Глава 95

— Закройте за собой дверь, Поттер. — Северус решил, что любезно вести себя с мальчишкой не будет. Нужно разозлить его, для пробуждения способностей, так сказать.

Поттер повернулся и преувеличенно исполнительно прикрыл дверь, а затем подошел к столу. Северус нетерпеливо указал на кресло перед столом, а сам занял место за столом. По своему обыкновению Северус сел, широко расставив ноги. Одного взгляда на лицо мальчишки хватило для оценки положения — Поттер недоволен и опасается его.

— Итак, Поттер, вы знаете, зачем вы здесь, — сказал Северус. — Директор попросил меня обучать вас окклюменции. Могу только надеяться, что к ней вы обнаружите больше способностей, чем к зельям.

— Понятно, — Поттер эмоций не выражал.

— Возможно, это не ваши обычные занятия, Поттер, — злобно прищурясь, сказал Северус. Кажется, кого-то нужно поставить на место, — тем не менее я по-прежнему ваш преподаватель, и, обращаясь ко мне, вы всякий раз будете именовать меня «сэр» или «профессор».

— Да… сэр, — сказал Гарри. Его глаза уже метали молнии.

— Итак, окклюменция. Как я уже пытался объяснить вам на кухне у вашего любезного крестного, этот раздел магии позволяет оградить сознание от магического вторжения и влияния. — Сказал Северус, оценивающе оглядев Гарри.

— А почему профессор Дамблдор считает, что мне это нужно, сэр? — спросил Гарри, глядя Северусу в глаза. Его тон был совсем нерешительным, но он крепился.

Снейп молчал, взял паузу на обдумывание. Затем, желая полностью отбить у Гарри тягу к вопросам, произнес:

— Наверняка вы уже догадались сами, Поттер? Темный Лорд весьма сведущ в легилименции…

— А это что такое? Сэр.

«Непроходимая тупость. В глазах пустота как у коровы. Красивый, но такой глупый.» — Северус глубоко в душе надеялся, что Поттер попытается изучить тему их занятий в библиотеке. Ну, хотя бы почитает об основах. Кажется, ошибся.

— Это умение извлекать чувства и воспоминания из чужого ума…- начал Северус.

— Он умеет читать мысли? — спросил Гарри с благоговейным ужасом в голосе.

— В вас нет тонкости, Поттер. — Темные глаза Снейпа блеснули, сейчас пойдет легче. Северус любил объяснять сложное еще более сложными словами, вгоняя учеников в уныние и отбивая охоту у нетерпеливых к изучению столь сложных предметов. — Вы не понимаете тонких различий. Это одна из причин ваших плачевных успехов в зельеварении.

Северус помолчал, оценивая эффект, произведенный на мальчишку его словами.

— Только магглы рассуждают о «чтении мыслей». Ум — не книга, которую можно раскрыть, когда заблагорассудится. Мысли не напечатаны внутри черепа, чтобы их мог изучить всякий любопытный. Мозг — сложный и многослойный орган — по крайней мере, у большинства людей, Поттер. — Он усмехнулся. Наверняка мальчишка даже не уловил горечи в его голосе. Нельзя допустить, чтобы Поттер узнал о связи с Лордом из-за крестража, заключенного в его душе. Пускай считает это банальщиной вроде чудесного чтения мыслей. Как маггл, ей богу. — Верно, однако, что те, кто овладел легилименцией, способны при определенных условиях проникнуть в сознание своих жертв и правильно интерпретировать добытые сведения. В частности, Темный Лорд почти всегда знает, когда ему кто-то лжет. Только искушенные в окклюменции способны подавить чувства и воспоминания, противоречащие лжи, и, таким образом, говорить неправду в его присутствии, не опасаясь разоблачения.

— Он может прочесть мои мысли прямо сейчас?

— Темный Лорд находится на значительном удалении, а территория Хогвартса ограждена многими древними заклятиями и чарами, дабы обеспечить физическую и духовную безопасность тех, кто на ней находится. Время и пространство в магии существенны, Поттер. Для легилименции часто необходим зрительный контакт.

— Хорошо, зачем же тогда мне изучать окклюменцию?

Хороший вопрос, Поттер. Очень хороший. Кажется, мы вступаем на взрывоопасную территорию. Чувствуя, что выходит на тонкий лед, Северус ответил:

— Обычные законы на вас, по-видимому, не распространяются, Поттер. Заклятие, которое не смогло вас убить, кажется, создало некую связь между вами и Темным Лордом. По всем признакам, в те периоды, когда ваш ум наиболее расслаблен и уязвим — например, во сне, — вы улавливаете мысли и эмоции Темного Лорда. Директор полагает, что этому надо положить конец. Он хочет, чтобы я научил вас закрывать свой ум от Темного Лорда.

Северус видел, что мальчишка ему не верит. Да, объяснение так себе, но что он должен был сказать? Гарри, ты скоро умрешь? Так он должен был сказать? В такие моменты Северус ненавидел всех и вся, особенно Дамблдора с его догадками и расследованием по крестражам. Еще и меч этот пропавший… Иногда Северус ужасно ненавидел свою работу. Сейчас, например, особенно.

— Но почему профессор Дамблдор хочет это прекратить? Мне это не особенно нравится, но ведь оказалось полезно — разве нет? В смысле… я увидел, как змея напала на мистера Уизли, а если бы не увидел, профессор Дамблдор не смог бы его спасти — так ведь, сэр?

Северус принялся нервно поглаживать большим пальцем нижнюю губу. Пускай мальчишка и не имеет глубоких познаний, но в прозорливости ему не откажешь. Он загоняет Северуса своими вопросами в тупик, но и сам не понимает какой же властью обладает в этот момент. Северус внутренне поежился и снова внимательно окинул Поттера взглядом. Когда мальчишка вырастет — станет грозным противником. Северус выдохнул — если бы мальчишка вырос…

— Судя по всему, до последнего времени Темный Лорд не подозревал о связи, существующей между вами. До сих пор вы, по-видимому, воспринимали его чувства и улавливали его мысли неведомо для него. Однако видение, случившееся у вас незадолго до Рождества…

— Со змеей и мистером Уизли?

— Не перебивайте, Поттер, — угрожающим тоном произнес Снейп. Дурные манеры мальчишки бесили до чертиков перед глазами. — Продолжаю: видение, случившееся у вас незадолго до Рождества, столь сильно затронуло сознание Темного Лорда…

— Но я смотрел из змеи, не из него…

— Кажется, я сказал вам, чтобы вы не перебивали? — Северус совсем рассердился. Кажется, Петунья не озаботилась должным воспитанием племянника. Болтает, что хочет и когда хочет.

Но Гарри, кажется, не заботился о манерах в этот момент. Он подался вперед и внимательно ловил каждое слово. Его кожа притягивала голубые блики от Омута памяти, и Северус зачаровано взглянул в его глаза.

— Как же я видел глазами змеи, если мысли у меня — Волан-де-Морта?

Очарование момента пропало. Северус внутренне вздрогнул. Имя этого чудовища из чужих мягких губ прозвучало просто отвратительно.

— Не смейте произносить имя Темного Лорда! — рявкнул Северус.

На несколько минут в кабинете повисла мертвая тишина. Поттер удивленно и испуганно заглядывал в чужие глаза, пытаясь уловить в них раздражение или страх. Северус же испытал желание утопиться в голубой чаше. Позорный момент. Теперь мальчишка будет считать его трусом.

— Профессор Дамблдор произносит его имя, — тихо сказал Гарри.

«Какое он еще в сущности дитя!»

— Дамблдор — чрезвычайно могущественный волшебник. Он может себе это позволить без опасения… мы же… — Северус красноречиво потер свою левую руку. Когда Северус нервничал — проклятый рисунок начинал его беспокоить.

— Я просто хочу понять, — Северус видел, что Поттер старается выдержать вежливый тон речи, — почему…

— Вероятно, вы проникли в мозг змеи потому, что там находился в это время Темный Лорд, — Грубо произнес Северус. — В это время он владел змеей, и поэтому вам приснилось, что вы тоже внутри нее.

— И Вол… он… понял, что я там? — Наконец-то благоговейный ужас в глазах.

— Вероятно, — сухо ответил Снейп.

— Откуда вы знаете? — допытывался Гарри. Какой противный мальчишка в самом деле! — Это только догадка Дамблдора или…

— Я же сказал вам, — Снейп выпрямился в кресле, глаза превратились в щелки, — обращайтесь ко мне: «сэр».

— Да, сэр, — нетерпеливо сказал Гарри. — Но откуда вы знаете…

— Мы знаем и этого более чем достаточно! — Северус терял терпение. Если он сейчас не закончит этот дурацкий разговор, то потеряет остатки настроения для занятий.

— И может заставить меня делать то, что ему надо? — Спросил Гарри и поспешно добавил: — Сэр.

— Возможно, — произнес Снейп без всякого выражения. — и это возвращает нас к окклюменции.

Северус встал из-за стола и принялся медленно извлекать свою палочку из кармана. Уголком сознания он отметил, что мальчишка непроизвольно сжался от страха. Неужели он считает, что Северус может напасть? Вместо этого Северус прижал кончик палочки к виску и вытащил несколько воспоминаний из памяти, а затем опустил их в Омут памяти. Сейчас они только помешают.

— Встаньте, Поттер, и возьмите вашу волшебную палочку.

Поттер поспешно встал и с беспокойством покосился на палочку Северуса.

— Можете с ее помощью обезоружить меня или защититься каким угодно иным образом, — сказал Снейп.

— А что вы собираетесь делать? — голос Поттера начинал дрожать от беспокойства.

— Я попытаюсь проникнуть в ваше сознание, — тихо ответил Снейп. — Посмотрим, как вы сопротивляетесь. Я слышал, что вы уже проявили способность сопротивляться заклинанию Империус. Вы увидите, что подобные усилия требуются и здесь… Теперь соберитесь. Легилименс!

Поттер так и остался стоять с опущенной палочкой и широко открытыми глазами. Тупица, тяжко пойдут занятия.

Воспоминания неумолимо и против желания Северуса перетекали из дерева палочки прямо в его сознание.

«Маленький тощий мальчик в очках, очень смахивающий на воробушка, наблюдал за тем, как белобрысый толстый мальчик неловко крутит педальки на новом красном велосипеде. Ужасное чувство зависти сжало горло Северуса так, словно это он сейчас желал такой трехколесный велосипед.»

«Мальчишка лет девяти с громким криком убегал от бульдога и со скоростью ветра пронесся мимо смеющихся людей и залез на высокое дерево, спасаясь от зубов и слюнявой пасти пса. Толстый усатый мужчина, его тощая жена-блондинка, в которой Северус моментально признал Петунью Эванс, пухлый некрасивый мальчик и безобразная усатая женщина покатывались со смеху, глядя на испуганного Поттера.»

«Большой Зал, не узнать который невозможно, залатанная Шляпа искушающе шепчет: Я думаю, мальчик, что ты бы отлично преуспел на Слизерине…»

«Девочка с густой черной шерстью, кошачьими ушами и желтыми глазами горько плакала, прижимая лапки к глазам.» — Ту же самую картину Северус видел много лет назад, когда предлагал мадам Помфри выжечь волосяные фолликулы с помощью аконитовых бобов…

«Сотня дементоров надвигается на него со всех сторон, кольцо сжимается, он уже не видит неба.»

«Темная комната, студентка с Равенкло под омелой подходит к Поттеру…» — Мальчишка закричал и непроизвольно ошпарил запястье Северуса прижигающим заклинанием. Он безвольно упал на пол и его голова гулко стукнулась о ножку стола.

«Звук такой громкий. Верно, что голова у него совсем пустая.» — Северус принялся потирать обожжённое запястье, пока Поттер приходил в себя.

— Кому принадлежал бульдог? — презрительно улыбнулся Северус.

— Тетушке Мардж. — Поттер блестел глазами от неконтролируемой ярости.

«Ну же, выплесни злость и наконец, прислушайся к совету! Очисти свое сознание!»

— Поттер, вам не хватает дисциплины. Очистите сознание, а не тратьте время и силы на крики.

— Я… пытаюсь.

— Закройте глаза, сконцентрируйтесь!

Поттер нехотя закрыл глаза.

— Легилименс!

«Огромный черный дракон взметнул своим опасным хвостом перед его лицом…»

«Счастливая Лили и Поттер старший махали рукой из зеркала Еиналеж, пока Гарри обливался слезами, водя ладошкой по холодному стеклу…»

«Седрик Диггори лежал на траве, глядя в небо стеклянными глазами…»

— НЕЕЕЕЕЕТ! — Мальчишка перешел на высокий крик и снова рухнул на пол, как срубленное деревце.

Северус выдохнул и снова надел на себя маску безразличия, но это бесполезно. Он чувствовал как собственный голос дрожит от ярости и боли:

 — Встать! — скомандовал Снейп. — Встать! Вы не стараетесь, не прилагаете усилий. Вы впускаете меня в воспоминания, которых страшитесь, вы сами даете мне оружие!

— Я… стараюсь… сопротивляться, — выдавил Гарри сквозь стиснутые зубы.

— Я сказал вам: освободиться от эмоций!

— Да? Сейчас это несколько затруднительно, — огрызнулся Гарри.

— Тогда вы станете легкой добычей для Темного Лорда! — в бешенстве выкрикнул Снейп, понимая, что против Лорда у мальчишки нет и шанса. За что он погибнет? — Дураки, у которых душа нараспашку, которые не владеют своими чувствами, упиваются грустными воспоминаниями и так легко позволяют себя спровоцировать — одним словом, слабые люди, — у них нет никаких шансов противостоять ему! Он войдет в ваш ум, Поттер, как нож в масло!

— Я не слабый! — Гаркнул Поттер.

«Он даже не спорит, что дурак?»

— Так докажите это! Возьмите себя в руки! — рявкнул Снейп. — Подавите гнев, владейте собою! Пробуем еще раз! Приготовиться! Легилименс!

Без особого сопротивления Северус вновь легко скользнул в чужую память.

«Еще более располневший усатый мужчина, забивает почтовое отверстие, криво приладив досточку к красивой двери.»

«Снова чертовы дементоры подплывают к нему со всех сторон, неба больше не видно…»

«Вот он бежит по темному коридору без окон, впереди маячит лысая макушка, в обрамлении рыжих волос. Поттер поворачивается к двери и хочет открыть ее, но Артур дергает его за руку и они спускаются вниз — к каменному залу заседания Визенгамота…»

От неожиданности Северус снимает заклинание и одновременно с ним Поттер счастливо кричит:

— Я ЗНАЮ! Я ЗНАЮ! — Он снова больно ушибся коленками, но его довольное лицо невозможно оставить без внимания.

— Что случилось, Поттер? — Северус попытался уловить чужие эмоции.

— Я увидел и вспомнил… Я теперь все понял… — Задыхался Поттер. Он довольно щурился на голубые блики Омута Памяти.

— Что поняли? — Неужели он понял как противостоять воздействию?

— Что находится в Отделе Тайн?

Северус пораженно застыл. Откуда этот сопляк знает?

— Что вы сказали? — Северус трусливо тянул время, соображая, как половчее уйти от вопроса.

— Я спросил: что находится в Отделе Тайн, сэр? — Поттер и не пытался спрятать торжество в своих словах.

— Чем, интересно, вызван такой вопрос? — Лениво протянул Северус.

— Этот коридор снится мне уже несколько месяцев. Волан-де-Морту что-то нужно отту...

— Я запретил вам произносить это имя!

Мальчишка упрямо прожигал взглядом его глаза, поэтому Северус решил свернуть от опасной темы и поскорее закончить занятие:

— В Отделе Тайн находится множество вещей. Но не думаю, что хотя бы одна хоть каким-либо образом вас касается, понятно?

— Да, но...

— На сегодня мы закончили. В следующий раз придете в среду в шесть часов вечера. Понятно?

— Да, сэр.

— Перед сном обязательно очищайте свое сознание. Если вы не будете заниматься, то я непременно об этом узнаю, понятно?

— Хорошо.

Северус отвернулся от Поттера и принялся выгружать новые воспоминания в Омут памяти. Кажется, все еще хуже, чем он думал. Темный Лорд уже достаточно давно воздействует на психику этого сопляка.

«Дамблдор будет в восторге!»

Многие реплики взяты из 5 книги.

Содержание