь чтобы все это сделать, нужен новый лесной закон. Нужно идти к главному медведю и разговаривать с ним напрямую. Пока Селена не чувствовала в себе подобной смелости. Да и потом, ей все время вспоминалось, о чем твердил ее отец. Он всегда говорил, что они маленькие слепые звери, их дело – жить под землей и не лезть в большие дела леса. Хотя после рассказа мамы она понимала, чем это вызвано, но все равно старалась разговаривать с ним поменьше. Отец до сих пор считал ее действия глупостью и блажью.



Мама лишь утешала, гладила Селену лапкой по голове и говорила, что папа в конце концов все поймет. Когда ей казалось, что дочь ее не слышит, она бормотала себе под нос, что отец Селены становится старым и недальновидным кротом. Селена только вздыхала и делала вид, что ничего не слышит. Она с головой погружалась в новые проекты. Например до того, как прилетел Мартин, они с Фарамиром начали переводить «Властелина шишек» и уже перевели первую часть - «Хранителей шишки». Они уже хотели взяться за вторую, но это пришлось отложить на неопределенный срок. Селена была огорчена, ведь она очень любила эту трилогию.



Хотя она понимала, что обучение библиотекарей это еще один шаг к принятию ее и ее сородичей лесным сообществом. Но здесь ее ожидал неприятный сюрприз. Все библиотекари встали в позу. Они не хотели учить новый шрифт, тратить на него свое драгоценное время. Они считали, что и так достаточно образованы и у них хватает работы. Ведь им и так надо делать очень много: восстанавливать книги, вести каталоги, следить за тем, чтобы не брали книги без читательского билета, чтобы книги возвращали вовремя, чтобы на читательской поляне не было шума, ссор и даже драк. Все это и так осложняло жизнь библиотекарям, а тут еще какой-то шрифт с глупым названием Кротайль от какого-то крота. И вообще-то кроты должны сидеть под землей и не высовываться. Пускай волонтеры по-прежнему этим занимаются, а у них своих забот хватает. Их и так уважают за их знания и умения.



Селена была сильно удивлена. Библиотекари противоречили сами себе. С одной стороны, они говорили, что волонтеры ущемляют их достоинство и звери пренебрежительно к ним относятся. И тут же говорят, что у них все в порядке и этот шрифт им не нужен. Иначе как лицемерием это не назовешь. В итоге Мартину ничего не оставалось, как сократить часы работы библиотеки и библиотекарей, а в свободные часы, которые оставались в рабочие дни, сотрудники должны были изучать кротовий шрифт. Тем, кто не слушался он пригрозил увольнением. Звери скрежетали зубами, когтями, топали лапами, но им пришлось снова начать учиться. Обучение шло медленно, потому что чтение на кротовьем шрифте это не тоже самое, что чтение обычных букв. Нужно было запоминать количество и расположение вмятинок на каждой странице.



В какой-то момент Селена отошла от занятий с библиотекарями и пошла на прием к главному медведю. Она понимала, что нельзя заставлять учиться новому только под угрозой увольнения. Надо что-то менять, иначе принимающее непохожих на других лояльное общество не построить. Перед тем, как пойти к главному медведю, Селена долго обдумывала, что и как ему скажет. Ведь от этого зависела не только ее судьба, но и жизнь всего леса.



Главный медведь принял ее довольно быстро, и оказалось, что он наслышан о смелом кротике. Они долго разговаривали, обсуждали, как сделать, чтобы звери могли, а главное сами захотели выучить Кротайль. Старый медведь понимал, что зверям, а особенно библиотекарям нужен стимул. Медведь принял решение, что новый шрифт не является обязательным для изучения, но те, кто его будут знать и уметь им пользоваться, получат больше сосновых шишек чем те, кто его не будут знать. Некоторые профессии для незнающих новый шрифт будут закрыты. Но это будет их личный выбор, и никто не будет их заставлять. А еще он ввел новое правило: при хорошем владении Кротайлем незрячие члены лесного сообщества смогут учиться и работать на равных правах со зрячими. Например могут стать спасателями, аптекарями или врачами, а не только жить под землей и копать, копать, копать… Селена обрадовалась тому, что глава леса настолько мудр и добр, и заботится о благе своего леса. На что он ответил, что если бы не было таких кротиков, как Селена, любознательных, открытых миру, трудолюбивых, то все его усилия пошли бы прахом.



Где-то через полгода Кротайль учили везде, и книг на нем стало очень много. Библиотекари перестали раздражаться, ерничать, потому что они стали получать больше сосновых шишек. И некоторые из них оказались вполне приятными зверями, просто им было тяжело привыкать к новому. А еще через какое-то время кроты и слепыши стали работать не только под землей. А отец Селены наконец осознал, что дочь делает благое дело, а произошло это после того, как сын его друга стал работником аптеки. Боромир понял, что это случилось благодаря Селене, и теперь он поддерживал ее во всем. А также кротик наконец-то смогла закончить перевод «Властелина Шишек». Теперь в ее планах был перевод еще более масштабных циклов.